ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-198/2022 от 07.06.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Жупикова А.И. дело № 33-3987/2022(№2-198/2022)

22RS0069-01-2021-005191-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 июня 2022 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Сафроновой М.В.,

судей Параскун Т.И., Амана А.Я.,

при секретаре Коваль М.А.,

с участием прокурора Игнатьевой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Г.О.Э. на решение Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 февраля 2022 года

по гражданскому делу по иску Г.О.Э. к акционерному обществу «СОГАЗ» о взыскании страховой выплаты по инвалидности, неустойки за несвоевременную выплату страховой суммы,

Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Г.О.Э. обратился в суд с иском к акционерному обществу «СОГАЗ» (далее - АО «СОГАЗ», страховщик) о взыскании страховой выплаты по инвалидности, неустойки за несвоевременную выплату страховой суммы.

В обоснование исковых требований указал, что в период с 29.05.1998 по 30.04.2020 он проходил военную службу по контракту.

На основании заключения военно-врачебной комиссии от 23.07.2019 истец признан негодным к военной службе вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Приказом командира от 22.04.2020 истец исключен из списков личного состава воинской части по состоянию здоровья с 30.04.2020.

По заключению МСЭ от 12.07.2021 в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, с 08.07.2021 Г.О.Э. установлена инвалидность III группы.

28.07.2021 истец обратился в страховую компанию АО «СОГАЗ» за получением страховой выплаты в соответствии со ст.4 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» по факту установления застрахованному лицу инвалидности. Однако письмом от 12.08.2021 истцу отказано в страховой выплате по причине установления инвалидности по истечении одного года после увольнения с военной службы.

По мнению истца, отказ в страховой выплате является незаконным, так как страховой случай в рамках обязательного государственного страхования военнослужащих наступил.

Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика страховую выплату по инвалидности с учетом индексации в размере 713 573 руб., неустойку за нарушение сроков выплаты в размере 500 000 руб.

Решением Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21.02.2022, с учетом определения суда от 30.03.2022 об исправлении описки, в удовлетворении исковых требований Г.О.Э. отказано.

В апелляционной жалобе истец Г.О.Э. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.

В обоснование жалобы указано, что инвалидность установлена истцу за пределами годичного срока по вине медицинских учреждений, которыми нарушены сроки оказания медицинской помощи. Так срок направления истца на прием к терапевту составил 5 рабочих дней, к кардиологу - 15 рабочих дней, срок госпитализации в кардиоцентр составил 55 рабочих дней, итого сроки нарушены на 75 рабочих дней. Нарушение сроков оказания медицинской помощи является достаточным основанием для удовлетворения исковых требований истца.

Поскольку подготовке врачебного заключения, которое направляется в органы СМЭ для принятия решения об установлении инвалидности, предшествует медицинское обследование, сроки которого нарушены, постольку установление истцу инвалидности с пропуском годичного срока носит формальный характер и не может лишать истца социальных гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами.

Вопреки выводу суда, территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 гг., утвержденная Постановлением Правительства Алтайского края от 31.12.2019 № 545, подготовлена в условиях новой коронавирусной инфекции, в этой связи сроки оказания медицинской помощи определены с учетом данного обстоятельства.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика АО «СОГАЗ» просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г.Барнаула просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Г.О.Э., его представитель А.А.Г., участвующая путем использования систем видеоконференц-связи, на доводах жалобы настаивали, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Представитель ответчика АО «СОГАЗ» Ч.О.В., представитель третьего лица КГБУЗ «Краевая больница скорой медицинской помощи ***» П.Н.Ю. по доводам жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.

Помощник прокурора И.К.В. просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

Согласно п.4 ст.969 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные гл.48 Гражданского кодекса Российской Федерации «Страхование», применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, признанных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).

В силу п.1 ст.1 названного закона объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.

Одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования в соответствии с абз.5 ст.4 Федерального закона № 52-ФЗ является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона № 52-ФЗ договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - застрахованного лица (выгодоприобретателя).

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 29.05.1998 Г.О.Э. проходил военную службу по контракту в войсковой части 42838.

По заключению военно-врачебной комиссии от 03.07.2019 Г.О.Э. признан негодным к прохождению военной службы, что подтверждается свидетельством о болезни (л.д.37, 60).

В соответствии с приказом командира войсковой части от 22.04.2020 № 66-К истец уволен со службы и с 30.04.2020 исключен из списков личного состава воинской части по состоянию здоровья (л.д.36).

25.12.2019 между АО «СОГАЗ» и Министерством обороны Российской Федерации заключен Государственный контракт, предметом которого является страхование жизни и здоровья военнослужащих ВС РФ в 2020-2021 годах, сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2021 включительно.

По условиям контракта (пункт 5.1) страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы (л.д.42-54).

08.07.2021 заключением медико-социальной экспертизы ФКУ Главное Бюро МСЭ по Алтайскому краю Минтруда, Бюро МСЭ ***Г.О.Э. впервые установлена 3 группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы (л.д.6-7).

28.07.2021 истец обратился к страховщику с заявлением о выплате страхового возмещения, в связи с наступлением страхового случая.

Письмом АО «СОГАЗ» от 12.08.2021 в выплате страхового возмещения отказано, поскольку инвалидность установлена по истечении годичного срока после увольнения.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что страховой случай не наступил, так как инвалидность установлена истцу после истечения одного года с момента увольнения со службы; указанный годичный срок императивно определен законом и восстановлению или продлению не подлежит.

При этом суд исходил из того, что годичный срок пропущен не по вине медицинских учреждений, в которых истец проходил обследование, а в связи с поздним обращением истца за оказанием плановой медицинской помощи, который при должной заботливости имел возможность получить полис ОМС и начать обследование со 02.10.2020 (с момента покупки квартиры в г.Барнауле и регистрации по месту жительства). Направление истца на обследование и лечение в КГБУЗ «Алтайский краевой кардиологический диспансер» до передачи документов в органы СМЭ определено лечащим врачом по результатам исследований, является правомерным и связано с подтверждением или опровержением признаков обструкции ВОЛЖ. Кроме того, истец не сообщал руководству медицинских учреждений об ограниченности во времени для оформления направления на МСЭ.

С такими выводами суда суд апелляционной инстанции соглашается.

Проверяя доводы жалобы о нарушении сроков оказания медицинской помощи, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 8.9 раздела VIII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 30.12.2020 № 577 «Об утверждении Территориальной программы»

- сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;

- сроки проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;

- сроки проведения лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи, не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения исследований;

- сроки оказания специализированной медицинской помощи не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию. В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, и осуществляется информирование граждан в доступной форме.

Как усматривается из материалов гражданского дела, медицинской карты пациента и дела медико-социальной экспертизы, для прохождения обследования перед МСЭ 03.02.2021 истец обратился в КГБУЗ «Городская клиническая больница ***». В этот же день он прошел флюорографическое исследование.

04.02.2021, то есть в течение суток с момента обращения, Г.О.Э. прошел осмотр врача-терапевта.

После осмотра врача-терапевта 15.02.2021 истцу выданы направления на лабораторные исследования крови и мочи.

17.02.2021 проведено исследование ЭКГ.

По направлениям врача истец сдал анализы: мочи - 17.02.2021, крови - 25.02.2021.

Затем Г.О.Э. проходил обследование других врачей-специалистов: 20.02.2021 - осмотр хирурга, 04.03.2021 - обследование у кардиолога, в этот же день проведена эходоплерокардиография; 09.03.2021 - обследование у окулиста; 10.03.2021 - осмотр врача-психиатра; 16.03.2021 - обследование у невролога; 22.03.2021 - осмотр кардиолога, после чего выдано направление на консультацию кардиохирурга на 23.03.2021.

23.03.2021 по результатам осмотра кардиохирурга Г.О.Э. выдано направление на обследование в КГБУЗ «Алтайский краевой кардиологический диспансер» (л.д.38-39).

Согласно выписному эпикризу из истории болезни истец находился на лечении в кардиологическом отделении *** КГБУЗ «Алтайский краевой кардиологический диспансер» в период с 08.06.2021 по 16.06.2021. В ходе лечения проведены обследование сердца и лабораторные исследования (л.д.18-21).

При изложенных обстоятельствах, сроки ожидания приема врача-терапевта, проведения консультаций и обследований врачей-специалистов, проведения лабораторных исследований медицинскими учреждениями не нарушены.

Однако довод жалобы о нарушении срока ожидания оказания специализированной медицинской помощи (госпитализации в КГБУЗ «Алтайский краевой кардиологический диспансер») нашел свое подтверждение, поскольку направление выдано истцу 23.03.2021 на 08.06.2021, то есть с пропуском 14-дневного срока, предусмотренного территориальной программой.

Между тем, нарушение указанного срока само по себе не влечет отмены судебного решения по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 № 1697 утвержден «Временный порядок признания лица инвалидом», согласно которому медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ) граждан в целях установления группы инвалидности проводится федеральными государственными учреждениями МСЭ заочно (пункт 1 Порядка).

Медицинская организация в направлении на МСЭ, выданному гражданину впервые, указывает сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения МСЭ, отражающих состояние здоровья гражданина, степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, и проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В соответствии с п. 19(1), 19(2) постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» медицинские организации формируют направление на МСЭ в электронном виде, а при отсутствии технической возможности - на бумажном носителе. При этом направление должно содержать данные о результатах проведения полного объема медицинских обследований согласно перечню таких обследований. Оформленное направление в течение 3 рабочих дней со дня оформления передается медицинской организацией в бюро для проведения МСЭ.

В случае если направление, переданное медицинской организацией в бюро, на МСЭ не содержит данных о результатах проведения полного объема медицинских обследований, бюро в течение 3 рабочих дней со дня получения такого направления возвращает его с письменным обоснованием причин возврата для устранения выявленных недостатков.

Согласно Порядку заполнения формы № 088/у «Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организации», утвержденному приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации от 01.02.2021 № 27н/36н, форма заполняется врачами-членами врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь (пункт 1). Сформированная форма № 088/у в течение 3 рабочих дней направляется в бюро МСЭ.

При этом врачебная комиссия медицинской организации создается на основании приказа руководителя, состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии (заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты) (пункты 5, 8, 12 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 № 502н).

По итогам заседания врачебной комиссии принимается решение, которое оформляется в виде протокола (пункты 15, 16 названного порядка).

По смыслу приведенных норм, основанием для проведения МСЭ является направление медицинской организации, оформленное надлежащим образом в установленном законом порядке, по результатам всех медицинских обследований. При этом оформлению направления на МСЭ предшествует создание врачебной комиссии, заседание комиссии для принятия решения, заполнение формы № 088/у и его направление в бюро.

Кроме того, после получения направления на МСЭ, несмотря на проведение экспертизы заочно, принятие решения об установлении группы инвалидности врачами-специалистами осуществляется в рабочие дни по итогам заседания, о чем составляется протокол и акт, которые подписываются руководителем бюро.

Поскольку при соблюдении срока госпитализации в кардиологический диспансер истец прошел бы лечение и обследование в КГБУЗ «Алтайский краевой кардиологический диспансер» в апреле 2021 года (с 12.04.2021 до 21.04.2021), постольку оставшихся 7 рабочих дней для соблюдения всей процедуры подготовки и оформления направления на МСЭ, с учетом срока передачи оформленного направления в бюро, явно недостаточно до истечения годичного срока - 30.04.2021.

При изложенных обстоятельствах, районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии вины медицинских учреждений в установлении истцу инвалидности за переделами годичного срока после увольнения с военной службы, принимая во внимание дату обращения истца за оказанием медицинской помощи.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что причиной пропуска годичного срока явилось поведение самого истца, который, преследуя личные интересы по договоренности с бывшим собственником квартиры длительное время не регистрировался по месту жительства в г.Барнауле, несмотря на оформление права собственности на квартиру со 02.10.2020 (л.д.91-93), а также не оформлял полис ОМС, а после регистрации по месту жительства (с 13.01.2021, л.д.57-58) обратился в медицинскую организацию почти год спустя.

Довод жалобы о том, что причиной установления истцу инвалидности по истечении года явилось распространение новой коронавирусной инфекции, не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции, не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется.

В этой связи оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Г.О.Э. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 июня 2022 года.