УИД: 58RS0022-01-2020-000980-39 1 инстанция №2-198/2021
Судья Полякова Е.Ю. №33-2120/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Бурдюговского О.В.
и судей Гошуляк Т.В., Мягковой С.Н.
при ведении протокола секретарем Кондратьевой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мягковой С.Н. дело по апелляционной жалобе Земскова Р.А. на решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 28.04.2021, которым постановлено:
«Исковые требования УФСИН России по Пензенской области удовлетворить.
Взыскать с Земскова Р.А. в пользу УФСИН России по Пензенской области в счет компенсации расходов за обучение 65393,38 рублей для последующего перечисления в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Взыскать с Земскова Р.А. государственную пошлину в доход государства в размере 2161,80 рублей, перечислив ее в бюджет Мокшанского района Пензенской области».
Заслушав доклад судьи Мягковой С.Н., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области (далее также - УФСИН России по Пензенской области) обратилось в суд с иском к Земскову Р.А. о возмещении расходов на обучение в размере 65393,38 рублей.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Земсков Р.А. с 01.09.2010 по 22.07.2015 обучался в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» по направлению УФСИН России по Пензенской области с оплатой 405698,34 руб. за счет уголовно-исполнительной системы.
01.09.2010 на период обучения с Земсковым Р.А. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на 5 лет. Пунктом 2 данного контракта предусмотрен срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения.
25.08.2015 после окончания Учебного заведения Земсков Р.А. назначен на должность оперуполномоченного оперативного отдела федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области», с Земсковым Р.А. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на 5 лет в должности оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области.
07.02.2018 Земсков Р.А. назначен на должность старшего оперуполномоченного оперативного отдела федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области».
23.04.2018 Земсков Р.А. назначен на должность старшего оперуполномоченного отделения организации оперативно-розыскной деятельности оперативного отдела Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области.
06.02.2019 ответчик назначен на должность старшего оперуполномоченного оперативного отдела федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области».
В процессе прохождения службы, в октябре 2019 года Земсков Р.А. подал рапорт на увольнение из уголовно-исполнительной системы по пункту 2 части 2 статьи 84 (по инициативе сотрудника) ФЗ № 197 - ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Приказом УФСИН России по Пензенской области от 29.10.2019 № 377-лс с Земсковым Р.А. расторгнут контракт, он уволен со службы в уголовно-исполнительной системе 05.10.2019.
Поскольку ответчик нарушил обязательство о службе в течение 5 лет после получения высшего образования, истец просит взыскать с него расходы, связанные с обучением в размере 65393,38 руб.
Мокшанский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Земсков Р.А. подал апелляционную жалобу, указав, что в соответствии с п. 9.3 контракта от 01.09.2010 при досрочном расторжении контракта по инициативе сотрудника по п. «а» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ (что идентично п. 2 ч. 2 ст. 84 Федерального закона РФ от 19.07.2018 N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации»,) без уважительной причины до истечения срока, обусловленного контрактом, влечет за собой возмещение сотрудником расходов, затраченных на его обучение в размере 50% от суммы, исчисляемой пропорционально времени, не отработанного до указанного срока. Однако при расчете истцом это учтено не было, в связи с чем сумма иска должна составлять 32696,69 руб.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФСИН России по Пензенской области Ахмерова В.Р., действующая по доверенности, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Пензенской области Ахмерова В.Р., действующая по доверенности, просила решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 28.04.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции ответчик Земсков Р.А., представитель третьего лица Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ВЮИ ФСИН РОССИИ) в судебное заседание не явились, извещены.
Судебная коллегия с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Земсков Р.А. с 01.09.2010 по 22.07.2015 проходил обучение в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».
01.09.2010 между УФСИН России по Пензенской области и Земсковым Р.А. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе на период обучения в учебном заведении ФСИН России и в течение 5 лет службы в уголовно-исполнительной системе после его окончания (п.6.1 контракта).
25.08.2015 между УФСИН России по Пензенской области и Земсковым Р.А. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в должности оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области сроком на 5 лет.
07.02.2018 Земсков Р.А. назначен на должность старшего оперуполномоченного оперативного отдела федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области».
23.04.2018 Земсков Р.А. назначен на должность старшего оперуполномоченного отделения организации оперативно-розыскной деятельности оперативного отдела Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области.
06.02.2019 Земсков Р.А. назначен на должность старшего оперуполномоченного оперативного отдела федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области».
04.10.2019 ответчик подал рапорт об увольнении из уголовно-исполнительной системы и приказом УФСИН России по Пензенской области от 29.10.2019 № 377-лс Земсков Р.А. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 2 части 2 статьи 84 Закона N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по инициативе сотрудника) 05.11.2019.
Частью 3 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) было определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 08.10.1997 N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно - исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно - исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-I, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
19.07.2018 был принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", который вступил в силу с 01.08.2018.
Поскольку правоотношения, связанные с обучением Земскова Р.А. в образовательном учреждении ФСИН России, возникли до дня вступления названного закона в силу и в этом законе отсутствует указание на придание его нормам обратной силы, к спорным отношениям подлежат применению Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшее на момент заключения ответчиком контрактов о службе в уголовно-исполнительной системе от 01.09.2010 и от 25.08.2015, а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.06.2005 N 76.
Статьей 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации было предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Статьей 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации установлено, что контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.
Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.
Разделом 5 названной инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.
Согласно пункту 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.
Нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системы не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем к этим отношениям в силу части седьмой статьи 11 ТК РФ подлежат применению общие нормы трудового законодательства.
Статьей 249 ТК РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Вместе с тем нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в спорный период, состав расходов, затраченных на обучение сотрудника в высшем образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы ФСИН России, в случае невыполнения им условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе не определен. Конкретный перечень таких затрат нормами Трудового кодекса Российской Федерации не установлен.
Между тем, статья 11 ГПК РФ предусматривает, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) (часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Сходные отношения, связанные с возмещением сотрудником затрат на обучение в образовательном учреждении, урегулированы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) установлено, что в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающим в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника (пункт 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 76 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 20 или 22 части 2 либо пунктом 4, 5, 7 или 9 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, в период обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 1465 затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения: на оплату труда профессорско-преподавательского состава; на амортизацию учебного оборудования в период обучения; на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников; на коммунальные услуги; на услуги связи для целей образовательного процесса.
Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте "б" пункта 12 Правил от 28.12.2012 N 1465 с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; размера средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика затрат, возникших в связи с его обучением.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, которые оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Довод подателя апелляционной жалобы о неправильном расчете затрат на обучение и о необходимости исчисления суммы возмещения сотрудником расходов, затраченных на его обучение в размере 50% от суммы, исчисляемой пропорционально времени, не отработанного до истечения срока, обусловленного контрактом, как того требует п. 9.3 контракта от 01.09.2010, был предметом правовой оценки суда первой инстанции.
Как правильно установлено судом, срок действия данного контракта определен в 5 лет и истек 01.09.2015. Условия контракта от 25.08.2015 такого условия не содержали.
Расчет затрат на обучение соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1465, которым утверждены вышеуказанные Правила, расчет произведен с учетом количества лет, месяцев и дней службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания Земсковым Р.А. образовательного учреждения.
Ссылка в жалобе на практику по другим аналогичным делам, не может быть принята во внимание, поскольку судебная практика не является источником права в Российской Федерации, конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении дел других лиц, каждое дело разрешается с учетом обстоятельств в индивидуальном порядке.
Иные доводы жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения и не являются основанием к его отмене.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 28.04.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Земскова Р.А. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29.07.2021.
Председательствующий:
Судьи: