Председательствующий: Ерофеева Н.А. № 33-7352/2019
55RS0006-01-2019-002097-20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 13 ноября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Магденко И.Ю., Крицкой О.В.,
при секретаре Липатовой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1934/2019 по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 А.овича
на решение Советского районного суда г. Омска от 29 июля 2019 года
по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе города Омска о назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе города Омска (далее УПФР в Советском АО г. Омска), в обоснование которого указала, что решением ответчика от 20 июня 2018 года ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете ее страхового стажа периоды работы с 1 сентября 1981 года по 1 декабря 1982 года в Средней школе № 105 в должности старшей пионервожатой, с 23 августа по 26 сентября 2000 года в ГОУ НПО «Омский государственный колледж профессиональных технологий» в должности классного воспитателя, со 2 октября по 19 ноября 2000 года в ГОУ НПО «Профессионально-техническое училище № 49 в должности мастера производственного обучения; с 20 ноября 2000 года по 31 августа 2007 года в ГОУ НПО «Профессионально-техническое училище № 49» в должности старшего библиотекаря и преподавателя, периоды работы с 1 сентября по 24 декабря 2012 года, с 29 декабря 2012 года по 31 августа 2013 года, с 1 января 2014 года по 31 марта 2014 года, с 22 октября 2014 года по 11 сентября 2016 года, с 1 января 2018 года по 5 февраля 2018 года в БПОУ «Омский техникум строительства и лесного хозяйства» в должности преподавателя, а также период учебы в Омском государственном университете с 1 сентября 1983 по 21 июня 1988 года.
С учетом уточнений просила обязать ответчика включить в страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указанные периоды работы и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 6 февраля 2018 года.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объёме.
Представитель ответчика УПФР в Советском АО г. Омска в исковых требованиях просил отказать в полном объеме.
Судом постановлено решение, которым заявленные исковые требования удовлетворены частично: на УПФР в Советском АО г. Омска возложена обязанность включить ФИО1 в страховой стаж на соответствующий видах работ периоды работы с 23 августа 2000 года по 26 сентября 2000 года в ГОУ НПО «Омский государственный колледж профессиональных технологий» в должности классного воспитателя, со 2 октября по 19 ноября 2000 года в ГОУ НПО «Профессионально-техническое училище № 49» в должности мастера производственного обучения; в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 – ФИО2 выражает несогласие с постановленным по делу решением в части отказа во включении в страховой стаж на соответствующий видах работ части заявленных истцом периодов трудовой деятельности, просит его изменить, поскольку суд не учел, что в период с 2002 по 2009 годы истец помимо Профессионального училища № 49 (впоследствии Омского техникума строительства и лесного хозяйства) по совместительству работала в Омской областной станции юных техников и Центре социальных услуг для молодежи Советского административного округа, имела педагогическую нагрузка, а в период с 2009 по 2018 годы работала преподавателем с обучающимися младше 18 лет, а при учете в страховом стаже данных периодов работы период ее трудовой деятельности в должности старшей вожатой и учебы в высшем учебном заведении также будут подлежать включению в соответствующий стаж.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. представитель ответчика ФИО3 просила оставить решение без изменения.
Истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального закона, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены или изменения судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).
В силу 8 Закона о страховых пенсиях, в редакции, действовавшей на момент обращения истца в орган пенсионного обеспечения, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного закона, согласно которой одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предписано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 80).
Частью 8 статьи 13 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 закона).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 декабря 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 6 февраля 2018 года ФИО1 обратилась в УПФР в Советском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей.
Решением УПФР в Советском АО г. Омска от 20 июня 2018 года № 74644/18 истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчиком в страховой стаж на соответствующих видах работ не включены помимо прочих следующие:
- период работы с 1 сентября 1981 года по 1 декабря 1982 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № 105, поскольку в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 отсутствует 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсия;
- период учебы с в Омском государственном университете, поскольку в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 отсутствует 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсия; кроме того отсутствует работа по специальности, предшествующая обучению в ВУЗе;
- период работы с 28 августа 2000 года по 26 сентября 2000 года в должности классного воспитателя в Омском государственном колледже профессиональных технологий, так как указанная должность не поименована Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 и постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781;
- период работы с 2 октября 2000 года по 19 ноября 2000 года в должности мастера производственного обучения в ПТУ-49, поскольку наименование учреждения в указанный период «учебно-производственный пансион» не соответствует Спискам должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 и постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781;
- период работы с 20 ноября 2000 года по 31 августа 2007 года в должности старшего библиотекаря и заведующего библиотекой в ПТУ-49, так как указанная должность не поименована Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 и постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781;
- периоды работы с 1 сентября 2012 года по 24 декабря 2012 года, с 29 декабря 2012 года по 31 августа 2013 года, с 1 января 2014 года по 31 марта 2014 года, с 22 октября 2014 года по 11 сентября 2016 года, с 1 января 2018 года по 5 февраля 2018 года преподавателем в Омском техникуме строительства и лесного хозяйства, поскольку сведениями персонифицированного учета факт льготной работы не подтвержден, при том, что в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы…, утвержденных Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, период работы с 1 ноября 1999 года в образовательных учреждениях среднего профессионального образования засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 % детей в возрасте до 18 лет, что представленными документами не подтверждается.
При таком подсчете стаж на соответствующих видах работ составил 12 лет 10 месяцев 29 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента 32,971.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим ее пенсионные права, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требования.
Так, делая вывод о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периода работы истца с 23 августа по 26 сентября 2000 года в должности классного воспитателя в ГОУ НПО «Омский государственный колледж профессиональных технологий», суд исходил из того, что фактически истец в этот период времени выполняла обязанности мастера производственного обучения, а наименование работодателем ее должности как «классный воспитатель» означало возложение обязанности классного руководителя; при том, что указанные должность и учреждение поименованы Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, истец работала на полную учебную нагрузку, количество несовершеннолетних обучающихся в учреждении составляло более 50 %.
Период работы истца с 2 октября по 19 ноября 2000 года мастером производственного обучения в ГОУ НПО «Профессионально-техническое училище № 49» был включен истцу в стаж на соответствующих видах работ, поскольку наличие в наименовании учреждения дополнительного указание «учебно-производственный пансион» не меняет направление его деятельности и не исключает его из перечня образовательных учреждений среднего профессионального образования, перечисленных в пункте 9 Списка должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.
В указанной части решение сторонами не обжалуется, а потому проверке на законность и обоснованность не подлежит.
Остальные периоды, которые были предметом судебного разбирательства, по мнению суда первой инстанции, не подлежат включению в страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам и нормам материального закона, подлежащим применению к рассматриваемому спору, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным с ними согласиться в связи с нижеследующим.
Обращаясь в суд с исковым заявлением и в апелляционной жалобе, истец указывает, что в период работы с 20 ноября 2000 года по 31 августа 2007 года старшим библиотекарем (заведующей библиотекой) в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 49» она фактически работала преподавателем и по совместительству работала в ГОУ ОО ДОД «Омская областная станция юных техников» и в МУ «Центр социальных услуг для молодежи Советского административного округа», суммарно выполняла норму педагогической нагрузки, поэтому данный период работы подлежит включению в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Данная позиция истца во внимание быть принята не может, поскольку противоречит обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Как следует из трудовой книжки ФИО1, работая в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 49», 20 ноября 2000 года она была переведена на должность старшего библиотекаря, с 23 января 2002 года указанная должность была переименована в заведующую библиотекой, в которой работала до 1 сентября 2007 года.
Период работы в указанных должностях не подлежит включению в страховой стаж на соответствующих видов работ, поскольку они не поименованы в пункте 1 раздела «Наименование должностей» ни Списка должностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, ни Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, подлежащих применению к данным периодам.
В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка должностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, поименована должность «преподаватель», в пункте 9 раздела «Наименование учреждений» - «учреждения начального профессионального образования: профессиональное училище»; в пунктах 1 и 1.9. соответствующих разделов Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, указаны «преподаватель» и «училища всех видов и наименований».
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Для преподавателя учреждений начального и среднего профессионального образования в спорный период была установлена норма часов педагогической нагрузки за ставку заработной платы – 720 часов в год (пункт 48б Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников учебных заведений профессионально-технического образования", утвержденной Госпрофобром СССР 31 декабря 1976 года, пункт 2 Приложения к постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»).
Каких-либо допустимых и достаточных доказательств, что в данный период истец в профессиональном училище выполняла обязанности и по должности преподавателя, материалы дела не содержат.
Согласно представленным приказам истцу была установлена следующая педагогическая нагрузка: 2000-2001 учебный год – 154 часа, 2001-2002 учебный год – 179 часов, 2002-2003 учебный год – 340 часов, 2003-2004 учебный год – 476 часов, 2004-2005 учебный год – 476 часов, в учебные годы 2005-2006 и 2006-2007 - не устанавливалась.
Сами по себе приказы об установлении педагогической нагрузки на соответствующий учебный год таковыми быть признаны не могут, поскольку в них не указано, по какой должности она была ФИО1 установлена, соответственно невозможно определить, установлена ли она была по должности, которая поименована в вышеуказанных Списках, и в каком объеме выполнялась норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
В любом случае, вопреки позиции истца, ее работа по совместительству в других организациях в спорный период не может быть учтена для суммирования с педагогической нагрузкой в профессиональном училище № 49.
Как следует из имеющейся справки ГОУ ОО ДОД «Омская областная станция юных техников» от 29 мая 2009 года, ФИО1 работала в Доме техники профтехобразования с 21 января 2002 года по 28 июля 2004 года; учебная нагрузка в этот период составила: 2002-2003 учебный год – 380 часов, 2003-2004 учебный год – 264 часов, 2004-2005 учебный год – 244 часов (л.д. 46).
Таким образом, во-первых, в период с 20 ноября 2000 года по 20 января 2002 года работа истца по совместительству не подтверждена, во-вторых, из содержания данной справки не следует, в какой должности работала истец указанном учреждении.
В то же время как предусмотрено пунктом 3 Правил исчисления периодов работы…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Учреждение, в котором истец работала по совместительству в спорный период, поименовано в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, а должность «преподаватель», на которую она ссылается, указана в пункте 1 раздела "Наименование должностей.
Иных документов, подтверждающих указанный период работы, истцом не представлено.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении страхового стажа ФИО1 за периоды работы с 21 января 2002 года по 28 июля 2004 года предоставлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ без указания кода особых условий труда.
Кроме того, для учреждений, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, действуют специальные условия исчисления стажа.
Согласно пункта 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Вышеприведенные условия у истца не соблюдены.
Что касается периода работы по совместительству в Муниципальном учреждении «Центр социальных услуг для молодежи Советского административного округа», то в его подтверждение представлена справка от 28 мая 2009 года, согласно которой ФИО1 была установлена следующая нагрузка по должности социального педагога: 2005-2006 год – 768 часов (приказ о приеме на работу № 8 от 1 февраля 2005 года), 2006-2007 год, 2007-2008 год и 2008-2009 год по 768 часов.
Следовательно, в период с 29 июня 2004 года по 31 января 2005 года работа истца по совместительству не подтверждена.
Как предусмотрено в пункте 11 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должностях социального педагога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
В пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка указаны в частности следующие учреждения: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Каких-либо доказательств, что центр социальных услуг для молодежи, в котором истец работала, относится к вышеперечисленным учреждениям социального обслуживания для детей, в деле не имеется, из наименования учреждения и его организационно-правовой формы это не следует.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении страхового стажа ФИО1 за периоды работы с 1 февраля 2002 года по 31 августа 2010 года предоставлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ без указания кода особых условий труда.
С учетом вышеизложенного основания для включения в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 20 ноября 2000 года по 31 августа 2007 года с учетом работы по совместительству не имеется.
Что касается периодов работы в должности преподавателя в бюджетном образовательном учреждении Омской области среднего профессионального образования «Омский техникум строительства и лесного хозяйства» с 1 сентября 2012 года по 24 декабря 2012 года, с 29 декабря 2012 года по 31 августа 2013 года, с 1 января 2014 года по 31 марта 2014 года, с 22 октября 2014 года по 11 сентября 2016 года, с 1 января 2018 года по 5 февраля 2018 года
В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, поименована должность «преподаватель», в пункте 1.10. раздела «Наименование учреждений» - образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), в частности техникумы всех наименований.
При этом, в силу пункта 14 Правил работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Так в силу части 2 названной статьи при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (в частности, периоды работы), после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 указанного Федерального закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 приведенного закона).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 16 декабря 1999 года.
Согласно представленной работодателем в УПФР в Советском АО г. Омска информации в указанные периоды количество обучающихся в техникуме старше 18 лет составляло более 50 %, поэтому вышеуказанные периоды отражены в лицевого счета застрахованного лица ФИО1 без указания кода особых условий труда.
Доказательств, подтверждающих недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета, несмотря на разъяснение судом данной процессуальной обязанности, истцом не представлено (л.д. 77).
Истец в данной части полагала, что поскольку она осуществляла преподавание в группах с несовершеннолетними обучающимися, то данные периоды подлежат включению в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Данная позиция во внимание быть принята не может, поскольку противоречит вышеприведенным положениям пункта 14 Правил, которые иного толкования не допускают.
Не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ и период работы с 1 сентября 1981 года по 1 декабря 1982 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № 105 и период учебы в Омском государственном университете с 01 сентября 1983 года по 21 июня 1988 года.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается:
- работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых,
- время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
С учетом определенной ответчиком продолжительности стажа (12 лет 10 месяцев 29 дней) и включенных судом периодов (1 месяц 5 дней и 1 месяц 18 дней) у истца отсутствует 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсия
При таких обстоятельствах, решение суда признается законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения, не имеется.
Надлежит отметить, что с 09 августа 2019 года истцу была назначена страховая пенсия по старости в связи с достижением возраста 55 лет и 6 месяцев (на общих основаниях).
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Омска от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи