ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1962/2022 от 11.10.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Скоробогатова Л.А. дело № 33-17077/2022

УИД 61RS0008-01-2022-001545-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2022 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Васильева С.А.

судей Максимова Е.А., Мельник Н.И.

при секретаре Поповой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1962/2022 по иску прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Мадорской Виктории Владимировне, Мадорскому Владимиру Викторовичу о запрете осуществлять деятельность по апелляционным жалобам ИП Мадорской В.В. и Мадорского В.В. на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 июля 2022 года. Заслушав доклад судьи Максимова Е.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Мадорской В.В. с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону во исполнение приказа Генерального прокурора России от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», в связи с поступлением информации Региональной общественной организации по защите потребительских прав инвалидов и социально незащищенных слоев населения Ростовской области «Фемида» от 02.09.2021, во исполнение указания прокуратуры Ростовской области от 21.08.2018 № 109/27 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», на основании информации Советского отделения НДиПР ОНДиПР по г. Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области от 17.01.2022 в период с 27.01.2022 по 24.02.2022 проведена проверка соблюдения законодательства ИП Мадорской В.В. (ранее – ИП ФИО7), осуществляющей деятельность по эксплуатации дома для временного проживания граждан, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

В ходе проверки установлено, что ИП Мадорская В.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и постановлена на учет в УФНС России по Сахалинской области 29.11.2021 (ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА), адрес регистрации: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Мадорской В.В. является деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (87.90), дополнительным - деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания (55.20).

На основании доверенности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной нотариусом Южно-Сахалинского нотариального округа ФИО8 03.03.2021, права ИП Мадорской В.В. во всех органах, учреждениях и организациях уполномочен представлять Мадорский В.В.

Проведенной 27.01.2021 прокуратурой района совместно с сотрудниками Советского ОНДиПР ОНДиПР по г. Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области (далее – Советский ОНД) и ПЦО № 2 УВО по г. Ростову-на-Дону, председателем РОО «Фемида» в присутствии Мадорского В.В. проверкой с выходом на место установлено, что по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН располагается здание капитального строения площадью 452,1 кв.м. (назначение - жилой дом, этажность– 3, подземная этажность – 1, класс функциональной пожарной опасности - Ф1.4, год ввода в эксплуатацию - 2018).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости собственником вышеуказанного жилого здания является Мадорский В.В., который на основании договора аренды от 27.07.2018 передал данный объект недвижимости ИП ФИО7 для использования в любых целях, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности или сдачи помещения в субаренду третьим лицам.

Проверкой установлено, что в жилом здании по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ведется деятельность по предоставлению мест для проживания пациентам медицинского центра ООО «Надежда», расположенного в нежилом помещении по вышеуказанному адресу. Кроме пожилых людей и несовершеннолетнего ребенка, 2015 г.р., в жилом здании находятся люди разной возрастной категории, с различными тяжелыми заболеваниями, в том числе влияющими на ограничения в самостоятельном и адекватном передвижении. Всего в доме для проживания имеется 40 койко-мест.

С размещаемым в центре лицами (их представителями) с ИП Мадорской В.В. в лице представителя по доверенности Мадорского В.В. заключаются договоры о предоставлении места для проживания, а также оформляется согласие на обработку персональных данных размещаемых в доме для проживания лиц с передачей ИП Мадорской В.В. права на обработку и внесение указанных сведений в электронную базу данных, включение в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими деятельность по предоставлению услуг, направленных на оказанием помощи людям с несколько ограниченными возможностями ухода за собой, их проживанием, уходом и присмотром за ними.

Общее количество нуждающихся в реабилитации и размещенных в центре лиц в соответствии с договорами, заключенными с ними или с их представителями, составляет 13 человек.

Проверкой установлено, что фактически жилой дом обладает признаками нежилого здания, поскольку используется ИП Мадорской В.В. в коммерческих целях для организации деятельности по размещению для проживания в нем лиц престарелого возраста и недееспособных лиц.

Так, согласно справке Советского ОНД от 03.02.2022, с учетом фактической осуществляемой вышеуказанной деятельности в здании, возраста пациентов, физического состояния пациентов и возможного количества одновременного нахождения людей, в том числе с пребыванием людей в состоянии сна, в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», обследованный жилой дом должен быть отнесен к классу функциональной пожарной опасности - Ф1.1 (Больницы, здания специализированных домов престарелых и инвалидов).

По результатам проведенного обследования применить требования нормативных документов и нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности с юридической точки зрения, к жилому дому класса функциональной пожарной опасности - Ф1.4, предусмотренных для объектов защиты, отнесенных к классу функциональной пожарной опасности - Ф1.1, не представляется возможным.

Согласно справке Советского ОНД от 03.02.2022, в вышеуказанном жилом здании, которое эксплуатируется как нежилое здание класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, созданы значительные условия для возникновения пожара и как следствие угроза жизни или здоровью людей, выраженные в первую очередь в конструктивных особенностях - несоответствии самого здания (класс конструктивной пожарной опасности ниже С0), в полном отсутствии систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации с дублирующим сигналом о пожаре в подразделение пожарной охраны, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной вентиляции), в несоответствии путей эвакуации людей из здания (отсутствие необходимого количества эвакуационных выходов с этажей здания, несоответствие имеющихся эвакуационных выходов), в отсутствии противопожарных преград, в отсутствии источников наружного противопожарного водоснабжения, в отсутствии персонала, обученного первичным мерам пожарной безопасности.

Проведенной проверкой дома для проживания, эксплуатируемого

ИП Мадорской В.В., выявлены следующие нарушения:

- в нарушение п.п. 5, 8, 10, 11, 15 Требований до настоящего времени комиссия по обследованию и категорированию не создана, акт обследования и категорирования не составлялся, категория безопасности не присвоена, мероприятия по антитеррористической защищенности не разработаны и не реализуются;

- в нарушение подп. «б», «в», «г», «д», «е» п. 18 Требований дом для проживания граждан не оборудован системой видеонаблюдения; системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; системой охранного освещения; системой пожарной безопасности; средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции); информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы;

- в нарушение п. 20 Требований не обеспечено архивирование и хранение в течение 30 дней данных с камер видеонаблюдения (данные хранятся 3 дня).

Невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных законодательством Российской Федерации требований к антитеррористической защищенности объекта, в том числе может стать причиной совершения террористических актов, причиняющих материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, а также препятствует ликвидации или сведению к минимуму последствий актов терроризма.

Дом для проживания, эксплуатируемый ИП Мадорской В.В., относится к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 4, 6, 46 ГрК РФ, ст. 36, 46 Закона № 384-ФЗ и постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах РФ» нормы СНиП, СП являются обязательными к применению.

Проведенной проверкой доступности для инвалидов вышеназванного дома для проживания выявлены следующие нарушения законодательства о социальной защите инвалидов:

- в нарушение п. 5.2.1 СП 59.13330.2020 на парковке отсутствует разметка парковочного места и дорожного знака «инвалиды»;

- в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 у пандуса на входе в дом для проживания отсутствуют поручни;

- в нарушение п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 отсутствует контрастность дверной ручки по отношению к дверному полотну входной двери, двери выхода на лестницу 1-го этажа, санузла в палате № 2 и санузла на 1-м этаже, а также полотен указанных дверей по отношению к стене;

- в нарушение п. 8.1.7 СП 59.13330.2020 кнопка вызова расположена на ненормативной высоте (0,125 м.);

- в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 входная дверь ненормативной ширины (0,65 м.);

- в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 порог входной двери и двери тамбура ненормативной высоты (0,055 м. и 0,03 м., соответственно), дверь тамбура, дверь выхода на лестницу 1-го этажа, дверь выхода на 3-й этаж и дверь душевой комнаты на 3-м этаже ненормативной ширины (0,75 м., 0,7 м., 0,67 м. и 0,55 м., соответственно); дверь в палату № 2 ненормативной ширины (0,755 м.); порог двери запасного выхода ненормативной высоты (0,27 м.); двери запасного выхода ненормативной ширины (0,76 м.);

- в нарушение п. 6.2.11 СП 59.13330.2020 поручни лестницы, ведущей на второй этаж, ненормативной высоты (0,97 м.);

- в нарушение п. 6.3.1 СП 59.13330.2020 санузлы на 1-м этаже, в палате № 2 и на 3-м этаже не адаптированы для маломобильных групп населения;

- в нарушение п. 6.3.3 СП 59.13330.2020 отсутствуют опорные поручни в санузле на 1-м этаже;

- в нарушение п. 6.3.5 СП 59.13330.2020 душевые кабины санузла в палате № 2, санузла на 1-м этаже и душевой комнаты на 3-м этаже не адаптированы для маломобильных групп населения (высота поддона - 0,47 м., 0,18 м. и 0,255 м., соответственно);

- в нарушение п. 6.3.6 СП 59.13330.2020 отсутствуют тактильные таблички у входа в санузел (туалет) на 1-м этаже;

- в нарушение п. 7.1.6 СП 59.13330.2020 дверь в женский туалет ненормативной ширины (0,60 м.);

При этом на момент проверки не предоставлены паспорт доступности объекта, план мероприятий по развитию объекта и условий предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов.

Таким образом, в дома для проживания, эксплуатируемом ИП Мадорской В.В., не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просил суд запретить индивидуальному предпринимателю Мадорской В.В. и

Мадорскому В.В. осуществлять деятельность по предоставлению мест для проживания по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до перевода данного жилого помещения в нежилое и до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и обеспечения доступности для маломобильных групп населения.

Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 июля 2022 года уточненные исковые требования прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Мадорской В.В., Мадорскому В.В. о запрете осуществлять деятельность, удовлетворены.

Запрещено индивидуальному предпринимателю Мадорской В.В.,

Мадорскому В.В., осуществлять деятельность по предоставлению мест для проживания по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до перевода данного жилого помещения в нежилое и до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и обеспечения доступности для маломобильных групп населения.

Взыскана с ИП Мадорской В.В. в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 150 руб.

Взыскана с Мадорского В.В. в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 150 руб.

С решением суда не согласились ИП Мадорская В.В. и Мадорский В.В., подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалоб указывают, что суд необоснованно рассмотрел дело в отсутствие ответчиков, поскольку ИП Мадорская В.В. направляла заявление об отложении рассмотрения дела, в связи с болезнью, а также встречное исковое заявление.

Апеллянты также указывают, что не знали об уточненном исковой заявлении и были лишены возможности ознакомиться с ним и подготовить возражения.

Апеллянты также повторяют обстоятельства дела, ссылаясь на проведение проверки с нарушением действующего законодательства.

Мадорская В.В. указывает, что является ненадлежащим ответчиком по требованиям в части нарушения требований противопожарной безопасности.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель отдела Ростовской областной прокуратуры ФИО9 возражал против доводов апелляционных жалоб, поддержав свои письменные возражения, находя решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя прокуратуры, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб надлежащим образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. То есть правило, установленное данной нормой, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав.

Положения ст. 1065 ГК РФ, предоставляют заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем.

Данная норма выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со ст. 12 ГК РФ из способов защиты гражданских прав.

Из материалов дела следует, прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону во исполнение приказа Генерального прокурора России от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», в связи с поступлением информации Региональной общественной организации по защите потребительских прав инвалидов и социально незащищенных слоев населения Ростовской области «Фемида» от 02.09.2021, во исполнение указания прокуратуры Ростовской области от 21.08.2018 № 109/27 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», на основании информации Советского отделения НДиПР ОНДиПР по г. Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области от 17.01.2022 в период с 27.01.2022 по 24.02.2022 проведена проверка соблюдения законодательства индивидуальным предпринимателем Мадорской В.В. (ранее – ИП ФИО7), осуществляющей деятельность по эксплуатации дома для временного проживания граждан, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

В ходе проверки установлено, что ИП Мадорская В.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и постановлена на учет в УФНС России по Сахалинской области 29.11.2021 (ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА), адрес регистрации: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Согласно выписке из ЕГРИП, с 26.04.2022 основным видом деятельности ИП Мадорской В.В. является деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания (55.20), дополнительным, в том числе, деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания (55.90), деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (87.90).

На основании доверенности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной нотариусом Южно-Сахалинского нотариального округа ФИО8 03.03.2021, права ИП Мадорской В.В. во всех органах, учреждениях и организациях уполномочен представлять Мадорский В.В., являющийся собственником жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 452,1 кв.м. (назначение - жилой дом, этажность– 3, подземная этажность – 1, класс функциональной пожарной опасности - Ф1.4, год ввода в эксплуатацию - 2018), что сторонами не оспаривалось, и привлеченный определением суда в качестве соответчика.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости собственником вышеуказанного жилого здания является Мадорский В.В., который на основании договора аренды от 27.07.2018 передал данный объект недвижимости ИП Мадорской В.В. (ранее - ФИО7) для использования в любых целях, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности или сдачи помещения в субаренду третьим лицам.

Проведённой прокурорской проверкой от 27.01.2022 установлено, что в жилом здании по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ведется деятельность по предоставлению мест для проживания (на момент проверки проживало 13 человек на основании договоров о предоставлении места для проживания), всего в доме для проживания имеется 40 койко-мест, при этом выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности и обеспечения доступности для маломобильных групп населения, с учетом проживания лиц престарелого возраста и недееспособных лиц.

С размещаемым в центре лицами (их представителями) с ИП Мадорской В.В. в лице представителя по доверенности Мадорского В.В. заключаются договоры о предоставлении места для проживания, а также оформляется согласие на обработку персональных данных размещаемых в доме для проживания лиц с передачей ИП Мадорской В.В. права на обработку и внесение указанных сведений в электронную базу данных, включение в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими деятельность по предоставлению услуг, направленных на оказанием помощи людям с несколько ограниченными возможностями ухода за собой, их проживанием, уходом и присмотром за ними.

Проверкой установлено, что фактически жилой дом обладает признаками нежилого здания, поскольку используется ИП Мадорской В.В. в коммерческих целях для организации деятельности по размещению для проживания в нем лиц престарелого возраста и недееспособных лиц.

В силу ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Так, согласно справке Советского ОНД от 03.02.2022, с учетом фактической осуществляемой вышеуказанной деятельности в здании, возраста пациентов, физического состояния пациентов и возможного количества одновременного нахождения людей, в том числе с пребыванием людей в состоянии сна, в соответствии с ч. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», обследованный жилой дом должен быть отнесен к классу функциональной пожарной опасности - Ф1.1 (Больницы, здания специализированных домов престарелых и инвалидов).

На основании ст. 26 Закона № 123-ФЗ, классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях.

Разработка системы обеспечения пожарной безопасности здания (сооружения) должна начинаться с момента проектирования здания или сооружения. Без разработки вышеуказанной системы или эксплуатации здания не по назначению является нарушением подп. «н» п. 16 ППР, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, а именно: на объекте защиты запрещается эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности.

Учитывая вышеизложенное, по результатам проведенного обследования применить требования нормативных документов и нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности с юридической точки зрения, к жилому дому класса функциональной пожарной опасности - Ф1.4, предусмотренных для объектов защиты, отнесенных к классу функциональной пожарной опасности - Ф1.1, не представляется возможным.

Вместе с тем, исходя из положений ст. 8 Закон № 384-ФЗ, здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:

1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;

2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;

3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;

4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;

6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

В силу ст. 17 Закона № 384-ФЗ для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в ч. 6 ст. 15 настоящего Федерального закона, должны быть обоснованы:

1) противопожарный разрыв или расстояние от проектируемого здания или сооружения до ближайшего здания, сооружения или наружной установки (для линейных сооружений - расстояние от оси трассы до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, лесных массивов, расстояние между прокладываемыми параллельно друг другу трассами линейных сооружений, размеры охранных зон);

2) принимаемые значения характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;

3) принятое разделение здания или сооружения на пожарные отсеки;

4) расположение, габариты и протяженность путей эвакуации людей (в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при возникновении пожара, обеспечение противодымной защиты путей эвакуации, характеристики пожарной опасности материалов отделки стен, полов и потолков на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов;

5) характеристики или параметры систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения), а также автоматического пожаротушения и систем противодымной защиты;

6) меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;

7) организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации.

В соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», проектная документация также должна отражать и мероприятия по обеспечению доступа инвалидов на объект защиты, раздел которого должен содержать, в том числе,

в текстовой части:

б) обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих безопасную эвакуацию инвалидов в случае пожара или стихийного бедствия;

в графической части:

д) поэтажные планы зданий (строений, сооружений) объектов капитального строительства с указанием путей перемещения инвалидов по объекту капитального строительства, а также путей их эвакуации.

Согласно ч. 2 ст. 78 Закона № 123-ФЗ, для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

На основании ч. 1 ст. 36 Закона № 384-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Согласно справке Советского ОНД от 03.02.2022, в вышеуказанном жилом здании, которое эксплуатируется как нежилое здание класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, созданы значительные условия для возникновения пожара и как следствие угроза жизни или здоровью людей, выраженные в первую очередь в конструктивных особенностях - несоответствии самого здания (класс конструктивной пожарной опасности ниже С0), в полном отсутствии систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации с дублирующим сигналом о пожаре в подразделение пожарной охраны, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной вентиляции), в несоответствии путей эвакуации людей из здания (отсутствие необходимого количества эвакуационных выходов с этажей здания, несоответствие имеющихся эвакуационных выходов), в отсутствии противопожарных преград, в отсутствии источников наружного противопожарного водоснабжения, в отсутствии персонала, обученного первичным мерам пожарной безопасности.

Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

На основании п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Учитывая вышеизложенное, дом для проживания, эксплуатируемый ИП Мадорской В.В., относится к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 4, 6, 46 ГрК РФ, ст. 36, 46 Закона № 384-ФЗ и постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах РФ» нормы СНиП, СП являются обязательными к применению.

Положения указанных выше норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденном Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Проведенной проверкой доступности для инвалидов вышеназванного дома для проживания выявлены следующие нарушения законодательства о социальной защите инвалидов:

- в нарушение п. 5.2.1 СП 59.13330.2020 на парковке отсутствует разметка парковочного места и дорожного знака «инвалиды»;

- в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 у пандуса на входе в дом для проживания отсутствуют поручни;

- в нарушение п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 отсутствует контрастность дверной ручки по отношению к дверному полотну входной двери, двери выхода на лестницу 1-го этажа, санузла в палате № 2 и санузла на 1-м этаже, а также полотен указанных дверей по отношению к стене;

- в нарушение п. 8.1.7 СП 59.13330.2020 кнопка вызова расположена на ненормативной высоте (0,125 м.);

- в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 входная дверь ненормативной ширины (0,65 м.);

- в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 порог входной двери и двери тамбура ненормативной высоты (0,055 м. и 0,03 м., соответственно), дверь тамбура, дверь выхода на лестницу 1-го этажа, дверь выхода на 3-й этаж и дверь душевой комнаты на 3-м этаже ненормативной ширины (0,75 м., 0,7 м., 0,67 м. и 0,55 м., соответственно); дверь в палату № 2 ненормативной ширины (0,755 м.); порог двери запасного выхода ненормативной высоты (0,27 м.); двери запасного выхода ненормативной ширины (0,76 м.);

- в нарушение п. 6.2.11 СП 59.13330.2020 поручни лестницы, ведущей на второй этаж, ненормативной высоты (0,97 м.);

- в нарушение п. 6.3.1 СП 59.13330.2020 санузлы на 1-м этаже, в палате № 2 и на 3-м этаже не адаптированы для маломобильных групп населения;

- в нарушение п. 6.3.3 СП 59.13330.2020 отсутствуют опорные поручни в санузле на 1-м этаже;

- в нарушение п. 6.3.5 СП 59.13330.2020 душевые кабины санузла в палате № 2, санузла на 1-м этаже и душевой комнаты на 3-м этаже не адаптированы для маломобильных групп населения (высота поддона - 0,47 м., 0,18 м. и 0,255 м., соответственно);

- в нарушение п. 6.3.6 СП 59.13330.2020 отсутствуют тактильные таблички у входа в санузел (туалет) на 1-м этаже;

- в нарушение п. 7.1.6 СП 59.13330.2020 дверь в женский туалет ненормативной ширины (0,60 м.);

При этом на момент проверки не предоставлены паспорт доступности объекта, план мероприятий по развитию объекта и условий предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов.

Таким образом, в дома для проживания, эксплуатируемом ИП Мадорской В.В., не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.

В ходе рассмотрения дела ответчиками в материалы дела представлены письменные возражения на исковое заявление и копии документов, согласно которым частично устранены выявленные в ходе проверки нарушения требований антитеррористической защищенности, а также выселены проживающие в доме граждане, в связи с проводимым ремонтом.

Согласно представленным Мадорским В.В. в материалы дела документам, им и ИП Мадорской В.В. на момент рассмотрения дела ведется работа и согласовывается документация по заключению договоров для кратковременного проживания граждан, сдачи меблированных комнат в жилом доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в том числе представлен План мероприятий по устранению мероприятий по антитеррористической защищенности иного средства размещения (жилой дом, в котором сдаются меблированные комнаты) от 28.05.2022; Акт обследования и категорирования иного средства размещения (жилой дом, в котором сдаются меблированные комнаты) от 17.07.2022 (присвоена 4 категория); рабочая документация автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, монтажа и пусконаладки тревожной сигнализации; Образец договора найма, согласно которому Наймодателем указана ИП Мадорская В.В. в лице представителя Мадорского В.В., где предмет договора койко-место в комнате (кровать с постельными принадлежностями), шкаф (гардероб для вещей), холодильник.

В соответствии со ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст. 209, 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т.е. для постоянного проживания. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Согласно ст. 293 ГК РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений ч. 1-3 ст. 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.

По смыслу ч. 2 ст. 17 ЖК РФ, собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности, тогда как организация гостиницы является самостоятельным видом деятельности, направленным исключительно на извлечение прибыли от предоставления услуг. Следовательно, использование собственником (иными лицами) принадлежащей ему квартиры в качестве гостиничного номера или для организации хостела, то есть для временного заселения граждан на возмездной основе, противоречит как п. 3 ст. 288 ГК РФ, так и ч. 2 ст. 17 ЖК РФ.

Таким образом, законодательно закреплено, что для организации гостиницы и оказании соответствующих услуг третьим лицам в принадлежащих на праве собственности жилых помещениях, граждане обязаны первоначально в установленном законом порядке изменить статус помещений, то есть при получении соответствующих разрешений уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления перевести свои жилые помещения в нежилые, а также осуществить сдачу Государственной приемочной комиссии в эксплуатацию данного помещения.

При этом спорный жилой дом, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в нежилое помещение собственником не переведен, что свидетельствует о незаконной деятельности по размещению граждан в жилом помещении.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что указанный жилой дом используется не в соответствии с целевым назначением жилого помещения - постоянного проживания граждан, а в предпринимательских целях, для временного размещения граждан путем сдачи внаем меблированных комнат, что предусматривает, в силу ст. 288 ГК РФ, необходимость перевода указанного жилого помещения в нежилое.

Между тем доказательств присвоения жилому дому статуса нежилого помещения в установленном законом порядке, а также устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и обеспечения доступности для маломобильных групп населения, ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено и судом не установлено.

Не соблюдение указанных требований, а также требований законодательства о пожарной безопасности и обеспечения доступности для маломобильных групп населения может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе лиц, проживающих в доме, а также лиц, которые по тем или иным основаниям посещают данный дом.

Какие-либо действия со стороны ответчиков, направленные на прекращение использования жилого дома, под сдачу в наем меблированных комнат, не имели места. Доказательства обратного отсутствуют. До настоящего времени собственником спорного жилого помещения Мадорским В.В. и ИП Мадорской В.В. не предпринимаются меры по пресечению незаконного использования жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, что создает угрозу для жизни и здоровья, как проживающих лиц, так и неопределенного круга лиц граждан, временно вселяемых в жилой дом, с учетом выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и обеспечения доступности для маломобильных групп населения.

Также, суд принимая решение об удовлетворении заявления прокурора до перевода спорного помещения в нежилое и до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и обеспечения доступности для маломобильных групп населения, исходил из того, что выявленные и не устраненные нарушения норм пожарной безопасности и обеспечения доступности для маломобильных групп населения в жилом доме, где сдаются меблированные комнаты, являются существенными, создают угрозу возникновения пожара, причинения вреда жизни и здоровью людей.

Ответчиками используется жилое помещение в качестве нежилого, требования, предъявляемые действующим законодательством к нежилым помещениям, в результате эксплуатации указанного жилого дома нарушаются, что создает опасность причинения вреда в будущем.

Судебная коллегия соглашается с приведенными судом мотивами и выводами, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно проигнорировано ходатайство ответчика об отложении судебного заседания в связи с его болезнью, не могут быть приняты во внимание, поскольку отложение судебного разбирательства в силу ст. 169 ГПК РФ является правом суда, а не его обязанностью. В связи с этим суд обоснованно рассмотрел дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Более того, согласно материалов дела, такое ходатайство не поступало в суд до рассмотрения дела и не могло быть рассмотрено судом.

Ссылка в жалобах на то, что суд необоснованно не отложил рассмотрение дела после уточнения истцом требований и не предоставил ответчику возможности уточнить свою позицию по делу, является несостоятельной, поскольку из текста поданного прокурором заявления об уточнении исковых требований следует, что требования не изменены, указано только, что требования предъявлены к обоим ответчикам, что по существу уточнением исковых требований не является, при этом Мадорский В.В., ранее протокольным определением от 31 марта 2022 года был привлечен для участия в деле в качестве соответчика, а следовательно, оснований для отложения судебного разбирательства у суда не имелось, при том, что представитель ответчика участвовал во всех предыдущих судебных заседаниях.

Иные доводы жалоб не влекут отмену решения суда, как направленные на переоценку выводов суда.

На основании приказа Генерального прокурора России от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», указания прокуратуры Ростовской области от 21.08.2018 № 109/27 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», поручения прокуратуры области от 09.04.2020 № 7/1-08/16-2020, в связи с поступлением информации Региональной общественной организации по защите потребительских прав инвалидов и социально незащищенных слое» населения Ростовской области «Фемида» от 02.09.2021, информации Советского отделения НДиПР ОНДиПР по г. Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области (далее - Советский ОНД) от 17.01.2022 прокуратурой района в период с 27,01.2022 по 24.02.2022 проведена проверка исполнения ИП Мадорской В.В. и ООО «Надежда» требований законодательства о социальной защите инвалидов, об антитеррористической защищенности, о пожарной безопасности, о здравоохранении.

Также 03.02.2022 в прокуратуру района поступило поручение прокуратуры области № Вн-07/1-2891-22 о проведении проверки доводов обращения ФИО10 о ненадлежащем оказании медицинской помощи ФИО11 в медицинском центре «Надежда», результатом которой явилась смерть последней, и по другим вопросам.

На основании доверенности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной нотариусом Южно- Сахалинского нотариального округа ФИО8 03.03.2021, права ИП Мадорской В.В. во всех органах, учреждениях и организациях уполномочен представлять Мадорский Владимир Викторович, в связи с чем решение о проведении проверки данного индивидуального предпринимателя вручено указанному лицу.

При этом согласно объяснениям Мадорского В.В., данным при проведении проверки, а также позднее в прокуратуре района, он является законным представителем ИП Мадорской В.В. по доверенности, поскольку она проживает в городе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН приезжает крайне редко.

Проверкой установлено следующее.

По адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находятся жилое и нежилое здания, собственником которых является Мадорский Владимир Викторович.

В нежилом здании размещен медицинский центр ООО «Надежда» (ИНН 6168111054, ОГРН 1206100011105), генеральным директором которого является Мадорский В.В. Данная организация на основании лицензии М3 РО от 05.11.2020 № ЛО-61-01-007921 осуществляет медицинскую деятельность в помещении по вышеуказанному адресу, используемом на основании договора аренды от 07.03.2020.

В жилом доме по вышеуказанному адресу (за исключением трех кабинетов - № 10, 2, и 11) на основании договора аренды жилого дома от 27.07.2018 осуществляет деятельность ИП Мадорская В.В., представителем которой является Мадорский В.В.

Согласно выписке из ЕГРИП дополнительным видом деятельности

ИП Мадорской В.В. является деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания, в связи с чем, вышеуказанный жилой дом используется ею для временного размещения граждан. При этом из объяснений Мадорского В.В. от 09.02.2022 следует, что на период проживания у ИП Мадорской В.В. медицинская помощь пациентам ООО «Надежда» оказывается бесплатно.

Проведенной 27.01.2022 прокуратурой района совместно с сотрудниками Советского ОНД и ПЦО № 2 УВО по г. Ростову-на-Дону, председателем «Фемида» в присутствии Мадорского BJB. проверкой с выходом на место установлено, что в жилом здании по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ведется деятельность по предоставлению мест для проживания пациентам медицинского центра ООО «Надежда» расположенного в нежилом помещении по вышеуказанному адресу. В здании, на момент проверки, находились пожилые люди (ФИО12, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., ФИО13, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА пр., ФИО14, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., ФИО15, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА пр., ФИО16, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА пр., ФИО17, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р.) и несовершеннолетний ребенок (ФИО18, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА пр.), а также люди иной возрастной категории, с различными тяжелыми заболеваниями, в том числе влияющими на ограничения в самостоятельном и адекватном передвижении.

На 27.01.2022 из 13 договоров о предоставлении места для проживания 10 заключены не напрямую с проживающими, а с их представителями (ФИО12, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., проживала в жилом здании на основании договора о предоставлении места для проживания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ФИО19; ФИО13, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА пр., на основании договора о предоставлении места для проживания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ФИО20; ФИО14, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА пр., на основании договора о предоставлении места для проживания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ФИО21; ФИО18, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., на основании договора о предоставлении места для проживания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ФИО22; ФИО23, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., на основании договора о предоставлении места для проживания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ФИО24; ФИО25, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА пр., на основании договора о предоставлении места для проживания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ФИО26; ФИО27, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., на основании договора о предоставлении места для проживания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ФИО28; ФИО16, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА пр., на основании договора о предоставлении места для проживания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ФИО29; ФИО30, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА пр., на основании договора о предоставлении места для проживания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ФИО31;

ФИО17, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА пр., на основании договора о предоставлении места для проживания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА б/н с ФИО32

При этом из объяснений Мадорского В.В. от 09.02.2022, представленных им документов об образовании (полученный в 1992 году диплом Ростовского ордена Дружбы народов медицинского института по специальности «лечебное дело», квалификация - «врач», выданный в 2013 году диплом ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения РФ о присвоении квалификации врач (провизор) по направления подготовки (специальности) «психиатрия», а также полученный в 2018 год сертификат о допуске к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности (направлению подготовки) «психиатрия»), а также представленной на сайте www.madorskv.ru информации следует, что в медицинском центре «Надежда» оказываются услуги по лечению психических заболеваний (шизофрения и другие эндогенные заболевания шизофренического спектра, алкоголизм, игровая зависимость, наркомания, табакокурение, любые формы депрессий, биполярное эффективное расстройство и многие другие).

Проверкой ИП Мадорской В.В. установлено, что фактически жилой дом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН эксплуатируется ею как нежилое здание, поскольку используется данным индивидуальным предпринимателем в коммерческих целях для организации деятельности по размещению для временного проживания граждан.

Согласно справке Советского ОНД от 03.02.2022, с учетом фактической осуществляемой деятельности в здании, возраста пациентов, физического состояния пациентов и возможного количества одновременного нахождения людей, в том числе с пребыванием людей в состоянии сна, в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) обследованный жилой дом должен быть отнесен к классу функциональной пожарной опасности - Ф1.1 (Больницы, здания специализированных домов престарелых и инвалидов).

Проведенной в отношении ИП Мадорской В.В. проверкой также выявлены нарушения п.п. 8, 9, 10 и иных норм требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 № 447, а также п.п. 5.1.16, 5.2.1, 6.1.5, 6.2.4, 6.3.3, 6.4.1 и др. пунктов СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2020

№ 904/пр.

Учитывая изложенное, прокуратурой района 24.02.2022 в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону направлено исковое заявление о запрете деятельности

ИП Мадорской В.В. по предоставлению мест для временного размещения граждан в жилом здании по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, до устранения нарушений требований о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности и обеспечения доступности для маломобильных групп населения.

В марте 2022 года по ходатайству прокуратуры района Советским районным судом г. Ростова-на-Дону в качестве соответчика привлечен собственник вышеуказанного жилого здания - Мадорский В.В.

Поскольку информация об устранении ИП Мадорской В.В. выявленных нарушений в прокуратуру района не поступала, в суд не представлена, для поддержания в суде в полном объеме требований искового заявления прокуратурой района материалы искового заявления 26.05.2022 направлены в прокуратуру области для проведения проверки данного предпринимателя с целью контроля устранения нарушений. 30.05.2022 проведение проверки согласовано первым заместителем прокурора области

ФИО33

Выходом на место совместно с сотрудниками Советского ОНД и ПЦО № 2 УВО по г. Ростову-на-Дону установлено, что проведена работа по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности - создана комиссия по обследованию и категорированию, совместно с представителями соответствующих государственных органов составлен акт обследования и категорирования, разработан перечень мероприятий по антитеррористической защищенности.

Однако меры по устранению нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и обеспечении доступности для маломобильных групп населения до настоящего времени не принимались. Так, ответчиками представлены в суд многочисленные возражения на исковое заявление, суть которых сводилась к несогласию с требованиями прокурора, поскольку в жилом доме, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, только сдаются внаем мебелированные комнаты, при этом частично устранены выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения в сфере антитеррористической защищенности.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьями 209,288 ГК РФ (далее - ГК РФ), ст. 30 ЖК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т.е. для постоянного проживания. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Статьей 293 ГК РФ установлено, что если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений ч.ч. 1 - 3 ст. 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.

При этом дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в нежилое помещение собственником не переведен, что свидетельствует о незаконной деятельности по размещению в нем граждан, поскольку данное помещение используется не в соответствии с целевым назначением жилого помещения - постоянного проживания граждан, а в предпринимательских целях, для временного размещения граждан путем сдачи внаем меблированных комнат, что предусматривает в силу статьи 288 ГК РФ необходимость перевода указанного жилого помещения в нежилое.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционных жалоб своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционных жалоб и обстоятельства, на которые ссылаются апеллянты в их обоснование, правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ служить основанием к отмене в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ИП Мадорской В.В. и Мадорского В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.10.2022.