Судья Литвинова А.А. Дело (номер)
(1 инстанция 2-1910/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2020 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Дроздова В.Ю., Назарука М.В.,
при секретаре Бессарабове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е. к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о признании незаконным отказа в выдаче жилищной субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация (адрес), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,
по апелляционным жалобам Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Ханты-Мансийского районного суда от 15 июня 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Е. к Департаменту строительства ХМАО-Югры удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента строительства ХМАО-Югры от (дата) об отказе в выдаче жилищного сертификата Е..
Обязать Департамент строительства ХМАО-Югры выдать Е. государственный жилищный сертификат.
Взыскать с Департамента строительства ХМАО-Югры в пользу Е. государственную пошлину в размере 300,00 рублей».
Заслушав доклад судьи Дроздова В.Ю., судебная коллегия
установила:
Е. обратился в суд с иском к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в выдаче жилищной субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании выдать государственный жилищный сертификат, удостоверяющий предоставление жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации (адрес) от (дата)(номер) истец был поставлен на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710. Истец поставлен на учет по категории очередности «инвалид с детства» составом семьи 1 человек. Письмом от (дата) за исх.(номер) ответчик отказал истцу в выдаче сертификата, в связи с тем, что истец родился в (дата), то есть после 1992 года, что не соответствует условию «прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992г.). Считает отказ неправомерным, поскольку право на получение жилищных субсидий предоставлено ему в соответствии с федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ. Истец, являясь инвалидом с детства, должен получить жилищную субсидию, как инвалид с детства, родившийся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация (адрес), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Истец Е., представители ответчика Департамента строительства ХМАО – Югры, третьих лиц администрации (адрес), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент строительства ХМАО – Югры, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) сертификата принимается комиссией по принятию решений о предоставлении мер государственной поддержки отдельным категориям граждан. Рассмотрев документы, представленные администрацией (адрес), на предмет выдачи (отказа в выдаче) истцу сертификата, комиссией выявлен факт неправомерности действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (подпункт «г» пункта 21 Положения), а именно, несоблюдение требований статьи 1 и совокупности предъявляемых условий для получения жилищной субсидии. Поскольку истец родился в (дата), то есть после 01 января 1992 года, предусмотренные статьей 1 Закона основания (прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года) для включения истца в состав лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, отсутствуют. Также была выявлена недостоверность сведений, указанных в заявлении (рапорте) о выдаче сертификата, а именно, в качестве члена семьи не указана мама истца ФИО, проживающая совместно с заявителем и являющаяся членом семьи истца. В соответствии с п. 44 (1) Правил в случае непредставления или неполного представления документов, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
В дополнениях к апелляционной жалобе Департамент ссылается на вступившие в силу изменения, внесенные в статью 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», относительно требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 1 января 1992 года.
В апелляционной жалобе третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Законодателем установлены критерии для получения субсидии определенными категориями граждан. В частности, к инвалидам 1 и 2 групп - наступление инвалидности вследствие трудового увечья и наличие стажа работы менее пятнадцати календарных лет. К инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) - проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Однако указанное не означает, что требование о прибытии до 01 января 1992 года в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также требование об отсутствии других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, не распространяется на вышеуказанные категории граждан, которые являются инвалидами. Иное означало бы необоснованное увеличение числа граждан, которые относятся к льготным категориям и имеют право на первоочередное улучшение жилищных условий, а также умаление прав других граждан. Данные критерии являются специальными для определенных категорий граждан и применяются наравне с иными критериями. Вопреки выводам суда о неприменении критерия прибытия к инвалидам с детства, ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ подлежит применению во взаимосвязи с положениями ст. 2 названного закона и исключает самостоятельное применение их отдельных частей. Отмечает, что «прибытие» и «рождение» не являются тождественными понятиями. Однако законодатель, имея в виду появление лица на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничил временными рамками категорию граждан, имеющих право на получение субсидий для улучшения жилищных условий. Игнорирование требования о прибытии лица до 01 января 1992 года на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в данной ситуации недопустимо. При несоблюдении требований ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ и совокупности предъявляемых условий для получения жилищной субсидии, гражданин не вправе претендовать на получение субсидии в соответствии с данным законом, между тем, это не исключает его права на улучшение жилищных условий как гражданина, относящегося к иной льготной категории. Истец является инвалидом с детства, в связи с чем, он вправе претендовать на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по обеспечению жильем инвалидов (часть первая статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ). Поскольку истец родился после 01 января 1992 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вопреки выводам суда, он не обладает правом на получение жилищной субсидии в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ. Таким образом, судом неверно применены нормы Федерального закона № 125-ФЗ, касающиеся критериев, установленных для инвалидов с детства для получения жилищных субсидий.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства ХМАО – Югры без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Е., представители ответчика Департамента строительства ХМАО – Югры, третьих лиц администрации (адрес), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, возражений (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Предоставление жилищных субсидий, удостоверяемых государственным жилищным сертификатом (далее - сертификат), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Закон), Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее - Правила).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (ФЗ N 125-ФЗ, в ред. от 07.06.2017) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Федеральным законом от 20.07.2020 N 228-ФЗ в статью 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения, в том числе в абзац третий после слова "местности)" дополнен словами "не позднее 1 января 1992 года".
Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).
Согласно подпункту "з" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с пп. «г» п. 18 Правил выдача сертификатов осуществляется в том числе в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ведомственной целевой программы - гражданам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органе местного самоуправления) на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" или в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Е., (дата) года рождения, уроженец (адрес) (мать - ФИО, отец - ФИО1 умер (дата)) является пенсии (удостоверение (номер)), зарегистрирован по месту жительства в (адрес), с (дата) по настоящее время. Мать Е. - ФИО, (дата) года рождения значится зарегистрированной по месту жительства в ХМАО-Югре по адресу: (адрес), с (дата) по настоящее время. Ранее, в период с (дата) по (дата) значилась зарегистрированной в (адрес).
Из представленных истцом справок МБОУ (адрес) СОШ (номер) от (дата)(номер) следует, что Е. обучался в МБОУ СОШ (номер)(адрес) с (дата) по (дата), и с (дата) по (дата)..
(дата)Е. выдано уведомление (номер) о постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. № 1710.
Е., (дата) года рождения, поставлен на учет, исходя из даты регистрации заявления от (дата) (учетное дело (номер)) в книге регистрации и учета по категории очерёдности - инвалид с детства, составом семьи 1 человек.
(дата) Департамент строительства ХМАО-Югры уведомил Е. о том, что ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья. Основанием для отказа послужило выявление факта неправомерности действий должностных лиц при принятии решения о постановке на учет, в связи с его рождением после 01.01.1992 года, а также недостоверность сведений, указанных в заявлении (рапорте) о выдаче сертификата, а именно в качестве члена семьи Е. не указана его мать ФИО, проживающая совместно с заявителем (л.д.(номер)).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствуют требованиям закона, основан на фактических обстоятельствах, подтвержденных надлежащими доказательствами, оцененными судом в совокупности, и правильно мотивирован, оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.
Оспаривая законность постановленного судом решения, апеллянты ссылаются на то, что одним из условий реализации гражданином, являющимся инвалидом с детства, права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ, является рождение (прибытие) в районы Крайнего Севера не позднее 01 января 1992 года.
Данные доводы судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании положений закона.
До внесения изменений Федеральным законом от 20.07.2020 N 228-ФЗ в в абзац третий части 1 статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", указанная норма предусматривала возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, при этом, требования о рождении (прибытии) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 1 января 1992 года к данной категории граждан не предъявлялось.
К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом до 20.07.2020 года было отнесено:
если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее 15 календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах РФ.
Прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи с чем, распространение на граждан, относящихся к категории инвалидов с детства и родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, является неправомерным.
Учитывая, что спорные правоотношения возникли до внесения изменений в статью 1 указанного закона, с заявлением о постановке на учёт Е. обратился (дата), на дату подачи заявления и постановки его на учет он соответствовал требованиям, предъявляемым к категории граждан инвалид с детства (родился на территории ХМАО-Югры в (дата), на момент его рождения местом жительства его родителей являлся (адрес) ХМАО-Югры, прибытие матери истца в район, приравненный к районам Крайнего Севера состоялось до (дата), у ФИО отсутствует жилье в других регионах РФ, заявитель непрерывно проживает на территории ХМАО-Югры не менее пятнадцати календарных лет).
Вопреки доводам, изложенным в дополнениях к апелляционной жалобе, оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 2 ФЗ от 20.07.2020 года №228 ФЗ, которым в статью 1 ФЗ от 25.10.2002 года №125-ФЗ внесены изменения, не имеется поскольку отказ в выдаче сертификата Е. датирован (дата), т.е. до внесения вышеуказанных изменений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Департамента мать истца Е. – ФИО членом семьи совершеннолетнего истца не является, а доводы ответчика об обратном являются предположительными, в основу выводов суда положены быть не могут.
Несмотря на то, что Е. и ФИО находятся в родственных отношениях, проживают самостоятельно, ФИО намерений выезжать из районов Крайнего Севера не имеет. В связи с чем, истец не указывал мать в качестве членов своей семьи. Указал, что состав его семьи 1 человек. Таким составом был поставлен на учет, что не является нарушением условий Программы.
Таким образом, оснований для отказа в выдаче Е. сертификата у Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не имелось.
Доводы апелляционных жалоб не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемого судебного решения, основаны на неверном толковании норм материального права, фактически сводятся к несогласию с решением суда первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и выводов суда первой инстанции.
Выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и являются правильными.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 15 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий: Ишимов А.А.
Судьи: Дроздов В.Ю.
Назарук М.В.