ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1952/2016 от 14.03.2017 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2-1952/2016 Председательствующий - судья Попова И.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1067/2017

гор. Брянск 14 марта 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Петраковой Н.П.,

судей Денисюка О.Н., Бобылевой Л.Н.,

при секретаре Фокиной М.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 20 декабря 2016 года по иску Новозыбковского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании деятельности по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа незаконной и запрете осуществления указанной деятельности.

Заслушав доклад судьи Бобылевой Л.Н., объяснения представителя ответчика ФИО2, заключение прокурора Пахомовой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области обратился в суд с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем (далее – ИП), с ДД.ММ.ГГГГ основным видом его деятельности является деятельность такси, дополнительным видом - деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию. Деятельность по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам «Новозыбков-Брянск», «Брянск-Новозыбков» осуществляет в отсутствие лицензии на осуществление данного вида деятельности и свидетельства на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области, что нарушает нормы законодательства, приводит к дестабилизации транспортного обслуживания, оттоку пассажиров у законных перевозчиков и ухудшению их экономической ситуации, создает опасность причинения вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.

По указанным основаниям истец просил признать незаконной деятельность ИП ФИО1 по организации и осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок «Новозыбков-Брянск», «Брянск-Новозыбков» в отсутствие лицензии на осуществление данного вида деятельности и свидетельства на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области, обязать ИП ФИО1 прекратить данную деятельность.

Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 20.12.2016 исковые требования удовлетворены, признана незаконной деятельность ИП ФИО1 по организации и осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок «Новозыбков-Брянск», «Брянск-Новозыбков» в отсутствие лицензии на осуществление данного вида деятельности и свидетельства на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области, на ИП ФИО1 возложена обязанность прекратить данную деятельность.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит решение отменить, мотивируя тем, что судом не дана надлежащая оценка представленным им доказательствам о том, что у него имеются все необходимые документы, позволяющие ему как ИП оказывать услуги по перевозке пассажиров посредством услуг такси, услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказам, для оказания данного вида услуг лицензия не требуется. Его деятельность является не регулярной, а заказной.

В письменных возражениях прокурор, участвующий в рассмотрении дела, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 без удовлетворения.

Ответчик ФИО1, представитель Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представитель Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представитель ответчика ФИО1 – ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Пахомовой Н.А. о законности принятого решения, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.

В соответствии со ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – ФЗ «Устав») перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

Требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу, установлены ФЗ «Устав» и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112.

Ст. 27 ФЗ «Устав» перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (п. 4 ст. 27 ФЗ «Устав»).

Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «Устав» регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

По смыслу данных норм отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки по установленному расписанию и маршруту регулярного сообщения.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Порядок лицензирования такого вида деятельности определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280.

Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Брянской области регулируются Законом Брянской области от 03.07.2010 № 54-3 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области».

В соответствии с ч. 1 ст. 12 вышеуказанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе осуществлять коммерческие перевозки по маршрутам регулярных перевозок лишь после заключения по результатам конкурса договора на осуществление коммерческих перевозок по маршрутам регулярных перевозок (далее - договор на осуществление коммерческих перевозок) с уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области или органами местного самоуправления.

Таким образом, осуществление перевозок пассажиров межмуниципального маршрута пассажирским автотранспортом осуществляется лишь на основании заключенного договора по результатам проведенного конкурса в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, который является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.

Как следует из материалов дела, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. С ДД.ММ.ГГГГ основным видом его деятельности является деятельность в такси. В качестве дополнительных видов деятельности являются деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, перевозка автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию.

ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в пределах Брянской области.

ИП ФИО1 является собственником транспортных средств, предназначенных для перевозки более 8 пассажиров, в том числе <данные изъяты>

Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что перевозка пассажиров ИП ФИО1 производится на принадлежащем ему транспортном средстве, предназначенном для перевозки более 8 пассажиров, в одно и то же время от одного и того же пункта отправления - прилегающего к территории автостанции г. Новозыбкова, в один и тот же пункт прибытия - г. Брянск. Заказы производятся одним и тем же лицом - ФИО4 Заказ-наряд содержит только наименование маршрута движения в одном направлении «Новозыбков-Брянск», в то время как в путевом листе указан, в том числе и обратный маршрут («Брянск-Новозыбков»).

При этом по маршруту «Новозыбков-Брянск» постоянное время отправления 5 часов 55 минут, что на 5 минут отличается от времени отправления регулярного перевозчика - 6 часов.

Расписание движения транспортных средств пассажиры могут выяснить по размещенным в салоне автомобиля, а также указанным в объявлении газеты «Новозыбковские Вести» телефонам.

Суд, оценив собранные по делу доказательства, включая показания допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей, пришел к обоснованному выводу о том, что ИП ФИО1 под видом «заказных» пассажирских перевозок осуществляет регулярные пассажирские перевозки.

При этом установлено, что ИП ФИО1 осуществляет деятельность по регулярным перевозкам пассажиров в междугородном сообщении в отсутствие договора с уполномоченным органом об организации регулярных перевозок, паспорта маршрута, маршрутной карты и расписания перевозок по маршруту, согласованного с уполномоченным органом. Лицензия на осуществление регулярных перевозок пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении УГЛДН по Брянской области ИП ФИО1 не выдавалась. Свидетельство на осуществление регулярных пассажирских перевозок по маршруту «Новозыбков-Брянск», выданное Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области у ИП ФИО1 отсутствует.

Кроме того, материалами дела и судом установлено, что ФИО1 привлечен к административной ответственности за осуществление деятельности по регулярным перевозкам пассажиров в междугородном сообщении по маршруту «Новозыбков-Брянск» при отсутствии лицензии, договора с уполномоченным органом и признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.2 (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии).

Разрешая спор, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований, так как ИП ФИО1 не соблюдаются правила регулярных перевозок, установленных Правительством Российской Федерации для данного вида деятельности (отсутствует лицензия, свидетельство, не размещена соответствующая информация в салоне транспортного средства, пассажирам не выдаются билеты и т.д.), что приводит к дестабилизации организации транспортного обслуживания в Брянской области, происходит ухудшение экономического положения законных перевозчиков, а также подвергается опасности жизнь, и здоровье пассажиров.

Судебная коллегия находит выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы являться безусловным основанием к отмене решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 20 декабря 2016 года по иску Новозыбковского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании деятельности по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа незаконной и запрете осуществления указанной деятельности, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Н.П. Петракова

Судьи О.Н. Денисюк

Л.Н. Бобылева