ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-193/20 от 16.09.2020 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Будченко Т.В.

Дело № 33-606/2020, № 2-193/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2020 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Слободчиковой М.Е.

судей Кукшиновой О.М., Тараника В.Ю.

при секретаре Шаровой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области на решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 08.06.2020, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределённого круга лиц к муниципальной казённой образовательной организации дополнительного образования «Детская школа искусств», муниципальному казённому учреждению культуры «Театр юного зрителя» муниципального образования «Облученский муниципальный район», муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению среднего общего образования «Школа № 15» пос. Биракан, муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Известковый», муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Теплоозёрск», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к действиям по оборудованию зданий муниципальных учреждений устройствами молниезащиты удовлетворить.

Обязать муниципальную казённую образовательную организацию дополнительного образования «Детская школа искусств» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципальной казённой образовательной организации дополнительного образования «Детская школа искусств» по адресу: ЕАО, <...>, устройством молниезащиты.

Обязать муниципальное казённое учреждение культуры «Театр юного зрителя» муниципального образования «Облученский муниципальный район» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального казённого учреждения «Театр юного зрителя» муниципального образования «Облученский муниципальный район» по адресу: ЕАО, <...>, устройством молниезащиты.

Обязать муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» по адресу: ЕАО, <...>, устройством молниезащиты.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования «Школа № 15» пос. Биракан в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 15» пос. Биракан по адресу: ЕАО, <...>, устройством молниезащиты.

Обязать муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Известковый» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Известковый» по адресу: ЕАО, <...>, устройством молниезащиты.

Обязать муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск» по адресу: ЕАО, <...>, устройством молниезащиты.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Теплоозёрск» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Теплоозёрск» по адресу: ЕАО, <...>, и здание филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Теплоозёрск», «Основная общеобразовательная школа № 20 п. Лондоко-завод» по адресу: ЕАО, <...> СССР, 1а, устройством молниезащиты.

Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области произвести финансирование муниципальной казённой образовательной организации дополнительного образования «Детская школа искусств», муниципального казённого учреждения культуры «Театр юного зрителя» муниципального образования «Облученский муниципальный район», муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 15» пос. Биракан, муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Известковый», муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Теплоозёрск», для выполнения вышеуказанных мероприятий.

Взыскать с муниципальной казённой образовательной организации дополнительного образования «Детская школа искусств» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 43 рубля.

Взыскать с муниципального казённого учреждения культуры «Театр юного зрителя» муниципального образования «Облученский муниципальный район» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 43 рубля.

Взыскать с муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 43 рубля.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 15» пос. Биракан государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 43 рубля.

Взыскать с муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Известковый» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 43 рубля.

Взыскать с муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 43 рубля.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Теплоозёрск» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 43 рубля.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения прокурора прокуратуры области Кишкуновой Л.Е., представителя ответчика администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области ФИО1, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковыми заявлениями к муниципальной казённой образовательной организации дополнительного образования «Детская школа искусств» (далее - МКОО ДО «Детская школа искусств»), муниципальному казённому учреждению культуры «Театр юного зрителя» муниципального образования «Облученский муниципальный район» (далее - МКУК «Театр юного зрителя»), муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» (далее - МКОУ СОШ № 5 с. Пашково), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению среднего общего образования «Школа № 15» п. Биракан (далее - МБОУ СОО «Школа № 15» п. Биракан), муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Известковый» (далее - МКДОУ «Детский сад п. Известковый»), муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск» (далее - МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск»), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Теплоозёрск» (далее - МБОУ СОШ № 18 п. Теплоозёрск), администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация Облученского муниципального района) о понуждении выполнить действия по оборудованию зданий муниципальных учреждений устройствами молниезащиты.

Иск прокурора мотивирован тем, что действующими нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области пожарной безопасности, предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий организаций образования и зрелищных учреждений, в числе которых театры, с учётом требований СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утверждённой приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.

В ходе проверки, проведённой прокуратурой района, установлено, что здания МКОО ДО «Детская школа искусств», МКУК «Театр юного зрителя», МКОУ СОШ № 5 с. Пашково, МБОУ СОО «Школа № 15» п. Биракан, МКДОУ «Детский сад п. Известковый», МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск», МБОУ СОШ № 18 п. Теплоозёрск и его филиала - «Основная общеобразовательная школа № 20 п. Лондоко-завод» не оборудованы устройствами молниезащиты с учётом требований вышеуказанной Инструкции.

Осуществление учреждениями деятельности в отсутствие в зданиях устройств молниезащиты не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаёт опасные условия для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций.

В соответствии с уставами учреждений их учредителем является муниципальное образование «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области в лице администрации Облученского муниципального района.

Прокурор просил суд обязать в срок до 01.08.2020 оборудовать устройствами молниезащиты здания: МКОО ДО «Детская школа искусств», расположенное по адресу: ЕАО, <...>; МКУК «Театр юного зрителя», расположенное по адресу: ЕАО, <...>; МКОУ СОШ № 5 с. Пашково, расположенное по адресу: ЕАО, <...>; МБОУ СОО «Школа № 15» п. Биракан, расположенное по адресу: ЕАО, <...>; МКДОУ «Детский сад п. Известковый», расположенное по адресу: <...>; МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск», расположенное по адресу: ЕАО, <...>; МБОУ СОШ № 18 п. Теплоозёрск, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, и его филиал «Основная общеобразовательная школа № 20 п. Лондоко-завод», расположенный по адресу: ЕАО, <...> СССР, д. 1а. Обязать администрацию Облученского муниципального района произвести финансирование указанных муниципальных учреждений для выполнения мероприятий по оборудованию зданий названных учреждений устройствами молниезащиты.

16.04.2020 определением суда указанные иски прокурора Облученского района ЕАО объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании прокурор Эрлих К.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковых заявлениях.

Представитель ответчика МКОО ДО «Детская школа искусств» ФИО2 исковые требования признала, пояснила, что школа искусств является муниципальной казённой образовательной организацией дополнительного образования, своих денежных средств школа не имеет. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется в пределах бюджетной сметы. При выделении учредителем денежных средств будут приняты меры по оборудованию здания устройством молниезащиты.

Представитель ответчика администрации Облученского муниципального района ФИО1 исковые требования не признала, пояснила, что все здания образовательных организаций построены до введения Инструкции, на которую ссылается прокурор. В зданиях имеется естественное заземление: металлические конструкции, стены, железобетонные перекрытия. Обязанность выделять денежные средства на обустройство зданий устройством молниезащиты у администрации отсутствует. Согласно локальному сметному расчёту стоимость работ по оборудованию молниезащитой одного здания образовательного учреждения составляет более 300 000 рублей. В настоящее время судом уже принято решение, которым часть муниципальных образовательных учреждений обязана оборудовать здания устройствами молниезащиты до 31.12.2021, а администрация - профинансировать эти работы, денежные средства на производство этих работ в бюджет на 2020 год не заложены, бюджет района является дефицитным. В случае удовлетворения требований прокурора просила установить срок исполнения судебного акта до 31.12.2022.

В судебное заседание представители ответчиков МКУК «Театр юного зрителя», МКОУ СОШ № 5 с. Пашково, МБОУ СОО «Школа № 15» п. Биракан, МКДОУ «Детский сад п. Известковый», МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск», МБОУ СОШ № 18 п. Теплоозёрск не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены. В заявлении представитель МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск» просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика заведующая МКДОУ «Детский сад п. Известковый» ФИО3 указала, что учреждение в полной мере не обеспечивает исполнение требований действующего законодательства о пожарной безопасности. В целях устранения имеющихся нарушений были найдены специалисты по установке молниезащиты, определена стоимость работ и направлено письмо на имя главы администрации Облученского муниципального района о выделении финансирования.

Из отзыва представителя ответчика МКОУ СОШ № 5 с. Пашково ФИО4 следует, что школа расположена в двухэтажном здании, оборудованном заземлением. Здание школы окружают трёхэтажный жилой дом, оборудованный молниезащитой, и котельная, труба которой также оборудована молниезащитой. Деревянные конструкции кровли здания школы обработаны огнезащитным составом, надёжность обработки периодически проверяется. Требования Правил пожарной безопасности учреждением выполняются.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Облученского муниципального района просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы ответчик указал, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, но не конкретизируют обязанность ответчиков в обеспечении средствами молниезащиты образовательных учреждений, в связи с чем ответчик наделён правом самостоятельно определять форму участия в пожарной безопасности защищённости образовательного учреждения и определять перечень конкретных мероприятий по данному направлению с учётом практической необходимости и соразмерности степени возможной пожарной опасности с целью финансовой обоснованности.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69 «О пожарной безопасности», на который ссылается истец, содержит общие принципы обеспечения пожарной безопасности. Норма пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предусматривающая одним из способов устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования, применяется исключительно во взаимосвязи с Инструкцией по устройству средствами молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждённой приказом Минэнерго России № 280 от 30.06.2003, согласно которой устройство молниезащиты - система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Согласно классификации объектов, приведённой в таблице 2.1 Инструкции, последствием удара молнии в типе образовательных объектов является отказ системы электроснабжения, пожар исключён.

В образовательных учреждениях каждый электропотребитель (электрические устройства) оборудован устройством защитного отключения электроустановок. Актами проверок государственного пожарного надзора и записями журнала проводимых проверок юридического лица подтверждается соблюдение образовательными учреждениями правил пожарной безопасности.

Прокурором не представлено доказательств подтверждающих, что в компетенцию органов прокуратуры, входит проверка наличия и соблюдения правил пожарной безопасности образовательных учреждений, правил эксплуатации установок молниезащиты на образовательных учреждениях, что подтверждено позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 20П от 17.02.2015. Проверка исполнения законов проводится органами прокуратуры Российской Федерации исключительно на основании поступившей в данные органы информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, следовательно, обращения прокурора в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ должны быть обоснованы информацией о фактах нарушения законов со стороны ответчика. Кроме того, проверка образовательных учреждений на наличие установок молниезащиты не входит в полномочия органов государственного пожарного надзора. Решение о необходимости оборудования устройств молниезащиты принимается специализированной проектной организацией путём проведения обследования.

Все здания оборудованы защитным контуром заземления, автоматической системой пожарной сигнализации, в том числе автоматической системой пожарной сигнализации и противодымной защитой.

Необходимость устройства молниезащиты в зданиях образовательных учреждений определяется при их проектировании и при разработке необходимых защитных мероприятий в соответствии с положением Федерального закона «О техническом регулировании», согласно которому органы исполнительной власти вправе утверждать (издавать) документы (акты) только рекомендательного характера (ст. 4), к которым отнесена Инструкция по молниезащите зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России № 280 от 30.06.2003.

Кроме того, судом не принято во внимание, что установка системы молниезащиты учреждений должна происходить при проектировании либо при реконструкции здания. Проведение реконструкции здания не входит в понятие «содержание недвижимого имущества». Следовательно, обязанность выделять денежные средства для устройства молниезащиты на зданиях у администрации отсутствуют.

Прокурором не представлено достаточных доказательств того, что здания учреждений недостаточно оборудованы молниезащитой, не представлено доказательств того, что отсутствие устройств молниезащиты нарушает права и законные интересы учащихся и ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители ответчиков МКОО ДО «Детская школа искусств», МКУК «Театр юного зрителя», МКОУ СОШ № 5 с. Пашково, МБОУ СОО «Школа № 15» п. Биракан, МКДОУ «Детский сад п. Известковый», МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск», МБОУ СОШ № 18 п. Теплоозёрск в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Облученского муниципального района ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор прокуратуры Еврейской автономной области Кишкунова Л.Е. полагала, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу абзаца второго части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя среди прочего обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (часть 8 пункта 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктом 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в неё) источников зажигания, в том числе, за счёт устройства молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.

Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 утверждена Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, которая распространяется на все виды зданий независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначена для использования при эксплуатации зданий.

Согласно уставам МКОО ДО «Детская школа искусств», МКОУ СОШ № 5 с. Пашково, МБОУ СОО «Школа № 15» п. Биракан, МКДОУ «Детский сад п. Известковый», МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск», МБОУ СОШ № 18 п. Теплоозёрск администрация Облученского муниципального района является учредителем данных образовательных организаций.

Согласно уставу МКУК «Театр юного зрителя» учредителем данной организации также является администрация Облученского муниципального района. В предмет деятельности учреждения культуры входит, в том числе организация и проведение театрально-зрелищных мероприятий, организация и проведение культурно-массовых мероприятий, организация любительского клубного объединения одарённой творческой молодёжи (детей и юношества) (раздел 2 устава).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Облученского района ЕАО проведена проверка по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности образовательными учреждениями, находящимися на территории муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО.

В ходе проверки установлено, что здания, в которых расположены МКОО ДО «Детская школа искусств», МКУК «Театр юного зрителя», МКОУ СОШ № 5 с. Пашково, МБОУ СОО «Школа № 15» п. Биракан, МКДОУ «Детский сад п. Известковый», МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск», МБОУ СОШ № 18 п. Теплоозёрск, не оборудованы устройствами молниезащиты.

По данному факту прокурором Облученского района 27.09.2019 на имя главы администрации Облученского муниципального района внесено представление с требованием оборудовать здания перечисленных учреждений средствами молниезащиты.

Требование прокурора исполнено не было, что не оспаривалось.

Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, пришёл к выводу о том, что оборудование зданий учреждений системой молниезащиты является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья находящихся в учреждении лиц, в связи с чем удовлетворил требования прокурора, возложив на образовательные организации и учреждение культуры обязанность оборудовать здания, в которых находятся эти учреждения, устройствами молниезащиты, а на администрацию Облученского муниципального района обязанность профинансировать данные мероприятия.

Судебная коллегия с выводом суда согласилась, так как он принят в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, соответствует нормам материального права.

Оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку отсутствие систем молниезащиты в образовательных учреждениях, учреждении культуры отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение чрезвычайных ситуаций, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью лиц, находящихся в учреждениях, а также ущерб имуществу.

Вопреки доводам жалобы, Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций подлежит применению независимо от того, проводится ли проектирование либо реконструкция здания.

Так, согласно пункту 66 постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обязательным является применение требований раздела 1, пунктов 4.14-4.22 раздела 4 СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Ныне действующее постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» содержит аналогичное правовое регулирование.

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведён в приложении В, в котором в пунктах 1.1.1 и 1.1.2 обозначены дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, в пункте 4.3.1 - зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные залы, цирки, дельфинарии и т.п.).

Пункт 4.21 СП 118.13330.2012 указывает, что устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 - Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждённой приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 (далее - Инструкция).

Таким образом, Инструкция обязательна для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий, в том числе образовательными учреждениями и зрелищными учреждениями (театрами).

Довод жалобы о том, что следствием удара молнии в здание по типу образовательных объектов является отказ системы электроснабжения, поэтому пожар в образовательных учреждениях исключён, основан на неверном толковании норм материального права.

Абзацем вторым пункта 2.2 Инструкции установлено, что непосредственное опасное воздействие молнии - это пожары, механические повреждения, травмы людей, а также повреждения электрического и электронного оборудования.

Кроме того, как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы и детские сады, при этом последствием удара молнии, помимо отказа электроснабжения, является отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий.

В этой связи судебная коллегия также не соглашается с доводом жалобы о том, что оборудование зданий образовательных учреждений устройствами защитного отключения и системой пожарной сигнализации обеспечит молниезащиту, поскольку учитывая вышеуказанные положения Инструкции возможные последствия удара молнии не исключают необходимость оборудования зданий системой молниезащиты.

Не влечёт отмену принятого решения довод жалобы о том, что все здания оборудованы защитным контуром заземления, поскольку согласно пункту 2.1 Инструкции устройства защиты от прямых ударов молнии представляет собой комплекс, состоящий из молниеприемников, токоотводов и заземлителей. Таким образом, заземление является одним из элементов молниезащиты, используется в совокупности с остальными элементами защиты. При этом доказательств наличия других молниезащитных устройств на зданиях образовательных учреждений в материалах дела не имеется.

Вопреки доводу жалобы о том, что в компетенцию органов прокуратуры не входит проверка соблюдения правил пожарной безопасности, правил эксплуатации установок молниезащиты в образовательных учреждениях, статьями 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплён предмет прокурорского надзора - исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления.

Исходя из приведённых обстоятельств, не влекут отмену принятого решения доводы жалобы о том, что прокурором не представлено доказательств недостаточности оборудования зданий учреждений молниезащитой и нарушения прав и законных интересов находящихся в учреждениях лиц вследствие отсутствия устройств молниезащиты, что актами проверок государственного пожарного надзора подтверждается соблюдение образовательными учреждениями правил пожарной безопасности.

На основании изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права. Оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Облученского районного суда ЕАО от 08.06.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области - без удовлетворения.

Председательствующий М.Е. Слободчикова

Судьи О.М. Кукшинова

В.Ю. Тараник