ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-190/20 от 15.07.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Новикова О.Б. дело № 33-7492/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Волгоград 15 июля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пашковой Т.В.,

судей Бурковской Е.А., Грековой Н.О.,

при секретаре Жарких А.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-190/2020 по иску Скромчанинова Анатолия Яковлевича к Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, ГУ МВД России по Волгоградской области о восстановлении прав и признании нотариального свидетельства документом удостоверяющим личность, понуждении выдать документ, понуждении сделать запрос, признать гражданином РФ, оказать государственную услугу по оформлению учетного дела для получения жилищного сертификата на социальную выплату, признать живым человеком, признать право на нахождение и проживание на территории РФ

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Скромчанинова Анатолия Яковлевича

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 января 2020 г., которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Бурковской Е.А., выслушав представителей: Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Суркову И.С., ГУ МВД России по Волгоградской области Сухорукова В.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Скромчанинов А.Я. обратился в суд с иском к Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, ГУ МВД России по Волгоградской области о восстановлении прав и возложении обязанности, указав, что он родился в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ г., в настоящее время является лицом без определенного места жительства.

В 2006 г. он сдал выданный ему паспорт гражданина Российской Федерации в органы внутренних дел по религиозным соображениям.

Нотариусом нотариального округа г. Санкт-Петербург ему выдано свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке.

Поскольку истец является ветераном труда, малоимущим, <.......>, имеет многолетний стаж работы на Крайнем Севере, а также не имеет постоянного места жительства, он неоднократно обращался в Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда для предоставления ему жилищного сертификата. Однако на протяжении 2017-2019 г.г. Комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда создаются препятствия в реализации указанного права. Отказ в предоставлении государственной услуги мотивирован отсутствием паспорта гражданина Российской Федерации.

Сославшись на изложенные обстоятельства, Скромчанинов А.Я. просил суд восстановить его гражданские и конституционные права:

1) признать свидетельство серии № <...>, зарегистрированное в реестре за № <...> от 13 декабря 2005 г., об удостоверении тождественности личности гражданина, выданное нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга <.......> документом, удостоверяющим личность истца, заменяющим паспорт гражданина Российской Федерации;

2) обязать ГУ МВД России по Волгоградской области обязанность выдать истцу иной документ (справку, временное удостоверение либо иной документ, отличный от паспорта гражданина Российской Федерации);

3) обязать Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда сделать запрос в миграционную службу Российской Федерации о подтверждении наличия у истца гражданства Российской Федерации, после получения ответа на запрос признать его гражданином Российской Федерации, а также обязать предоставить государственную услугу по оформлению учетного дела для получения государственного жилищного сертификата в отсутствие паспорта гражданина Российской Федерации;

4) признать живым человеком, имеющим право на нахождение и проживание на территории Российской Федерации.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Скромчанинов А.Я., оспаривая решение, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, указывает на неправильное толкование судом исковых требований. Полагает, что суд не учел причины отказа истца от нового образца паспорта гражданина Российской Федерации, не принял во внимание формальную работу Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, нарушающую права и законные интересы истца, а также, отказа в удовлетворении требований о признании живым человеком, лишил его права на жизнь.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях у ней, обсудив указанные доводы и возражения, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит причин для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения судебного акта.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита на основе равенства всех перед законом и судом - обязанностью государства, на которое возложена охрана достоинства личности во всех сферах (ч. 1 ст. 1; ст. 2; ч. 1 ст. 19; ч. 1 ст. 21); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Признавая право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому государственную, в том числе судебную, защиту его прав и свобод, возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (ст. 45; ст. 46, ч. 1 и 2); закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами охраняемых законом прав обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

Из материалов дела следует, что Скромчанинов А.Я, родился ДД.ММ.ГГГГ г., в <адрес>. Истец является лицом без определенного места жительства. На основании заключения МСЭ с ДД.ММ.ГГГГ признан <.......>. Нотариусом нотариального округа г. Санкт-Петербурга ему выдано свидетельство серии № <...> об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке.

По сведениям УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области на основании заключения УВД Волгоградской области № <...> от 5 августа 1994 г. истец приобрел гражданство соответствии с п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации». 30 декабря 2002 г. Кумылженским РОВД Волгоградской области документирован паспортом гражданина российской Федерации № <...>, являющийся действительным.

В 2018, 2019 г.г. истец обращался в ГУ МВД России по Волгоградской области по вопросу отказа от паспорта и выдачи ему иного документа, в чем ему отказано в удовлетворении требований по причине отсутствия законодательно установленной возможности замены паспорта иным документом.

Как следует из искового заявления и представленных истцом документов, причиной отказа от паспорта гражданина Российской Федерации стало наличие в нем графы «личный код», антихристианской символики, а также вследствие отсутствия графы с указанием национальности.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 установлено, что основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской федерации утверждены Положение о паспорте гражданина Российской Федерации и описание бланка паспорта.

В силу п. 2 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

Перечень документов, удостоверяющих наличие гражданства, определен в п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации». К ним, в том числе отнесены: паспорт гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом; дипломатический паспорт; служебный паспорт; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 настоящего Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).

Таким образом, законодателем установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих наличие гражданства.

Согласно ст. 84 Основ законодательства Российской федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии. Форма свидетельства об удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению факсимильному воспроизведению его собственноручной подписи установлена Приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2016 г. № 313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления».

Принимая во внимание вышеизложенные положения законодательства и обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренной законом возможности выдать истцу иной документ о гражданстве или поставить штамп о гражданстве на нотариальном свидетельстве.

По вышеуказанным мотивам, судом первой инстанции верно дана оценка требованиям истца о признании нотариально оформленного свидетельства об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, выданного нотариусом нотариального округа Санкт-Петербург <.......>, документом как основанным на неправильном толковании закона

Из письма Комитета строительства Волгоградской области от 20 мая 2019 г. № <...> усматривается, что Скромчанинов А.Я. признан получателем социальной выплаты на приобретение жилого помещения как гражданин, относящийся к категории <.......> и включен в сводный список по Волгоградской области на 2019 г.

При этом, по информации комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда учетное дело Скромчанинова А.Я. не соответсвует требованиям пунктов 19, 44 Правил выпуска и реализации государственный жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153. По указанной причине учетное дело не предоставлено в Комитет.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Согласно п. 2,3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Порядок предоставления государственной услуги «Постановка на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по месту жительства в Волгоградской области, и определение размера жилищной субсидии указанной категории граждан» определён соответствующим Административным регламентом, утвержденным приказом комитета строительства Волгоградской области от 16 марта 2016 г. № 109-ОД.

В соответсвии с п. 2.6.2 вышеназванного Административного регламента для предоставления государственной услуги к заявлению о предоставлении услуги гражданин прилагает документы, предусмотренные пунктом 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в том числе копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи.

Административный регламент не предусматривает процедуры направления запроса об установлении личности заявителя в миграционную службу.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами федерального законодательства, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Скромчанинова А.Я. к Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, ГУ МВД России по Волгоградской области о восстановлении прав и признании нотариального свидетельства документом удостоверяющим личность, понуждении выдать документ, понуждении сделать запрос, признать гражданином РФ, оказать государственную услугу по оформлению учетного дела для получения жилищного сертификата на социальную выплату, признать живым человеком, признать право на нахождение и проживание на территории РФ.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда. Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку всем собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, постановив решение, отвечающее нормам материального и процессуального права. У судебной коллегии отсутствуют основания для иной оценки доказательств по делу.

Изложенные в апелляционной жалобе суждения Скромчанинова А.Я. не опровергают выводов суда, не содержат указания на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.

Разрешая заявленные требования и принимая обжалуемое судебное постановление, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, суд первой инстанции не допустил.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Скромчанинова Анатолия Яковлевича – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: