ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-198/20 от 15.09.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Самсонова В.О. Дело № 33 – 2270/2020

№ 2-198/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 сентября 2020 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего (судьи) - Коржакова И.П.,

судей: - Коженовой Т.В., Филенковой С.В.,

при секретаре (помощнике судьи) - Потапченко С.И.,

при участии представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) – ФИО1, участвующей посредством видеоконференц-связи,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж период и назначении страховой пенсии,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 22 мая 2020 г.

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., возражения представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) ФИО1,

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) о включении в страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода и назначении досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на то, что она обратилась в октябре 2019 г. к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением ответчика от 12 декабря 2019 г. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. В указанный стаж ответчиком необоснованно не включен период работы с 10 сентября 2007 г. по 31 декабря 2018 г. в качестве машиниста компрессорных установок (далее также МКУ) Смоленской АЭС, так как работа с вредными веществами не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня составляет менее 80 % рабочего времени. Решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной пенсии считает неправомерным, нарушающим её законное право на досрочное назначение пенсии по старости. В представленных ею документах подчеркнута работа с вредными веществами не ниже 3 класса опасности в течение не менее 9 часов 25 минут (более 90 % рабочего времени), что дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости по Списку № 2 от 26 января 1991 г. № 10 по позиции 23200000-13775. Её стаж работы в этой должности по состоянию на 26 декабря 2019 г. составляет 12 лет 3 месяца 16 дней и должен быть включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию, которая должна быть ей назначена с 4 апреля 2018 г. (достижение <данные изъяты> возраста).

Истец ФИО2 и её представители ФИО3 и ФИО4 поддержали иск в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции не прибыл, просил о рассмотрении спора в отсутствие их представителя, в своих письменных возражениях подчеркнул, что специальный стаж у истца отсутствует. Основным условием для предоставления досрочной пенсии является постоянная в течение полного рабочего дня занятость на соответствующих видах работы. Таких доказательств истец не представила.

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 22 мая 2020 г. исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить. Просит в рамках рассмотрения апелляционной жалобы рассмотреть вопрос о проведении дополнительной экспертизы на предмет занятости по времени при работе с веществами не ниже 3 класса опасности, поручив эксперту выезд на предприятие с проведением необходимых замеров наличия веществ не ниже 3 класса опасности в рабочей зоне и времени контактирования с данными веществами, в том числе учитывая наличие данных веществ в воздухе рабочей зоны.

Указывает на то, что нахождение ФИО2 в ЦОС (цех обеспечивающих систем) на работах по непосредственному взаимодействию с указанными веществами в течение рабочей смены длится не менее 9 часов 25 минут, что составляет более 90 % рабочего времени. Все это время истец работала с маслами, которые выделяют вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

В соответствии с условиями труда имела дополнительный отпуск, доплату за вредные условия труда, что подтверждается специальной оценкой условий труда (далее также СОУТ).

Судом не дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам. Полагает, что экспертиза проведена по документам, представленным заинтересованными лицами, не учитывает обстоятельства работы истца с маслами, относящимися к 3 классу опасности.

Просила провести дополнительную экспертизу.

В возражениях на апелляционную жалобу Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 без удовлетворения. Указывает на то, что ФИО2 10 октября 2019 г. обратилась в Клиентскую службу в г. Десногорске ГУ-УПФ РФ в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в возрасте 51 год. Специальный стаж на дату обращения отсутствовал. Страховой стаж составил 31 год 3 месяца 20 дней.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется женщинам по достижении возраста 50-ти лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются машинисты компрессорных установок при работе с вредными веществами не ниже 3 класса опасности.

Согласно заключению по результатам государственной экспертизы условий труда для установления права работника на досрочное назначение страховой пенсии по старости на льготных условиях от 13 марта 2020 г. № 20/4 трудовая функция машиниста компрессорных установок оперативного персонала обеспечивающих систем цеха обеспечительных систем станции ФИО2 в период ее работы с 10 сентября 2007 г. по 26 декабря 2019 г. соответствует трудовой функции, определенной позиции 23200000-13775 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 1991 г., однако обязательное условие для этой позиции не выполняется. Занятость истца при использовании веществ не ниже 3 класса опасности составляет не более 10 % рабочего времени (менее 80 %), что противоречит требованиям, предусмотренным п. 5 Правил № 516 и ч. 2 п. 5 Разъяснений № 29.

Ссылку истца на то, что она получает доплату за вредные условия труда и ей предоставлялся дополнительный отпуск, не имеет правового значения.

Выписка из индивидуального лицевого счета ФИО2 за период с 10 сентября 2007 г. по 26 декабря 2019 г. не содержит сведений с указанием особых условий труда за вышеуказанные периоды работы в качестве машиниста компрессорных установок.

Также указывает на то, что исковые требования истца о досрочном назначении страховой пенсии по старости с 4 апреля 2018 г. также основано на неверном толковании норм материального права.

Оснований для проведения дополнительной экспертизы ответчик не усматривает, так как имеющееся в материалах дела заключение по результатам государственной экспертизы условий труда соответствует статье 86 ГПК РФ, отвечает требованиям, установленным статьей 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит описание проведенного исследования, сделанные в результате него выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного ст. 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями; труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 от 26 января 1991 г. № 10 поименованы машинисты компрессорных установок при работе с вредными веществами не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-13775).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно Разъяснению Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80 % рабочего времени.

При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 25 данного постановления Пленума, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.

Как следует из материалов дела, решением ГУ-УПФ РФ в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) от (дата) ФИО2 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за работу с тяжелыми условиями труда в связи с отсутствием специального стажа. В подсчет специального стажа не включен период работы истца с 10 сентября 2007 г. по 31 декабря 2018 г. машинистом компрессорных установок Смоленской АЭС, поскольку документально не подтверждается её постоянная занятость с вредными веществами не ниже 3 класса опасности. По представленным документам страховой стаж работы ФИО2 на 10 октября 2019 г. (дата обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии) составляет 31 год 3 месяца 20 дней, специальный стаж отсутствует.

В соответствии со статьей 66 ТК РФ, трудовая книжка является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и трудового стажа работника.

Согласно копии трудовой книжки ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она 10 сентября 2007 г. была переведена в цех обеспечивающих систем (ЦОС) в службе эксплуатации машинистом компрессорных установок 4 разряда Смоленской атомной электростанции филиала концерна «Росэнергоатом».

7 апреля 2008 г. ФИО2 переведена в цех обеспечивающих систем в службе эксплуатации машинистом компрессорных установок 5 разряда Смоленской атомной электростанции филиала концерна «Росэнергоатом».

ФИО2 24 февраля 2016 г. переведена в цехе обеспечивающих систем в оперативный персонал обеспечивающих систем машинистом компрессорных установок 5 разряда в АО «Концерн «Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция», где работает до настоящего времени.

Из соглашения от (дата) к трудовому договору от (дата) следует, что истец принята с 10 сентября 2007 г. на работу в филиал концерна «Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция» на должность машиниста компрессорных установок 4 разряда в цех обеспечивающих систем. Труд работника осуществляется во вредных условиях. Работнику ежегодно предоставляется дополнительный отпуск за вредные условия труда, продолжительностью 7 календарных дней. За вредные условия труда работнику назначена доплата в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек.

Согласно должностной инструкции машиниста компрессорных установок ЦОС Смоленской АЭС, утвержденной 21 июня 2004 г., рабочим местом машиниста компрессорных установок ЦОС является на АКС-2, где осуществляет трудовую деятельность истец, помещение операторской (помещение № ) (п. 1.5). Машинист компрессорных установок ЦОС, работающий в смену с 08-00, обязан пополнить запасы масел, обтирочного материала, бланков документации, производить замену приспособлений и инструментов (п.4.2.2). Машинист компрессорных установок ЦОС в течение смены обязан осуществлять эксплуатацию закрепленного оборудования в полном соответствии с требованиями регламентов и инструкций; осуществлять периодические (2 раза в смену) обходы и осмотры оборудования с целью выявления и устранения дефектов (п.4.2.3).

Согласно приложения А к указанной должностной инструкции, в зону обслуживания машиниста компрессорных установок ЦОС на АКС-2 входят территории машзала и маслохозяйства, слива водомасляной эмульсии, воздушных фильтров КУ, эстакады перед маслохозяйством. В оперативное обслуживание машиниста компрессорных установок ЦОС на АКС-2 входят: компрессорные установки <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты><данные изъяты>; трубопроводы и арматура сжатого воздуха, включая трубопроводы и арматуру сжатого воздуха по эстакаде 2 очереди до наружной стены главного корпуса и объектов промплощадки.

Должностные инструкции машиниста компрессорных установок ЦОС Смоленской АЭС, утвержденные 18 июня 2014 г., 29 декабря 2016 г., 26 апреля 2019 г., содержат аналогичные положения.

Согласно инструкции по эксплуатации азотно-кислородной станции 2 очереди САЭС, утвержденной 15 мая 2018 г., ТО систем, находящихся в работе, следует проводить в следующем порядке:

- один раз в час сделать обход оборудования, осмотром убедиться в работоспособности; контролировать уровень масла в станине; проверить уровень масла в лубрикаторе подачу масла в точке смазки, герметичность обратных масляных клапанов <данные изъяты>;

- один раз в смену при необходимости долить масло в станину; долить масло в лубрикатор, проверить количество масла, подаваемого в каждую точку смазки, записать расход масла в ведомость КУ. При необходимости отрегулировать расход подачи масла; провести уборку от масла, загрязнений, убрать масло из фонарей <данные изъяты>, слить масло из фонаря <данные изъяты> (п.п.7.9, 7.10).

С данным документом ФИО2 ознакомлена 22 октября 2019 г.

Согласно регламента обхода оборудования и систем азотно-кислородной станции 2 очереди (АКС-2), утвержденной 15 января 2019 г., опасными факторами являются: вибрация, шум, высокая температура.

Из расчета стажа истца, произведенного пенсионным органом, следует, что в её трудовой деятельности отмечена только работа обычная (31 год 3 месяца 3 дня).

Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2 следует, что периоды её работы заявлены работодателем без указания особых условий труда.

Согласно карты аттестации рабочего места по условиям труда от (дата) должность машиниста компрессорных установок имеет общую оценку условий труда 3.1. Основанием для установления вредных условий труда явилось превышение предельно допустимого уровня шума на рабочем месте (класс условий труда по фактору Шум 3.1). По химическому фактору класс условий труда не определен. В карте отмечено, что основания для досрочного назначения трудовой пенсии по старости отсутствуют (п.6).

С данным документом ФИО2 ознакомлена 17 марта 2010 г.

Из карты специальной оценки условий труда машиниста компрессорных установок от (дата) следует, что итоговый класс условий труда - 3.1, при этом оценка условий труда по вредным факторам: по химическому - класс 2, по шуму - 3.1, по микроклимату, световой среде, тяжести труда - класс 2, по напряженности трудового процесса - класс 1.

В протоколе измерения и оценки химического фактора рабочего места машиниста компрессорных установок цеха обеспечивающих систем САЭС, отражено, что длительность воздействия масла минерального нефтяного класса опасности 3-10 %.

Согласно акта документальной проверки документов, представленных филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» САЭС об условиях и характере труда машиниста компрессорных установок цеха обеспечительных систем от (дата) у машиниста компрессорных установок цеха обеспечительных систем Смоленской АЭС отсутствует постоянная занятость в течение полного рабочего дня в условиях, предусмотренных действующим пенсионным законодательством в части досрочного пенсионного обеспечения.

Данная проверка проводилась группой оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области, совместно с должностными лицами филиала АО «Концерн Росэнергоатом».

В частности, в результате проверки установлено, что итоговая продолжительность работы составляет 735 минут, в том числе работа со смазочными материалами: пополнение запаса масла компрессорного <данные изъяты> - 10 минут; слив масла с <данные изъяты> в бак, снятие масляной пленки - 8 минут; долив масла в <данные изъяты> - 2 минуты; перекачка масла (в том числе, если выбит автомат масляного насоса) - 6 минут; доливка масла в лубрикатор <данные изъяты>, <данные изъяты> - 6 минут; доливка масла в лубрикатор <данные изъяты> - 3 минуты; доливка масла в лубрикатор <данные изъяты>, <данные изъяты> - 4 минуты, т.е. всего - 39 минут, что менее 10% от продолжительности смены (п.3.2.6).

Из сообщения филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция» (Смоленская АЭС) от (дата) следует, что должность машиниста компрессорных установок не включена в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии» САЭС.

Из справки филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция» (Смоленская АЭС) от (дата) следует, что согласно карты аттестации рабочего места по условиям труда от (дата) , должность машиниста компрессорных установок имеет общую оценку условий труда 3.1. Основанием для установления вредных условий труда стало превышение предельно допустимых уровней шума на рабочем месте (класс условий труда по фактору Шум 3.1). Согласно карте специальной оценки условий труда рабочего места от (дата) должность машиниста компрессорных установок имеет итоговый класс условий труда 3.1. Основанием для установления вредных условий труда стало превышение предельно допустимых уровней шума на рабочем месте (класс условий труда по фактору Шум 3.1). Превышения предельно допустимых концентраций по химическому фактору не установлено (класс условий труда по химическому фактору 2). Машинист компрессорных установок ЦОС в процессе исполнения трудовых обязанностей взаимодействует с вредными веществами 3 класса опасности - масла минеральные нефтяные. В соответствии с протоколом измерения и оценки химического фактора (приложение к карте ) продолжительность воздействия химического фактора на работника в течение рабочей смены составляет 10%.

Письмом от (дата) истцу со стороны филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция» (Смоленская АЭС) даны разъяснения по вопросу исключения должности машиниста компрессорных установок из «Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии» Смоленской АЭС. Работодателем разъяснено, что Перечень утверждается в установленном порядке с 1992 г. Начиная с 1992 г. должность машиниста компрессорных установок ЦОС в Перечнях отсутствует. В Перечень профессия машинист компрессорных установок по подразделению ЦОС не включалась по следующим причинам: Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 в разделе XXXIII «Общие профессии» предусмотрена профессия «машинист компрессорных установок при работе с вредными веществами не ниже 3 класса опасности» (позиция 23200000-13775). Компрессорные установки, обслуживаемые машинистами компрессорных установок ЦОС, предназначены для получения азота, кислорода и сжатого воздуха, которые не относятся к вредным веществам 3 и выше класса опасности. Машинист компрессорных установок ЦОС в процессе исполнения трудовых обязанностей взаимодействует с маслами минеральными нефтяными, имеющими в своем составе вредные вещества, относящиеся к веществам 3 класса опасности. По результатам аттестации рабочего места, проводимой в 2009 г., сделан вывод, что основание для досрочного назначения трудовой пенсии по старости отсутствует (п.6 сроки 040 карты аттестации рабочего места по условиям труда (дата) г.).

В силу требований статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Частями 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В силу статьи 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункта 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 частью 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 НК РФ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 частью 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В ходе рассмотрения данного дела для проверки доводов сторон была проведена судебная экспертиза условий труда истца в спорные периоды.

Заключением экспертизы от (дата) Департамента Смоленской области по социальному развитию установлено, что характер выполняемой ФИО2 работы в период с 10 сентября 2007 г. по 26 декабря 2019 г. по профессии машиниста компрессорных установок оперативного персонала обеспечивающих систем цеха обеспечительных систем Смоленской атомной станции соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», так как при определении стажа лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Характер выполняемой ФИО2 работы в период с 10 сентября 2007 г. по 26 декабря 2019 г. по профессии машиниста компрессорных установок оперативного персонала обеспечивающих системы цеха обеспечительных систем Смоленской атомной станции соответствует характеру выполняемой работы по профессии машинисты компрессорных установок при работе с вредными веществами не ниже 3 класса опасности, предусмотренной позицией 23200000-13775 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г. Характер выполняемой ФИО2 работы в период с 10 сентября 2007 г. по 26 декабря 2019 г. по профессии машиниста компрессорных установок оперативного персонала обеспечивающих системы цеха обеспечительных систем Смоленской атомной станции не соответствует характеру выполняемой работы, предусмотренной пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, во взаимосвязи с требованиями части 2 пункта 5 разъяснений, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об оставлении исковых требований ФИО5 без удовлетворения, поскольку в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт выполнения истцом в течение полного рабочего дня (то есть не менее 80 % рабочего времени) работы в качестве машиниста компрессорных установок при работе с вредными веществами не ниже 3 класса опасности.

Довод жалобы о занятости с вредными веществами не ниже 3 класса опасности в течение более 80 % рабочего времени основан на неверном применении норм материального права, не соответствует материалам дела.

Из перечисленных в Инструкции веществ, с которыми работала истец, следует, что данные вещества относятся к 4-му классу опасности, тогда как истец претендует на досрочную трудовую пенсию по старости согласно разделу XXXIII, код , в соответствии с которым предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение имеют машинисты компрессорных установок при работе с вредными веществами не ниже 3-го класса опасности.

Доводы жалобы, что истец получает доплату за вредные условия труда, ей предоставлялся дополнительный отпуск и молоко не имеют правового значения, поскольку вредным фактором, с которым связаны данные гарантии, является уровень шума на рабочем месте истца.

Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда от (дата) г. должность машиниста компрессорных установок имеет общую оценку условий труда 3.1. Основанием для установления вредных условий труда явилось превышение предельно допустимого уровня шума на рабочем месте.

Кроме того, указанное обстоятельство не имеет правового значения для определения права на досрочное пенсионное обеспечение.

По смыслу ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870, действовавшего до 11 августа 2014 г., компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливались независимо от занятости работника на этих работах полный рабочий день. С 1 января 2014 г. данные правоотношения регулируются Трудовым кодексом РФ.

При этом факт периодического применения масел, имеющих в своем составе вредные вещества не ниже 3 класса опасности, использующихся для смазки компрессорных установок, не может служить основанием для досрочного пенсионного обеспечения машиниста компрессорных установок цеха обеспечения систем АКС-2.

Актом документальной проверки от (дата) установлено, что компрессорные установки АКС-2 предназначены и используются для получения сжатого воздуха, кислорода (жидкого, газообразного), азота (жидкого, газообразного), которые не относятся к веществам 1-3 класса опасности. В соответствии с ГОСТ 12.1.007-076 азот газообразный и кислород газообразный отнесены к малоопасным по воздействию на организм веществам (4 класс опасности), в связи с чем правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 машинисты компрессорных установок цеха обеспечения систем АКС-2 пользоваться не могут.

Кроме того, в протоколе измерения и оценки химического фактора рабочего места машиниста компрессорных установок цеха обеспечивающих систем САЭС отражено, что длительность воздействия масла минерального нефтяного 3 класса опасности - 3-10 %.

Доводы жалобы о назначении ФИО2 досрочной трудовой пенсию с 4 апреля 2018 г. являются несостоятельным в силу следующего.

Истец с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в Управление ПФР обратилась только 10 октября 2019 г.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Судебная коллегия не согласилась с ходатайством истца о проведении дополнительной экспертизы с выездом эксперта на предприятие для проведения необходимых замеров наличия веществ не ниже 3 класса опасности в рабочей зоне и времени контактирования с данными веществами, учитывая наличие данных веществ в воздухе рабочей зоны.

В соответствии со ст. 87 ГПК РФ дополнительная экспертиза назначается в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта, что в данном случае не усматривается, заключение отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, содержит описание проведенного исследования, сделанные в результате него выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Также в заключении отражена оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что эксперт сослался на винтовые компрессоры, которые есть на АКС-1, ошибочны, не влияют на обоснованность судебного постановления, так как эксперт учитывал обслуживание истцом компрессорных установок <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.л.129,т.2), отметив и особенность «маслозаполненных» винтовых компрессоров. При этом замеры вредных факторов производились с учетом работы всех вышеназванных установок.

Кроме того, Список №2 не различает тип компрессорной установки, которые бывают разных видов (поршневые, винтовые маслозаполненные и сухие (безмасляные), центробежные). Основное условие – это работа с вредными веществами не ниже 3 класса опасности, причем с учетом занятости в течение более 80 % рабочего времени (Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 (ред. от 01.10.1999) "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 N 1181).

Суждения апелляционной жалобы о том, что не обращено внимания на основополагающие моменты при рассмотрении данного дела, в частности, что Акт документальной проверки от (дата) , проведённой специалистом группы оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления ПФР в Рославльском районе Смоленской области, составлен ответчиком, по сведениям, полученным от работодателя, и не подтверждён фактами, не соответствует материалам дела.

При этом никаких препятствий, чтобы ознакомиться с материалами дела, в том числе актом, у истца не имелось, данные права разъяснены судом.

Приведение обстоятельств, касающихся гарантий и компенсаций, отраженных в карте аттестации рабочего места (<данные изъяты> не имеет значения, так как вредность истцу установлена по другим факторам, на что указано в решении суда.

Ссылка на карту СОУТ МКУ ЦОС (л.д.27-28, т.1), что в строке 040 п. № 6 «Право на досрочное назначение трудовой пенсии» значится «да» - до проведения СОУТ и «да» - после проведения СОУТ и что работодатель и члены комиссии данную карту СОУТ подписали, работодатель карту утвердил и не оспаривал, ошибочна, так как в данной строке указано специальное основание – при работе с вредными веществами не ниже 3 класса при названных выше условиях (не менее 80% рабочего времени), что истцом не учитывается.

Доводы о том, что в протоколе специальной оценки условий труда (СОУТ) измерения и оценки химического фактора в строке № 6 (Место измерения) значится: АКС-2 помещение 107, т.е. «Маслохозяйство», а основным рабочим местом МКУ АКС-2 является помещение 115 АКС-2, т.е. «Машзал», где расположено практически всё оборудование, обслуживаемое машинистом компрессорных установок, и что фактически химический фактор на рабочем месте МКУ АКС-2 ЦОС не измерялся, ошибочны, так как основным рабочим местом в соответствии с Должностной инструкцией ИД-012-ЦОС является на КСН-1 – помещение операторской (№103), на КСН-2 – помещение операторской (№105), для АКС-2 – помещение операторской (№110). Измерение и проводилось в месте наибольшего нахождения данных масел.

При этом общий порядок ведения дежурства (смены) включает обязанность осуществлять эксплуатацию закрепленного оборудования в полном соответствии с требованиями регламентов и инструкций, осуществлять периодические (2 раза в смену) обходы и осмотры оборудования с целью выявления и устранения дефектов, выполнять графики и режимы оборудования, готовить места для проведения ремонтных работ на закрепленном оборудовании, осуществлять приемку оборудования из ремонта, поддерживать в чистоте рабочее место, закрепленное оборудование, территорию, выполнять оперативные переключения, вести телефонные переговоры и техническую документацию в соответствии с требованиями соответствующих инструкций, отвечать за сохранность документации, инструментов, приспособлений, приборов, аппаратуры, телефонной связи, защитных средств, запасных частей и материалов, закрепленных за рабочим местом.

То есть функции истца в ходе дежурства большую часть времени смены не связаны с работой с маслом.

При этом ссылка на то, что в силу положений должностной инструкции истец должна с ней знакомиться независимо от согласия с ней, не имеет правового значения для дела.

Доводы жалобы, касающиеся места работы истца, того, что на основании результатов СОУТ (дата) года работодателем написана Инструкция ТБ-129-ЦОС по охране труда для машиниста компрессорных установок цеха обеспечивающих систем, что об этом говорится в протоколах «измерений и оценки уровней шума», «измерения и оценки параметров микроклимата», «измерения и оценки показателей световой среды на рабочих местах», что процентное соотношение следующее: помещение 107 - 10%; помещение 110 - 40%; помещение 115 - 50%, никак не подтверждают утверждение истца о работе 80% времени с маслами.

Тот факт, что машинист компрессорных установок (МКУ) должен в течение смены осуществлять эксплуатацию закрепленного оборудования в полном соответствии с требованиями регламентов и инструкций, ссылка на инструкции по эксплуатации и регламенты обхода также не подтверждают обоснованность иска. Суждения в жалобе истца о том, что надо понимать глубинное содержание данных технических документов, ошибочно, так как документы толкуются в соответствии с их содержанием.

При этом то обстоятельство, что эксперт не отразил данные моменты в заключении, не препятствует суду оценить доказательства в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ.

По приведенным выше мотивам судебная коллегия не может принять в качестве основания к отмене решения суда доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца.

Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона, не соответствуют установленным судом обстоятельствам.

Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и правильно применил нормы материального и процессуального права, исходя из предмета и основания заявленного иска.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Рославльского городского суда Смоленской области от 22 мая 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи