Судья Воронцов И.А. Дело № 2-1969/2022 УИД 41RS0002-01-2022-004622-39 | Дело № 33-1476/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2023 года | г. Петропавловск-Камчатский |
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | ФИО15, |
судей | ФИО16, ФИО17, |
при секретаре | ФИО18, |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главе Елизовского городского поселения – председателю Собрания депутатов Елизовского городского поселения, Елизовскому городскому поселению Елизовского муниципального района в Камчатском крае, Собранию депутатов Елизовского городского поселения, ФИО19 о признании незаконными действий по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору, признании незаконными дополнительного соглашения и распоряжения,
по апелляционному представлению старшего помощника Елизовского городского прокурора на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 20 октября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главе Елизовского городского поселения – Председателю Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО20 о признании незаконными действий по заключению дополнительного соглашения от 04 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года №, признании незаконным дополнительного соглашения от 04 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года № и распоряжения Главы Елизовского городского поселения от 4 июля 2022 года №, отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения представителей Елизовского городского прокурора Федорук И.Ю. и ФИО21, поддержавших заявленные исковые требования, объяснения представителя ФИО19 – ФИО22, полагавшего исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елизовский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к главе Елизовского городского поселения – председателю Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО20 о признании незаконными действий по заключению дополнительного соглашения от 04 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года №, дополнительного соглашения от 04 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года №, распоряжения главы Елизовского городского поселения от 04 июля 2022 года №.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки по вопросам нарушений антикоррупционного законодательства, после изучения личного дела муниципального служащего – руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО19, выявлен факт назначения ее на должность без подтверждения соответствия предъявляемым квалификационным требованиям. В частности, имея диплом о высшем образовании по специальности «государственное и муниципальное управление», ФИО19 трудовую деятельность по специальности или на должностях муниципальной службы не осуществляла. В связи с данными обстоятельствами в адрес главы Елизовского городского поселения 27 июля 2022 года внесено представление № 23/07-02-2022, отклоненное адресатом 26 августа 2022 года. Таким образом, меры к устранению нарушений приняты не были.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Глава Елизовского городского поселения - председатель Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО20 исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению. Отметил, что ФИО19 имеет стаж работы в должности руководителя коммерческой организации более 4 лет, компетенция соответствует занимаемой должности.
В судебном заседании третье лицо ФИО19, ее представитель в удовлетворении исковых требований просили отказать.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционном представлении истец, выражая несогласие с вынесенным судом первой инстанции решением, в котором просил судебное постановление отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов указал на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В частности указал, что судом неправомерно применена аналогия закона при определении понятия «государственное и муниципальное управление», представляющего собой деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере социально-экономического развития. Кроме того, вывод суда первой инстанции о соответствии деятельности ФИО19 в должности директора коммерческой организации квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемой должности муниципальной службы, не мотивирован. Также сослался на применение судом правового акта, изданного после получения ФИО19 высшего образования. Полагал недопустимым доказательством трудовой договор, заключенный между ФИО19 и ООО «Агентство юридических и риэлторских услуг» (далее по тексту ООО «АЮРУ»).
В возражениях на апелляционное представление третье лицо ФИО19 полагала решение суда законным и обоснованным, а потому не подлежащим отмене.
В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права, выразившегося в не привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Елизовского городского поселения, Собрания депутатов Елизовского городского поселения, права и обязанности которых обжалуемым решением затронуты, а также в связи с не привлечением ФИО19 к участию в деле в качестве ответчика, судебная коллегия на основании определения от 02 февраля 2023 года перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Учитывая существенные нарушения судом норм процессуального права, решение в этом случае подлежит безусловной отмене (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 02 марта 2023 года решение суда первой инстанции отменено, Исковые требования Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к главе Елизовского городского поселения – председателю Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО20 о признании незаконными действий по заключению дополнительного соглашения от 04 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года №, дополнительного соглашения от 04 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года №, распоряжения главы Елизовского городского поселения от 04 июля 2022 года №, рассмотренные в связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями, по правилам производства в суде первой инстанции, удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 02 марта 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представители процессуального истца Федорук И.Ю., ФИО21 в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом представленных дополнительных пояснений и доводов апелляционного представления, поддержали.
Ответчик ФИО19 в судебном заседании участия не принимала, ее представитель ФИО22, полагал требования процессуального истца не подлежащими удовлетворению.
Ответчики глава Елизовского городского поселения – председатель Собрания депутатов Елизовского городского поселения, Собрание депутатов Елизовского городского поселения в судебном заседании участия не принимали, представителей не направили, предоставив суду письменные объяснения.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы настоящего дела, принимая во внимание указания, содержащиеся в определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2023 года, суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае», в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» и реестром должностей муниципальной службы в Камчатском крае должность Руководителя аппарата представительного органа городского поселения отнесена к высшей группе должностей.
В силу ст. 8 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. В число типовых квалификационных требований для замещения высших, главных, ведущих должностей муниципальной службы входит наличие высшего образования. Типовые квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения высших должностей муниципальной службы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Аналогичные положения содержатся в Положении «О муниципальных должностях, муниципальной службе в Елизовском городском поселении», принятом Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 26 ноября 2015 года № 819.
Как следует из материалов дела, 15 июня 2022 года между ФИО19 и Елизовским городским поселением в лице главы Елизовского городского поселения – председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения – ФИО20 заключен трудовой договор №, согласно которому ФИО19 принята на должность муниципальной службы советника консультационно-аналитического отдела Собрания депутатов Елизовского городского поселения, относящуюся к главной группе должностей муниципальной службы.
4 июля 2022 года с ФИО19 заключено дополнительное соглашение № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года № по условиям которого она обязуется выполнять обязанности по должности муниципальной службы руководитель аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения, которая отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы.
Перевод на указанную должность оформлен распоряжением № от 4 июля 2022 года.
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Елизовском городском поселении, принятым решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 26 ноября 2015 года № 819, должность – руководитель аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения относится к высшей группе должностей муниципальной службы.
Согласно должностной инструкции руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения, утвержденной 30 апреля 2019 года и действующей на момент принятия ФИО19 на работу, руководитель аппарата является муниципальным служащим, замещающим высшую муниципальную должность (пункт 1.1).
Для замещения должности руководителя аппарата квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу службы или стажу работы по специальности предъявляются в соответствии с законодательством о муниципальной службе (пункт 1.5).
Исходя из указанных выше правовых норм и актов замещение лицом, имеющим требуемое образование, спорной должности допустимо, если у данного лица имеется соответствующий стаж (не менее 4х лет) муниципальной (государственной) службы либо стаж работы по специальности, направлению подготовки.
При приеме на работу ФИО19 представлен диплом о высшем образовании, в соответствии с которым в период <данные изъяты> ФИО19 прошла обучение в <данные изъяты> по специальности «Государственное и муниципальное управление» и решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ присуждена квалификация «менеджер».
Согласно сведениям, отраженным в анкете ФИО19, а также сведениям о трудовой деятельности из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, ФИО19 осуществляла трудовую деятельность в муниципальных дошкольных учреждениях с 13 июля 2005 года по 19 августа 2005 года, с 28 июля 2008 года по 28 ноября 2011 года; в муниципальном учреждении культуры – с 1 июня 2006 года по 01 августа 2006 года, в коммерческих организациях – с 29 ноября 2011 года по 30 июня 2012 года, с 12 марта 2013 года по 30 июня 2013 года, с 5 декабря 2014 года по 20 сентября 2015 года, с 1 апреля 2018 года по 31 января 2019 года, с 16 февраля 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Приказом № 1-кп от 7 июля 2017 года ФИО19, являясь единоличным учредителем ООО «АЮРУ», приняла себя же на должность генерального директора ООО «АЮРУ», трудовые отношения прекращены 23 мая 2022 года на основании приказа № 2 от 23 мая 2022 года.
Таким образом, на момент перевода ФИО19 на должность муниципальной службы руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения, она имела требуемое высшее образование, квалификацию «менеджер» по специальности «Государственное и муниципальное управление», а также имела стаж работы в руководящей должности, в период с июля 2017 года по май 2022 года осуществляла трудовую деятельность в должности генерального директора ООО «АЮРУ».
По результатам проведенной Елизовской городской прокуратурой проверки Собрания депутатов Елизовского городского поселения, аппарата Собрания депутатов Елизовского городского по соблюдению требований трудового законодательства, а также законодательства о муниципальной службе выявлены нарушения при принятии ФИО19 на должность руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения, выразившееся в отсутствии необходимого стажа работы муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности, направлению подготовки. Главе Елизовского городского поселения ФИО20 внесено представление об устранении нарушений законодательства от 27 июля 2022 года 3с 23/07-02-2022.
Из ответа главы Елизовского городского поселения от 26 августа 2022 года № 473 на вышеуказанное представление и приложенных к нему документов следует, что нарушения законодательства отсутствуют, причин для увольнения ФИО19 не имеется. Согласно протоколу комиссии по рассмотрению представления у ФИО19 имеется достаточный стаж работы по специальности для замещения занимаемой должности, поскольку она более четырех лет работала руководителем коммерческой организации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Елизовского городского прокурора с настоящим иском.
Из содержания искового заявления, материалов дела и пояснений сторон следует, что процессуальным истцом оспаривается наличие у ФИО19 необходимого стажа (не менее 4х лет) муниципальной (государственной) службы либо стажа работы по специальности, направлению подготовки, при назначении ее на должность муниципальной службы - руководитель аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения, поскольку стаж работы в должности генерального директора коммерческой организации не может быть учтен при назначении на вышеуказанную должность.
В соответствии со Справочником типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, утвержденным Министерством труда России, с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», рекомендовано исходить из следующего соотношения минимального уровня профессионального образования и групп должностей муниципальной службы: для замещения высших должностей муниципальной службы - высшее образование - специалитет, магистратура.
Как указано выше, ФИО19 получено высшее образование по программе специалитета.
Как следует из сообщения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 февраля 2023 года № МН-20/170, направление подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» соответствует направлению подготовки «38.03.04 Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата).
Приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2014 года № 1567 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) (далее по тексту стандарт 38.03.04).
Согласно положениям вышеназванного стандарта 38.03.04 область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает профессиональную деятельность на должностях в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, в политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях, направленную на обеспечение исполнения основных функций государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (абз. 3 п. 4.1 стандарта 38.03.04).
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются органы государственные власти Российской Федерации, органы государственные власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения, институты гражданского общества, общественные организации, некоммерческие и коммерческие организации, международные организации, научные и образовательные организации (п. 4.2 стандарта 38.03.04).
Видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата являются: организационно-управленческая; информационно-методическая; коммуникативная; проектная; вспомогательно-технологическая (исполнительская); организационно-регулирующая; исполнительно-распорядительная (п. 4.3 стандарта 38.03.04).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что наличие высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» уровня «специалитет» предполагает возможность осуществления деятельности по данной специальности в государственных и муниципальных органах, коммерческих и некоммерческих организациях, при этом областью профессиональной деятельности является обеспечение эффективного управления организацией.
В рамках заявленных процессуальным истцом требований, с учетом вышеприведенных норм, установлению подлежат обстоятельства наличия у ФИО19 стажа работы по специальности, направлению подготовки, в том числе применительно к требованиям стандарта 38.03.04, дающего право на замещение высшей должности муниципальной службы.
Проверяя наличие у ФИО19 на 4 июля 2022 года необходимого стажа (не менее 4х лет) муниципальной (государственной) службы либо стажа работы по специальности, направлению подготовки, для назначения на должность муниципальной службы - руководитель аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения, с учетом специфики специальности «Государственное и муниципальное управление», судебная коллегия приходит к следующему.
В обоснование наличия необходимого стажа, подтверждающего выполнение ФИО19 трудовых функций по управлению организацией и ведения хозяйственной деятельности в должности генерального директора, истцом и ее представителем в суд апелляционной инстанции представлены следующие документы, подписанные ФИО23, в том числе как генеральным директором ООО «АЮРУ»:
- копии договора аренды нежилого помещения №№ от 10.07.2017, между ООО «<данные изъяты>» и ООО «АЮРУ», дополнительного соглашения к нему, соглашения от 01.10.2018 о расторжении договора аренды, акта сдачи-приемки арендуемого помещения от 01.10.2018; письмо ООО «<данные изъяты>» от 10.08.2023 о совместной с ООО «АЮРУ» аренде помещений в период с 01.10.2018 по 10.07.2019; копия договора поручительства №б/н к договору аренды № от 11.07.2019 между АО «<данные изъяты>» и ФИО1.; копия договора аренды № от 10.12.2020 между АО «<данные изъяты>» и ООО «АЮРУ»; копия договора поручительства №б/н к договору аренды № от 10.12.2020 между АО «<данные изъяты>» и ФИО19; копия акта приема передачи объекта аренды Арендодателю от 31.12.2020 между АО «<данные изъяты>» и ООО «АЮРУ»; копия соглашения от 22.04.2020 о снижении арендной платы к договору аренды № от 22.01.2020 между АО «<данные изъяты>» и ООО «АЮРУ»; копия договора аренды № от 22.01.2020 между АО «<данные изъяты>» и ООО «АЮРУ»; копия договора поручительства б/н к договору аренды № от 22.01.2020 между АО «<данные изъяты>» и ФИО1.; копия договора аренды № от 26.11.2021 между АО «<данные изъяты>» и ООО «АЮРУ»; копия акта приема – передачи объекта аренды Арендодателю от 30.11.2021 между АО «<данные изъяты>» и ООО «АЮРУ»; копия договора поручительства б/н от 26.11.2021 к договору аренды № от 26.11.2021 между АО «<данные изъяты>» и ФИО19; копия соглашения 43 об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи от 10.05.2018 года с ООО «АЮРУ»; копия договора купли-продажи Рутокен СБИС № от 24.09.2021 между ООО «<данные изъяты>» и ООО «АЮРУ»; копия судебного приказа №ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО2. в пользу ООО «АЮРУ» денежных средств; копия заявления от 13.04.2019 в службу судебных приставов Елизовского районного отдела УФССП; копия договора № от 25.10.2019 на оказание услуг Блока почтового бизнеса, заключаемый с региональными клиентами- юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями между АО «Почта России» и ООО «АЮРУ»; копии договора оказания услуг от 24.07.2017 между ООО «АЮРУ» и ФИО3. (услуги межевания) и соглашения о его расторжении от 01.12.2017; копия договора оказания услуг от 15.08.2017 между ООО «АЮРУ» и ФИО4. (услуги межевания); копия договора оказания услуг по представлению интересов в суде от 07.05.2018 между ООО «АЮРУ» в лице генерального директора ФИО1. и ФИО5.; копия договора на оказание юридических услуг от 13.11.2019 между ООО «АЮРУ» в лице генерального директора ФИО1 и ТСН «<данные изъяты>; копия договора оказания услуг от 08.10.2019 между ООО «АЮРУ» в лице генерального директора ФИО1. и СНТ СН «<данные изъяты>»; копия договора оказания услуг от 13.03.2020 между ООО «АЮРУ» в лице генерального директора ФИО1. и СНТ <данные изъяты>»; копия договора оказания услуг по представлению в суде от 16.09.2020 между ООО «АЮРУ» в лице генерального директора ФИО19 и ФИО6.; копии договора оказания услуг от 20.09.2021 между ООО «АЮРУ» в лице генерального директора ФИО19 и ФИО7.; выписка по операциям ООО «АЮРУ» на счете организации ПАО Сбербанк от 19.11.2020 №; выписка операций по лицевому счету № за период с 17.11.2020 по 23.05.2022 ООО «АЮРУ»; копия решения Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края № от 13.08.2019, где ФИО1 выступала в качестве представителя истца ФИО8.; копия постановления по делу об административном правонарушении от 18.09.2017 по делу № от 18.09.2017, где ФИО1 выступала в качестве защитника ФИО9.; копия решения Петропавловск-Камчатского городского суда от 06.08.2018 по делу №, где ФИО1 выступала в качестве представителя истца ФИО10.; копия апелляционного определения Камчатского краевого суда от 28.06.2018 по делу №, где ФИО1. выступала в качестве представителя истца ФИО11 копия решения Елизовского районного суда от 28.04.2021 №, где ФИО1. выступала в качестве представителя истца ФИО12.; копия решения Елизовского районного суда от 22.02.2022 №, где ФИО1. выступала в качестве представителя истца ФИО13.
Кроме этого, в обоснование своей позиции, стороной ответчика ФИО19 представлены в копиях документы, подтверждающие деятельность ФИО19 в качестве председателя правления некоммерческой организации ТСН «<данные изъяты>»: листы записи ЕГРЮЛ, подтверждающие возложение на Василевскую полномочий председателя правления ТСН «<данные изъяты>» с 26 августа 2020 года по 7 июня 2022 года; устав ТСН «<данные изъяты>» КМП от 28 августа 2021 года; устав ТСН «<данные изъяты>» КМП от 11 ноября 2018 года.
Также ФИО19 представлены копия трудового договора № 1 от 7 июля 2017 года, заключенного между ООО «АЮРУ», в лице генерального директора ФИО1., и ею же - ФИО1 копия должностной инструкции генерального директора ООО «АЮРУ», учрежденная при создании Учредителем (согласно общедоступным сведениям ЕГРЮЛ учредителем ООО «АЮРУ» является, в том числе, ФИО1.) ООО «АЮРУ» 7 июля 2017 года, согласно которой генеральный директор руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью общества, организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений (п. 1.1, 2.1), с которой ФИО1. ознакомлена 7 июля 2017 года.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, представитель процессуального истца в дополнительных пояснениях указывала, что в пунктах 4.4. и 4.5 стандарта 38.03.04 перечислены профессиональные задачи, которые выпускник должен быть готов решать, и определены профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Сопоставляя данный профстандарт с трудовыми обязанностями, исполняемыми ФИО19 будучи руководителем и генеральным директором ООО «АЮРУ» указала, что ФИО19 являясь единственным участником ООО «АЮРУ» (учредителем и генеральным директором) чью-либо деятельность – кроме своей - в ООО не организовывала, управленческую деятельность коллективом организации не осуществляла в связи с отсутствием коллектива, доказательств наличия иных работников общества не представила. Представленные договоры аренды жилых помещений, договоры на оказание юридических услуг непосредственно ФИО19, выписка с лицевого счета организации, решения судов, в которых ФИО19 также лично представляла интересы граждан, оказывая им юридические услуги, не свидетельствуют о получении ФИО19 стажа и освоении навыков в соответствии положениями стандарта 38.03.04. В представленных стороной ответчика документах нет каких-либо локальных актов, направленных на организацию деятельности общества, должностных инструкций сотрудников, правил внутреннего трудового распорядка организации. Полагала, что ФИО19, осуществляя свою руководящую деятельность в единственном лице в ООО «АЮРУ» не получила необходимых для замещения должности муниципальной службы навыков, умений, компетенций в соответствии с положениями пунктов 4.4 и 5.4 стандарта 38.03.04. В связи с чем, стаж ФИО19 в должности генерального директора ООО «АЮРУ» не может быть включен и признан необходимым для замещения должности руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения. При этом эффективная деятельность Собрания депутатов как представительного органа напрямую зависит от эффективной деятельности аппарата собрания депутатов.
Судебная коллегия полагает вышеизложенные доводы процессуального истца обоснованными в виду нижеследующего.
В соответствии с п. 4.4 стандарта 38.03.04, выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
организационно-управленческая деятельность: организация исполнения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, осуществление прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций; разработка и реализация управленческих решений, в том числе нормативных актов, направленных на исполнение полномочий государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, осуществление прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций; участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития; участие в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов; участие в обеспечении рационального использования и контроля ресурсов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; планирование деятельности организаций и подразделений, формирование организационной и управленческой структуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях; организационное обеспечение деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы; организационно-административное обеспечение деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций; организация контроля качества управленческих решений и осуществление административных процессов; организация взаимодействия с внешними организациями и гражданами; содействие развитию механизмов общественного участия в принятии и реализации управленческих решений; обеспечение исполнения основных функций, административных регламентов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций;
информационно-методическая деятельность: документационное обеспечение деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, замещающих должности муниципальной службы, лиц на должностях в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций; участие в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений; информационно-методическая поддержка, подготовка информационно-методических материалов и сопровождение управленческих решений; сбор и классификационно-методическая обработка информации об имеющихся политических, социально-экономических, организационно-управленческих процессах и тенденциях; участие в информатизации деятельности соответствующих органов и организаций; защита служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа граждан к информации в соответствии с положениями законодательства;
коммуникативная деятельность: участие в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами; участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях; участие в организации внутренних коммуникаций; участие в обеспечении связей с общественностью соответствующих органов и организаций; содействие развитию механизмов общественного участия в принятии и реализации управленческих решений; поддержка формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, страны и территории на основе современных коммуникативных технологий; участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления;
проектная деятельность: участие в разработке и реализация проектов в области государственного и муниципального управления; участие в проектировании организационных систем; проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации проектов; оценка результатов проектной деятельности;
вспомогательно-технологическая (исполнительская): ведение делопроизводства и документооборота в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях; осуществление действий (административных процедур), обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской и муниципальной службы); обеспечение исполнения основных функций, административных регламентов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций;
организационно-регулирующая деятельность: участие в разработке и реализации управленческих решений, в том числе нормативных актов, направленных на исполнение полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, на осуществление прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях; участие в обеспечении разработки социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития; участие в подготовке (разработке) проектов бюджетов различных уровней и оценке эффективности бюджетных расходов; участие в осуществлении внутреннего контроля использования ресурсов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; участие в развитии системы планирования профессиональной деятельности; участие в организации управления персоналом в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях; участие в контроле качества управленческих решений и осуществления административных процессов;
исполнительно-распорядительная: участие в обеспечении ведения делопроизводства и документооборота в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации; органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях; осуществление действий (административных процедур), обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в составлении планов и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей муниципальной службы); участие в осуществлении контроля качества управленческих решений и осуществление административных процессов; сбор, обработка информации и участие в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций; участие в разработке и реализация проектов в области государственного и муниципального управления.
Согласно п. 5.4 стандарта 38.03.04, выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
организационно-управленческая деятельность: умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1); владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2); умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3); способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);
информационно-методическая деятельность: умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц на должностях государственной гражданской Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-5); владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6); умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7); способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);
коммуникативная деятельность: способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9); способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10); владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11);
проектная деятельность: способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12); способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий (ПК-13); способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-14);
вспомогательно-технологическая (исполнительская): умением вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-15); способностью осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы) (ПК-16); владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-17);
организационно-регулирующая деятельность: способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности (ПК-18); способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19); способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права (ПК-20); умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-21); умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22);
исполнительно-распорядительная: владением навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-23); владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24); умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов (ПК-25); владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций (ПК-26); способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Между тем, в ходе длительного судебного разбирательства ни ФИО19, ни ее представителем не представлено надлежащих доказательств свидетельствующих о том, что характер деятельности, связанный с исполнением ею должностных обязанностей генерального директора ООО «АЮРУ», либо иных должностных обязанностей, в периоды работы, предлагаемые к включению в стаж муниципальной службы, и приобретенные при этом опыт и знания соответствовали требованиям предъявляемым к кандидатам для назначения на должность муниципальной службы - руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения в соответствии с должностной инструкцией.
Довод представителя ответчика ФИО22 в судебном заседании о наличии в разные периоды времени деятельности ООО «АЮРУ» штата работников своего подтверждения при рассмотрении дела не нашел, доказательств данному представлено не было, что также подтверждается представленными стороной процессуального истца сведениями налогового органа за период с 2017 по 2022 года в отношении ООО «АЮРУ», согласно которым только в 2020 году обществом были поданы сведения о доходах в отношении 1 физического лица ФИО19, а также сведениями СФР, согласно которым ООО «АЮРУ» отчислений в Пенсионный фонд в период трудовой деятельности ФИО19 не производило, что подтверждает отсутствие штата работников ООО «АЮРА» и в свою очередь не может свидетельствовать о выполнении ФИО19 управленческих функций в соответствии с положениями стандарта 38.03.04.
При этом, сама ответчик ФИО19 вышеуказанные обстоятельства о ее единоличном участии в ООО «АЮРУ» при рассмотрении дела в суде не отрицала.
Как верно указано процессуальным истцом, представленные договоры аренды жилых помещений, договоры на оказание юридических услуг непосредственно ФИО19, судебные решения не свидетельствуют о получении ФИО19 стажа и освоении навыков в соответствии положениями стандарта 38.03.04 для реализации права на замещение оспариваемой должности.
Равно как и не свидетельствуют об этом представленные ФИО19 и ее представителем, в обоснование позиции о наличии стажа подтверждающего выполнение ФИО19 трудовых функций по управлению организацией и ведения хозяйственной деятельности в должности генерального директора, документы:
- копия Правил внутреннего трудового распорядка ООО «АЮРУ» от 07 сентября 2017 года, утверждённого и подписанного генеральным директором ФИО1 и генеральным директором, с 31 мая 2022 год согласно выписке из ЕГРЮЛ, ФИО14.;
- копия Положения о работе с персональными данными ООО «АЮРУ» от 10 октября 2017 года утверждённого и подписанного генеральным директором ФИО1. и генеральным директором ФИО14
- копии гражданско-правого договора от 10 января 2018 года, заключенного между ООО «АЮРУ», в лице генерального директора ФИО1., и ФИО14., согласно которому последняя обязуется выполнять работы (услуги) по поиску покупателей на объекты недвижимости, и акта к нему;
- копии гражданско-правого договора от 14 января 2019 года, заключенного между ООО «АЮРУ», в лице генерального директора ФИО1., и ФИО14., согласно которому последняя обязуется выполнять работы (услуги) по поиску покупателей на объекты недвижимости, и акта к нему;
- копии гражданско-правого договора от 13 января 2020 года, заключенного между ООО «АЮРУ», в лице генерального директора ФИО1., и ФИО14., согласно которому последняя обязуется выполнять работы (услуги) по поиску покупателей на объекты недвижимости, и акта к нему.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции процессуальным истцом заявлялось ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления подлинности, давности составления и подписания вышеназванных локальных актов, представленных ФИО19 и ее представителем, ввиду наличия сомнений в их подлинности относительно даты их изготовления, поскольку ранее ФИО19 была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, о чем представил копию приговора Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 октября 2013 года.
С целью разрешения данного ходатайства судебной коллегией неоднократно предлагалось ответчику ФИО19 и ее представителю ФИО22 представить подлинники вышеуказанных документов, однако несмотря на неоднократные предложения судебной коллегии, подлинники вышеуказанных документов представлены не были.
При вынесении решения по настоящему делу судебная коллегия также учитывает неоднозначные мнения относительно исковых требований в период рассмотрения дела главы Елизовского городского поселения – председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения, в том числе временно исполняющего обязанности, в связи с чем относится к ним критически.
Так, в адресованных суду ходатайствах от 15, 16 и 24 августа 2023 года глава Елизовского городского поселения – председатель Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО20, выражает несогласие с требованиями, изложенными в апелляционном представлении, полагая их необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 159,166-167 т. 2, л.д. 99 т. 3).
16 октября 2023 года в адрес суда поступило заявление ВрИП главы Елизовского городского поселения – председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО24 (назначенный решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 356 от 14 сентября 2023 года), в котором он выражает согласие с требованиями прокурора полагая их законными и обоснованными, возражений не имеет, просит дело рассмотреть без его участия. Аналогичное по содержанию заявление поступило в адрес суда 23 октября 2023 года (л.д. 106,107,108 т. 3).
В судебном заседании 17 октября 2023 года представитель ответчика главы Елизовского городского поселения – ФИО25, действуя по доверенности, исковые требования признавала, поддерживая позицию прокуратуры. Также указала, что с момента назначения ФИО19 на должность консультанта и в дальнейшем на должность руководителя аппарата Совета депутатов взаимодействие органа местного самоуправления с другими органами нарушились, по причине отсутствия квалифицированных действий, знаний организации работы в муниципалитете со стороны ФИО26, в ее действиях отсутствуют необходимые организаторские профессиональные способности, она не может управлять сотрудниками, у нее нет опыта работы именно в муниципалитете, из-за чего вся работа аппарата Совета депутатов перекладывается на администрацию. С ее назначением на должность в 2022 году произошел сбой в работе аппарата Собрания депутатов, из-за неумения руководителя организовать работу (л.д. 112, 116-123 т. 3).
4 декабря 2023 года в адрес суда поступили пояснения ВрИП главы Елизовского городского поселения – председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО24 от 29 ноября 2023 года, согласно которым он полагал требования прокурора, изложенные в иске, основанными на законе и обоснованными в виду несоответствия руководителя аппарата ФИО19 квалификационным требованиям, предусмотренным законодательством РФ в сфере местного самоуправления и противодействия коррупции (л.д. 205-213 т. 3).
Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 362 от 30 ноября 2023 года главой Елизовского городского поселения избран ФИО27
Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 365 от 30 ноября 2023 года заместителем председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения избран ФИО28
Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 368 от 30 ноября 2023 года ФИО24 освобожден от должности заместителя председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения.
11 декабря 2023 года в адрес суда поступило ходатайство ВрИП главы Елизовского городского поселения – председатель Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО28, действующего на основании распоряжения от 8 декабря 2023 года № 64-од главы Елизовского городского поселения ФИО27 об исполнении полномочий на период временного отсутствия последнего 11 декабря 2023 года, в котором он выражает несогласие с требованиями, изложенными в апелляционном представлении, полагая их необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, рассмотреть дело в его отсутствие.
Представил характеристику-отзыв депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения на деятельность руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО19 от 8 декабря 2023 года № 596, согласно которой депутаты поддерживают решение Елизовского городского суда о законности заключения с ФИО19 дополнительного соглашения к трудовому договору и назначении ее на оспариваемую должность, одновременно заявляя о соответствии ФИО19 занимаемой должности.
Также представил возражения на пояснения ВрИП главы Елизовского городского поселения – председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО24, давая положительную характеристику работе ФИО19 в должности руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения, указал, что пояснения ФИО24 не могут рассматриваться в суде.
Ответчиком ФИО19 и ее представителем в обоснование своей позиции в судебном заседании 23 октября 2023 года также были представлены в копиях:
- распоряжение главы Елизовского городского поселения – председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО20 от 6 июня 2023 года № 33-од «О создании комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим Собрания депутатов Елизовского городского поселения и зачета в него периодов трудовой деятельности в организациях» в связи с заявлением руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО19 от 30 июня 2022 года, которым установлено о проведении заседания вышеуказанной комиссии 19 июня 2023 года;
- решение № 1 от 19 июня 2023 года об установлении стажа муниципальной службы, согласно которого руководителю аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО19 на 15 июня 2023 года установлен стаж муниципальной службы продолжительностью 5 лет 10 месяцев 19 дней;
- решение № 1 от 19 июня 2023 года о включении в стаж муниципальной службы периодов трудовой деятельности, согласно которого руководителю аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО19 с 19 июня 2023 года включен в стаж муниципальной службы период 04 года 10 месяцев 16 дней;
- протокол № 1 от 19 июня 2023 года заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим Собрания депутатов Елизовского городского поселения и зачета в него периодов трудовой деятельности, согласно которому в стаж муниципальной службы зачтен период работы ФИО19 в ООО «АЮРУ» в должности генерального директора за период с 7 июля 2017 года по 23 мая 2022 года;
- протокол № 1 заседания аттестационной комиссии от 21 июня 2023 года на предмет соответствия ФИО19 занимаемой должности руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения, согласно которого она соответствует занимаемой должности;
- отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим Собрания депутатов Елизовского городского поселения обязанностей за аттестационный период в отношении ФИО19, составленный заместителем главы Елизовского городского поселения – председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО29, утвержденный 7 июня 2023 года главой Елизовского городского поселения – председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО20, согласно которого ФИО19 соответствует замещаемой должности;
- аттестационный лист муниципального служащего ФИО19 о соответствии замещаемой должности от 21 июня 2023 года.
Действующее законодательство действительно предусматривает возможность включения в стаж муниципальной службы периодов, не указанных в перечне периодов, включаемых в муниципальный стаж - иных периодов, только в исключительных случаях, если характер деятельности, связанный с исполнением должностных обязанностей в периоды работы, предлагаемые к включению в стаж муниципальной службы, и приобретенные при этом опыт и знания необходимы (были необходимы) для выполнения этим муниципальным служащим функций в соответствии с его должностным регламентом (должностной инструкцией), в данном случае, не менее 4-х лет.
Между тем, исходя из имеющихся материалов дела, невозможно установить исключительность случая на дату принятия оспариваемых актов, поскольку материалы дела не содержат доказательств свидетельствующих о том, что характер деятельности, связанный с исполнением должностных обязанностей в период работы ФИО19 генеральным директором ООО «АЮРУ» либо в качестве председателя правления ТСН «ПАРУС» МКП, предлагаемый к включению в стаж муниципальной службы, и приобретенные при этом опыт и знания необходимы (были необходимы) для выполнения ФИО19 функций руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что, поскольку по состоянию на дату заключения оспариваемых прокурором дополнительного соглашения от 04 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года № и распоряжения главы Елизовского городского поселения от 04 июля 2022 года № о переводе ФИО19 на должность руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения указанных документов – протокола № 1 от 19 июня 2023 года заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим Собрания депутатов Елизовского городского поселения и зачета в него периодов трудовой деятельности и протокола № 1 заседания аттестационной комиссии от 21 июня 2023 года не существовало, то принятые в 2023 году указанные выше решения не могут повлиять на законность дополнительного соглашения, заключенного 04 июля 2022 года и, соответственно, и распоряжения от 04 июля 2022 года.
При этом судебная коллегия обращает внимание, что Главой Елизовского городского поселения – председателем Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО20 Распоряжение за № 33-од «О создании комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим Собрания депутатов Елизовского городского поселения и зачета в него периодов трудовой деятельности в организациях» издано 06 июня 2023 года, а решения № 1 об установлении стажа муниципальной службы и № 1 о включении в стаж муниципальной службы периодов трудовой деятельности приняты 19 июня 2023 года – т.е. только после предъявления иска в суд и в ходе рассмотрения дела судом фактически в течение девяти месяцев (т. 3 л.д. 157-160).
Таким образом, судебная коллегия полагает, об отсутствии у ФИО19 на дату вынесения оспариваемых распоряжения и дополнительного соглашения необходимого для замещения должности муниципальной службы руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения стажа работы по специальности, направлению подготовки, в том числе применительно к требованиям стандарта 38.03.04 по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований процессуального истца в рамках заявленных исковых требований, поскольку на основании исследованных материалов дела, с учетом объяснений сторон и представленных доказательств, установлено, что ФИО19 назначена на должность муниципальной службы, относящуюся к группе высших должностей, в нарушение установленных нормативными положениями квалификационных требований к стажу работы по специальности, необходимому для исполнения должностных обязанностей руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения.
Кроме того, судебная коллегия также полагает необходимым отметить следующее.
Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 31 июля 2006 года, принят Устав Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае (далее по тексту Устав).
Согласно п. 1, 2 ст. 25 Устава Глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поселения избирается Собранием депутатов из состава депутатов Собрания депутатов на срок полномочий Собрания депутатов путем тайного голосования и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения. Полномочия Главы поселения прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы поселения.
В соответствии с п. 11, 12 ст. 25 Устава глава поселения: в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Собрания депутатов, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов; формирует аппарат Собрания депутатов, осуществляет общее руководство его работой, заключает и расторгает трудовые договоры с работниками аппарата и лицами, замещающими муниципальные должности в Собрании депутатов.
Из вышеизложенного следует, что должность главы Елизовского городского поседения является выборной, при этом по отношению к аппарату Собрания депутатов он выступает в качестве нанимателя (работодателя).
В связи с указанным выше, удовлетворению подлежат исковые требования Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к главе Елизовского городского поселения – председателю Собрания депутатов Елизовского городского поселения, Собранию депутатов Елизовского городского поселения и ФИО19.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 20 октября 2022 года отменить.
Исковые требования Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к главе Елизовского городского поселения – председателю Собрания депутатов Елизовского городского поселения, Собранию депутатов Елизовского городского поселения, ФИО19 удовлетворить.
Признать незаконными действия главы Елизовского городского поселения – председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения, выразившиеся в заключении с ФИО19 дополнительного соглашения от 04 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года № о выполнении обязанности по должности муниципальной службы руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения.
Признать дополнительное соглашение от 04 июля 2022 года № 1 к трудовому договору от 15 июня 2022 года № и распоряжение главы Елизовского городского поселения от 04 июля 2022 года № о переводе ФИО19 на должность руководителя аппарата Собрания депутатов Елизовского городского поселения незаконными.
Председательствующий
Судьи