Судья: Михеева Е.Я. дело №33-7069/2022 (дело № 2-1936/2022) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 7 июля 2022 года г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Пинчук С.В., судей Куршевой Н.Г., Хаировой А.Х., при помощнике судьи Галустовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей и о прекращении противоправных действий, по апелляционной жалобе представителя ответчика индивидуальному предпринимателю ФИО1 на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 23 марта 2022 года, которым постановлено: «Исковые требования Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий (бездействия) – удовлетворить частично. Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя ФИО1 в отношении неопределенного круга потребителей по факту: Признать противоправными действия ИП ФИО1 в отношении неопределенного круга потребителей по факту: – не доведения до сведения потребителей (отсутствие) «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», с нарушением требований, предусмотренных п. 11 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», - реализации некачественной парфюмерно-косметической продукции с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой и достоверной информации от изготовителя/производителя на маркировке, обеспечивающей возможность их правильного выбора, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 ФЗ «О защите прав потребителей», ст.ст. 4, 5, 6 Технического регламента Таможенного Союза 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»: - гель-лак №, в индивидуальной упаковке, 11 мл., по цене 196 рублей, штрих код №, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО2, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. С истекшим сроком годности 45 суток. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту: - не доведения до сведения потребителей (отсутствие) «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» с нарушением требований, предусмотренных п. 11 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», - реализации некачественной парфюмерно-косметической продукции с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой и достоверной информации от изготовителя/производителя на маркировке, обеспечивающей возможность их правильного выбора, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 ФЗ «О защите прав потребителей», ст. ст. 4, 5, 6 Технического регламента Таможенного Союза 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»: - гель-лак №, в индивидуальной упаковке, 11 мл., по цене 196 рублей, штрих код №, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО2, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. С истекшим сроком годности 45 суток. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда, в полном объеме, в течение 10 дней, с момента вступления в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе путем размещения в общественных местах общего пользования. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 300 руб.», заслушав доклад судьи Самарского областного суда Куршевой Н.Г., У С Т А Н О В И Л А : ТОО ЗПП «ЩИТ» обратилась в Автозаводский районный суд Самарской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий (бездействия), мотивировав свои требования следующими доводами. 15 ноября 2021 года в период с 16.06 часов до 17.00 часов, в торговой организации ИП ФИО1, расположенной по адресу: <адрес>, магазин «Profi Laine» в целях обеспечения защиты прав неопределенного круга потребителей и соблюдения торгующей организацией правил торгового обслуживания членами ТООЗПП «ЩИТ» в соответствии со ст. 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Устава организации, проведено мероприятие общественного контроля на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания. В ходе проведения мероприятия общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно: 1. Отсутствуют Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи. 2. В продаже находилась и была реализована некачественная косметическая продукция с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой достоверной информации: юридический адрес организации изготовителя/производителя: - гель-лак №, в индивидуальной упаковке, 11 мл, по цене 196 рублей, штрих код № совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО2, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. На момент проведения мероприятия истекший срок годности данный продукции составил 45 суток. Все имеющиеся надписи и наклейки зафиксированы фото/видео съемкой. С некачественным товаром была приобретена качественная продукция: питательный шампунь OLLIN по цене 326 рублей, срок годности в норме. Сумма покупки составила 522 рубля, согласно кассовому чеку о покупке, приход от 15.11.2021г. с наименованием и реквизитами организации, адресом места осуществления торговой деятельности организации, осуществившей реализацию некачественного товара, время продажи: 16.06. В чеке не указано наименование реализованной продукции, количество и цена. Факт выявленных нарушений оформлен Актом о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей от ДД.ММ.ГГГГ№ в присутствии продавца – ФИО3. Полагая, что действиями продавца нарушены права и законные интересы неопределенного круга потребителей, ТОО ЗПП «ЩИТ» просила суд: 1. Признать противоправными действия ИП ФИО1 в отношении неопределенного круга потребителей по факту: - не доведения до сведения потребителей (отсутствие) «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», с нарушением требований, предусмотренных п. 11 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», - реализации некачественной парфюмерно-косметической продукции с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой и достоверной информации от изготовителя/производителя на маркировке, обеспечивающей возможность их правильного выбора, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст. 4, 9 ТС РС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»: - гель-лак №, в индивидуальной упаковке, 11 мл, по цене 196 рублей, штрих код №, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО2, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. С истекшим сроком годности 45 суток. 2. Обязать ИП ФИО1 прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту: - не доведения до сведения потребителей (отсутствие) «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» с нарушением требований, предусмотренных п. 11 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», - реализации некачественной парфюмерно-косметической продукции с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой и достоверной информации от изготовителя/производителя на маркировке, обеспечивающей возможность их правильного выбора, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. ст. 4, 9 ТС РС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»: - гель-лак №, в индивидуальной упаковке, 11 мл, по цене 196 рублей, штрих код №, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО5, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. С истекшим сроком годности 45 суток. 3. Обязать ИП ФИО1 довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда, в полном объеме, в течение 10 дней, с момента вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста в печатном издании средств СМИ г. Тольятти Самарской области и уведомить истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения). Предоставить истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте по адресу: http://sudebnik-tlt.ru/ за счет ответчика, с взысканием с него убытков (расходов) в размере стоимости публикации в случае неисполнения ответчиком решения суда (п. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. Не соглашаясь с принятым судебным актом, представитель ИП ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. Информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы ИП ФИО4 на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 23 марта 2022 года заблаговременно размещена на официальном сайте посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Применительно к правилам ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела. В силу требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дне, месте и времени судебного заседания. В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. 3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Часть 2 ст. 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусматривает, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. Согласно ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуги), продавец (изготовитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Пункт 2 ст. 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусматривает, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Согласно пункту 24 «Правил продажи отдельных видов товаров» товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. В силу ст. 5 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается. Из материалов дела следует, что 15.11.2021 года в соответствии со ст. 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Устава организации ТОО ЗПП «ЩИТ», в целях обеспечения защиты прав неопределенного круга потребителей, соблюдения торгующей организацией правил торгового обслуживания, членами ТОО ЗПП «ЩИТ» в торговой точке ИП ФИО1», расположенной по адресу: <адрес>, магазин «Profi Laine», было проведено мероприятие общественного контроля. В ходе проведения мероприятия общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно: 1. Отсутствуют Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи. 2. В продаже находилась и была реализована некачественная косметическая продукция с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой достоверной информации: юридический адрес организации изготовителя/производителя: - гель-лак №№, в индивидуальной упаковке, 11 мл, по цене 196 рублей, штрих код №, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО2, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. На момент проведения мероприятия истекший срок годности данный продукции составил 45 суток. Все имеющиеся надписи и наклейки зафиксированы фото/видео съемкой. С некачественным товаром была приобретена качественная продукция: питательный шампунь OLLIN по цене 326 рублей, срок годности в норме. Сумма покупки составила 522 рубля, согласно кассовому чеку о покупке, приход от 15.11.2021 с наименованием и реквизитами организации, адресом места осуществления торговой деятельности организации, осуществившей реализацию некачественного товара, время продажи: 16:06. В чеке не указано наименование реализованной продукции, количество и цена. Факт выявленных нарушений оформлен Актом о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей от 15.11.2021 № 1317 в присутствии продавца – ФИО3. Реализованная некачественная продукция с истекшими сроками годности была осмотрена продавцом, замечаний/возражений по факту выявленных нарушений от продавца не поступило, что подтверждается фото и видеозаписью, подписью в акте представителей ТОО ЗПП «ЩИТ», а также подписью продавца отдела. Возврат некачественного товара и денежных средств произведен, копия составленного Акта предоставлена, что зафиксировано в акте №1317 от 15.11.2021, и подтверждается видеозаписью, подписью в составленном Акте инспекторов ТОО ЗПП «Щит», а также подписью продавца отдела. Положением пункта 1 статьи 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В статье 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» определен объем обязательной информации, которую изготовитель (продавец, исполнитель) обязан довести до потребителя. При этом Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не устанавливает конкретных способов, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения. Перечень информации о товаре (работе, услуге) и способы ее доведения могут определяться законными, а также иными правовыми актами (указами Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ). В частности, перечень и способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях определяются правилами продажи отдельных видов товаров, правилами бытового и иных видов обслуживания потребителей (правилами выполнения отдельных видов работ и правилами оказания отдельных видов услуг), утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В тех случаях, когда указанными выше документами способ доведения информации до потребителя не определен, предусмотренный ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» информация должна доводиться до потребителя способами, обычно применяемыми в розничной торговле, в наглядной и доступной форме. Информация о товарах, работах, услугах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации его выдавшей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2463 утверждены Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. Согласно п. 2 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. При продаже товаров потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. На упаковке непродовольственного товара должна быть этикетка, в которой подлежит размещению информация для потребителей. В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» информация, предусмотренная п. 2 ст. 10, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Особым образом регулируется право на информацию в тех случаях, когда товары поставляются в Россию из-за рубежа. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 №1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» установлены меры по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке. Согласно п. 1 указанного постановления информация о непродовольственных товарах, ввозимых из-за рубежа, с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке: - наименование товара; - наименование страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита); - назначение (область использования), основные свойства и характеристики; - правила и условия эффективного и безопасного использования; - иные сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи. Под иными сведениями понимается информация, которая помимо названного обязательна к указанию на этикетках в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Правила маркировки парфюмерно-косметической продукции и оценки соответствия установлены требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (TP ТС 009/2011) (Решение Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №799). В соответствии со статьей 4 TP ТС 009/2011 парфюмерно-косметическая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, требования которых на нее распространяются, без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в настоящем техническом регламенте Таможенного союза требований к парфюмерно-косметической продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия. Парфюмерно-косметическая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к размещению на рынке. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 TP ТС 009/2011 безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается совокупностью требований: 1) к составу; 2) к физико-химическим показателям; 3) к микробиологическим показателям; 4) к содержанию токсичных элементов; 5) к токсикологическим показателям; 6) к клиническим (клинико-лабораторным) показателям; 7) к производству; 8) к потребительской таре; 9) к маркировке продукции. 2. Требования к составу парфюмерно-косметической продукции. На основании подпунктов 9.1–9.5 статьи 5 TP ТС 009/2011 маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге. Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию: - наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции; - назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции; - косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке; - наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну); - страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя); - наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена Таможенного Союза; - номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного - номинальная масса куска на момент упаковки), за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции; цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств); массовую долю фторида (%, или мг/кг, или ррm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора; срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет) или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год); описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных; особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенная в настоящем техническом регламенте; номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции; сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции; список ингредиентов. При этом списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Ингредиенты» или «Состав». Ингредиенты указывают в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, при этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава. Ингредиенты, присутствующие в форме наноматериалов, должны быть четко указаны в списке ингредиентов с указанием после их названия в скобках слова «нано» или «папо» в случае указания ингредиентов в соответствии с международной номенклатурой косметических средств (INCI). Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита. На изделиях декоративной косметики, выпущенных в виде серии различных тонов, могут быть перечислены все красители, использованные в серии, с применением термина: «может содержать» или знака (+/-). Маркировка с информацией должна быть четкой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению. Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно- косметической продукции приводится на государственном, официальном языке государств - членов Таможенного Союза, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции. Кроме того, в TP ТС 009/2011 приведён перечень из 1328 веществ, запрещённых к использованию в парфюмерно- косметической продукции (приложение №1) и имеется перечень парфюмерно-косметической продукции, подлежащей государственной регистрации. В соответствии с требованиями ст. 6 TP ТС 009/2011 оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза осуществляется изготовителем продукции (уполномоченным представителем изготовителя, импортером), зарегистрированным в установленном порядке в государствах - членах Таможенного союза. Оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции, за исключением парфюмерно-косметической продукции, подлежащей государственной регистрации, указанной в приложении 12, проводится путем подтверждения соответствия в форме декларирования на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Декларация о соответствии парфюмерно-косметической продукции настоящему техническому регламенту Таможенного союза и свидетельство о государственной регистрации продукции оформляется на одно или несколько названий продукции одного наименования и действует до внесения изменений в название продукции и/или в рецептуру продукции, приводящих к изменениям показателей безопасности. Оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции, перечень которой приведен в приложении 12, проводится путем государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации продукции. Парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза и прошедшая процедуру оценки соответствия настоящему техническому регламенту, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Таким образом, приоритет имеет информация, указанная на маркировке товара. Согласно п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продажа товара по истечении установленного срока годности, запрещается. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации. Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика о том, что датой изготовления, указанной на наклейке со штрих-кодом товара, является 30.11.2018 года, в виду их необоснованности и противоречию нормам действующего законодательства. Судом первой инстанции правомерно не принята ссылка ответчика на пояснения производителя о том, что информацию по срокам годности на штрих-коде следует считать приоритетной, а информацию на этикетке считать недействительной, поскольку производитель не наделен правом устанавливать приоритетность информации, включая сроки годности. Более того, оговоренная выше информация отсутствовала в открытом доступе, способа получения указанной информации покупателю в месте размещения продукции не предлагалось. Судом, с учетом имеющих доказательств в материалах дела, обоснованно сделан вывод о нарушении ответчиком прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, связанных с реализацией некачественной косметической продукции с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой достоверной информации: юридический адрес организации изготовителя/производителя: - гель-лак №, в индивидуальной упаковке, 11 мл, по цене 196 рублей, штрих код: №, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО2, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. На момент проведения мероприятия, истекший срок годности данный продукции составил 45 суток. Доводы ответчика относительно нахождения Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи необоснованны и противоречат требованиям пункта 11 указанных Правил, поскольку их размещение должно осуществляться в наглядной и доступной форме. Факт их нахождения у продавца и предоставление потребителям по их просьбе, не свидетельствует об их размещении и не соответствует установленным формам размещения, в частности, наглядная форма в этом случае отсутствует. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о нарушении ИП ФИО1 требований части 5 статьи 5 Закона РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которым продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается, а также не могут находиться в обороте, сроки годности которых истекли, такие товары признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются, в связи с чем требования ТОО ЗПП «Щит» о признании указанных действий ответчика противоправными обоснованно удовлетворил. Требования о предоставлении истцу права, в случае неисполнения решения суда ответчиком, опубликовать решение суда на сайте по адресу: www.sudebnik-tlt.ru за счет ответчика, с взысканием с него стоимости публикации в соответствии с прейскурантом оставлены судом без удовлетворения, поскольку судом в решении не определено средство массовой информации, а совершение истцом действий по доведению решения суда через средство массовой информации по собственному выбору нарушит права ответчика. При этом суд пришел к выводу об обязании ответчика довести до сведения потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу путем его размещения через любое на его усмотрение средство массовой информации или иным доступным способом на его усмотрение. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции и считает доказанным факт продажи ответчиком товаров по истечении установленного срока годности, а равно и факт совершения им противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц. Судом верно применены нормы материального права относительно признания действий ответчика противоправными, поскольку сам по себе факт продажи товаров с истекшим сроком годности, ввиду опасности для здоровья неопределенного круга потребителей, который объективно подтвержден совокупностью исследованных доказательств, свидетельствует о противоправности действий ответчика, поскольку реализация такого товара запрещена законом. Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. С учетом изложенного, судебная коллегия считает обжалуемое решение правильным, оснований для его отмены не усматривает. На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 23 марта 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя ответчика индивидуальному предпринимателю ФИО1 – без удовлетворения. Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение 3 месяцев. Председательствующий: Судьи: |