ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-199/2021 от 16.03.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УИД 18RS0005-01-2020-002433-06

№ 33-962/2022 (апелляционная инстанция)

№ 2-199/2021 (первая инстанция, судья Шалагина Т. В.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2022 года город Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И. Л.,

судей Дубовцева Д. Н., Пашкиной О. А.,

с участием прокурора Савельевой А. О.,

при секретаре судебного заседания Шибановой С. С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26 августа 2021 года, которым

ФИО1 в удовлетворении заявленных к МВД по Удмуртской Республике требований о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И. Л., объяснения представителя истца ФИО1ФИО2, представителя ответчика Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике ФИО3, заключение прокурора, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – МВД по Удмуртской Республике) о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что между истцом и ответчиком 05 октября 2019 года был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Истец проходил службу в должности начальника отдела по регистрации автомототранспортных средств МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике.

Приказом от 21 июля 2020 года контракт был расторгнут, со службы в органах внутренних дел истец был уволен по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел).

Истец увольнение считает незаконным, проступок, порочащий честь сотрудника внутренних дел, он не совершал. Незаконных указаний своему подчиненному Л.А.Е. не давал.

Порядок расторжения трудового договора был нарушен. Средняя заработная плата за три последних месяца по последнему месту службы составила 36884 рублей.

С учетом уточнения исковых требований истец просил восстановить его на работе в должности начальника отдела по регистрации автомототранспортных средств межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Удмуртской Республике, взыскать с ответчика средний заработок из расчета 36884 рублей за время вынужденного прогула с 21 июля 2020 года по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.

В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представители поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика исковые требования не признала.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурором дано заключение о законности увольнения истца.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе истец просил отменить решение суда и вынести новое решение, которым удовлетворить его иск.

В доводах жалобы указано на то, что служебная проверка проведена с нарушением действующего законодательства.

Противоправное поведение истца не доказано материалами дела, факт дачи своему подчиненному незаконного приказа о внесении в акт осмотра автомобиля заведомо ложных сведений о двигателе материалами дела не подтвержден.

Ответчиком и прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу, где они просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания с помощью СМС-сообщения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истца.

Судебной коллегий с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, прокурора, приобщена к материал дела копия апелляционного определения судебной коллегий по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 06 октября 2021 года, которым решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 13 июля 2021 оставлено без изменения.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) – суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия находит решение суда законным.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 июля 2017 года № 572 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – Положение) (л. д. 225-229 т. 1). В соответствии с пунктом 2 Положения МВД по Удмуртской Республике является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне. МВД по Удмуртской Республике возглавляет министр внутренних дел по Удмуртской Республике (пункт 15 Положения).

Министр внутренних дел по Удмуртской Республике распределяет обязанности между своими заместителями; делегирует в установленном порядке часть предоставленных полномочий своим заместителям, руководителям (начальникам) структурных подразделений МВД по УР, а также руководителям (начальникам) подчиненных органов и организаций (подпункт 7 пункта 18 Положения), утверждает положения о структурных подразделениях МВД по Удмуртской Республике, о подчиненных органах и организациях (подпункт 8 пункта 18 Положения), осуществляет в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами МВД России прием на службу (работу) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудником, государственных служащих и работников МВД по Удмуртской Республике, применяет в установленном порядке в отношении их меры поощрения и дисциплинарные взыскания (подпункт 24 пункта 18 Положения).

Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2018 года № 500 на должность Министра внутренних дел по Удмуртской Республике назначен ФИО4 (л. д. 230 т. 1).

05 октября 2019 года между МВД по Удмуртской Республике и ФИО1 заключен контракт на прохождение службы в органах внутренних дел Российской Федерации (л. д. 72 т. 1) (далее – контракт), в соответствии с которым гражданин (сотрудник) берет на себя обязательства, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике обязуется обеспечить гражданину (сотруднику) прохождение службы в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (пункт 1 контракта).

Гражданин (сотрудник) обязуется выполнять обязанности по должности начальника отделения по регистрации автомототранспортных средств межрайонного регистрационного экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Удмуртской Республике (пункт 2 контракта).

Сотрудник обязуется: выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству РФ, быть верным присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, быть честным и преданным порученному делу, добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с настоящим контрактом, должностным регламентом (должностной инструкцией) (пункт 4 контракта).

Согласно пункту 7 контракт заключен на неопределенный срок.

06 марта 2020 года начальником МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике утверждена должностная инструкция (должностной регламент) начальника отделения по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним межрайонного регистрационного экзаменационного отдела ГИБДД МВД по Удмуртской Республике капитана полиции ФИО1 (л. д. 216-217 т. 1).

В соответствии должностным регламентом ФИО1 подчиняется начальнику МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике и его заместителю; назначается и освобождается от занимаемой должности приказом Министра внутренних дел по Удмуртской Республике по представлению начальника МРЭО согласованного с начальником ГИБДД УМВД по Удмуртской Республике (пункты 3, 4); в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и Удмуртской Республики, законами и иными нормативными правовыми актам Российской Федерации, Федеральным законом «О полиции», нормативными правовыми актами МВД России, законами Удмуртской Республики по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности дорожного движения, изданными в пределах компетенции, правовыми актами МВД по Удмуртской Республике, контрактом о прохождении службы в указанной должности и др. (пункт 5); для выполнения возложенных обязанностей имеет право: давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания и поручения подчиненным сотрудникам (пункт 6), заслушивать подчиненных сотрудников по вопросам исполнения ими поставленных задач, исполнения должностных обязанностей (пункт 7); получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей (пункт 9); организует работу межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МВД по Удмуртской Республике в сфере организации работы по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств…, организует работу подчиненных сотрудников по данному виду деятельности (пункт 14); обеспечивает подбор, расстановку, обучение и проводит индивидуально-воспитательную работу с подчиненным личным составом, отвечает за правовую подготовку личного состава МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике (пункт 16); организует мероприятия по укреплению дисциплины и законности среди подчиненных сотрудников … (пункт 17); осуществляет контроль за соблюдением и исполнением сотрудниками МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике положений Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств, соответствием принимаемых решений в совершении регистрационных действий (либо об отказе в их совершении) требованиям законодательства РФ, порядком и сроками проведения административных процедур, правильностью оформления выдаваемых регистрационным подразделением документов, достоверностью и актуальностью информации, включаемой в специализированные базы данных (пункт 24); принимает меры по укреплению служебной дисциплины и законности, профилактике правонарушений, решительно пресекает факты сокрытия преступлений, происшествий и дисциплинарных проступков, дает им принципиальную оценку (пункт 44); организует и контролирует проверку лиц, транспортных средств и представленных документов по оперативно-справочным, розыскным, криминалистическим и иным учетам, соблюдение срока и порядка проверки, проставления в заявлении отметок о результатах проверки (пункт 28); с целью выявления транспортных средств с измененной заводской маркировкой организует работу по осмотру транспорта перед проведением регистрационных действий (пункт 29); несет персональную ответственность за полноту, качество и своевременность предоставляемых государственных услуг, соблюдение сроков и порядка приема представленных документов, полноту и качеству проверки их на подлинность, за полноту и правильность оформления документов (пункт 66); несет персональную ответственность за принятые им решения в совершении регистрационных действий (пункт 67).

С указанным должностным регламентом ФИО1 ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись.

18 мая 2020 года начальником ОРЧ СБ МВД по Удмуртской Республике Р.Г.Е. на имя министра внутренних дел МВД по Удмуртской Республике составлен рапорт об обнаружении признаков преступления.

Из рапорта следует, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что 28 апреля 2020 года в период с 11:00 часов до 12:15 часов начальник отделения по регистрации АМТС МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике капитан полиции ФИО1, находясь в помещении МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике, дал незаконное указание старшему государственному инспектору БДД отделения регистрации МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике капитану полиции Л.А.Е. о внесении в официальный документ (акт осмотра транспортного средства) заведомо ложных сведений, а именно о сокрытии факта замены двигателя автомобиля марки , года выпуска, в кузове белого цвета государственный регистрационный знак .

В указанный период времени капитан полиции Л.А.Е., действуя по незаконному указанию капитана полиции ФИО1, внес в акт осмотра вышеуказанного транспортного средства номер двигателя , в то время как в действительности на автомобиле был установлен иной двигатель.

В последующем на основании составленного капитаном полиции Л.А.Е. акта осмотра транспортного средства данный автомобиль был зарегистрирован на Л.А.Г. и ему выданы ПТС, СТС, присвоен государственный регистрационный знак (л. д. 153 т. 1).

20 мая 2020 года за зарегистрирована телеграмма начальника смены ДЧ МВД по Удмуртской Республике в ЦОР ОУ МВД России о направлении в СО по району СУ СК России по Удмуртской Республике материала проверки ОРЧ СБ МВД по Удмуртской Республике по факту противоправных действий сотрудников УГИБДД МВД по Удмуртской Республике ФИО1 и Л.А.Е. (КУСП от 18 мая 2020 года). На указанной телеграмме поставлена виза: «Г.Е.Р.П.В.В. Прошу провести служебную проверку. 19.05.2020» (л. д. 151 т. 1).

Отдельным документом 20 мая 2020 года Р.Г.Е. поручил Д.Т.А. обеспечить проведение служебной проверки в срок до 17 июня 2020 года. Д.Т.А. 25 мая 2020 года поручил исполнение указания начальника ОРЧ СБ МВД по Удмуртской Республике А.С.А. (л. д. 38 т. 1).

Постановлением врио министра внутренних дел по Удмуртской Республике от 29 мая 2020 года постановлено предоставить в следственный отдел по району г. Ижевска СУ СК России по Удмуртской Республике результаты оперативно-розыскных мероприятий «прослушивание телефонных переговоров» в отношении начальника отделения по регистрации АМТС МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике ФИО1 (л. д. 52-53 т. 1). Сопроводительным письмом от 29 мая 2020 года исх. сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности направлены руководителю следственного отдела по району г. Ижевска следственного управления следственного комитета России по Удмуртской Республике (л. д. 54-55 т. 1).

Врио начальника ОРЧ СБ МВД по Удмуртской Республике О.С.И. на имя министра внутренних дел по Удмуртской Республике составлен рапорт о продлении срока проведения служебной проверки на 30 дней. Рапорт завизирован 16 июня 2020 года (л. д. 151 оборот т. 1).

Материалы служебной проверки содержатся следующие документы.

В заявлении Л.А.Г. от 28 апреля 2020 года в МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике о регистрации транспортного средства сведения о замене двигателя отсутствуют, двигатель , выданы ПТС, СТС и государственный регистрационный знак (л. д. 199 т. 1).

19 мая 2020 года Л.А.Е. на имя министра внутренних дел по Удмуртской Республике дано объяснение, согласно которому 28 апреля 2020 года на площадку осмотра приехал автомобиль . В ходе проведения осмотра было выявлено, что на автомобиле установлен двигатель не соответствующей модели, о чем он сделал соответствующие отметки в бланке-заявлении. Затем его вызвал ФИО1 и пояснил, что ему позвонили с МВД, попросили помочь в этой ситуации. После чего дали новый бланк заявления, где не стал указывать замену двигателя (л. д. 45 т. 1).

При допросе в качестве подозреваемого 18 мая 2020 года Л.А.Е. пояснил, что в его должностные обязанности в числе прочего входит осмотр транспортных средств. Непосредственный начальник – ФИО1 – начальник регистрационного отделения автомототранспортных средств. 28 апреля 2020 года в ходе осмотра транспортного средства , заявитель Л., выявил, что модель двигателя не соответствовала сведениям, указанным в ПТС. В заявлении в графе «замечания» указал, что двигатель заменен. В тот же день вызвал ФИО5 и дал устное указание не указывать в осмотре модель двигателя, который был фактически установлен в автомобиле, то есть, чтобы внес сведения, которые указаны в паспорте автомобиля. Внес ложные сведения, чтобы автомобиль можно было зарегистрировать (л. д. 161-164 т. 1).

Из представленной в деле должностной инструкции старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения по регистрации автомототранспортных средств межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МВД по Удмуртской Республике капитана полиции Л.А.Е. (л. д. 100-102 т. 1) следует отнесение к его должностным обязанностям осмотра транспортных средств, его идентификации и проверки отсутствия признаков изменения, сокрытия, уничтожения идентификационного номера транспортного средства или основного компонента транспортного средства (пункт 15), проверку изменения конструкции представленным документам (пункт 16).

Согласно протоколу допроса обвиняемого ФИО1 от 21 мая 2020 года, о том, что в транспортном средстве двигатель был другой, сказала как Д., так и инспектор Л., которым 28 апреля 2020 года был произведен осмотр двигателя. При этом Л. внес в акт осмотра транспортного средства родственника Д. запись о несоответствии двигателя транспортного средства. Желая помочь Д.Т.В., сказал Л.А.Е. не вносить в бланк осмотра расхождения по двигателю и дал ему новое заявление, заполненное Л.. В дальнейшем Л. подписал заявление на регистрацию, по указанию (ФИО5) не внес в него сведения о несоответствии двигателя (л. д. 169-171 т. 1). Аналогичные показания ФИО1 были даны при допросе в качестве подозреваемого 09 мая 2020 года (л. д. 130-133 т. 1).

Согласно объяснению ФИО1 оперуполномоченному по ОВД ОРЧ СБ МВД по Удмуртской Республике А.С.А. 19 июня 2020 года, в конце апреля 2020 года в дневное время на мобильный телефон позвонила Д.Т.В., которая курирует ГИБДД МВД по Удмуртской Республике по кадровой линии, пояснила, что подошел ее родственник, которому необходимо зарегистрировать автомобиль. Поинтересовавшись фамилией родственника, отправил его на смотровую площадку МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике к старшему государственному инспектору БДД отделения регистрации АМТС МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике Л.А.Е. В последующем Л.А.Е. произвел осмотр транспортного средства, принадлежащего родственнику Д.Т.В. В дальнейшем на основании составленного капитаном Л.А.Е. осмотра транспортного средства и проведения административных процедур данный автомобиль был зарегистрирован на имя заявителя. О том, что на данном автомобиле установлен двигатель другой модели Л. А. Е. не сообщал, сам (ФИО5) автомобиль не осматривал, какой двигатель был установлен на момент регистрации у автомобиля, не знает. Никаких незаконных поручений, указаний Л.А.Е. не давал (л. д. 40 т. 1).

Согласно протоколу допроса свидетеля Д.Т.В. от 18 мая 2020 года следователем СО по району СУ СК, 22 апреля 2020 года обратилась к начальнику отделения по регистрации автомототранспортных средств ФИО1 для регистрации автомобиля племянника. 28 апреля 2020 года позвонил племянник, сказал, что на машине установлен другой двигатель. Позвонила ФИО1 и спросила, имеются ли с осмотром машины племянника (Л.) проблемы, можно ли что-то сделать. Он сказал, что все решаемо, необходимо напомнить фамилию. Сообщила фамилию племянника, услышала, как он крикнул фамилию, сбросили вызов. Около 12 часов позвонил племянник и сообщил, что машину зарегистрировали и поставили на учет (л. д. 203-205 т. 1).

Из рассекреченных постановлением от 19 мая 2020 года результатов ОРМ следует известность ФИО1 установки на транспортном средстве, представленном Л. (родственником Д.) для регистрационных действий, двигателя иной модели и постановки указанного транспортного средства на регистрационный учет (л. <...> т. 1).

Утвержденным министром внутренних дел по Удмуртской Республике 17 июля 2020 года заключением служебной проверки от 15 июля 2020 года, составленным о/у по ОВД ОРЧ СБ МВД по Удмуртской Республике А.С.А.., за нарушения пунктов 1 и 12 части 1 статьи 12, пунктов 2, 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», пункта 4 статьи 7, пункта 4 части 1 статьи 12, пункта 21 части 1 статьи 13, пунктов 1, 2, 12 статьи 27 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», статей 15, 16 Дисциплинарного устава и пунктов 24, 44 должностной инструкции, выразившиеся в даче 28 апреля 2020 года незаконного указания бывшему государственному инспектору БДД отделения регистрации МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике капитану полиции в отставке Л.А.Е., повлекшего за собой 28 апреля 2020 года регистрацию транспортного средства г.р.з. с установленным двигателем, модель и номер которого не соответствуют сведениям, указанным в паспорте транспортного средства , начальника отделения регистрации МВД ГИБДД МВД по Удмуртской Республике капитана полиции ФИО1 уволить со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). По результатам проверки установлено, что 28 апреля 2020 года начальник отделения регистрации АМТС МРЭО УГИБДД МВД по Удмуртской Республике капитан полиции ФИО1, достоверно зная об имеющемся несоответствии сведений о двигателе () в паспорте транспортного средства с двигателем, фактически установленным на транспортном средстве, дал указание своему подчиненному – ст.государственному инспектору БДД отделения регистрации АМТС МРЭО УГИБДД МВД по Удмуртской Республике капитану полиции Л.А.Е. о невнесении в акт осмотра автомобиля марки г.р.з. сведений об имеющемся несоответствии номера двигателя. В акт осмотра был внесен номер старого двигателя (), в то время, как в действительности на указанном автомобиле в момент его осмотра был установлен двигатель с другим идентификационным номером. В ходе проверки установлено, что по факту данного ФИО6 указания о внесении в акт осмотра автомобиля г.р.з. заведомо ложных сведений о двигателе с целью беспрепятственной регистрации указанного автомобиля. В соответствии со сведениями, указанными в паспорте транспортного средства , на транспортном средстве г.р.з. установлен двигатель . Согласно справке эксперта ЭКЦ МВД по Удмуртской Республике от 21 мая 2020 года на указанном автомобиле установлен двигатель . При даче заключения учтены объяснения ФИО1, Л.А.Е., показания, данные Д.Т.В. в рамках уголовного дела, сведения, полученные в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий, оформленные справкой результата проведения оперативно-технических мероприятий и постановлением от 29 мая 2020 года , составленный Л. акт осмотра транспортного средства и справка эксперта. Объяснения заместителя начальника МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике П.Д.В. и начальника МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике Х.Р.А. сведений относительно акта осмотра транспортного средства, действий Л. и ФИО5 не содержат (л. д. 64-70 т. 1).

Из листа беседы следует, что 21 июля 2020 года ФИО1 разъяснен порядок и последствия увольнения, определенный приказом от 01 февраля 2018 года , обязанность сдать оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение, служебное удостоверение и жетон с личным номером – в кадровое подразделение, а все числящиеся носители сведений, составляющих государственную тайну – в структурное подразделение по защите государственной тайны, доведены положения Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, касающиеся пособия и денежных выплат в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел (л. д. 78-79 т. 1). О проведении беседы свидетельствует проставленная на нем подпись ФИО1 и дата – 21 июля 2020 года (л. д. 77-78 т. 1).

21 июля 2020 года ФИО1 ознакомлен с представлением к увольнению со службы в органах внутренних дел РФ, что свидетельствует из составленной им 21 июля 2020 года подписи в соответствующем разделе (л. д. 79-80 т. 1).

Приказом МВД по Удмуртской Республике от 21 июля 2020 года л/с контракт с ФИО1 расторгнут.

ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) (л. <...> т. 1). ФИО1 на копии приказа составлена запись: «Ознакомлен, с основанием не согласен. 21.07.2020» и поставлена подпись.

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 1 статьи 2) (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ).

По смыслу части 1 статьи 3 указанного Федерального закона регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию, в числе прочего, возложена обязанность осуществлять выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению, выявлять лиц, имеющих намерение совершать преступление и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу.

Пунктом 21 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» для выполнения возложенных обязанностей, предоставлено право запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших обязательного технического осмотра, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах.

Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 стать 12 Федерального закона № 342-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 342-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнения в объективности и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 13 Федерального закона № 342-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

В соответствии с часть 3 статьи 15 Федерального закона № 342-ФЗ за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49-51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

В силу статьи 47 Федерального закона № 342-ФЗ служебная дисциплина – соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона. Права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Из пункта 1 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377, следует, что устав обязателен для исполнения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 устава под служебной дисциплиной в органах внутренних дел понимается соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, настоящим Уставом, контрактом, а также приказами и распоряжениями Министра внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных сотруднику прав. При этом служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается среди прочего а) личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей; б) соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей; в) неукоснительным исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам; ж) ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных (пункт 4 устава). Сотрудник обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав (подпункт «а» пункта 5 устава).

Согласно статье 49 Федерального закона № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно статьей 50 Федерального закона № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

В соответствии со статьей 80 Федерального закона № 342-ФЗ служба в органах внутренних дел прекращается в случае: 1) увольнения сотрудника органов внутренних дел; 2) гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел, признания сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления его умершим.

В силу части 1 статьи 81 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением или расторжением контракта.

Нормой статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ установлены основания прекращения или расторжения контракта.

В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий регламентирован статьей 51 Федерального закона № 342-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона № 342-ФЗ дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 6 ст. 51 ФЗ № 342-ФЗ).

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (часть 8 статьи 51).

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (часть 9 статьи 51 Федерального закона № 342-ФЗ).

Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания (часть 11 статьи 51 Федерального закона № 342-ФЗ).

Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами (часть 12 статьи 51 Федерального закона № 342-ФЗ).

В соответствии со статьей 52 Федерального закона № 342-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

Суд первой инстанции, исследовав представленные ответчиком доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными заключения судебной проверки и изданного на ее основании приказа об увольнении сотрудника.

Суд первой инстанции нашел доказанным совершение проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел.

Порочащий проступок выразился в том, что 28 апреля 2020 года начальник отделения регистрации АМТС МРЭО УГИБДД МВД по Удмуртской Республике капитан полиции ФИО1, достоверно зная об имеющемся несоответствии сведений о двигателе () в паспорте транспортного средства с двигателем, фактически установленным на транспортном средстве, дал указание своему подчиненному – старшему государственному инспектору БДД отделения регистрации АМТС МРЭО УГИБДД МВД по Удмуртской Республике капитану полиции Л.А.Е. о невнесении в акт осмотра автомобиля марки г.р.з. сведений об имеющемся несоответствии номера двигателя. В акт осмотра был внесен номер старого двигателя (), в то время, как в действительности на указанном автомобиле в момент его осмотра был установлен двигатель с другим идентификационным номером.

В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Апелляционным определением судебной коллегий по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 06 октября 2021 года решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 13 июля 2021 оставлено без изменения.

Указанным решением районного суда от 13 июля 2021 года оставлено без удовлетворения исковое заявление ФИО1 к МВД по Удмуртской Республике об оспаривании заключения служебной проверки от 15 июля 2020 года, утвержденной министром внутренних дел по Удмуртской Республике 17 июля 2020 года.

Судами признано законным заключение служебной проверки, которым установлен факт совершения порочащего проступка и соблюдения порядка установления этого проступка и наличие оснований для увольнения сотрудника полиции по подпункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, факт совершения порочащего проступка и соблюдения порядка увольнения сотрудника являются преюдициальными для разрешения настоящего спора и не подлежат вновь доказыванию.

С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о недоказанности наличия оснований для увольнения и несоблюдении порядка увольнения сотрудника полиции являются ошибочными.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 марта 2022 года.

Председательствующий И. Л. Копотев

Судьи Д. Н. Дубовцев

О. А. Пашкина