ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1909/2021 от 08.09.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-6081/2021 (в суде первой инстанции № 2-1909/2021)

УИД: 27RS0007-01-2021-001698-53

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 сентября 2021 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Сосновского А.В.,

судей Клименко Е.Г., Тарасовой А.А.,

при секретаре Пащенко Я.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Я.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, Подоплелова Р.Р. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», Правительству Хабаровского края о восстановление срока на подачу заявления о предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение данной меры социальной поддержки,

по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Клименко Е.Г., пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - Процко Е.А., представителя Правительства Хабаровского края Кан С.Д., судебная коллегия

установила:

Кузнецова Я.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: Кузнецовой П.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Кузнецовой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Подоплелов Р.Р. обратились в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о восстановление срока на подачу заявления о предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайно ситуации, признании права на получение данной меры социальной поддержки.

В обоснование иска указали, что на основании договора на передачу жилого помещении в собственность граждан от 22.02.2013 года собственниками двух комнат площадью 33,9 кв.м. в коммунальной квартире <адрес> являются Подоплелов Р.Р. (собственник 1/3 доли) и его мать Подоплелова Т.И. (собственник 2/3 доли). При этом, Подоплелова Т.И. также является собственником другой комнаты размером 18,6 кв.м. в той же квартире. В двух комнатах зарегистрированы Кузнецова Я.В. и ее несовершеннолетние дети, а также Подоплелов Р.Р., при этом они все вместе проживали в данных комнатах одной семьей, в том числе и в период паводка июль-август 2019 года.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29 июля 2019 года № 623-рп, постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 01 августа 2019 года № 168-па на территории г. Комсомольска-на-Амуре установлен режим ЧС.

Заключением городской межведомственной комиссией от 23.07.2020года жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении денежных средств на строительство или приобретения другого жилого помещения взамен утраченного, однако, уведомлением от 24.12.2020 года им было отказано во включении в список пострадавших, по причине отсутствия права назначение (для получения меры поддержки граждане, указанные в п. 1.2 раздела 1 Порядка, не позднее 01.10.2020 года подают заявления в краевые государственные казенные учреждения – центры социальной поддержки населения), с которым истцы не согласны.

Истцами в период после признания жилого дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу и по 17 декабря 2020 года предпринимались меры для получения меры социальной поддержки в виде обращений за судебной защитой по признанию истца Кузнецовой Я.В. и ее детей членами семьи собственников спорного жилого помещения - Подоплелова Р.Р. и Подоплеловой Т.И., а такое признание возможно только в судебном порядке, при этом, срок для обращения за получением меры поддержки пропущен незначительно и по уважительной причине, в связи с чем просили данный срок восстановить, и признать за истцами и несовершеннолетними детьми право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайно ситуации, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением судьи от 12.03.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Правительство Хабаровского края.

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 21 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены. Судом постановлено: восстановить ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: ФИО3, ФИО4 срок для подачи заявления на предоставление меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации.

Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в замен утраченного в результате чрезвычайно ситуаций, вызванной паводком в июле-сентябре 2019 года.

Решение суда является основанием для включения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в Список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в июле-сентябре 2019 года, имеющих право на предоставление меры поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе третье лицо – Министерство социальной защиты населения Хабаровского края просит решение суда отменить, указав на неправильное применение норм материального или процессуального права (неприменение закона, подлежащего применению). Восстановление срока на подачу заявления в учреждение является вмешательством суда в деятельность исполнительных органов государственной власти, противоречит правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, что приводит к неосновательному обогащению и злоупотреблению правом, недопустимому в соответствии со ст. 10 ГК РФ. Срок подачи документов в учреждение ранее неоднократно продлевался, крайний раз до 01 октября. С момента принятия постановления Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 №440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края при реальной возможности своевременно обратиться в суд с заявлением о признании членом семьи собственника жилого помещения истцы бездействовали. Установление в суде факта признания членом семьи собственника жилого помещения не является уважительной причиной пропуска срока обращения в учреждение и основанием для продления срока обращения. Первоначальное обращение в учреждение не имеет юридического значения для дела. Источников финансового обеспечения мер социальной поддержки в 2021 год постановлением не предусмотрено. Принятое судом решение находится в противоречии с бюджетным законодательством, Правилами и Порядком.

В письменных возражениях Правительство Хабаровского края поддержало доводы апелляционной жалобы, указав на правомерность вынесенных учреждением решений.

Возражений по доводам апелляционной жалобы от иных участников процесса не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края ФИО5 поддержала доводы апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Хабаровского края ФИО6 поддержал доводы письменных возражений на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле не явились в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела извещались судом своевременно и надлежащим образом.

Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом <адрес> расположен в границах зоны затопления (подтопления).

Заключением городской межведомственной комиссией от 23.07.2020 года № 59 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-сентябре 2019 года на территории Хабаровского края.

Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре №1389-па от 24.07.2020года многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Далее судом установлено, что две комнаты жилой площадью 33,9 кв.м. в коммунальной квартире <адрес> находятся в собственности : ФИО1 (собственник 1/3 доли) и его матери ФИО7 (собственник 2/3 доли). При этом, ФИО7 также является собственником другой комнаты размером 18,6 кв.м. в той же квартире. В указанных двух комнатах зарегистрированы: ФИО2, ее несовершеннолетние дети ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО7, ФИО1

Решением Ленинского районного суда г. Комсомльска-на-Амуре от 10.09.2020года ФИО2, ее несовершеннолетние дети ФИО4 и ФИО3 признаны членами семьи собственника жилого помещения квартиры <адрес>- ФИО7 Решение вступило в законную силу 29.10.2020.

07.08.2020 года собственник утраченного жилого помещения ФИО1 и члены его семьи ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявление о включении их в список семей и граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного, находящегося в собственности ФИО1 (1/3 доля квартиры).

Уведомлением № Z28_2020-08-07_6 от 10 августа 2020 года им было отказано во включении в список пострадавших, в связи с тем, что отсутствовал полный пакет документов (граждане, указанные в качестве членов семьи заявителя –ФИО4, ФИО3, ФИО2 не являются таковыми. Необходимо установление данного факта в судебном порядке.).

Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 17.12.2020 ФИО2, ФИО3, ФИО8 признаны членами семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>-ФИО1 Решение вступило в законную силу 19.01.2021.

23.12.2020 собственник утраченного жилого помещения ФИО1 и члены его семьи ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей повторно обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявление о включении их в список семей и граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного, находящегося в собственности ФИО1 (1/3 доля квартиры).

Уведомлением № Z28_2020-12-23_69 от 24.12.2020 истцам отказано во включение в список пострадавших в связи с отсутствием права – поскольку заявление подано после 01 октября 2020 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Выплаты гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, являются мерой социальной поддержки, денежные средства на которые поступают в Хабаровский край путем перечисления Российской Федерации на реализацию соответствующих мероприятий.

Порядок получения субъектами Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено из-за чрезвычайных ситуаций, установлен Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 (далее – Правила №1327).

Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

Трансферты предоставляются на цели, предусмотренные подпунктами «а», «в» и «г» пункта 5 Правил №1327, в том числе на предоставление выплат собственника утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений.

В соответствии с п. 2 Правил №1327 "утраченные жилые помещения" - жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", либо утрачены (разрушены).

Пунктом 1 Порядка №440-пр установлено, что в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края (далее - чрезвычайная ситуация), реализуются мероприятия, в том числе, выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации.

Выплата может быть использована гражданами: а) на приобретение жилых помещений (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты); б) на строительство жилых помещений (п. 1.4 Порядка №440-пр).

В соответствии с п.1.2 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации: являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания

Понятие "утраченные жилые помещения" используется в настоящем Порядке в том же значении, что и в Правилах предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 N 1327 (п. 1.7 Порядка №440-пр).

Для получения меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, не позднее 01.10.2020 г. подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения (далее - Учреждения) по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

При этом, к заявлению также должно быть приложено обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания (пп. 13 п.2.2 Порядка).

Учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего раздела, формирует и направляет в министерство социальной защиты населения Хабаровского края (далее - министерство) списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в июле - сентябре 2019 г., оформленные в соответствии с приложением N 3 к Правилам (п.2.6).

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что не подлежат включению в список граждане: указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 1.1 раздела 1 настоящего Порядка; не соответствующих условиям пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; представивших неполный пакет документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего раздела.

В соответствии с п. 2.13 указанного Порядка основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются:

а) непредставление одного или нескольких документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего раздела;

б) отсутствие права на меру социальной поддержки;

в) предоставление выплаты в соответствии с пунктом 1.4 раздела 1 настоящего Порядка;

г) указание в заявлении вида выплаты, не предусмотренной Порядком;

д) установление факта предоставления аналогичной меры поддержки в отношении гражданина и (или) членов его семьи;

е) установление факта предоставления мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенным нормами права, исходил из того, что истцы ФИО1, ФИО2 и ее дети – ФИО3, ФИО4 на момент введения режима чрезвычайной ситуации были зарегистрированы по месту жительства и фактически проживали по адресу: <адрес>, при этом ФИО1 является собственником спорного жилого помещения с 2013 года, а ФИО2 и ее двое детей в судебном порядке признаны членами семьи собственника ФИО1, учитывая у указанных лиц отсутствие иного жилого помещения, пришел к выводу, что истцы и несовершеннолетние ФИО3, ФИО4 относятся к категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июле – сентябре 2019 года.

Учитывая, что жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу только в июле 2020 года, истцами принимались меры для получения меры социальной поддержки, срок для обращения за получением выплаты пропущен незначительно по уважительной причине, суд пришел к выводу о восстановлению срока для получения меры социальной поддержки.

При этом судом принято во внимание то обстоятельство, что первоначально истцы в установленный законом срок обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявлением для получения меры социальной поддержки.

В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения ссылается на необоснованное восстановление судом первой инстанции истцам срока на обращение с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, что влечет неосновательное обогащение и злоупотреблением правом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, ни Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», ни Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327, ни Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N 440-пр не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении сроков, предусмотренных п. 1.2 Порядка 440-пр.

Кроме того, доводов об отсутствии у истцов права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, по иным, нежели чем пропуск срока для обращения с заявлением мер социальной поддержки, основаниям в апелляционной жалобе не приведено.

Вместе с тем, пропуск срока для обращения с заявлением мер социальной поддержки не является основанием для отказа в удовлетворении заявлении (п. 2.13 Порядка 440-пр), и не свидетельствует об отсутствии у истцов права на получение меры социальной поддержки.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы об отсутствии у суда права принятия решения о восстановлении срока на подачу заявления в учреждение, нарушение судом принципа социальной справедливости, отсутствие источников финансового обеспечения мер социальной поддержки в 2021 году, судебной коллегией отклоняются.

С учетом установленных по делу обстоятельств, судебной коллегией также отклоняются доводы апелляционной жалобы о неосновательном обогащении истцов и злоупотреблении их правом, как не основанные на фактических обстоятельствах дела и нормах материального права.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 апреля 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», Правительству Хабаровского края о восстановление срока на подачу заявления о предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение данной меры социальной поддержки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи