Судья Кириллова Е.С. Дело № 2-18/2018
№ 33-232/2018
10 апреля 2018 года город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Выглева А.В.,
судей Бирючковой О.А., Кречетова А.А.,
при секретаре Андреевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магаданского транспортного прокурора в интересах ФИО1к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) о признании периода работы протекающей в районах Крайнего Севера, возложении обязанности включить сведения о специальном стаже в лицевой счет застрахованного лица, признании незаконными действий в части невключения периода работы в стаж, дающий право на пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 22 января 2018 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А., объяснения представителей ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) - ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения истца ФИО1, помощника Магаданского транспортного прокурора Карабанова Е.Н., представителя третьего лица - публичного акционерного общества «Магаданский морской торговый порт» - ФИО4 относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Магаданский транспортный прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в городе Магадане, Управление)о признании периода работы протекающей в районах Крайнего Севера, возложении обязанности включить сведения о специальном стаже в лицевой счет застрахованного лица, признании незаконными действий в части невключения периода работы в стаж, дающий право на пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера.
В обоснование указал, что по результатам проведенной проверки установлено, что ФИО1 с 8 мая 2014 года согласно приказу № 253 принят на работу в публичное акционерное общество «Магаданский морской торговый порт» (далее - ПАО «Магаданский морской торговый порт», Общество) сменным помощником капитана - сменным механиком на БК-1200 «Садко», со 2 февраля 2016 года переведен на должность капитана службы эксплуатации флота БК «Александр Солженицын».
Между ПАО «Магаданский морской торговый порт» и ФИО1 заключен трудовой договор, которым установлена процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент, а также продолжительность ежегодного отпуска в количестве 52 календарных дней.
В целях определения права на досрочное пенсионное обеспечение работников морских судов БК "Александр Солженицын" и БК "Владимир Высоцкий" ПАО "Магаданский морской торговый порт" в ГУ УПФ РФ в городе Магадане направлено письмо с уточняющими сведениями за 4 квартал 2016 года.
Письмом ответчика от 5 мая 2017 года отказано в принятии уточняющих сведений по причине того, что территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта его приписки, которым вданном случае является Большой порт города Санкт-Петербург, не относящегося к районам Крайнего Севера.
Несмотря на выплату ФИО1 процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента, предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 52 дней, а также на особый характер работы лиц, занятых на морских судах БК «Александр Солженицын» и БК «Владимир Высоцкий», которые используются только для проведения швартовых и грузовых операций на акватории порта прибрежных водах Охотского моря, ответчиком в лицевом счете застрахованного лица ФИО1 информация о работе в районах Крайнего Севера не содержится. Управление обязало работодателя внести корректировки в ранее предоставленные сведения в части исключения информации о работе в таких районах.
Полагает, что своими действиями по невключению указанных сведений о застрахованном лице ответчик нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации пенсионные права ФИО1, а также интересы Российской Федерации по надлежащему государственному управлению финансами пенсионного обеспечения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Магаданский транспортный прокурор с учетом внесенных заявлением от 29 ноября 2017 года изменений окончательно просил суд:
признать период работы ФИО1 в должности капитана - сменного механика БК «Александр Солженицын» ПАО «Магаданский морской торговый порт» с 1 октября по 31 декабря 2016 года работой, протекающей в районах Крайнего Севера;
обязать ГУ УПФ РФ в городе Магадане включить в лицевой счет застрахованного лица сведения о специальном стаже дающим право на пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера за периоды работы ФИО1 с 1 октября по 31 декабря 2016 года в должности капитана - сменного механика БК «Александр Солженицын» ПАО «Магаданский морской торговый порт»;
признать незаконными действия ГУ УПФ РФ в городе Магадане в части невключения период работы ФИО1 в должности капитана - сменного механика БК «Александр Солженицын» ПАО «Магаданский морской торговый порт» с 1 октября по 31 декабря 2016 года в стаж, дающий право на пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера, как влекущие нарушения пенсионных прав гражданина впоследствии.
Определением суда от 13 декабря 2017 года производство по делу приостановлено до получения заключения Министерства труда и социальной политики Магаданской области экспертизы условий труда ФИО1
Определением суда от 22 января 2018 года производство по гражданскому делу возобновлено.
Решением Магаданского городского суда от 22 января 2018 года исковые требования удовлетворены.
Период работы ФИО1 в должности капитана - сменного механика БК «Александр Солженицын» ПАО «Магаданский морской торговый порт» с 1 октября по 31 декабря 2016 года признан работой, протекающей в районах Крайнего Севера.
На Управление возложена обязанность включить в лицевой счет застрахованного лица сведения о специальном стаже, дающем право на пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера за периоды работы ФИО1 с 1 октября по 31 декабря 2016 года в должности капитана - сменного механика БК «Александр Солженицын» ПАО «Магаданский морской торговый порт».
Признаны незаконными действия ответчика в части невключения периода работы ФИО1 в должности капитана - сменного механика БК «Александр Солженицын» ПАО «Магаданский морской торговый порт» с 1 октября по 31 декабря 2016 года в стаж, дающий право на пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера, как влекущие нарушения пенсионных прав гражданина впоследствии.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в городе Магадане выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Указывает на нарушение судом норм материального права.
Ссылаясь на пункт 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 29, 33, 35 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, часть 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает, что само по себе то обстоятельство, что судно, на котором работал истец, во время совершаемых рейсов заходило в порт, расположенный в районах Крайнего Севера, не может служить достаточным основанием для включения таких периодов работы в стаж, дающий право на пенсию для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, поскольку такая работа должна носить стабильный характер и производиться в организациях, расположенных в этих районах.
Действующее законодательство, устанавливая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает включение в их состав морей и океанов, в связи с чем, как время нахождения судна в плавании, так и время его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж без учета территориальной принадлежности судна, определяющейся по порту его приписки.
ФИО1 в период с 1 октября по 31 декабря 2016 года осуществлял трудовую деятельность на буксире БК «Александр Солженицын». Портом приписки этого буксира, который по типу судна и основным техническим характеристикам относится к морским судам, является Большой порт Санкт-Петербург. Место работы судна БК «Александр Солженицын» - акватория порта Магадан, пирс бухта «Старая Веселая».
В этой связи считает, что не имеется правовых оснований для признания периода работы истца в должности капитана БК «Александр Солженицын» ПАО «Магаданский морской торговый порт» с 1 октября по 31 декабря 2016 года работой, протекающей в районах Крайнего Севера, а также для включения периода в лицевой счет застрахованного лица как стажа, дающего право на пенсию в связи с работой в данных районах.
Судом не принято во внимание, что работники указанных буксиров пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со списком № 2 разделом XXVIII «Транспорт», которым предусмотрен плавающий состав, а именно машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта: кочегары судов, работающих на жидком топливе, машинисты всех наименований, мотористы всех наименований, механики и их помощники, главные и старшие механики, электромеханики и их помощники, электромеханики старшие.
Ссылаясь на судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что территориальность трудовой деятельности члена экипажа судна определяется исходя из территориальной принадлежности судна, то есть порта его приписки.
Приводя положения постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 марта 1960 года № 458/9 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате плавающего состава судов морского флота и работников береговых предприятий и организаций морского транспорта» о том, что для плавсостава судов коэффициенты к заработной плате устанавливаются по месту приписки судна, за исключением плавания в районах, перечисленных в пунктах 3, 5 и 7 (в том числе в Магаданской области), указывает, что среди показателей, закрепленных законодательно и имеющих значение при определении территориальности трудовой деятельности для работников плавающего состава, отсутствует учет таких показателей как наличие или отсутствие процентной надбавки и районного коэффициента к заработной плате.
Отмечает, что выплатное дело в отношении ФИО1 в Управлении не заводилось в связи с тем, что с заявлением о назначении страховой пенсии истец не обращался. Следовательно, периоды трудовой деятельности из стажа истца не исключались.
Утверждает, что выводы суда о признании незаконными действий Управления, выразившихся в невключении периода работы истца с 1 октября по 31 декабря 2016 года в стаж, дающий право на пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Магаданский транспортный прокурор, ПАО «Магаданский морской торговый порт» с доводами жалобы не согласны, полагают решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дал надлежащую правовую оценку доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Изложенные в решении выводы мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их незаконными не установлено.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что досрочная страхования пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, Магаданская область относится к районам Крайнего Севера.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденные Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 года № 87, действовавшие до 29 декабря 2017 года).
Судом по делу установлено, что ФИО1 с 8 мая 2014 года является работником ПАО «Магаданский морской торговый порт», которое расположено в городе Магадане Магаданской области.
Согласно трудовому договору истцу установлены процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера и районный коэффициент, а также продолжительность ежегодного отпуска в количестве 52 календарных дней.
Первоначально истец замещал должность сменного помощника капитана - сменного механика на БК-1200 «Садко» в службе эксплуатации флота. Со 2 февраля 2016 года в связи с необходимостью замещения вакантной должности ФИО1 переведен на должность капитана БК «Александр Солженицын», с 20 апреля 2016 года - на должность капитана - сменного механика этого же буксира. Портом приписки данного судна является Большой порт города Санкт-Петербург, тип судна - буксир.
Согласно приказу ПАО «Магаданский морской торговый порт» от 16 марта 2016 года № 104/1 буксир БК «Александр Солженицын» введен в эксплуатацию с 16 марта 2016 года, местом работы которого определена акватория порта Магадан, спец.пирс бухта Старая Веселая, буксир поставлен на баланс, ответственным по его эксплуатации назначен капитан ФИО1
Из штатного расписания Общества по состоянию на 31 марта 2016 года следует, что работники судна БК «Александр Солженицын» поименованы в подразделении как «Служба эксплуатации флота» ПАО «Магаданский морской торговый порт».
В соответствии с Положением о службе эксплуатации флота, утвержденным генеральным директором Общества 12 августа 2014 года, указанная служба предназначена для организации работы флота в целях проведения швартовых и грузовых операций на акватории порта и прибрежных водах Охотского моря. Акватория морского порта Магадан включает в себя участки акватории морского порта № 1,2,3 в бухте ФИО5 и участок № 4 в бухте Старая Веселая.
Основным направлением деятельности службы эксплуатации флота являются: организация службы судов флота; организация работ по ремонту судов и контроль правильной технической эксплуатацией оборудования судов: организация и оформление приходов - отходов судов из (в) порт и др.
Из спецификации буксира следует, что судно используется для портовых, прибрежных швартовых операций и буксировок на континентальном шельфе.
ПАО «Магаданский морской торговый порт» имеет лицензию от 1 июня 2015 года на осуществление деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, среди перечня судов, используемых при осуществлении указанного вида деятельности, указан буксир «Александр Солженицын».
Согласно письму от 11 декабря 2017 года филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских судов Охотского моря и Татарского пролива» в Морском порту Магадана, в период с 1 января по 31 декабря 2016 года разрешений на отход из порта Магадан буксиру «Александр Солженицын» не выдавалось, и буксир не покидал акваторию порта. В указанный период буксир осуществлял работы по постановке судов к причалу и отходу от них, доставку лоцмана на суда и обеспечивали противопожарную обстановку судов, гидротехнических сооружений на причалах порта.
Таким образом, ФИО1 трудоустроился на работу, протекающую в районах Крайнего Севера, и с 8 мая 2014 года по настоящее время фактически осуществляет свои трудовые функции в местности, относящейся к районам Крайнего Севера. Трудовая деятельность истца носит постоянный характер. Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, судом не установлено.
Работодатель представил в ГУ УПФ РФ в городе Магадане за 4 квартал 2016 года сведения о страховом стаже истца, связанном с работой в районах Крайнего Севера. Данные сведения ответчиком не были приняты, поскольку ФИО1 в указанный период осуществлял трудовую функцию на буксире, зарегистрированном в Большом порту города Санкт-Петербурга, не относящемся к районам Крайнего Севера. 12 апреля 2017 года Обществом направлены уточняющие сведения о включении в стаж, предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, периодов работы состава БК «Александр Солженицын», постоянно работающего в акватории порта Магадан. 5 мая 2017 года Управлением направлен ответ об отказе в принятии уточняющих сведений.
В ходе проверки, проведенной Магаданской транспортной прокуратурой, был выявлен факт не включения ГУ УПФ РФ в городе Магадане в лицевой счет застрахованного лица ФИО1 сведения о специальном стаже, дающим право на пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера за периоды работы истца с 1 октября по 31 декабря 2016 года в должности капитана - сменного механика БК «Александр Солженицын» ПАО «Магаданский морской торговый порт», по тому основанию, что порт приписки судна - город Санкт-Петербург к таковым местностям не относится.
Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции верно исходил из того, что ФИО1 в спорный период времени фактически постоянно осуществлял свои трудовые функции в организации, расположенной в местности, относящейся к районам Крайнего Севера, его работа носила стабильный характер с момента трудоустройства, судно, на котором осуществлял трудовую функцию истец, принадлежит на праве собственности ПАО «Магаданский морской торговый порт», также расположенному в указанных районах, судно БК «Александр Солженицын» не находилось в плавании, не совершало рейсов с заходами в порт и краткосрочными стоянками, разрешений на отход из порта буксиру не выдавалось.
В этой связи невключение ответчиком в лицевой счет застрахованного лица ФИО1 сведений о специальном стаже, дающим право на пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера за период с 1 октября по 31 декабря 2016 года в должности капитана - сменного механика БК «Александр Солженицын» влечет нарушение прав истца на надлежащее пенсионное обеспечение, в том числе на реализацию права на досрочное назначение пенсии.
При таком положении суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований транспортного прокурора в полном объеме.
Вопреки доводам Управления в жалобе выводы суда применительно к обстоятельствам настоящего спора не противоречат правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно определения территориальности трудовой деятельности членов экипажа судна.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, они не опровергают правильности выводов суда, сводятся к изложению обстоятельств, которые были предметом исследования и проверки, направлены на иную оценку доказательств. Оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 22 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Выглев
Судьи О.А. Бирючкова
А.А. Кречетов