ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-190/2021 от 27.09.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья первой инстанции: Заболотная Н.Н. УИД 91RS 0003-01-2020-002783-50

№ 2-190/2021

№ 33-8035/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи:

Хмарук Н.С.,

судей:

Беляевской О.Я., Романовой Л.В.,

при секретаре:

Немцуровой Э.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Симферополя, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития экономи-ческого потенциала территории и муниципального заказа Администрации города Симферополя Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым

на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 марта 2021 года,

у с т а н о в и л а:

10 августа 2020 года прокуратура г. Симферополя Республики Крым обратилась в суд с указанным исковым заявлением.

Исковые требования мотивированны тем, что в настоящее время ответчиком не в полном объеме обеспечена возможность получения неопределенным кругом лиц муниципальных услуг в электронном формате, так из 46 муниципальных услуг только 5 услуг доступны к получению в указанном формате. В связи с чем, прокуратурой г. Симферополя в адрес ответчика было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятель-ности.

Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.12.2017 года № 702 утверждена Государственная программа Республики Крым «Информационное общество» на 2018-2020 годы (подпрограмма 4 «Электронное Правительство Республики Крым», которое исполнено частично. Поскольку невозможность получения полного перечня муниципальных услуг в электронной форме создает административные барьеры и влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муни-ципальных услуг, не способствует реализации целей проводимой Российской Федерацией административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг, просит исковые требования удовлетворить.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 марта 2021 года исковые требований прокурора удовлетворены частично.

На Администрацию г. Симферополя Республики Крым возложена обязанность устранить нарушения законодательства о предоставлении госу-дарственных и муниципальных услуг, а именно обеспечить возможность предоставления в электронной форме следующих муниципальных услуг:

1) предоставление информации о порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена;

2) переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования;

3) прекращение прав на земельный участок;

4) предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов;

5) предварительное согласование предоставления земельного участка;

6) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

7) ведение очередности граждан на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности;

8) предоставление сведений из реестра муниципального имущества муниципального образования;

9) предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для передачи в аренду;

10) передача приватизированных жилых помещений из собственности граждан в собственность муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (деприватизация);

11) передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда) муниципального образования;

12) выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в действующий договор аренды земельного участка;

13) присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам недвижимости участка;

14) выдача сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;

15) предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

16) предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;

17) согласование установки информационных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, аннулирование таких согласований;

18) выдача разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16лет;

19) выдача разрешения на право организации розничного рынка на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;

20) выдача справок о наличии или отсутствии личного подсобного хозяйства, о наличии или отсутствии печного отопления физическим лицам, проживающим в частном секторе

21) предоставление выписки из похозяйственной книги;

22) о порядке уведомительной регистрации заключения и расторжения трудовых договоров, заключаемых между работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпри-нимателями, и работниками;

23) признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

24) предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников;

25) согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме;

26) перевод жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;

27) регистрация заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;

28) оформление и выдача специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам местного значения в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;

29) признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;

30) выдача разрешения на проведение земляных работ;

31) выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий по социально-правовым запросам;

32) представление информации об объектах культурного наследия регионального и местного значения, находящихся на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и включенных в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

33) заключение, расторжение, изменение договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда;

34) принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

35) заключение, расторжение, изменение договоров социального найма жилого помещения

- разместить на Едином портале государственных и муниципальных услуг актуальную информацию о муниципальных услугах, оказываемых администрацией г.Симферополя Республики Крым, а именно, о прекращении прав на земельный участок; утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; предоставлении выписки из похозяйственной книги; регистрации заявлений общественных организаций (Объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Симферополя Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой ссылалась на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права просила обжалуемый судебный акт изменить в части продления сроков перевода муниципальных услуг в электронный вид до конца 2024 года.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, Администрация г.Симферополя указывает, что при вынесении обжалуемого решения, судом первой инстанции не учтено, что согласно Плана-графика, утвержденного постановлением Администрацией города Симферополя Республики Крым №2487 от 31 июля 2017 перевод всех муниципальных услуг в электронный вид должен завершиться в 2024 году. Сам же процесс перевода предостав-ления государственных и муниципальных услуг в электронную форму требует выделения значительных финансовых средств, а также решения технических и организационных вопросов, в связи с чем, одновременный перевод всех услуг в электронный вид не представляется возможным. Полагает, что указанные обстоятельства являются достаточным основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Симферополя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для изменения решения, и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым указывает, что срок реализации программы 4 «Электронное правительство Республики Крым» определен до 2024 года. Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 1666-р утвержден план-график перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе 10 муниципальных услуг, наиболее востребованных на основании предло-жений органов местного самоуправления, указанный план согласован с прокуратурой Республики Крым. Отмечает, что Республика Крым проходит этап становления информационного общества, в ходе которого осущест-вляется формирование информационно-телекоммуникационной инфраструк-туры исполнительных органов местного самоуправления, в связи с чем процесс оказания большинства государственных и муниципальных услуг в Республике Крым не автоматизирован по объективным причинам.

Информация о назначенном судебном заседании размещена на официальном интернет – сайте Верховного Суда Республики Крым.

В суде апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель Администрации города Симферополя Республики Крым поддержал доводы апелляционной жалобы, указал на то, что ответчик не отказывался от необходимости выполнения возложенных на Админист-рацию обязанностей, вместе с тем, ссылаясь на распоряжение Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 № 1666-р и утверждённый на его основании план-график, указал, что выполнение возложенных обязанностей по переводу всех муниципальных услуг в электронный вид предусмотрено в срок до 2024 года.

Представитель Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение изменить.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Заслушав судью-докладчика Хмарук Н.С., исследовав материалы дела, заслушав пояснения, лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалоб, возражения и отзыва, судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой города Симферополя проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в деятельности администрации города Симферополя, в ходе которой выявлено, что администрацией города Симферополя не в полном объеме обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме.

В настоящее время прием документов в электронном виде осуществляется при предоставлении пяти муниципальных услуг: прием заявлений и постановка на учет детей для предоставления мест в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады); предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории городского округа Симферополь Республики Крым; выдача разрешений на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, аннулирование таких разрешений; заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; предоставление градостроительного плана земельного участка.

В Реестр муниципальных услуг (функций) муниципального образования городской округ Симферополь внесена информация о предоставлении Администрацией г. Симферополя 44 видов муниципальных услуг, перевод в электронный вид (5 этап) администрация обеспечила только 5 муниципальных услуг.

На официальном портале Администрации г. Симферополя на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции размещена информация о предоставлении 37 муниципальных услуг. Указанные услуги оказываются в неэлектронном виде.

Кроме того, на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствует информация о предоставлении в электронном виде следующих муниципальных услуг: о прекращении прав на земельный участок; утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставлении выписки из похозяйственной книги; регистрации заявлений общественных организаций (Объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

27 марта 2019 года в адрес Администрации г. Симферополя Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятель-ности, указано на необходимость устранить нарушения путем обеспечения предоставления муниципальных услуг в электронном виде, однако требования прокурора исполнены частично.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст.ст. 2, 5, 10, 20-21, 29 Федерального закона «Об организации и предоставлении муниципальных услуг», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р, Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 797 исходил из того, что в настоящее время прием документов в электронном виде осуществляется при предоставлении пяти муниципальных услуг, тогда как в Реестре муниципальных услуг муниципального образования город-ской округ Симферополь предусмотрено 44 вида муниципальных услуг, исходил из того, что Администрацией г. Симферополя не выполнены в полном объеме меры по обеспечению возможности предоставления в электронной форме муниципальных услуг.

Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется.

Федеральный закон № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполни-тельной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить предоставлять услуги дистанционно, в том числе, в электронной форме, используя информа-ционно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона № 210-ФЗ ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем.

Частью 1 статьи 21 Закона № 210-ФЗ установлено, что Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государ-ственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечи-вающих ведение соответственно реестров государственных и муници-пальных услуг.

Пунктом 1 части 4 статьи 29 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что переход на оказание публичных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В соответствии с этапом № 5 утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 № 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде", до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государ-ственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года № 702 (в ред. от 28 февраля 2020) утверждена Государственная программа Республики Крым «Информационное общество» на 2018-2020 годы (далее – Государственная программа). В состав Государственной программы входит Подпрограмма 4 «Электронное Правительство Республики Крым», одним из мероприятий которой является развитие и обеспечение функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Объемы и источники финансирования Подпрограммы 4, предусмотренные Государственной программой, установлены на 2018 – 2024 гг. в сумме 721 744,15 тыс. руб., из них бюджет Республики Крым - 721 744,15 тыс. руб., в том числе: на 2020 год – 95 203,83 тыс. руб.

Постановлением Администрации г. Симферополя от 31 июля 2017 года №702 утвержден План-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде на территории муниципального образования городской округ Симферополя Республики Крым.

Постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от 31 июля 2017 года № 2487 установлены сроки реализации 5 этапов перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде (2017-2018 г.г.), где 5 этап – оказание муниципальной услуги.

Постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от 21 октября 2019 года № 6003 внесены изменения в вышеуказанное Постановление, установлены сроки реализации четырех этапов реализации перехода на предоставление муниципальных услуг, где четвертый этап – это Информирование пользователей о возможности получения муниципальной услуги в электронном виде.

Постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от 09 декабря 2020 года № 7023 внесены изменения в Постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от 31 июля 2017 года №2487 «Об утверждении Плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде на территории муниципального образования городской округ Симферополь республики Крым» в части срока реализации четвертого этапа – «Реализация по переводу услуг в электронный вид совместно с Министерством внутренней политики, информации и связи Республики Крым» установлен на четвертый квартал 2024 года.

Вместе с тем, администрация г. Симферополя обеспечила перевод в электронный вид (5 этап) только 5 видов муниципальных услуг.

Кроме того, в установленные планом-графиком сроки, Администрацией г. Симферополя заявления в Министерство внутренней политики, инфор-мации и связи Республики Крым о переводе муниципальных услуг в электронный вид не подавались.

На официальном портале Администрации г. Симферополя на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции размещена информация о предоставлении 37 муниципальных услуг, которые оказываются в неэлектронном виде.

Однако, Постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от 09 декабря 2020 года № 7023 установленный срок реализации четвертого этапа по переводу услуг в электронный вид до четвертого квартала 2024 года, распространяется только на часть услуг из перечня муниципальных услуг МО ГО Симферополь, для остальных услуг установлены иные сроки. При этом, следует учитывать, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17декабря 2009 № 1993-р имеющим большую юридическую силу - срок обеспечения органами местного самоуправления возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен до 1 января 2014 года.

Несмотря на вхождение Республики Крым в состав субъектов Российской Федерации только 21 марта 2014 года, срок интеграции в правовую, экономическую, информационную и иные сферы Российской Федерации на момент обращения прокурора с иском - завершен, существенное увеличение срока реализации четвертого этапа по переводу муниципальных услуг в электронный вид создает административные барьеры для реализации прав граждан и влечет нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг, учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Доводов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Иная оценка ответчиком фактических обстоятельств дела и иное толкование им положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не свидетельствует о существен-ных нарушениях судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и в связи с чем, не является основанием для их отмены.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 марта 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым, без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи