Судья Рынгач Е.Е. дело № 33-3-3118/2022
№ 2-18/2022
УИД 26RS0020-01-2021-002664-80
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 12 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Хрипунова М.И.,
судей Муратовой Н.И., Шетогубовой О.П.,
при секретаре Гиляховой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - ФИО1 на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 10 января 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» об обязании в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить эксплуатацию объекта: «Водоснабжение, хут.ФИО2» протяженностью водопровода - 4,7 км., с функциональным назначением - коммунальные услуги по предоставлению питьевой воды населению,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что в прокуратуре Кочубеевского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», филиала государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» - «Центральный» Производственно-техническое подразделение Кочубеевское, по результатам которой установлено, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предприятие (ИНН <***>, ОГРН <***>) является специализированной организацией, которая в качестве основного вида деятельности осуществляет забор, очистку и распределение воды. Кроме того, согласно п. 2.2 Устава Предприятия, утв. распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 03.04.2018 № 141 для достижения целей удовлетворения общественных потребностей в результатах деятельности предприятия, в целях решения социальных задач Предприятие осуществляет деятельность по водоснабжению, водозабору и распределению питьевой воды для водоснабжения потребителей. Согласно абз. 2 п. 1.2 Устава учредителем и собственником имущества Предприятия является Ставропольский край. Министерство имущественных отношений Ставропольского края исполняет полномочия органа по управлению государственным имуществом, осуществляет полномочия собственника имущества, закрепленного за предприятием и функции учредителя Предприятия. Таким образом, на Предприятие, как на специализированную организацию, возложена обязанность по надлежащей организации водоснабжения, соответствующего требованиям законодательства. В рамках государственной политики в сфере водоснабжения и в рамках национального проекта «Экология» в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан федеральный проект «Чистая вода», основными целями которого является обеспечение качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения 91% населения РФ, в городах этот показатель должен достичь 99%. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 13.04.2011 № 584 «О выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: «Водоснабжение, хут.ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края» администрацией муниципального образования Ивановского сельсовета предварительно согласовано место размещения объекта водоснабжения на земельном участке, протяженностью 3,5 км. Постановлением администрации МО Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 29.04.2011 № 64 «Об утверждении проектно-сметной документации по строительству объекта: «Водоснабжение, хут.ФИО2» Кочубеевского района Ставропольского края» утверждена проектно-сметная документация по строительству объекта: «Водоснабжение, хут.ФИО2» протяженностью водопровода - 4,7 км., с функциональным назначением - коммунальные услуги по предоставлению питьевой воды населению. На указанный объект капитального строительства «Водоснабжение, хут.ФИО2» получено положительное заключение государственной экспертизы государственного учреждения Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» № *** от 25.06.2012. Пунктом 1 распоряжения Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 18.03.2015 утверждено заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Согласно заключению объект капительного строительства «Водоснабжение х.ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края, расположенный по адресу: х.ФИО2, Кочубеевский район, Ставропольский край, соответствует требованиям проектной документации и технических регламентов. В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатации от 27.03.2015 года №*** администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края разрешает ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: «Водоснабжение хутора ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края». Вместе с тем, до настоящего времени указанный объект не используется, предоставление питьевой воды населению данным объектом не осуществляется. Однако услуга по подаче холодного водоснабжения на территории Ивановского территориального отдела предоставляется с перерывами, превышающими установленную продолжительность, то есть в нарушение требований федерального законодательства. Согласно распоряжениям правительства Ставропольского края с 23.04.2020 № 192-рп и от 30.10.2020 № 600-рп в государственную собственность Ставропольского края передано имущество в области водоснабжения и земельные участки, на которых расположено передаваемое имущество в области водоснабжения безвозмездно из муниципальной собственности МО Ивановского сельсовета Кочубеевского района. На основании акта о приеме-передаче от 12.05.2020 объекты водоснабжения хутора ФИО2 переданы на баланс министерства имущественных отношений. Распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольем края от 14.08.2020 № 591 имущество в области водоснабжения закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Однако с момента принятия объектов водоснабжения хутора ФИО2 на праве хозяйственного ведения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» каких-либо мероприятий, направленных на эксплуатацию объектов водоснабжения хутора ФИО2, не принимается, ремонтные работы не проводились. Более того, сотрудники ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на указанный объект не приезжали и не обследовали, что подтверждается актом выезда прокуратуры Кочубеевского района с привлечением руководителя Ивановского территориального отдела. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 28.12.2019 № 358 утверждена инвестиционная программа ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2023 гг. Вместе с тем, несмотря на многолетние проблемы бесперебойного водоснабжения населения на территории Кочубеевского муниципального округа, в перечень мероприятий по эксплуатации существующего объекта централизованных систем водоснабжения не включено. Отсутствие водоснабжения приводит к нарушению прав граждан, направленных на обеспечение населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения на территории Кочубеевского муниципального округа, требованиям закона, а также государственной политики в сфере водоснабжения, предусматривающей обеспечение водой жителей Кочубеевского муниципального округа надлежащего качества.
Истец просил обязать ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить эксплуатацию объекта.
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 10.01.2022 исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» об обязании обеспечить эксплуатацию объекта: «Водоснабжение хут.ФИО2» протяженностью водопровода 4,7 км, с функциональным назначением - коммунальные услуги по предоставлению питьевой воды населению – удовлетворены.
Суд обязал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить эксплуатацию объекта: «Водоснабжение хут.ФИО2» протяженностью водопровода 4,7 км, с функциональным назначением - коммунальные услуги по предоставлению питьевой воды населению.
Суд взыскал с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в бюджет Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 6000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, так как суд фактически возложил на ответчика обязанность по эксплуатации объекта, который ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на праве хозяйственного ведения не принадлежит, передаточным актом бесхозяйного объекта администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края не передавался.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кочубеевского района Ставропольского края Голосов В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, процессуального истца - прокурора Дремову М.Д., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в прокуратуре Кочубеевского района Ставропольского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Центральный» Производственно-техническое подразделение Кочубеевское, по результатам которой установлено, что предприятие ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» является специализированной организацией, которая в качестве основного вида деятельности осуществляет забор, очистку и распределение воды, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно п. 2.2 Устава ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», утв. распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 03.04.2018 № 141, для достижения целей удовлетворения общественных потребностей в результатах деятельности предприятия, в целях решения социальных задач предприятие осуществляет деятельность по водоснабжению, водозабору и распределению питьевой воды для водоснабжения потребителей.
В соответствии с абз. 2 п. 1.2 Устава, учредителем и собственником имущества предприятия является Ставропольский край. Министерство имущественных отношений Ставропольского края исполняет полномочия органа по управлению государственным имуществом, осуществляет полномочия собственника имущества, закрепленного за предприятием и функции учредителя Предприятия.
Таким образом, как верно указано судом, на ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», как на специализированную организацию, возложена обязанность по надлежащей организации водоснабжения, соответствующего требованиям законодательства. В рамках государственной политики в сфере водоснабжения и в рамках национального проекта «Экология» в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан федеральный проект «Чистая вода».
Основными целями ФП «Чистая вода» является обеспечение качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения 91% населения РФ, в городах этот показатель должен достичь 99%.
В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 13.04.2011 №584 «О выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: «Водоснабжение, хут.ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края» администрацией муниципального образования Ивановского сельсовета предварительно согласовано место размещения объекта водоснабжения на земельном участке, протяженностью 3,5 км.
Постановлением администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 29.04.2011 № 64 «Об утверждении проектно-сметной документации по строительству объекта: «Водоснабжение, хут.ФИО2» Кочубеевского района Ставропольского края» утверждена проектно-сметная документация по строительству объекта: «Водоснабжение, хут.ФИО2» протяженностью водопровода - 4,7 км., с функциональным назначением - коммунальные услуги по предоставлению питьевой воды населению.
На указанный объект капитального строительства «Водоснабжение, хут.ФИО2» получено положительное заключение государственной экспертизы государственного учреждения Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» № *** от 25.06.2012.
Распоряжением Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 18.03.2015 (п. 1) утверждено заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение).
Согласно заключению объект капитального строительства «Водоснабжение х.ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края», расположенный по адресу: х.ФИО2, Кочубеевский район, Ставропольский край, соответствует требованиям проектной документации и технических регламентов.
В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатации от 27.03.2015 № ***, администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края разрешает ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: «Водоснабжение хутора ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края».
Согласно распоряжениям правительства Ставропольского края от 23.04.2020 № 192-рп и от 30.10.2020 № 600-рп в государственную собственность Ставропольского края передано имущество в области водоснабжения и земельные участки, на которых расположено передаваемое имущество в области водоснабжения безвозмездно из муниципальной собственности муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района.
Материалами дела подтверждается, что на основании акта № *** о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 12.05.2020 объекты водоснабжения х.ФИО2 переданы на баланс министерства имущественных отношений Ставропольского края.
Распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 14.08.2020 № 591 имущество в области водоснабжения закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Согласно приложению № 1 к данному распоряжению в перечень имущества, закрепляемого за ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» входят объекты водоснабжения х.ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края (насосная станция 2-го подъема), (очистные сооружения), (ограждение), (сбросная канализация), (водопроводная сеть).
Как следует из представленных представителем ответчика документов, акт № *** о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, в который включены объекты водоснабжения х.ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края руководителем ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не был подписан и 05.10.2020 ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» направило письмо министру имущественных отношений Ставропольского края об изменении распоряжения от 14.08.2020 № 591 и исключении из него объектов водоснабжения х.ФИО2, также был возвращен неподписанный акт о приеме-передачи объектов нефинансовых активов № ***.
Кроме того, представителем ответчика в материалы дела предоставлен акт № *** о приеме-передаче объектов нефинансированных объектов от 09.06.2021, утв. 20.09.2021 руководителем ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», в который объекты водоснабжения х.ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края не включены.
Однако, как правильно указано судом, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» является надлежащим ответчиком по делу, поскольку распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 14.08.2020 № 591, которое в установленном законом порядке не изменено и не отменено, имущество в области водоснабжения, в том числе, объекты водоснабжения х.ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что объект водоснабжения х.ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края является бесхозяйным и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на праве хозяйственного ведения не принадлежит, признаются несостоятельными, так как опровергаются материалами дела (т.1 л.д.173-179).
Судом также установлено, что приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 28.12.2019 № 358 утверждена инвестиционная программа ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2023 годы. Несмотря на многолетние проблемы бесперебойного водоснабжения населения на территории Кочубеевского муниципального округа, в перечень мероприятий по эксплуатации существующего объекта централизованных систем водоснабжения не включено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. 1, 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Закона Ставропольского края от 20.12.2018 N 113-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края», установив, что до настоящего времени спорный объект - «Водоснабжение хут.ФИО2» не используется, предоставление питьевой воды населению данным объектом не осуществляется, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом суд исходил из того, что отсутствие водоснабжения приводит к нарушению прав граждан, направленных на обеспечение населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения на территории Кочубеевского муниципального округа, и требованиям ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 416-ФЗ, а также государственной политики в сфере водоснабжения, предусматривающей обеспечение водой жителей Кочубеевского муниципального округа надлежащего качества.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда, поскольку не выполнение функций соответствующих органов и организаций по подписанию акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, в который включены объекты водоснабжения х.ФИО2 Кочубеевского района Ставропольского края не может ставить в зависимость обеспечение питьевой водой жителей хутора Калиновского.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 10 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2022 года.