ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-192/2023 от 14.09.2023 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

КОПИЯ

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОМНОГО ОКРУГА

гр.дело № 2-192/2023

89RS0001-01-2021-004309-09

судья К.В. Лисиенков

апелл. дело № 33-2434/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 сентября 2023 года город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Гниденко С.П.

судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Долматова М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Торсуновой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ИП Фролова Сергея Дмитриевича - Кирьяновой Оксаны Павловны на заочное решение Салехардского городского суда от 14 декабря 2021 года, которым постановлено:

Возложить на Фролова Сергея Дмитриевича обязанность в течение 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда предоставить в службу государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО для согласования эскизный проект здания, расположенного по адресу: <адрес>, и в течение 60 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда привести фасад данного здания в соответствие с согласованным эскизным проектом.

Взыскать с Фролова Сергея Дмитриевича в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Служба государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО обратилась с иском к Фролову С.Д. о понуждении к исполнению обязательства в натуре. В обоснование требований иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований градостроительных регламентов в границах территории объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Территория села Обдорского XVIII - XIX вв», расположенного в исторической части г. Салехард, установлено, что ответчиком осуществлено несанкционированное изменение цветового решения фасадов, и размещена рекламная вывеска размером, превышающим допустимый, на здании <адрес>. По указанным фактам 12 августа 2021 года ответчику выдано предписание № 6 об устранении выявленных нарушений, которое в полном объеме до настоящего времени не исполнено.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Н.Ю. Псарева, действующая на основании доверенности, поддержала требования и доводы иска.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Судом постановлено заочное решение, резолютивная часть которого указана выше.

Определением Салехардского городского суда от 19 апреля 2023 года ответчику отказано в удовлетворении заявления об отмене заочного решения (л.д. 79 - 80).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, подтвердившая наличие высшего юридического образования дипломом, просит об отмене решения суда и постановлении нового об отказе в удовлетворении требований иска. Указано, что в связи со сложной эпидемиологической обстановкой постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 установлен мораторий на проверки для малого и крупного бизнеса. С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон» от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Заказать проект в 2021 году не представлялось возможным ввиду отсутствия денежных средств. Кроме того, дело рассмотрено в отсутствие ответчика, не извещенного о времени и месте слушания дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, подтвердившая наличие высшего юридического образования дипломом, возражала против удовлетворения требований апелляционной жалобы. Пояснила, что нарушение выявлено по результатам осмотра территории исторического центра г. Салехард, а не в результате проверки ИП ФИО3

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что объект культурного наследия регионального значения «Территория села Обдорского XVIII - XIX вв» (Ямало-Ненецкий автономный округ, расположенный в исторической части г. Салехард (достопримечательное место) - приказом Министерства культуры РФ от 30 июня 2015 года № 848-р включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), народов Российской Федерации под номером 891530271420005 (л.д. 21).

Приказом руководителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО от 20 февраля 2021 года № 20 утверждены границы территории объекта культурного наследия, а также требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия (л.д. 22 - 25).

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что земельный участок общей площадью 659 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> - принадлежит ФИО3 на праве аренды, 1/2 часть здания, расположенного на нем - на праве собственности.

На основании задания по проведению мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ от 25 января 2021 года № 3-с/2021 (л.д. 14 - 15) главным специалистом отдела государственного надзора и правового регулирования службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО ФИО4 6 августа 2021 года проведены мероприятия по соблюдению требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия, по результатам которых составлен акт (л.д. 9 - 13).

Как следует из данного акта, на объекте «Рестобар «Пятница», расположенном по адресу: <адрес> - допущено нарушение пункта 1.4 раздела 1 Требований (Режим-1), а именно: цветовое решение фасадов здания не соответствует установленным требованиям и согласованным службой проектным решениям в отношении здания (письмо от 17 мая 2018 года № 4701-17/993). Кроме того, допущено нарушение пункта 2.1 раздела 3 Требований (Требования к размещению рекламы в границах территории достопримечательного места), а именно: превышены допустимые размеры информационного поля рекламной вывески (конструкции), одна из сторон составляет 2,48 кв.м.

12 августа 2021 года ФИО3 выдано предписание № 6 об устранении выявленных нарушений в срок до 11 октября и 25 сентября 2021 года соответственно (л.д. 26 - 27).

Постановлением судьи Салехардского городского суда от 19 ноября 2021 года ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией государственной охраной объектов культурного наследия, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. (л.д. 89 - 91).

Удовлетворяя требования иска, первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.

Указанный вывод является верным в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 1 ст. 48 указанного Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

По смыслу положений пунктов 1, 2, 5 ст. 3.1 того же Федерального закона территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 - 4 ст. 5.1 Федерального закона в границах территории объекта культурного наследия:

1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленными объектами культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территориях объектов культурного наследия и не являющихся объектами культурного наследия;

2) на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленными объектами культурного наследия; работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории достопримечательного места и не являющихся объектами культурного наследия;

3) на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

Применительно к территории достопримечательного места градостроительный регламент устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом требований подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи.

Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места регионального значения;

3) органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места местного (муниципального) значения.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 11 Федерального закона государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия) осуществляется посредством:

1) федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, осуществляемого региональными органами охраны объектов культурного наследия, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предметом государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия являются:

1) для федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия - соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов культурного наследия федерального значения, зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, защитных зон объектов культурного наследия федерального значения установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая:

требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия;

требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;

требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель;

требования, содержащиеся в разрешительных документах, выданных федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия;

требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению;

требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленные настоящим Федеральным законом;

требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

2) для регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия - соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, защитных зон объектов культурного наследия регионального значения, защитных зон объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также исторических поселений (за исключением расположенных на их территориях отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 настоящего Федерального закона) установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая:

требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия;

требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;

требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель;

требования, содержащиеся в разрешительных документах, выданных региональными органами охраны объектов культурного наследия, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия;

требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению;

требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения либо требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленные настоящим Федеральным законом;

требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

требования к проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения, выявленными объектами культурного наследия, предусмотренные статьей 56.1 настоящего Федерального закона;

меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, работ по использованию лесов и иных работ, в том числе меры, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Приказом службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО от 20 февраля 2021 года № 20 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Территория села Обдорского XVIII - XIX вв».

В соответствии с п. 1.4 на территории достопримечательного места запрещается применение цветовых решений, отличных от требований, указанных в пункте 2.10 Режима Р-1 настоящих требований.

Согласно п. 2.10 требований при применении цветовых решений используется классический вариант: светлый фасад, темная кровля. Допустимый цвет фасада - белый, желтый, охра, коричневый или их пастельные оттенки, цвет натурального дерева; цвет кровли - коричневый, зеленый, серый, красный или их темные теплые оттенки. Для отделки фасада допускается применять не более 4 цветов, из которых один - основной.

В соответствии с пунктом 2.1 раздела III запрещается размещение рекламных конструкций и вывесок с размером информационного поля, превышающим 1,2 м по короткой стороне или 1,8 метра по длинной стороне, за исключением вывесок в виде отдельных накладных букв без использования подложки, размещаемых на фасадах.

Как следует из акта о результатах проведения мероприятий по контролю за соблюдением требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия от 6 августа 2021 года, указанные пункты требований нарушены.

Как следствие, основания для удовлетворения требований иска о возложении обязанности устранить допущенные нарушения имелись.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры проведения проверки ввиду наличия моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства ошибочны.

Как следует из содержания искового заявления, пояснений представителей истца в судебном заседании суда первой и апелляционной инстанции, проверка в отношении ИП ФИО3 не проводилась; нарушения выявлены в результате визуального осмотра территории достопримечательного места должностным лицом службы.

Полномочия по проведению осмотра земельных участков, входящих в границы достопримечательного места, предусмотрены подпунктом 2 пункта 6 статьи 11 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа охраны объектов культурного наследия о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия. Дата и время посещения и обследования должностным лицом органа охраны объектов культурного наследия жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом.

Как следствие, основания для удовлетворения требований иска имелись.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не был извещен о времени и месте слушания дела, опровергается материалами дела.

Как следует из материалов дела, о времени и месте слушания дела ответчик ФИО3 извещался телефонограммой от 17 ноября 2021 года (л.д. 24).

Таким образом, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы об обратном сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и основаны на несогласии с постановленным решением.

При наличии таких обстоятельств оснований для отмены решения суда не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Заочное решение Салехардского городского суда от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)