ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1914/2021 от 02.12.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

судья Гречко Е.С. дело № 33-22908/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 декабря 2021г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Юрченко Т.В.,

судей Тактаровой Н.П., Гросс И.Н.,

при секретаре Иванкович В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1914/2021 по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области об обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 августа 2021г.

Заслушав доклад судьи Юрченко Т.В., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с настоящим иском к ГУ ОПФР по РО, указав в обоснование требований, что решением УПФР в Советском районе г.Ростова-на-Дону от 05.03.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в ввиду отсутствия документально подтвержденного специального стажа. По рассматриваемому основанию стаж истца составил 05 лет 05 месяцев 07 дней, при требуемом специальном стаже 12 лет 06 месяцев. Документально подтвержденный страховой стаж составил 25 лет 01 месяц 15 дней, а с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 г. - 27 лет 01 месяц 23 дня.

Истец не согласен с таким решением пенсионного органа и считает его незаконным, поскольку ответчик необоснованно отказался включить в специальный стаж истца периоды работы на судах с 05.09.1986г. по 30.08.1992г. в должности моториста на теплоходе «Волго-Балт-157», «Волго-Балт-142» в РЭБ «Красный флот» ВДРП общей продолжительностью 5 лет 11 месяцев 27 дней; с 21.04.1993г. по 13.04.2001г. в должности матроса на теплоходах «ОТА-991», поваром на «РТ-802», матросом на судне «Неприступный» в Ростовском отряде Экспедиции спецморпроводок речных судов общей продолжительностью 7 лет 11 месяцев 23 дня по основаниям отсутствия документального подтверждения работы в плавсоставе судна, а также подтверждения что, что указанные судна не относились к судам портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным, судам пригородного и внутригородского сообщения.

На основании изложенного, ФИО2 просил суд обязать ГУ ОПФР по РО включить в специальный страховой стаж периоды своей работы с 05.09.1986г. по 30.08.1992г. в должности моториста на теплоходе «Волго-Балт-157», «Волго-Балт-142» в РЭБ «Красный флот» ВДРП общей продолжительностью 5 лет 11 месяцев 27 дней; с 21.04.1993г. по 13.04.2001г. в должности матроса на теплоходах «ОТА-991», поваром на «РТ-802», матросом на судне «Неприступный» в Ростовском отряде Экспедиции спецморпроводок речных судов общей продолжительностью 7 лет 11 месяцев 23 дня и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 06 января 2019г.

Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 августа 2021г. исковые требования ФИО2 к ГУ ОПФР по РО оставлены без удовлетворения.

В своей апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что судом нарушены нормы материального права, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Заявитель жалобы выражает несогласие с выводом суда о недоказанности льготного характера его работы в спорные периоды, полагая, что в материалах дела имеются соответствующие доказательства.

Повторяя основание предъявленного иска, заявитель жалобы настаивает на наличии оснований для включения периодов работы с 05.09.1986 г. по 30.08.1992г. в должности моториста на теплоходе «Волго-Балт-157», «Волго-Балт-142» в РЭБ «Красный флот» ВДРП в льготный стаж для назначения пенсии досрочно, ссылаясь на то, что судом не приняты во внимания разъяснения, содержащиеся в письмах Пенсионного фонда РФ от 19.03.2004г., от 06.10.2003г., согласно которым льготный стаж работы до 01.01.1992г. необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отрасли народного хозяйства носила стабильный характер.

По мнению апеллянта, не дана оценка представленным в материалы дела доказательствам: письму Российского морского регистра судоходства, наделенного в силу закона полномочиями по осуществлению учета и классификации морских судов, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.03.2021г., согласно которому суда «Волго-Балт-157», «Волго-Балт-142», «Неприступный» относились в судам морского и речного флота и не являлись портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными или разъездными, а также судами пригородного и внутригородского сообщения, ответу из муниципального архива г.Ростова-на-Дону.

Судом первой инстанции не учтено, что в силу ст.66 ТК РФ, п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. №555, п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, приложения к постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. №16/19па основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Отказывая во включении в специальный стаж спорного периода работы истца с 21.04.1993г. по 13.04.2001г. в должности матроса на теплоходах «ОТА-991», поваром на «РТ-802», матросом на судне «Неприступный» в Ростовском отряде Экспедиции спецморпроводок речных судов, суд первой инстанции не принял во внимание письмо Российского Речного Регистра, наделенного в силу закона полномочиями по осуществлению классификации и освидетельствованию судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.03.2021г., согласно которому судна: «Драйзер» (ранее «ОТА-991»), регистрационный номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, по типу и назначению относятся к буксиру-толкачу и допущен к эксплуатации в водных бассейнах, отнесенных к разрядам «Р», «О», «М», «*О-ПР», «*М-ПР», что в соответствии с Перечнем водных бассейнов, означает использование судна в реках, озерах, водохранилищах, каналах, заливах, а также морях; «Озерный-802» (ранее «РТ-802»), регистрационный номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, по типу и назначению относятся к буксиру-толкачу и допущен к эксплуатации в водных бассейнах, отнесенных к разрядам «Л», «Р», «М», «О», что в соответствии с Перечнем водных бассейнов, означает использование судна в реках, озерах, водохранилищах, каналах, заливах.

Апеллянт полагает не основанным на нормах материального права (ст.5.13, ФЗ «О трудовых пенсиях», ст.15 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ») вывод суда об отказе во включении в специальный стаж периода работы истца с 21.04.1993г. по 13.04.2001г., что поскольку, начиная с 1-го полугодия 1998г. в соответствии с ФЗ №27-ФЗ работодатель не производил отчисления на работника в системе ИЛСЗЛ.

Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области поданы возражения на апелляционную жалобу истца, в которых ответчик просит решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ч. 3 и 5 ст. 167, ч.1 ст.327 ГПК РФ в отсутствие истца ФИО3, представителей третьих лиц АО «Азово-Донское пароходство», АО Ростовский судоремонтный завод «Прибой», извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела отчеты об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором, а также с учетом поступившего заявления от АО Ростовский судоремонтный завод «Прибой» о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ ОПФР по Ростовской области ФИО5, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 20.02.2019г. ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. рождения, обратился в ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Ростова-на-Дону от 05.03.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием на дату обращения документально подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности не менее 12 лет 6 месяцев.

По расчету пенсионного органа на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии стаж ФИО2, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400 ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 05 лет 05 месяцев 07 дней. Документально подтвержденный страховой стаж составляет 25 лет 01 месяц 15 дней, а с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 г. - 27 лет 01 месяц 23 дня (л.д.25-26 т.1).

При этом в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, не включены периоды работы истца с 05.09.1986г. по 30.08.1992г. в должности моториста на теплоходе «Волго-Балт-157», «Волго-Балт-142» в РЭБ «Красный флот» ВДРП; с 21.04. 1993г. по 13.04.2001г. в должности матроса в Ростовском отряде Экспедиции спецморпроводок речных судов, по причине отсутствия как документального подтверждения работы в плавсоставе суда, так и документального подтверждения, что указанное судно не относится к судам портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судах, судам пригородного и внутригородского сообщении и не указанна территориальная принадлежность морского судна, которая определяется местонахождением порта приписки судна, под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна.

Кроме того, относительно периода с 21.04.1993г. по 13.04.2001г., согласно полученному ответу УПФР №8 по г.Москве и Московской области страхователь ликвидирован 25.11.2010г., наблюдательное дело в отделе по формированию пенсионных прав в отдельных категорий застрахованных лиц Управления отсутствует, так как организация не заявила о наличии рабочих мест с особыми условиями труда. В связи с принятием Федерального закона №27-ФЗ постановлением Правления ПФР от 17.04.1998г. №33 был утвержден план-график о регистрации застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. В Московской области начальная регистрация застрахованных лиц проведена в период с 1-го полугодия 1998г. В выписке из ИЛСЗЛ сведения отсутствуют. Из этого следует, что ФИО2, работая в данной организации не мог быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, а организации –работодатели должны были, начиная с 1998г. предоставлять в ПФР на своих работников сведения о стаже и заработке.

Полагая отказ во включении в специальный стаж спорных периодов и назначении досрочной страховой пенсию по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» с 06 января 2019г. незаконными истец обратился в суд с иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.14, п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п.п. «и» п.1 ст.12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), с учетом Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 20.04.1992 г. № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходил из того, что материалы дела не содержат сведений о трудовой деятельности истца в плавсоставе в период с 05.09.1986г. по 30.08.1992 г. на предприятии РЭБ «Красный флот» ВДРП в должности моториста на теплоходах «Волго-Балт-157», «Волго-Балт-142», а также в период с 21.04.1993г. по 13.04.2001г. в должности матроса на теплоходах «ОТА-991», поваром на «РТ-802», матросом на судне «Неприступный» в Ростовском отряде Экспедиции спецморпроводок речных судов. Более того, отсутствуют и документы, подтверждающие льготный характер работы истца в указанные выше периоды, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их включения в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначении досрочной страховой пенсии, и как следствие, оснований для отмены решения УПФР в Советском районе г.Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.03.2019г.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют исследованным судом доказательствам, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ, и не опровергнуты в суде апелляционной инстанции.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015г.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.

В силу пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Аналогичные положения содержались в пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно частям 2 - 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце 1 настоящего подпункта.

В разделе XXX «Транспорт» Списка №2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173, предусмотрены должности плавсостава судов - мотористы и их помощники, старшие мотористы, механики, главные и старшие механики.

В соответствии с приказом Министерства Морского Флота СССР от 09.01.1976г. №6 «Об утверждении Устава службы на судах Министерства Морского Флота Союза ССР» должности капитана, помощника капитана, матроса относятся к плавсоставу судна.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.02.1973г. № 53 «Об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров), работающим по двум должностям палубного и машинного состава» и приказом Министра речного флота РСФСР от 05.04.1974г. №51 «О штатных нормативах численности экипажей судов речного флота» предусматривалось совмещение работ по профессиям рядового состава: «моторист-матрос», «моторист-рулевой (в том числе старший)».

В силу постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.10.1990г. № 403/18-85 «Об утверждении Списка отдельных видов судов, профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста» капитаны (старшины) и их помощники, механики всех наименований и их помощники, рулевые и матросы всех классов и наименований относятся к видам профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста.

По смыслу приведенных выше правовых норм и исходя из буквального толкования пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца не имеет значения.

Юридически значимым является вопрос о том - относится ли занимаемая работником должность к плавсоставу и не являются ли суда, на которых он работал, портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными, разъездными, пригородного и внутригородского сообщения.

В соответствии с пунктом 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014г. №958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно подпункту 9 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011г. №258н, в соответствии с настоящим Порядком подтверждению подлежат периоды в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

В пункте 3 указанного Порядка предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовых пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ч.4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» полный навигационный период работы на водном транспорте включался в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение работникам плавсостава, как год работы. Если работа продолжалась не весь навигационный период, она исчислялась по фактической продолжительности.

Аналогичные положения были закреплены пунктом 2 статьи 12 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в пункте 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012г. №516.

В соответствии с пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Сроки начала и окончания навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами органов Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства с учетом местных климатических и гидрологических условий. В случае отсутствия у члена экипажа плавсостава выполнения работы в течение полного навигационного периода в соответствующем календарном году, стаж его работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисляется по фактически отработанному времени в порядке, предусмотренном пунктом 5 Правил, т.е. в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Аналогичная норма содержится в п. 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972г. №590, согласно которой при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы. Сроки начала и конца навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства (ГБУПйС) с учетом местных климатических и гидрологических условий.

Отработанный навигационный период на водном транспорте с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 02.05.2006г. №266 «О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы.

Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30, исходя из пункта 5 названных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил). Особый порядок установлен для исчисления стажа работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных в пунктах 7, 13 и 15 этих Правил (полевые геологические работы, работы в течение полного навигационного периода, полного сезона, подземные работы).

Таким образом, в рассматриваемом случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003г. №225, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую работу.

Как следует из представленной в материалы дела копии трудовой книжки ФИО2 серии АТ-II НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.08.1980г. (л.д. 27-33) истец:

– 05.09.1986г. зачислен в штат базы мотористом 1 кл. –матросом 1 кл. на т/х Волго-Батл 157» (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНот 05.09.1986г.);

– 23.11.1988г. направлен боцманом т/х « ВБалт 142» (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.11.1988г.);

– 02.03.1992г. переведен боцманом на т/х Волго-Балт-157» (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.03.1992г.);

– 31.08.1992г. уволен в порядке перевода в ВДРП (ст.29 п.5 КЗоТ РСФСР) приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.08.1992г.);

– 31.08.1992г. зачислен в порядке перевода из РЭБФ «красный флот» боцманом на т/х «Волго-Балт -157» Волго-Донское речное пароходство (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ок от 31.08.1992г.);

– 04.02.1993г. уволен по ст.33 п.1 КЗоТ РСФСР (сокращение штатов) приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.02.1993г.);

– 21.04.1993г. принят матросом в Ростовский отряд Эксплуатации спецморпроводок речных судов т/х «ОТА-991» (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.04.1993г.);

– 24.08.1993г. переведен поваром т/х «РТ-802» (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.08.1993г.);

– 30.12.1993г. назначен матросом т/х «Непреступный» (приказ 44-А от 30.12.1993г.);

– 13.04.2001г. уволен по ст.31 ТК РФ по собственному желанию (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.04.2001г.).

Из обжалуемого решения ответчика следует, что в специальный стаж истца включен период работы с 31.08.1984г. по 04.02.1993г. в должности боцмана на т/ж Волго-Балт-157» в Волго-Донском речном пароходстве, на основании сведений в трудовой книжке, справке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.08.2018г.

Согласно сведениям МКУ «Муниципальный архив г.Ростова-на-Дону», с 05.09.1986г. на основании приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05 сентября 1986г. ФИО2 зачислен мотористом 1 класса, матросом 1 класса теплохода «Волго-Балт-157» ремонтно-эксплуатационной базы «Красный флот» ВДПР. В тоже время приказы о переводе на теплоход «Волго-Балт-142» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.11.1988г. и теплоход «Волго-Балт-157» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.03.1992г. не обнаружены. Сведениями об увольнении ФИО2 на основании приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.08.1992г. МКУ «Муниципальный архив г.Ростова-на-Дону» также не располагает (л.д.99 т.1).

Из представленной истцом справки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.05.2021г., выданной Российским морским регистром судоходства, усматривается, что суда «Волго-Балт-157», «Волго-Балт-142» в период с 1986 по 1992 годы на учете в Регистре не состояли, сведениями о них за указанный период Регистр не располагает. Указанные суда были приняты в класс РС в 1994 году и 1997 году соответственно. Аналогичные ответы содержатся и в ответе ФАУ «Российский Речной Регистр» от 05.03.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

Как следует из архивной справки МКУ «Муниципальный архив г.Ростова-на-Дону» от 28.07.2021г., архив не располагает и сведениями о работе ФИО2 за период с 05.09.1986г. по 30.08.1992г. в особых условиях труда, поскольку документы, подтверждающие льготный характер работы указанного лица, РЭБ «Красный флот» ВДПР на хранение не сдавались.

Материалы дела также содержат ответ АО «Ростовский Судоремонтный Завод «Прибой» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20.07.2021г., согласно которому после реорганизации Волго-Донского пароходства и РЭБф «Красный флот» в архиве хранилась часть личных дел и бухгалтерских ведомостей плавсостава, которые были переданы по акту в МКУ «Муниципальный архив г. Ростова-на-Дону» 20.09.2018г.

Согласно информации, представленной в материалы дела АО «Азово-Донское пароходство», предприятие также не имеет сведений о работе ФИО2 в РЭБф «Красный флот» в период с 05 сентября 1986г. по 30 августа 1992г. и в Ростовском отряде Экспедиции спецморпроводок речных судов с 21 апреля 1993г. по 13 апреля 2001г., поскольку документы вышеуказанных организаций на хранение в архив АО «Азово-Донское пароходство» не передавались.

Как следует из архивной справки МКУ «Муниципальный архив г.Ростова-на-Дону» от 28 июля 2021г., архив не располагает и сведениями о работе ФИО2 за период с 05 сентября 1986г. по 30 августа 1992г. в особых условиях труда, поскольку документы, подтверждающие льготный характер работы указанного лица, РЭБ «Красный флот» ВДПР на хранение не сдавались.

Материалы дела также содержат ответ АО «Ростовский Судоремонтный Завод «Прибой» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20.07.2021г., согласно которому после реорганизации Волго-Донского пароходства и РЭБф «Красный флот» в архиве хранилась часть личных дел и бухгалтерских ведомостей плавсостава, которые были переданы по акту в МКУ «Муниципальный архив г.Ростова-на-Дону» 20.09.2018г.

Согласно информации, представленной в материалы дела АО «Азово-Донское пароходство», предприятие также не имеет сведений о работе ФИО2 в РЭБф «Красный флот» в период с 05.09.1986г. по 30.08.1992г. и в Ростовском отряде Экспедиции спецморпроводок речных судов с 21.04.1993г. по 13.04.2001г., поскольку документы вышеуказанных организаций на хранение в архив АО «Азово-Донское пароходство» не передавались.

Как следует из ответа ФАУ «Российский Речной Регистр» от 05.03. 2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, о судне «Неприступный» база данных ЕИС Речного Регистра сведений не содержит. Суда «ОТА-991» и «РТ-802» по типу и назначению относятся к буксиру-толкачу, предназначенному для букировки и вождения судов и плавучих сооружений.

Судно «ОТА-991» состояло на учете в Регистре, класс судна был снят 25.11.1993г., архивные материалы по судну уничтожены в связи с истечением срока хранения. Судно «РТ-802» на учете в Регистре не состояло, сведениями о нем Регистр не располагает, что подтверждается справкой Российского морского регистра судоходства от 03.03.2021 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Судом также направлен запрос в ГБУ «ЦГА Москвы» и согласно полученному ответу документы ОАО «Экспедиция специальных морских проводок речных судов», в том числе по личному составу, в Центральный государственный архив г.Москвы не поступали, в связи с чем не представилось возможным предоставить сведения о работе ФИО2 в период с 1993г. по 2001г.

Документами, подтверждающими право работников, входящих в плавсостав, на досрочную страховую пенсию по старости являются: штатное расписание судов, регистровая книга морских судов, технические спецификации судов, журналы учета личного состава предприятия - судовладельца, судовые журналы, табель учета рабочего времени.

Таких доказательств материалы дела не содержат.

Доказательств, свидетельствующих о том, что судно, на котором в указанный период работал истец, не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, истцом в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы истца с 05.09.1986г. по 30.08.1992г., с 21.04.1993г. по 13.04.2001г. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истца о необоснованности такого вывода подлежит отклонению.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что работа истца в оспариваемые период являлась именно работой на суднах, не относящихся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, что является необходимым условием для подтверждения факта занятости истца в особых условиях труда и, соответственно, зачета спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании Списка № 2.

Без зачета спорных периодов работы специальный трудовой стаж истца на день обращения в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии составляет менее 12 лет 06 месяцев, следовательно, оснований для назначения ФИО2 досрочной страховой пенсии на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имелось.

Отклоняя как несостоятельные доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что судом не приняты во внимания письма Российского морского регистра судоходства НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.03.2021г. и Российского Речного Регистра НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.03.2021г., судебная коллегия принимает во внимание, что из письма Российского морского регистра судоходства НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.03.2021г. следует, что сведениями из реестра судов Регистр не располагает, так как не является органом регистрации судов. Предоставляя информацию о классе и технических характеристиках т/х «Непреступный», регистрационный номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН указывая на то, что данное судно относилось к судам морского флота и не являлось портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным или разъездным судном, а также судном пригородного и внутригородского сообщения, вместе с тем Регистр обращает внимание, что вопросы фактической эксплуатации судна, его вида деятельности, характера выполняемой работы в конкретные периоды времени и в конкретных районах плавания не входят в непосредственную компетенцию Регистра. Суда «ВОЛГА-БАЛТ 157» и «ВОЛГО-БАЛТ 142» в указанные ФИО6 период времени (1986-1992г.) на учете в Регистре не состояли, сведениями о них за указанный период Регистр не располагает. Для информации сообщает, что суда «ВОЛГА-БАЛТ 157», регистрационный номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и «ВОЛГО-БАЛТ 142» регистрационный номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН были приняты в класс РС в 1994г. и 1997г. соответственно. Судно «ОТА-991» регистрационный номер состояло на учете в Регистре, класс судна был снят 25.11.1993г., архивные материалы по судну уничтожены в связи с истечением срока хранения. В связи с изложенным, Регистр не имеет возможности предоставить интересующую информацию о технических характеристиках указанного судна. Судно «РТ-802» на учете в Регистре не состояла, сведений о нем не располагают (л.д.34-35 т.1).

Согласно письму Российского Речного Регистра НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.03.2021г. следует, что классификационный учет судов, осуществляемый Речным Регистром, связан с внутренним учетом объектов классификации и оценкой их технического состояния и не содержит сведений о целях (видах) использования судов, из принадлежности, об отнесении их к портовым постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным или разъездным судном, а также судном пригородного и внутригородского сообщения (л.д.36-37 т.1).

Таким образом, ссылка истца на указанные документы, как доказательства, подтверждения того, что суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, несостоятельна.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела.

В целом доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные в нем выводы.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 августа 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.12.2021г.