ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1985/2021 от 26.10.2021 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Наумова А.В.

№ дела в суде 1-ой инстанции 2-1985/2021

УИД: 04RS0021-01-2021-003906-52

пост. 26.10.2021 г.

дело № 33-3893/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2021 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Урмаевой Т.А.,

судей коллегии Нимаевой О.З., Вагановой Е.С.,

при секретаре Гетмановой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Байкальского транспортного прокурора в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» о возложении обязанности организовать охрану границ территории (периметр) аэропорта Таксимо Республики Бурятия аккредитованными подразделениями транспортной безопасности, возложении обязанности организовать охрану объектов аэропорта, по апелляционной жалобе генерального директора ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» Цыренжапова В.Б. на решение советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования Байкальского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии с п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2011 года № 42 охрану границ территории (периметр) Аэропорта Таксимо Республики Бурятия аккредитованными подразделениями транспортной безопасности;

Обязать ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии с п.5 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2011 года № 42 охрану объектов аэропорта Таксимо, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, и иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорт Таксимо, аккредитованными подразделениями транспортной безопасности, либо заключить отдельный договор с подразделениями войск национальной гвардии.

Взыскать с ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» в доход муниципального образования «город Улан-Удэ» государственную пошлину в сумме 6 000 руб.

Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд с иском к ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», Байкальский транспортный прокурор просил организовать в соответствии с п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2011 года № 42 охрану границ территории (периметр) Аэропорта Таксимо Республики Бурятия аккредитованными подразделениями транспортной безопасности; организовать в соответствии с п.5 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2011 года № 42 охрану объектов аэропорта Таксимо, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, и иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорт Таксимо, аккредитованными подразделениями транспортной безопасности, либо заключить отдельный договор с подразделениями войск национальной гвардии.

Исковые требования мотивированы тем, что Байкальской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охранной деятельности в аэропорте Таксимо ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», расположенном по адресу: <...>. На основании сертификата соответствия аэропорта Таксимо №ВС 9/9 001235, выданного 20 мая 2017 года со сроком действия до 20 марта 2022 года, свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации № 9/65 от 23 апреля 2017 года ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» осуществляет деятельность по организации и обеспечению авиационной безопасности, охраны аэропорта, объектов его инфраструктуры и воздушных судов. Действующим законодательством в сфере авиационной безопасности предусмотрено, что охрана периметра аэропорта, не относящегося к международным, должна осуществляться подразделениями транспортной безопасности, а охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, и иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта осуществляется подразделениями транспортной безопасности либо на основании отдельных договоров подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации. Проверкой установлено, что ответчиком законодательно установленное требование не исполняется. ВС МТУ Росавиации отказано в выдаче свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии. В аэропорте Нижнеангарск допускается существенное нарушение в сфере обеспечения транспортной безопасности, создающее условия для возникновения угрозы совершения на территории аэропорта Таксимо актов незаконного вмешательства, террористических посягательств, что в свою очередь, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, гибель людей и иные негативные последствия.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление транспортной безопасности Росавиации (Федеральное агентство воздушного транспорта).

В судебном заседании представитель Байкальского транспортного прокурора Манданов А.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» не явился, извещен надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьих лиц Восточно-Сибирского МТУ Росавиации и Управления транспортной безопасности Росавиации не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе генеральный директор ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» Цыренжапов В.Б. просит решение суда отменить, не оспаривая его в части возложения на ответчика обязанности организовать охрану границ территории аэропорта Таксимо и охрану объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, и иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта Таксимо, собственным аккредитованным подразделением транспортной безопасности. В соответствии с п.3 ст.8 Воздушного кодекса РФ, юридические лица, занимающиеся обеспечением авиационной безопасности, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством РФ, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. В соответствии с п. 16, 17 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил, соответствующая государственная услуга предоставляется Росавиацией и ее территориальными органами. При этом территориальные органы Росавиации предоставляют госуслугу юридическим лицам, подавшим заявку на выдачу сертификата для осуществления деятельности по обеспечению авиационной безопасности в аэропорте (на аэродроме) на территории деятельности территориального органа, за исключением аэропортов федерального значения и международных аэропортов. Аэропорт Таксимо не включен в Перечень аэропортов федерального значения, следовательно, сертификат для осуществления деятельности по обеспечению авиационной безопасности должен выдаваться ВС МТУ Росавиации, поскольку аэропорт находится на территории деятельности названного территориального органа Росавиации. Указывает, что только ОАО Аэропорты Бурятия имеет сертификат соответствия, дающий право осуществлять деятельность по обеспечению авиационной безопасности в аэропорте Таксимо, а потому в остальной части решение является незаконным.

В заседание судебной коллегии не явились представитель ответчика ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» Цыренжапов В.Б., представитель третьих лиц Восточно-Сибирского МТУ Росавиации и Управления транспортной безопасности Росавиации - о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Байкальского транспортного прокурора Виляк Н.А. считала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя в том числе аэродромы, аэропорта, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Из части 4 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" следует о том, что обеспечение транспортной безопасности представляет собой реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 84 Воздушного кодекса РФ лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.

Частью 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями транспортной безопасности и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 N 42 и определяют порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности.

В настоящих Правилах под охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в деятельность гражднской авиации.

Задачей в области охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры является предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропортов.

Согласно п. 4 Правил, охрана границ территории (периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта; в отношении иных аэропортов - подразделениями транспортной безопасности.

Частью 7.1 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" установлено, что подразделения транспортной безопасности - это осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Согласно ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Из п.5 Правил следует, что охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, и иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется подразделениями транспортной безопасности, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» осуществляет свою деятельность с 06.04.2004 года.

Аэропорт пос. Таксимо Муйского района Республики Бурятия, не являющийся международным, эксплуатируется ОАО «Аэропорты Бурятии».

В ходе проведения проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности аэропорта Таксимо, Байкальской транспортной прокуратурой установлено, что надлежащим образом не осуществляется охрана периметра аэропорта, охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, и иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта.

Разрешая спор, суд, ссылаясь на отсутствие доказательств со стороны ответчика ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности, об отсутствии доказательств заключения договора с подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, удовлетворил исковые требования, придя к выводу о том, что на момент рассмотрения дела объективно подтвержден факт неисполнения ответчиком п.4 и п.5 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 N 42.

Суд в своем решении указал, что наличие у ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» сертификата на осуществление деятельности по авиационной безопасности, выданного 20 марта 2017 года, не свидетельствует об исполнении установленных названными выше правилами требований.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Статья 83 Воздушного кодекса Российской Федерации определяет, что авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Таким образом, отсутствие мероприятий по охране объектов, участвующих в организации воздушного движения на территории Российской Федерации, ставит под угрозу безопасность воздушного движения, а, следовательно, и безопасность неопределенного круга лиц, передвигающихся воздушным транспортом. Прокурор наделен правом предъявлять в суды общей юрисдикции иски в интересах определенного круга лиц (статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В настоящее время осуществлять охрану периметра аэропортов наравне с войсками национальной гвардии РФ и ФГУП "УВО Минтранса России" вправе юридические лица, в том числе авиационные предприятия, при условии их аккредитации в качестве подразделений транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта.

Вопреки доводам жалобы, оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия не усматривает, поскольку на момент принятия решения ответчик в Реестре аккредитованных подразделений транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта не состоит.

Вместе с тем, доводы ответчика о том, что ответчик после получения аккредитации вправе осуществлять охрану периметра аэропорта Таксимо, не противоречат п.3 Правил, в соответствии с которыми организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

По мнению коллегии, данный вопрос может быть разрешен и в ходе исполнения решения суда.

При этом отсутствие отдельных аэропортов в Перечне не исключает применение к ним п. 4,5 Правил, так как Воздушный кодекс РФ и Правила не содержат положений о том, что исполнение обязанности по обеспечению авиационной безопасности зависит от наличия (отсутствия) в указанном перечне конкретного аэропорта.

Данные Правила являются действующим подзаконным нормативным актом, детализирующим порядок исполнения положений федерального закона - п. 2, 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ, где прямо указывается на публичную обязанность субъекта обеспечить охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию, выраженную в суде первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда, однако не опровергают их, не содержат ссылок на обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не подтверждают наличие оснований к отмене принятого решения.

Непринятием мер по обеспечению транспортной безопасности ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» создана угроза нарушения прав и интересов граждан на охрану их жизни, здоровья, поскольку не обеспечена в установленном порядке защита аэропорта и объектов его инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья:

Судьи коллегии: