№ 33-18640/2021, 2-197/2021
66RS0036-01-2021-000114-62
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 17 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой С.Н.,
судей Мехонцевой Е.М., Орловой А.И.
при ведении протокола помощником судьи Фаттаховой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 к администрации Кушвинского городского округа о признании объектов инфраструктуры бесхозными, возложении обязанности совершить определенные действия, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации Кушвинского городского округа на решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 27.05.2021 и на дополнительное решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 24.09.2021.
Заслушав доклад судьи Мехонцевой Е.М., объяснения представителей ответчика ( /Ш.Э.К. / )46 и ( /Б.А.В. / )47. по доверенностям от 11.01.2021 и 17.08.2021 соответственно, третьего лица ФИО15, судебная коллегия
установила:
истцы обратились в суд с иском о признании сетей водоснабжения, подходящих к домам, расположенным по адресам: <адрес>, бесхозными, признании сетей водоотведения, отходящих от домов по вышеуказанным адресам, бесхозными, обязании администрации Кушвинского городского округа принять меры по постановке на учет бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения по вышеуказанным адресам, обязании администрации Кушвинского городского округа осуществлять обслуживание указанных сетей до признания на них права собственности.
В обоснование иска истцы указали, что в период с декабря 1993 по 1997 гг. получили от муниципального образования г. Кушва по договорам социального найма благоустроенные квартиры со всеми необходимыми коммуникациями, в том числе, водоснабжением, водоотведением, отоплением водным с аппаратом газовым водонагревательным, электроснабжением и газоснабжением. Постановлениями главы администрации г. Кушва №944 от 30.12.1993, №47 от 24.01.2000 утверждены акты государственной комиссии о приемке в эксплуатацию одноэтажных двухквартирных домов с вышеуказанными адресами. Согласно данным постановлениям жилые дома являются муниципальной собственностью и принадлежат администрации г. Кушва. До 2010 года на перекрестке <адрес> на водоотводе, относящемся к сети водоснабжения к дому <адрес>, эксплуатировался колодец с пожарным гидрантом. Пожарные гидранты устанавливаются на магистральных централизованных сетях водоснабжения. Оплата коммунальных услуг, в том числе, за водоотведение и водоснабжение, осуществляется истцами на основании соответствующих договоров в полном объеме согласно установленным тарифам. Во время аварий истцы производят ремонтные работы самостоятельно за счет личных средств. Отсутствие технического обслуживания указанных сетей нарушает права истцов на благоприятные условия проживания. Границей эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения является колодец присоединения водоснабжающего коллектора к сети водоотведения по адресу: <адрес> Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит муниципальному образованию, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа передано по договору социального найма.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика ( /Ш.Э.К. / )48 исковые требования не признала. Указала, что на территории Кушвинского городского округа организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения населению до 04.03.2020, являлось ООО «Родник», в настоящее время – МУП Кушвинского городского округа «Водоканал». Водопроводная сеть к жилым домам по <адрес> не является бесхозяйной, а является внутридомовой инженерной системой, поскольку была сооружена для обслуживания указанных домов, расположена в пределах границ земельных участков под жилыми домами. Данная водопроводная сеть является частной, так как не входит в состав централизованной системы холодного водоснабжения Кушвинского городского округа, в связи с чем не обслуживалась ООО «Родник» и не подлежит обслуживанию МУП Кушвинского городского округа «Водоканал» в силу того, что не входит в зону ответственности водоснабжающей организации. Собственники указанных жилых домов обязаны за счет собственных средств содержать и эксплуатировать частную водопроводную сеть до водопроводного колодца по <адрес>.
Как следует из отзыва МУП КГО «Водоканал», сети водоснабжения, подходящие к домам по адресам: <адрес>, и сети водоотведения, отходящие от указанных домов МУП КГО «Водоканал» не передавались, на балансе не состоят и предприятием не обслуживаются.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУГИ СО, ТУ ФАУГИ (ТУ Росимущества) в Свердловской области, Управление Росреестра по Свердловской области, ФИО16, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, Комитет по управлению имуществом Кушвинского городского округа, МУП Кушвинского городского округа «Водоканал».
Решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 27.05.2021 исковые требования удовлетворены. Судом признаны бесхозными сети водоснабжения, обслуживающие дома, расположенные по адресам: <адрес>. На Администрацию Кушвинского городского округа возложена обязанность по принятию мер по постановке сетей водоснабжения, обслуживающих указанные дома, на учет как бесхозяйное имущество и осуществлять обслуживание указанного имущества до признания на него права собственности в установленном законом порядке.
Дополнительным решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 24.09.2021 исковые требования удовлетворены. Судом признаны бесхозными сети водоотведения, обслуживающие дома, расположенные по адресам: <адрес>. На Администрацию Кушвинского городского округа возложена обязанность по принятию мер по постановке сетей водоотведения, обслуживающих указанные дома, на учет как бесхозное имуществом и осуществлять обслуживание указанного имущества до признания на него права собственности в установленном законом порядке.
С решением суда не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указал, что судом первой инстанции не разрешены исковые требования по существу, поскольку не представляется возможным индивидуально определить имущество, которое подлежит признанию бесхозяйным. Судом принято доказательство, не отвечающее критерию допустимости, а именно схема водоснабжения и водоотведения, представленная в материалы дела МУП Кушвинского городского округа «Водоканал», которая составлена со слов потребителей, в том числе, истцов по делу. Участки сети, расположенные на земельных участках, имеющих владельцев, то есть истцов по делу, являются объектами капитального строительства вспомогательного назначения, что предполагает их отнесение к категории недвижимого имущества. Материалы дела не содержат технических заключений, указывающих на физические характеристики спорных объектов, координат их расположения на местности, иных индивидуально-определенных признаков. Водопроводная сеть к указанным жилым домам была сооружена в качестве технологического присоединения жилых домов и расположена в пределах границ земельных участков под жилыми домами.
Истцами поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда, дополнительное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика ( /Ш.Э.К. / )49. и ( / Б.А.В./ )50 настаивали на доводах апелляционной жалобы.
Третье лицо ФИО15 против доводов апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом 22.11.2021 телефонограммами, СМС-сообщениями, а также по почте. Кроме того, лица, участвующие в деле, извещены с учетом положений части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сведения о движении дела, дате и времени судебного заседания заблаговременно размещены на официальном сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах; поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно статье 50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27); централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28); централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29).
При этом частью 2 статьи 42 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» на органы местного самоуправления поселения, городского округа возложена обязанность осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Из анализа пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» следует, что органы местного самоуправления городского округа, поселения обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также на основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязаны обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Решением Думы Кушвинского городского округа от 24.11.2014 №304 утверждено Положение «О порядке оформления бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность Кушвинского городского округа». В соответствии с пунктом 1.4 Положения оформление документов для признания бесхозяйными объектов недвижимого имущества и принятия в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества и принятия в муниципальную собственность Кушвинского городского округа бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа. Принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (пункт 1.5 Положения).
Следовательно, муниципальное образование в лице уполномоченного органа в случае выявления бесхозяйного имущества, в том числе, предназначенного для водоснабжения населения, должно в силу возложенных на него законом полномочий принять меры к постановке такого имущества на учет.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на нее, либо признания муниципальной собственность. Поскольку обязанность городского поселения осуществлять водоснабжение населения надлежащим образом предусмотрена законом, последнее должно принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18.01.1990 заместителем директора ОАО «Гороблагодатское рудоуправление» было направлено письмо в адрес председателя Кушвинского горисполкома, согласно которому ОАО «Гороблагодатское рудоуправление» просило отвести земельный участок для строительства 10 коттеджей в районе пос. Дачный.
В акте обследования и выбора участка для строительства от декабря 1993 года указано, что источники водоснабжения определяются от городских сетей, также в нем отражены иные характеристики участка, сделан вывод о его пригодности для строительства одноэтажных двухквартирных домов, расположенных в пос. Дачный (л.д. 214-215 т.1).
Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства одноэтажных двухквартирных домов в пос. Дачный г. Кушва в перечень наименования работ и затрат входили, в том числе, наружные сети: наружные сети водопровода, наружные сети канализации, слаботочные сети, электроснабжение, указана стоимость работ на 1991 год (л.д. 219-221 т. 1). Указанное также подтверждается приложением к заявлению о приемке объекта в эксплуатацию – Основные показатели по технико-экономической характеристике жилых зданий и зданий общественного назначения (л.д. 215-216 т.1).
Постановлением главы администрации Кушвинского городского округа №944 от 30.12.1993 утверждены акты государственной комиссии о приемке в эксплуатацию, в том числе, одноэтажных двухквартирных жилых домов по адресу: <адрес>.
На основании Постановления Правительства Свердловской области №93-п от 08.02.1996 в муниципальную собственность г. Кушва, а также иных городов Свердловской области были переданы объекты недвижимости, указанные в приложении к нему. В соответствии с актом, в частности, были переданы жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>. В приложении №4 к указанному постановлению содержится перечень предприятий, государственного имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Кушвы.
Постановлением главы администрации Кушвинского городского округа №47 от 24.01.2000 постановлено комитету по управлению имуществом принять по актам приема-передачи от ОАО «Гороблагодатское рудоуправление» жилой фонд общей площадью 3231,7 кв., в том числе, жилой 2007,1 кв.м., в том числе, коттеджи по адресу: <адрес>, наружный газопровод к коттеджам (л.д. 188 т.2).
В материалы дела представлены пояснения ( /А.А,Л. / )51., являющегося с 1991 по 2004 гг. заместителем директора по капитальному строительству ОАО «Гороблагодатское рудоуправление». Указано, что строительство домов осуществлялось силам ремонтно-строительного цеха рудоуправления. По мере выделения финансирования в период с 1993 по 2000 гг. поэтапно были построены и сданы в эксплуатацию дома по <адрес>. При приемке жилых домов были выполнены согласно проектной документации все архитектурно-строительные работы, благоустройство, инженерные коммуникации, подведено централизованное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Силами жителей домов никакие работы не проводились и не финансировались (л.д. 12 т.1).
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 14.12.1994 ФИО1 и ФИО21 приобрели в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, ордер №627 выдан 23.12.1993.
Договором безвозмездной передачи №10029 от 19.08.2003 ФИО2 в единоличную собственность в порядке приватизации передана часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ордер №633 был выдан 27.12.1993.
По договору передачи дома в собственность граждан №5825 от 22.03.1995 администрация г. Кушва передает в долевую собственность ФИО15 и ФИО17 в порядке приватизации право собственности на долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Договором передачи дома в собственность граждан №5835 от 22.03.1995 предусмотрено, что Администрация передает в совместную собственность ФИО23, ФИО24, ФИО16 в порядке приватизации право собственности на долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ордер №629 был выдан 23.12.1993.
На основании договора безвозмездной передачи части жилого дом в собственность граждан №10390 от 07.10.2004 администрация муниципального образования «город Кушва» безвозмездно передает ФИО22 и ФИО5 в долевую собственность в порядке приватизации часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ордер №628 выдан 23.12.1993.
По договору социального найма жилого помещения от 29.03.2018 Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа передает ( /Б.Т.В. / )52 и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: <адрес>, ордер №626 был выдан 23.12.1993. По дополнительному соглашению к указанному договору от 27.10.2020 произведена замена нанимателя на ФИО6 после смерти ( /Б.Т.В./ )53
Договором безвозмездной передачи части жилого дома №11058 от 22.11.2005 ФИО8 в единоличную собственность в порядке приватизации передается часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ордер №165 был выдан 20.12.1999.
По договору безвозмездной передачи части жилого дома №9912 от 19.03.2003 ФИО9 в единоличную собственность в порядке приватизации передается часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ордер №161 был выдан 20.12.1999.
На основании договора безвозмездной передачи части жилого дома №10363 от 29.09.2004 ФИО25 и ФИО10 передается в порядке приватизации в долевую собственность часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ордер №162 был выдан 20.12.1999.
Договором безвозмездной передачи части жилого дома №9915 от 21.05.2003 ФИО11 в единоличную собственность в порядке приватизации передается часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ордер №163 был выдан 20.12.1999.
По договору безвозмездной передачи части жилого дома №9916 от 21.03.2003 ФИО26 в единоличную собственность в порядке приватизации передается часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ордер №99 был выдан 04.08.1999.
Договором безвозмездной передачи части жилого дома №8909 от 06.07.2001 ФИО13, ФИО20, ФИО27 в долевую собственность в порядке приватизации передается часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ордер №164 был выдан 20.12.1999.
На основании договора безвозмездной передачи части жилого дома №8813 от 22.05.2001 ФИО19 передается в порядке приватизации в единоличную собственность часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ордер №09 выдан 11.01.2000.
Жители указанных жилых помещений 30.09.2019 направили обращение в адрес главы администрации Кушвинского городского округа, в котором просили разрешить вопрос по обслуживанию сети водоотведения домов, расположенных по адресу: <адрес>, ул. Шевченко, <...>, пер. Дачный, д. 10.
В ответе на обращение главы Кушвинского городского округа от 23.10.2019 указано, что поскольку технические условия и договоры о подключении (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения жилых домов заявителей в ООО «Родник» отсутствуют, заявители за счет собственных средств выполняют ремонт и эксплуатацию своих коммуникаций, самовольно подключенных к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения до границы эксплуатационной ответственности – водопроводный колодец по <адрес>. По информации, предоставленной ООО «Родник», водопровод к жилым домам заявителей подключен к основной сети по <адрес> и является тупиковым. Данный водопровод расположен в зоне эксплуатационной ответственности заявителей и не является предметом договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом №9 от 29.04.2011, в связи с чем ООО «Родник» не обслуживается (л.д. 48-53 т. 1).
Согласно ответу на обращение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Кушвинского городского округа от 26.03.2020 №348 водопроводная сеть к жилым домам заявителей не является бесхозяйной, а является внутридомовой инженерной системой, поскольку была сооружена для обслуживания жилых домов по <адрес> и расположена в пределах границ земельных участков под жилыми домами. Данная водопроводная сеть является частной, поскольку не входит в состав централизованной системы холодного водоснабжения Кушвинского городского округа, в связи с чем не обслуживалась ООО «Родник» и не подлежит обслуживанию МУП ГКО «Водоканал» (л.д. 62-66 т. 1).
Указанные доводы администрации Кушвинского городского округа и, в частности, Комитета по управлению муниципальным имуществом, которые также легли в основу возражений относительно заявленных требований, судебной коллегией не могут быть признаны обоснованными.
Напротив, в материалы дела представлены технические паспорта на жилые дома по вышеуказанным адресам по состоянию на 25.11.1993, 19.04.1996, 22.03.2001, 11.02.2003, 17.02.2003, 10.06.2003, 27.08.2004, 07.06.2006 (л.д. 16-45, 95-124 т.1), в которых, в частности, указано, что сети водопровода присоединены к центральной городской сети, сброс канализации осуществляется в городскую сеть, количество жилых домов, которыми обслуживаются спорные сети, исключает признание их тупиковыми, такие сети являются транзитными, последовательно обслуживают жилые дома, помещения в которых находятся в частной и в муниципальной собственности. Часть сетей расположена на землях общего пользования, улицах, часть сетей располагается непосредственно в помещениях домов, однако этой не исключает обязанность ответчика выявить именно бесхозяйные сети.
Материалами дела подтверждается факт заключения истцами договоров на оказание услуг водоснабжения с ООО «Чистая вода», ООО «Водолей», ГУП СО «Облкоммунэнерго», ООО «Альфа-Новигатор», ООО «Системы водоснабжения Кушвы», МУП «Коммунэнерго», МУП КГО «Водоканал», в соответствии с которыми указанные организации обеспечивали подачу абонентам воды, производили расчеты за израсходованную воду, принимали сбор сточных вод, обязаны были устранять неисправности в сетях водоснабжения, находящихся на обслуживании у организации (л.д. 189-209 т. 3). Факт несения соответствующих расходов подтверждается представленными истцами платежными документами.
Представленная в материалы дела схема водоснабжения и водоотведения <адрес> по состоянию на 2021 год также подтверждает, что от центральной магистрали к каждому спорному жилому помещению как по землям общего пользования так и на земельный участках под жилыми домами подходят транзитные сети водоснабжения и водоотведения. Доводы апелляционной жалобы о недостоверности представленных в материалы дела схем спорных сетей водоснабжения и водоотведения, невозможности их идентифицировать, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд первой инстанции в решении дал оценку всем представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с чем судебная коллегия соглашается.
Доводы жалобы о том, что спорные сети водоснабжения и водоотведения являются частной собственностью истцов, не нашли своего подтверждения в материалах дела, опровергаются размещением на землях общего пользования представленными в материалы дела документами ОАО «Гороблагодатское рудоуправление», техническими паспортами жилых домов, составленными, в том числе, в период введения в эксплуатацию жилых домов по вышеуказанными адресам, схемой водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 7 статьи 13 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
Согласно части 7 статьи 14 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоотведения.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы местоположение сетей является определенным, с учетом указанных актов подлежит выполнению кадастровый учет сетей водоснабжения и водоотведения по вышеуказанным адресам.
Таким образом, с учетом совокупности представленных в материалы дела доказательств, а также принимая в качестве доказательства показания свидетеля ( /А.А.Л. / )54 подтвердившего ранее изложенные им пояснения по факту строительства жилых домов, принадлежащих истцам, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований, поскольку из представленной в материалы дела доказательственной базы спорные сети водоснабжения и водоотведения собственника не имеют, право собственности на них не зарегистрировано, какие-либо притязания на названные сооружения отсутствуют, в виду чего они признаются бесхозяйными. Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что жилые дома, принадлежащие истцам, возводились на земельном участке, специально отведенном для такого строительства, с учетом подведения систем водоснабжения и водоотведения к строящимся зданиям от городской сети, спорное имущество относится к инженерным сооружениям сети водоснабжения и водоотведения, право собственности на которые может быть признано только за муниципальным образованием (с учетом разъяснений, содержащихся в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.04.2016 № 74-КГ16-3, Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.05.2021 № 309-ЭС20-1258, Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2015 № 309-КГ15-11469 по делу № А50-7410/2013).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления является органом, обязанным обеспечивать надлежащую эксплуатацию бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования и обладающим правом подачи заявления о постановке данного имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 27.05.2021 и дополнительное решение от 24.09.2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева С.Н.
Судьи: Мехонцева Е.М.
Орлова А.И.