УИД 58RS0018-01-2020-003728-58 1 инстанция №2-18/2021
Судья Кузнецова О.В. Дело №33-2864/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2021 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Бабаняна С.С.,
судей Герасимовой А.А., Гошуляк Т.В.,
при секретаре Кондратьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гошуляк Т.В. дело по апелляционным жалобам Управления Росгвардии по Пензенской области, УМВД России по Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 января 2021 г. по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Пензенской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области о признании действий незаконными, изменении даты постановки на учет на получение единовременного социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, которым постановлено:
«исковые требования ФИО1 к УМВД России по Пензенской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области о признании действий незаконными, изменении даты постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения - удовлетворить.
Признать незаконными действия УМВД России по Пензенской области по постановке истца ФИО1 на учет для получения или строительства жилого помещения с даты 09.01.2013 г. – незаконными.
Возложить на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области обязанность изменить дату постановки ФИО1 на учет для получения единой социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения с 09.01.2013 г. на 12.10.2012 г.»,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Пензы с иском указав, что в период с 1 марта 1994 г. по 30 сентября 2016 г. проходил службу в органах внутренних дел, в период с 1 октября 2016 г. по настоящее время проходит службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. В период прохождения службы в органах внутренних дел 12 октября 2012 г. истцом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. №1223 было подано заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. О постановке истца на учет для получения единовременной выплаты он был извещен УМВД России по Пензенской области справкой от 24 мая 2013 г. №11/3-629. После перевода истца на службу в Управление Росгвардии по Пензенской области он был исключен из списка лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты в УМВД. Письмом Управления Росгвардии по Пензенской области от 29 ноября 2018 г. №31 истец был проинформирован о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты. Выписка из правового акта Управления Росгвардии по Пензенской области о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты в адрес истца не направлялась и ему не вручалась, однако в июне 2020 г. истцу стало известно, что в очереди в Управлении Росгвардии по Пензенской области на получение единовременной социальной выплаты от состоит с 9 января 2013 г., с даты распоряжения начальника УМВД России по Пензенской области №?. Вместе с тем, с датой 9 января 2013 г. постановки истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для покупки или строительства жилого помещения, истец не согласен, поскольку, исходя из Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. №1223, очередность постановки сотрудников на учет определяется датой принятия комиссией решения о постановке на учет, но никак не датой утверждения решения комиссии. Для истца это дата 12 декабря 2012 г. Дата 9 января 2013 г. постановки на учет истца для предоставления единовременной социальной выплаты УМВД России по Пензенской области не основана на нормативно-правовом регулировании и нарушает право истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты для покупки или строительства жилого помещения.
Истец просил признать действия УМВД России по Пензенской области по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истца с даты 9 января 2013 г. незаконными; определить дату постановки на учет истца для получения единовременной социальной выплаты для покупки или строительства жилого помещения 12 декабря 2012 г.; возложить обязанность на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области изменить дату постановки на учет истца для предоставления единовременной социальной выплаты для покупки или строительства жилого помещения с 9 января 2013 г. на 12 декабря 2012 г.
В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 изменил исковые требования и просил признать действия УМВД России по Пензенской области по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истца с даты 9 января 2013 г. незаконными; возложить обязанность на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области изменить дату постановки на учет истца для предоставления единовременной социальной выплаты для покупки или строительства жилого помещения с 9 января 2013 г. на 12 октября 2012 г.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение от 13 января 2021 г.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Управления Росгвардии по Пензенской области по доверенности – ФИО2 подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции юридически значимых для дела обстоятельств. Так, судом первой инстанции не учтено, что в силу требований п. 16 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. №157, п. п. 15, 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение данной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. №1223, сведения о сотруднике подлежат внесению с момента принятия решения о постановке на учет. При этом, датой постановки на учет следует считать дату правового акта, утверждающего решение о постановке на учет. Таким образом, суд первой инстанции ошибочно определил момент возникновения права у сотрудника на получение единовременной социальной выплаты с даты приема соответствующего заявления. Судом первой инстанции также не учтено, что по данным книги учета сотрудников, принятых на учет для приобретения или строительства жилого помещения в Управлении Росгвардии, истец числится под номером 1, в связи с чем, постановка истца на учет с даты утверждения решения комиссии 9 января 2013 г. не нарушает право истца на первоочередное получение им единовременной выплаты, поскольку очередь формируется, исходя из стажа службы и даты подачи заявления. Преимущество же может быть предоставлено только сотрудникам, указанным в п. 31 вышеуказанных Правил, и сотрудникам, подавшим заявление в ту же дату, но имеющим больший стаж службы.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УМВД России по Пензенской области по доверенности – ФИО3 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права. Так, судом первой инстанции в нарушение требований ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», п. п. 5, 15 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. №1223, не учтено, что действующим в спорный период законодательством срок для издания распоряжения об утверждении решения комиссии установлен не был, а по смыслу приведенных правовых норм датой постановки на учет сотрудника следует считать дату принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии на учет.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы представитель истца ФИО1 по доверенности – ФИО4 просит оставить решение суда – без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Представитель ответчика УМВД России по Пензенской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МВД России по доверенностям – ФИО5 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда – отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Росгвардии по Пензенской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по доверенностям – ФИО6 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда – отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель по доверенности – ФИО4 просили оставить решение суда – без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 в период с 1 марта 1994 г. по 30 сентября 2016 г. проходил службу в органах внутренних дел, с 1 октября 2016 г. по настоящее время проходит службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области, и имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел, Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
12 октября 2012 г. ФИО1 обратился в УМВД России по Пензенской области с заявлением о постановке его составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, представив для этого необходимые документы; стаж службы в органах внутренних дел на момент подачи заявления о постановке на учет составил 19 лет 6 месяцев 11 дней.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Пензенской области от 17 декабря 2012 г. (протокол №8), утвержденным распоряжением УМВД России по Пензенской области от 9 января 2013 г. №1/2, истец ФИО1 с семьей в составе четырех человек принят на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Сведения о ФИО1 внесены сотрудником УМВД России по Пензенской области в Базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения (книгу учета сотрудников, принятых на учет), за номером 78, присвоен уникальный номер 5-53-205-171212-0000780, дата принятия ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения установлена - 9 января 2013 г. Впоследствии в уникальный номер ФИО1 внесены изменения, в связи с чем, уникальный номер изменился на 5-53-205-090113-0000780.
Согласно акту приема-передачи документов от 23 декабря 2016 г. учетные дела сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, подлежащих переводу в Федеральную службу национальной гвардии России по Пензенской области, в том числе, ФИО1 (номер учетного дела 5-53-205-090113-0000780), переданы в Управление Росгвардии по Пензенской области.Решением комиссии Управления Росгвардии по Пензенской области от 12 января 2017 г., оформленным протоколом №1, и утвержденным распоряжением начальника Управления Росгвардии по Пензенской области от 13 января 2017 г. №547/25-3, ФИО1 принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей из четырех человек.
Сведения о ФИО1 внесены сотрудником Управления Росгвардии по Пензенской области в Базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения (книгу учета сотрудников, принятых на учет), за номером 1, с уникальным номер 090113-00001.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ФИО1 связывал нарушение своих прав и законных интересов с тем, что дата 9 января 2013 г. постановки на учет истца для предоставления единовременной социальной выплаты УМВД России по Пензенской области - не основана на нормативно-правовом регулировании и нарушает право истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты для покупки или строительства жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органа внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты имеет дата приема его соответствующего заявления и приложенных к заявлению документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению данной выплаты сотрудникам, которая в двухмесячный срок с даты подачи заявления принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет, и в случае принятия сотрудника на учет, он подлежит постановке на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии решением руководителя органа исполнительной власти.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их постановленными с существенным нарушением требований норм материального права, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 4 ст. 4 Федерального закона №247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона №247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии.
Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (п. 11 Правил).
Согласно п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (п. 18 Правил).
На основании п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности получения выплаты учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Иное толкование противоречит вышеприведенным Правилам и положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, учитывая, что при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий: стаж службы и дата подачи заявления.
Следовательно, доводы истца ФИО1 о том, что за ним не признано право на получение выплаты со дня подачи заявления, отклоняются судебной коллегией, поскольку это прямо предусмотрено Правилами, а нарушений по порядку выдачи денежных средств на настоящее время не имеется, и судом не установлено.
Доводы о том, что необходимо изменить дату постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 9 января 2013 г. на 12 октября 2012 г., отклоняются судебной коллегией.
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Анализ действующих норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Согласно п. 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений ч.ч. 3, 8, 10 ст. 4 и ч. 10 ст. 20 Федерального закона №247-ФЗ.
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД РФ от 30 марта 2012 г. №207 (далее - Порядок).
Согласно п. 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа РФ, 2 и 3 - код субъекта РФ, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
Судебная коллегия полагает, что признании за истцом права на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления прямо предусмотрено законом, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 25 Правил единая очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, формируется согласно дате подачи заявления и году принятия на учет.
Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений ч.ч. 3, 8, 10 ст. 4 и ч. 10 ст. 20 Федерального закона №247-ФЗ.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты, которая в настоящее время не предоставлена, нарушений по выплате не имеется, следовательно, нарушение прав истца в указанной части отсутствует.
Судебная коллегия также учитывает то обстоятельство, что согласно базе данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Пензенской области (начато 6 июля 2012 г., окончено 5 марта 2014 г.) в соответствующей книге учета перед ФИО1 лиц, подавших заявление о постановке на соответствующий учет позже истца, но поставленных на учет раньше, не имеется, что также свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца. А именно, перед ФИО1 стоит ФИО10, подавший заявление 11 октября 2012 г., имеющий стаж работы 22 года 1 месяц 6 дней. После ФИО1 стоит ФИО11, подавший заявление 12 октября 2012 г., имеющий стаж работы 17 лет 6 месяцев 17 дней.
Кроме того, как следует из материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 в списке очередников Управления Росгвардии по Пензенской области значится под номером 1, что также косвенно подтверждает отсутствие нарушений прав истца на получение единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, установив фактические обстоятельства дела, проверив доводы истца, изучив книгу учета сотрудников внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, выписки из протоколов жилищной комиссии, с отражением даты обращения сотрудников, поставленных на учет, с заявлением о такой постановке, о стаже службы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии нарушений прав истца.
При этом, судебная коллегия учитывает, что в самом решении комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Пензенской области от 17 декабря 2012 г. (протокол №8), а также в соответствующей выписке из протокола, направленной в адрес ФИО1, отсутствует указание на принятие ФИО1 на соответствующий учет именно с 9 января 2013 г., что также является подтверждением отсутствия нарушений прав истца.
На основании изложенного, поскольку при предоставлении единовременной социальной выплаты учитывается дата подачи сотрудниками органов внутренних дел соответствующего заявления о постановке на учет, и поздней постановкой на учет права истца не нарушены, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 января 2021 г. – отменить, принять новое решение, которым исковые требования ФИО1 к УМВД России по Пензенской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области о признании действий незаконными, изменении даты постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи