ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1978/14-33-1304 от 11.06.2014 Новгородского областного суда (Новгородская область)

  Судья – Арзуманова Т.А. 11 июня 2014 г. Дело №2-1978/14-33-1304

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

 председательствующего – Бобряшовой Л.П.,

 судей – Комаровской Е.И., Смирновой Л.Н.,

 при секретаре – Николаеве Д.Д.,

 с участием ФИО1

 рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июня 2014 года по докладу судьи Смирновой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 марта 2014 года, которым иск ФИО1 к Государственному областному казенному учреждению «Центр жилищных субсидий и социальных выплат» об обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг и о взыскании ежемесячной денежной компенсации в сумме <...> руб. <...> коп. оставлен без удовлетворения,

 у с т а н о в и л а :

 ФИО1 обратился в суд с иском к государственному областному казенному учреждению «Центр жилищных и социальных выплат» (далее – Учреждение, в котором указал, что, являясь ветераном подразделений особого риска, имеет право на льготу, установленную пунктом 3 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно на оплату в размере 50 процентов общей площади занимаемого жилого помещения. Полагает, что с 01 января 2013 года Учреждение при расчете ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг неправомерно применяет федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м на одного человека. Полагает, что в данном случае при исчислении компенсации подлежит применению постановление Администрации Новгородской области от 30 апреля 2006 года № 307 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», которая составляет для одиноко проживающих граждан 33 кв. м. В результате неправильного применения положений закона по выплате ему ежемесячной денежной компенсации за период с 01 января 2013 года образовалась задолженность в сумме <...> руб. <...> коп., которую он просил взыскать в его пользу с Учреждения.

 Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Новгородской области.

 Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласился ФИО1 В апелляционной жалобе считая решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на положения ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в которых, по его мнению, имеется противоречие в части определения площади жилого помещения, исходя из которой рассчитывается размер предоставляемой льготы. Полагает, что фактически суд не рассмотрел заявленные им требования, а самостоятельно определил предмет иска, поскольку им были заявлены требования об обязании Учреждения при расчете оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади применять социальную норму площади жилья в размере 33 кв. м, произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг и взыскать задолженность по ежемесячной денежной компенсации в размере <...> руб. <...> коп. Также суд немотивированно не принял во внимание приведенное в исковом заявлении неофициальное толкование норм закона, подлежащих применению к спорным правоотношениям. Считает, что суд в мотивировочной части решения указал ошибочные обстоятельства дела о том, что он является гражданином, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, и о том, с какого времени Учреждение ошибочно начисляло ему ЕДК. Полагает, что представленные им доказательства не были исследованы судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд не дал надлежащей оценки пояснениям представителя ответчика о том, что до 01 января 2013 года Учреждение ошибочно применяло при начислении ЕДК по оплате жилья и коммунальных услуг социальные нормы площади жилья, установленные Постановлением Администрации Новгородской области от 30 апреля 2006 года №307, не выяснил какими нормативными правовыми актами руководствовалось Учреждение при начислении ЕДК в период с 1997 года по 2006 год, не дал оценке данному обстоятельству, ошибочно применил к спорным правоотношениям положения Бюджетного кодекса РФ. По его мнению, установленный законом федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м не применим при расчете ЕДК, поскольку законодатель точно определил область применения указанных законоположений. Просил отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

 В возражениях Учреждения на апелляционную жалобу указано на законность и обоснованность решения суда.

 Представитель Учреждения в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав ФИО1, поддержавшего жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

 Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является ветераном подразделений особого риска РФ и в соответствии с пп. «в» п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные п.3 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1), а именно на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплату в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

 ФИО1 проживает в трехкомнатной квартире № <...> общей площадью 58,6 кв. м в <...>.

 С 01 января 2013 года Учреждение производит начисление истцу ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, равной 18 кв. м на 1 человека, с чем не согласен истец, который полагает, что при расчете ежемесячной денежной компенсации Учреждение должно руководствоваться постановлением Администрации Новгородской области от 30 апреля 2006 года № 307 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», равной 33 кв. м для одиноко проживающих граждан.

 Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что при применении положений п.3 ст. 14 Закона №1244-1 Учреждение правомерно руководствуется федеральным стандартом социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения на 1 гражданина, установленным Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 года №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».

 Данный вывод суда основан на правильном анализе положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

 Как предусмотрено п. 3 ст. 14 Закона 1244-1 гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим законом, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы (абз.1).

 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом (абз.2).

 Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (абз.3 в редакции Федерального закона от 07 мая 2013 года № 104-ФЗ).

 Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов (абз.4 в редакции Федерального закона от 07 мая 2013 года № 104-ФЗ)

 Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (абз.5).

 Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (абз.6).

 Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (абз.7).

 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки и размера занимаемой площади. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абз.8).

 Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (абз.9).

 В случае использования средств не по целевому назначению Правительство Российской Федерации вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абз. 10).

 Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и уполномоченными им органами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации (абз.11).

 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в настоящем пункте (абз.12).

 Федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения установленный Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, составляет 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина.

 Согласно п.2 Порядка предоставления на территории Новгородской области мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 04 апреля 2008 года №54, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации из областного бюджета за счет субвенции, предоставляемых из федерального бюджета.

 В силу приведенных положений, предоставление мер социальной поддержки, указанных в п.3 ст. 14 Закона №1244-1 производится в пределах субвенций, предоставляемых субъекту РФ за счет средств федерального бюджета, которые рассчитываются исходя из федерального стандарта социальной площади жилого помещения в размере 18 кв.м общей площади на 1 гражданина.

 При этом, как верно указал суд первой инстанции, положения Постановления Администрации Новгородской области от 30 апреля 2006 года №307 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», устанавливающие социальную норму площади жилья в размере 18 кв. м – на одного члена семьи, стоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м – на одиноко проживающих граждан, не применимы при расчете мер социальной поддержки гражданам, на которых распространяется действие Закона №1244-1. Согласно п.1 названного Постановления Администрации Новгородской области его действие распространяется при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных п.5 ч.1 ст.1 и п.3 ч.1 ст. 3 Областного закона от 11 ноября 2005 года № 557-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», п.3 ч.1 ст. 2 Областного закона от 08 сентября 2006 года № 710-ОЗ «О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями», п.1 и 2 ч.1 ст. 2 Областного закона от 27 августа 2009 года № 586-ОЗ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа», п. 1 и. 2 ч.2 ст. 2 Областного закона от 31 марта 2010 года № 731-ОЗ «О мерах социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, поселках городского типа Новгородской области». Таким образом, выводы суда о неприменении при начислении истцу ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Постановления Администрации Новгородской области от 30 апреля 2006 года №307 являются правильными.

 При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несостоятельности доводов ФИО1 и правомерно отказал ему в удовлетворении заявленных требований.

 Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не соответствуют обстоятельствам дела, не содержат фактов, которые влияли бы на законность выводов суда, а потому они не могут быть приняты во внимание.

 Таким образом, решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.

 С учетом вышеизложенного, судебная коллегия оснований для отмены решения, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не усматривает, а потому решение суда первой инстанции не может быть отменено или изменено.

 Руководствуясь ст.ст.328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

 Председательствующий: Л.П. Бобряшова

 Судьи: Е.И. Комаровская

 Л.Н. Смирнова