Судья Благодёрова А.Н. 49RS0003-01-2014-000506-90
Дело № 2-1979/2021
№ 33-978/2021
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 ноября 2021 года город Магадан
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бельмас И.Ю., Вилер А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омсукчанского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» о понуждении к устранению нарушений федерального законодательства
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 18 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бежевцовой Н.В., выслушав пояснения представителей ответчика ФИО2, ФИО3, возражения относительно доводов апелляционной жалобы прокурора Игнатенко А.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
у с т а н о в и л а :
прокурор Омсукчанского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» (далее – ООО «Компания Энергия», Общество) о понуждении к устранению нарушений федерального законодательства.
В обоснование требований прокурор указал, что 5 октября 2020 года муниципальным образованием Омсукчанский городской округ в лице КУМИ администрации Омсукчанского городского округа и ООО «Компания Энергия» заключено 2 концессионных соглашения в отношении объектов, предназначенных для теплоснабжения и горячего водоснабжения пос. Омсукчан и пос. Дукат Магаданской области, по которым ответчику передан комплекс движимого и недвижимого имущества коммунальной инфраструктуры, в том числе здания котельных «Квартальная», «Энергетик», «Новая котельная п. Дукат», котлы, оборудование.
Постановлением администрации Омсукчанского городского округа от 9 октября 2019 года № 568 ООО «Компания Энергия» присвоен статус единой теплоснабжающей организации для объектов, подключенных к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения на территории населенных пунктов округа.
Согласно пункту 6.1 соглашений ответчик обязан, в том числе поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.
По результатам проверки, проведенной Северо-Восточным управлением Ростехнадзора (далее - СВУ Ростехнадзора), установлено, что до настоящего времени ответчиком не устранены нарушения в подготовке к работе в осенне-зимний период 2020-2021 годы.
Учитывая, что от функционирования котельных зависят жилищные права граждан, проживающих на территории округа, со ссылкой на положения статей 1, 20, Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статей 8, 10, 16, 17 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 146-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 7, 13, 15 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103 (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду), пункты 3.3.1, 3.3.14,3.3.9, 6.1.31, 6.2.1, 13.2, 13.6 Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115 (далее – Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), с учетом неоднократного изменения исковых требований, окончательно просил суд обязать ООО «Компания Энергия» в срок до 1 октября 2021 года:
- предоставить в СВУ Ростехнадзора паспорта на дымовые трубы котельных «Квартальная», «Энергетик»,
- организовать коммерческий учет реализуемой тепловой энергии в котельных «Квартальная», «Энергетик», «Электрокотельная», путем оснащения приборами учета тепловой энергии;
- предоставить в СВУ Ростехнадзора акты ежегодного осмотра и периодической диагностики баков-аккумуляторов, с описанием внешних дефектов, методов и сроков их ликвидации, котельных «Квартальная», «Энергетик», «Электрокотельная», «Реконструкция котельной в п. Дукат»,
- предоставить в СВУ Ростехнадзора техническое освидетельствование строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок с привлечением специализированной организации котельных «Квартальная», «Энергетик», «Электрокотельная», в пос. Омсукчан, котельной «Электрокотельная», в пос. Дукат,
- предоставить в СВУ Ростехнадзора паспорта на баки-аккумуляторы котельных «Электрокотельная» в пос. Дукат, «Реконструкция котельной в п. Дукат»,
- предоставить в СВУ Ростехнадзора акты ежегодного осмотра и периодической диагностики баков-аккумуляторов, технической диагностики конструкций бака-аккумулятора и проверки их на прочность котельных «Реконструкция котельной в п. Дукат», «Квартальная», «Энергетик»,
- получить в СВУ Ростехнадзора допуски в эксплуатацию котельной «Реконструкция котельной в п. Дукат», дизельной электростанции котельной «Реконструкция котельной в п. Дукат»,
- устранить дефекты кровли и стен зданий путем проведения ремонтных работ котельных «Электрокотельная», «Квартальная», дизельной электростанции котельной «Энергетик»,
- установить наблюдение с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений в котельных «Электрокотельная», в пос. Омсукчан, «Квартальная», дизельной электростанции котельной «Энергетик».
Определением судьи от 29 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено СВУ Ростехнадзора (т. 1 л.д. 1-3).
Определением суда от 20 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа (далее – КУМИ администрации Омсукчанского городского округа) (т. 2 л.д. 29-31).
Определением суда от 18 августа 2021 года производство по делу прекращено в части понуждения ответчика предоставить в СВУ Ростехнадзора акты ежегодного осмотра и периодической диагностики баков-аккумуляторов, с описанием внешних дефектов, методов и сроков их ликвидации, котельных «Квартальная», «Энергетик», «Электрокотельная» в пос. Дукат, «Реконструкция котельной в п. Дукат»; техническое освидетельствование строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок с привлечением специализированной организации котельных «Квартальная», «Энергетик», «Электрокотельная» в пос. Омсукчан, «Электрокотельная» в пос. Дукат; акты ежегодного осмотра и периодической диагностики баков-аккумуляторов, технической диагностики конструкций бака-аккумулятора и проверки их на прочность котельных «Реконструкция котельной в п. Дукат», «Квартальная», «Энергетик»; устранить дефекты кровли и стен зданий путем проведения ремонтных работ котельных «Электрокотельная» в пос. Омсукчан, «Квартальная», дизельной электростанции котельной «Энергетик», в связи с отказом прокурора от иска в указанной части (т. 3 л.д.138-142).
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 18 августа 2021 года исковые требования в остальной части удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об изменении решения суда ввиду неверного определения и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Указывает, что в нарушение пункта 3.1. раздела 3 Концессионных соглашений КУМИ администрации Омсукчанского городского округа, как собственник объектов, предназначенных для теплоснабжения и горячего водоснабжения пос. Омсукчан и пос. Дукат Магаданской области, несмотря на неоднократные обращения ответчика, не передал ООО «Компания Энергия» проектную, рабочую, исполнительную документацию, заводские паспорта и инструкции на оборудование, кадастровые и технические паспорта на здания и сооружения, гарантийные талоны на оборудование, находящееся на гарантии производителей. Данное обстоятельство подтверждается актами приема-передачи к концессионным соглашениям, согласно которым документы, испрашиваемые прокурором и СВУ Ростехнадзора, не поступали в распоряжение ООО «Компания Энергия».
В связи с этим полагает, что требования прокурора о предоставлении в СВУ Ростехнадзора паспорта на дымовые трубы котельных п. Дукат и п. Омсукчан, а также паспорта на баки-аккумуляторы котельных п. Дукат, не могут быть адресованы ООО «Компания Энергия».
Также считает необоснованным предъявление к ООО «Компания Энергия» требований по представлению в СВУ Ростехнадзора допусков в эксплуатацию новой котельной п. Дукат, дизельной электростанции угольной котельной п. Дукат, оформлению в Ростехнадзоре акта осмотра и разрешения на допуск в эксплуатацию ДЭС, испытаний баков-аккумуляторов объекта «Реконструкция котельной в п. Дукат».
Ссылаясь на требования государственного контракта от 2 мая 2017 года № 4/2017 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция котельной в пос. Дукат», заключенного между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области и ООО «КБК Соцстрой», а также положения пунктов 5.3, 5.3.3-5.3.7, 2.5, 2.5.4, 2.5.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, обращает внимание, что по договору аренды муниципального имущества от 30 августа 2019 года № 14 котельная в пос. Дукат была передана ООО «Компания Энергия» без каких бы то ни было принадлежностей и относящихся к ней документов.
Приводя положения частей 1 и 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 11, 14-16 Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 года № 212 (далее – Порядок № 212), указывает, что обязанность по вводу в эксплуатацию объектов и получение разрешения в Ростехнадзоре возложена на застройщика/собственника объекта.
По контракту, заключенному 12 мая 2020 года между МОГКУ «Дирекция единого заказчика министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области» и ООО ПО «Союзэнерго», данное общество приняло на себя обязательство выполнить работы по техническому перевооружению на объекте «Центральная котельная в пос. Дукат», включая разработку проектно-сметной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости технического перевооружения, выполнение строительно-монтажных работ, в том числе обеспечение всеми необходимыми материалами и оборудованием, пуско-наладочные работы, выполнение иных действий Подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе проведение всех, зависящих от подрядчика действий, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Учитывая изложенное, считает, что обязанность по вводу объекта «Реконструкция котельной в п. Дукат» в эксплуатацию и получения необходимых документов, разрешений, допусков должны нести Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, ООО «КБК Соцстрой», МОГКУ «Дирекция единого заказчика министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области», ООО ПО «Союзэнерго», Северо-Восточное управление Ростехнадзора (Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) и КУМИ администрации Омсукчанского городского округа.
Ссылаясь на требования пункта 8.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, указывает, что испытания баков-аккумуляторов, расположенных на объекте «Реконструкция котельной в п. Дукат», является частью процедуры ввода объекта в эксплуатацию.
Обращает внимание, что заявленные прокурором исковые требования основаны исключительно на трех предписаниях СВУ Ростехнадзора, при этом не представлены какие-либо доказательства невыполнения ООО «Компания Энергия» тех обязанностей, о возложении которых просит прокурор. Считает также, что, заявляя такие требования, прокурор дублирует функции СВУ Ростехнадзора, чем нарушает требования части 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
Учитывая субъектный состав и характер возникших правоотношений, считает, что в силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор подлежал рассмотрению Арбитражным судом Магаданской области.
Также обращает внимание на допущенное судом нарушение норм процессуального права, выразившееся в неразрешении судом ходатайства ООО «Компания Энергия» о привлечении КУМИ администрации Омсукчанского городского округа к участию в деле в качестве соответчика.
Просит решение суда первой инстанции изменить, отказав в удовлетворении требований о возложении на ООО «Компания Энергия» обязанностей в срок до 1 октября 2021 года представить в СВУ Ростехнадзора паспорта на дымовые трубы котельных «Квартальная» и «Энергетик», паспорта на баки-аккумуляторы котельных «Электрокотельная» в п. Дукат, и «Реконструкция котельной в п. Дукат», получить в СВУ Ростехнадзора допуски в эксплуатацию котельной «Реконструкция котельной в п. Дукат» и дизельной электростанции котельной «Реконструкция котельной в п. Дукат», организовать коммерческий учет реализуемой тепловой энергии в котельных «Квартальная», «Энергетик», и «Электрокотельная» в п. Дукат путем оснащения приборами учета тепловой энергии.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор согласился с доводами апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности по организации коммерческого учета реализуемой тепловой энергии в котельных «Квартальная», «Энергетик», «Электрокотельная» путем оснащения приборами учета тепловой энергии. В связи с этим полагал решение суда в данной части подлежащим изменению.
Учитывая истечение срока исполнения обязанностей, возложенных судом, просил изменить срок, установленный решением суда, на 30 декабря 2021 года. В остальной части полагал решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Третьи лица КУМИ администрации Омсукчанского городского округа, СВУ Ростехнадзора, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, сведений о причинах неявки не представили. На основании положений части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 указанной статьи).
Решение суда в части удовлетворения исковых требований прокурора Омсукчанского района к ООО «Компания Энергия» о возложении обязанности установить наблюдение с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений в котельных «Электрокотельная», в пос. Омсукчан, «Квартальная», дизельной электростанции котельной «Энергетик» сторонами не обжалуется, в связи с чем его законность и обоснованность в данной части в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей ответчика, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда признает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика в части необоснованного возложения обязанности по организации коммерческого учета реализуемой тепловой энергии путем оснащения приборами учета тепловой энергии.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определяются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6, частью 6 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.
Возможность нахождения имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, в собственности муниципальных образований предусмотрена пунктами 1, 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). При этом в силу общих положений гражданского законодательства на собственнике лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ) его целями являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Пунктом 1 статьи 3 названного Федерального закона установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 5 октября 2020 года между муниципальным образованием «Омсукчанский городской округ» в лице КУМИ администрации Омсукчанского городского округа (концедент) и ООО «Компания Энергия» (концессионер), а также Магаданской областью, от имени которой выступает Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, заключено концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для теплоснабжения и горячего водоснабжения п. Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области (т. 1 л.д. 53-72). Данное концессионное соглашение вступило в силу с момента подписания и действует до 4 октября 2025 года (пункт 10.1).
Согласно пунктам 1.1 и 2.1 концессионного соглашения объектом соглашения является технологически связанное между собой недвижимое и движимое имущество, относящееся к объекту теплоснабжения, предназначенному для теплоснабжения и горячего водоснабжения пос. Омсукчан Омсукчанского городского округа, которое находится в собственности муниципального образования «Омсукчанский городской округ» (т. 1 л.д. 53).
В соответствии с условиями концессионного соглашения концессионер обязан за свой счет реконструировать имущество, являющееся объектом концессионного соглашения (пункт 1.1).
К реконструкции объекта соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (пункт 1.2).
Концессионер обязан за свой счет реконструировать объект соглашения в соответствии с основными мероприятиями по реконструкции имущества в составе объекта соглашения (приложение № 2, № 5) (пункт 4.1).
Перечень мероприятий по реконструкции в отношении объекта соглашения устанавливается в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и содержится в приложении № 5 к данному соглашению (пункт 4.4).
Как следует из данного приложения, в основные мероприятия по реконструкции, производимые концессионером в 2020-2021 годах включены: 1) модернизация и наладка скребковых конвейеров котлов № 7, 8 квартальной котельной пос. Омсукчан; 2) модернизация стенового и кровельного покрытия участка вертикальной галереи квартальной котельной пос. Омсукчан; 3) реконструкция силовых кабелей цеха № 2 квартальной котельной пос. Омсукчан; 4) модернизация дымососа ДН-11,2 № 1 цеха № 2 квартальной котельной пос. Омсукчан; 5) модернизация и наладка скребковых конвейеров котлов № 5, 9 квартальной котельной пос. Омсукчан; 6) модернизация электрокотла ЭКВ-2 электрокотельной пос. Омсукчан; 7) модернизация грязевиков квартальной и электрокотельной пос. Омсукчан; 8) модернизация системы подачи воздуха с демонтажем и монтажом воздуховодов в пределах вентиляторов, замена вентилятора «ВДН 12,5» в квартальной котельной пос. Омсукчан; 9) реконструкция кровли и стен «Насосной ТВС» (т. 1 л.д. 67-68).
Таким образом, судом установлено и никем не оспаривается, что заявленные в иске (с учетом заявления об изменении исковых требований, т. 3 л.д. 114-115) работы по оснащению приборами учета тепловой энергии котельных «Квартальная», «Энергетик» и «Электрокотельная», распложенных в пос. Омсукчан, в целях организации коммерческого учета реализуемой тепловой энергии не включены в задание и основные мероприятия, подлежащие выполнению ООО «Компания Энергия» в 2020-2021 годах в рамках реконструкции объекта концессионного соглашения.
При таком положении, разрешая заявленные требования, суд пришел к ошибочному выводу о возложении данной обязанности на концессионера.
Поскольку указанные котельные на праве собственности принадлежат муниципальному образованию «Омсукчанский городской округ», то в силу положений части 6 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ именно муниципальное образование несет ответственность за эксплуатацию данных источников тепловой энергии.
Тот факт, что ООО «Компания Энергия» является субъектом топливно-энергетического комплекса и обязано обеспечивать безопасность объектов, переданных ему по концессионному соглашению, не освобождает в силу приведенных выше законоположений и условий концессионного соглашения муниципальное образование от обязанностей собственника по содержанию принадлежащих ему объектов.
В данном случае, передав объекты теплоснабжения в пользование по концессионному соглашению, муниципальное образование «Омсукчанский городской округ» не утратило возможность совершать в отношении них действия по поддержанию в надлежащем техническом состоянии, в том числе возможность приобретения поименованных в иске приборов учета тепловой энергии, тем более, что условиями концессионного соглашения не установлено право или обязанность ООО «Компания Энергия» за свой счет приобретать в пользу муниципального образования оборудование (приборы), которое необходимо для эксплуатации имущества собственника.
С учетом изложенного решение Магаданского городского суда от 18 августа 2021 года в части возложения на ООО «Компания Энергия» обязанности организовать коммерческий учет реализуемой тепловой энергии в котельной «Квартальная», распложенной по адресу: <адрес № 1>, котельной «Энергетик», распложенной по адресу: <адрес № 2>, котельной «Электрокотельная», распложенной по адресу: <адрес № 3>, путем оснащения приборами учета тепловой энергии нельзя признать законным и обоснованным, в данной части оно подлежит отмене по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Омсукчанского района.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены решения суда в остальной части по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Разрешая требования прокурора в части возложения на ООО «Компания Энергия» обязанностей по предоставлению в СВУ Ростехнадзора паспортов на дымовые трубы котельных «Квартальная» и «Энергетик», распложенных в пос. Омсукчан, паспортов на баки-аккумуляторы котельных «Электрокотельная» и «Реконструкция котельной в п. Дукат», расположенных в пос. Дукат, а также по получению в СВУ Ростехнадзора допусков в эксплуатацию котельной «Реконструкция котельной в п. Дукат» и дизельной электростанции этой котельной, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и постановил в данной части решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Из материалов дела следует, что помимо указанного выше концессионного соглашения, 5 октября 2020 года между муниципальным образованием «Омсукчанский городской округ» в лице КУМИ администрации Омсукчанского городского округа (концедент) и ООО «Компания Энергия» (концессионер), а также Магаданской областью заключены концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для теплоснабжения и горячего водоснабжения пос. Дукат Омсукчанского района Магаданской области (т. 1 л.д. 34-52). Данное концессионное соглашение вступило в силу с момента подписания и действует до 4 октября 2025 года (пункт 10.1).
Согласно пунктам 1.1 названных концессионных соглашений концессионер обязуется осуществлять с использованием объектов соглашений (технологически связанное между собой недвижимое и движимое имущество, относящееся к объекту теплоснабжения, предназначенному для теплоснабжения и горячего водоснабжения поселков Омсукчан и Дукат) производство тепловой энергии в целях бесперебойного теплоснабжения и горячего водоснабжения населения и других потребителей поселков Омсукчан и Дукат, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашениями права владения и пользования объектами соглашений для осуществления указанной деятельности.
В силу пунктов 3.1 концессионных соглашений концедент обязан передать концессионеру документы, относящиеся к передаваемому объекту соглашения, необходимые для исполнения этих соглашений, одновременно с передачей объектов, а именно проектную, рабочую, исполнительную документацию, заводские паспорта и инструкции на оборудование, кадастровые и технические паспорта на здания и сооружения, гарантийные талоны на оборудование, находящееся на гарантии производителей.
Обязанность концедента по передаче концессионеру прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества, входящими в состав объекта соглашения считается исполненной с даты подписания актов приема-передачи.
Согласно актам приема-передачи имущества (приложение № 8 к концессионным соглашениям) ответчику 5 октября 2020 году были переданы объекты соглашений, в том числе баки-аккумуляторы котельных «Электрокотельная» и «Реконструкция котельной в п. Дукат», расположенных в пос. Дукат, котельные «Квартальная» и «Энергетик», распложенные в пос. Омсукчан, (т. 1 л.д. 48, 51, 70).
В силу требований подпункта 5 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе обеспеченность персонала нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами.
Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, устанавливающие требования по технической эксплуатации, в том числе отопительных котельных.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации обязан обеспечивать содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями названных Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов (пункт 2.2.1).
Организация, эксплуатирующая тепловые энергоустановки, обязана обеспечить наличие и ведение паспортов и исполнительной документации на все тепловые энергоустановки (пункт 2.2.5), при проведении технического освидетельствования тепловых энергоустановок результаты такого освидетельствования заносить в паспорт тепловых энергоустановок и (или) сетей (пункт 2.6.3), хранить вместе с техническими паспортами установок акты приемки тепловых энергоустановок из ремонта со всеми документами, вносить в технические паспорта тепловых энергоустановок, схемы и чертежи все изменения, выявленные и произведенные во время ремонта (пункт 2.7.14).
Пунктом 2.8.1 названных Правил технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей включены в перечень технической документации, которая должна хранится и использоваться при эксплуатации тепловых энергоустановок.
В соответствии с пунктом 8.2.21 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок каждый принятый в эксплуатацию бак-аккумулятор должен иметь технический паспорт (приложение № 7). При отсутствии технической документации на резервуар из-за давности строительства или другим причинам паспорт составляется организацией, эксплуатирующей резервуар, и подписывается техническим руководителем организации. Паспорт необходимо составлять на основании детальной технической инвентаризации всех частей и конструкций резервуара. В паспорт вносятся результаты проводимых ежегодных обследований, периодических испытаний и освидетельствований с использованием технической диагностики, сведения о проведенных ремонтах с указанием произведенных работ, а также о нивелировке конструкций баков-аккумуляторов.
Из акта приема-передачи имущества от 5 октября 2020 года следует, что котельные «Квартальная» и «Энергетик» (в пос. Омсукчан) были введены в эксплуатацию в 1975 и 1982 годах соответственно.
Постановлением Госгортехнадзора России от 3 декабря 2001 года № 56 были утверждены Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб (ПБ 03-445-02), в соответствии с пунктом 6 которых на каждую трубу организацией должен быть составлен паспорт (приложение № 1), содержащий техническую характеристику трубы, дату ввода трубы в эксплуатацию, характеристику дымовых газов, состояния трубы по результатам обследования, проведении ремонтов и обо всех конструктивных изменениях.
Таким образом, на дымовые трубы указанных выше котельных также должны были составить паспорта, содержащие их техническую характеристику.
В связи с принятием приказа Ростехнадзора от 1 июля 2014 года № 287 «О признании не подлежащими применению отдельных актов Федерального горного и промышленного надзора России» Правила ПБ 03-445-02 утратили силу, однако признание названных Правил утратившими силу не отменяет требований подпункта 5 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду о проверке нормативно-технической документации.
Из предписаний СВУ Ростехнадзора, составленных по результатам проверок подготовки ООО «Компания Энергия» к осенне-зимнему периоду 2020-2021 годов, следует, что паспорта на баки-аккумуляторы котельных «Электрокотельная» и «Реконструкция котельной в п. Дукат», расположенных в пос. Дукат, и паспорта на дымовые трубы котельных «Квартальная» и «Энергетик», распложенных в пос. Омсукчан, контролирующему органу представлены не были (т. 1 л.д. 15-33).
При таком положении суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в данной части.
Доводы жалобы о том, что при заключении концессионных соглашений указанные паспорта не были переданы ответчику в связи с их отсутствием у собственника, повторяют доводы, рассмотренные и обоснованно отклоненные судом первой инстанции.
В силу приведенных выше положений Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правил оценки готовности к отопительному периоду обязанность по обеспечению наличия и ведения паспортов на тепловые энергоустановки лежит на организации, эксплуатирующей такие тепловые энергоустановки, и то обстоятельство, что собственник имущества не передал техническую документацию организации, эксплуатирующей тепловые энергоустановки, само по себе не освобождает такую организацию от обязанностей по ее ведению и представлению контролирующему органу для проверки готовности котельных к эксплуатации в осенне-зимний период.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в данной части. При этом судебная коллегия отмечает, что ответчик вправе осуществлять защиту своих прав, способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно актам приема-передачи имущества (приложение № 8 к концессионным соглашениям) 5 октября 2020 году ответчику также были переданы котельная «Реконструкция котельной в п. Дукат» и дизельная электростанция этой котельной, которые введены в эксплуатацию в 2019 году (т. 1 л.д. 48-51).
В соответствии с пунктом 14 Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2008 года № 212 «Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» (с 30 июля 2021 года действует новый Порядок, утвержденный приказом Ростехнадзора от 18 июня 2021 года № 221) Ростехнадзор осуществляет выдачу разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок.
В силу требований Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденным Минпромэнерго России 25 августа 2004 года, электро- и теплоснабжающие организации, осуществляющие выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, а также управление режимами работы электрических и тепловых сетей подлежат проверке готовности к осенне-зимнему периоду (далее – ОЗП) (пункт 3).
При проверке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП комиссиями проверяется выполнение условий готовности организации (объекта) согласно пунктам 12, 13, 14 данного Положения (пункт 5).
В целях обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
В силу пунктов 1.3.1 и 1.3.11 названных Правил новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в этих Правилах и других нормативных документах. Подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение между потребителем и энергоснабжающей организацией.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.4.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами. В частности, пунктом 2.4.2 определено, что допуск в эксплуатацию осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, получение допусков в эксплуатацию самой котельной и дизельной электростанции котельной «Реконструкция котельной в п. Дукат», введенных в эксплуатацию в 2019 году, является обязательным для выполнения ответчиком функций теплоснабжающей организации и эксплуатации данных объектов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по получению допусков должны нести Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, ООО «КБК Соцстрой», МОГКУ «Дирекция единого заказчика министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области», ООО ПО «Союзэнерго», СВУ Ростехнадзора и КУМИ администрации Омсукчанского городского округа, основаны на ошибочном толковании норм материального права и условий контрактов на выполнение работ строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция котельной в пос. Дукат», а также работ по техническому перевооружению на объекте «Центральная котельная в пос. Дукат». В данном случае понятие «допуск в эксплуатацию энергоустановок» не равнозначно понятию «ввод в эксплуатацию объекта».
При таком положении судебная коллегия признает решение суда в данной части законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств невыполнения ООО «Компания Энергия» тех обязанностей, о возложении которых просит прокурор, не могут быть приняты во внимание, поскольку нарушение ответчиком требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, подтверждено материалами проверок, проведенных Северо-Восточным управлением Ростехнадзора.
Доказательств устранения указанных недостатков ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о необходимости возложения на ответчика данных обязанностей, указав в резолютивной части решения какие конкретно работы следует выполнить.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции правил подсудности при разрешении возникшего спора судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку в данном случае прокурором исковые требования предъявлены в защиту неопределенного круга лиц. Заявленные требования в перечень, предусмотренный статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не включены. В связи с этим оснований для вывода о подведомственности спора Арбитражному суду Магаданской области по субъектному составу участников, в том числе с учетом специальной компетенции арбитражных судов, не имеется.
Доводы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в нерассмотрении ходатайства о привлечении соответчика не относятся к нарушениям, которые повлекли или могли повлечь принятие незаконного судебного акта.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что прокурор, обратившись с настоящим иском, продублировал функции СВУ Ростехнадзора, подлежит отклонению, поскольку в силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Необходимость надлежащего функционирования указанных в иске прокурора объектов обусловлена необходимостью обеспечения бесперебойного теплоснабжения и горячего водоснабжения, что затрагивает интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования «Омсукчанский городской округ".
Руководствуясь статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд посчитал разумным и обоснованным с точки зрения реальной возможности исполнения возложенных обязанностей установить ответчику срок до 1 октября 2021 года.
Учитывая, что установленный судом срок для исполнения решения истек, принимая во внимание объем возложенных на ответчика обязанностей и характер работ, необходимых для их исполнения, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, подлежит изменению с определением нового срока - до 30 декабря 2021 года, поскольку именно такой срок будет отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Магаданского городского суда Магаданской области
от 18 августа 2021 года в части удовлетворения требований о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» обязанности организовать коммерческий учет реализуемой тепловой энергии в котельных «Квартальная», «Энергетик», «Электрокотельная» путем оснащения приборами учета тепловой энергии отменить. Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении названных требований отказать.
Это же решение в части установления срока исполнения обязанностей, возложенных решением суда, изменить, установив срок – до 30 декабря 2021 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» – без удовлетворения.
Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано
в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи