Судья Дубовицкая Л.В. Дело № 33-2807/2020
(№2-19/2020)
УИД 22RS0023-01-2019-000607-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Смолиной О.А.,
судей Бредихиной С.Г., Рудь Е.П.,
при секретаре Тенгерековой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца администрации Калманского района Алтайского края на решение Калманского районного суда Алтайского края от 30 января 2020 года
по иску администрации Калманского района Алтайского края к ФИО1 о признании недействительными договора аренды земельного участка, постановления.
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г., судебная коллегия
установила:
Администрация Калманского района Алтайского края обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании недействительными договора аренды земельного участка от 12.12.2011, постановления администрации Калманского района Алтайского края от 12.12.2011 №932 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1».
Требования мотивированы тем, что на основании постановления администрации Калманского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1» ДД.ММ.ГГ между администрацией Калманского района Алтайского края и ФИО1 заключен договор ***сх аренды земельного участка с кадастровым номером *** из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 0,1442 га, расположенного примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования на срок с 12.12.2011 по 12.12.2060. Истец, полагает сделку недействительной (ничтожной), поскольку земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Калманка. Реки относятся к водоотокам, в силу ст.8 Водного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью. Согласно ст.24 Водного кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений. Полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, принятие решений о предоставлении водных объектов в пользование переданы Российской Федерацией органам государственной власти Российской Федерации (п.1 ч.1 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации). Органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.2 ст.3.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Арендованный земельный участок не является муниципальной собственностью в связи с нахождением на нем объекта федеральной собственности, не относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, при заключении договора аренды земельного участка администрация Калманского района вышла за пределы своих полномочий, поскольку Российская Федерация не наделяла органы местного самоуправления муниципального района полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего в себя земли водного фонда.
Решением Калманского районного суда Алтайского края от 30.01.2020 исковые требования администрации Калманского района Алтайского края оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация Калманского района Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на то, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. Из информации, отраженной на публичной карте, размещенной на официальном сайте Росреестра в сети «Интернет» следует, что земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Калманка. В силу ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации реки относятся к федеральной собственности. Арендованный земельный участок не является муниципальной собственностью и в связи с нахождением на нем объекта федеральной собственности не относится к земельным участкам, государственная собственность на который не разграничена. Следовательно, при заключении договора аренды администрация вышла за пределы своих полномочий, поскольку Российская Федерация не наделяла органы местного самоуправления муниципального района полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего в себя земли водного фонда. Доказательств, подтверждающих собственность Российской Федерации, наличие границ береговой полосы, дату установления границ береговой полосы, ее координатов не требуются, поскольку земельный участок является федеральной собственностью в силу закона. Кроме того срок исковой давности не пропущен, поскольку о нарушении права стало известно с момента проведения прокуратурой проверки, поэтому срок начал течь с 06.06.2019.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, выразили желание на рассмотрение настоящего дела без их участия. При таких обстоятельствах на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Исходя из ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2013) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Федеральным законом от 07.05.2013 №100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» в Гражданский кодекс Российской Федерации внесены изменения, статья 168 изложена в новой редакции, согласно которой за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ч. 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ч. 2).
Вместе с тем, новая редакция названной нормы, в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» к спорным правоотношениям неприменима.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 0,1442 га, расположенный примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилого дома по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет. Категория земли указана – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Постановлением администрации Калманского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 932 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1» предоставлен ФИО1 в аренду земельный участок с кадастровым номером *** из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 0,1442 га, расположенный примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилого дома по адресу <адрес>, сроком на 49 лет, для сельскохозяйственного использования.
ДД.ММ.ГГ между администрацией Калманского района Алтайского края (арендодателем) и ФИО1 (арендатором) заключен договор ***сх аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду указанный земельный участок на срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (п.п. 1.1, 2.1).
Размер арендной платы по договору определяется в соответствии с расчетом (Приложение являющееся неотъемлемой частью договора), которая вносится ежеквартально не позднее 23 числа последнего месяца квартала.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован ДД.ММ.ГГ в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в установленном порядке.
Согласно сообщению отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГ, река Калманка внесена в государственный водный реестр водных объектов за ***. Длинна реки Калманка составляет 76 км, в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № 74-ФЗ ширина водоохраной зоны реки Калманка составляет 200 м от среднемноголетнего уровня воды в период, когда она не покрыта льдом. Согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером *** находится в водоохранной зоне реки Калманка, не расположен на землях водного фонда.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку не представлено доказательств подтверждающих, что земельный участок, арендуемый истцом, находится в федеральной собственности и имеет пересечение с границей береговой полосы. Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске истцом срок исковой давности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Довод жалобы о том, что у истца отсутствовали полномочия на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, поскольку земельный участок не является муниципальной собственностью, признаются судебной коллегией несостоятельными.
В силу п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным фондом пронимается совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.
Водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Из ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации следует, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется для: моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.
Согласно правилу, закрепленному в частях 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В силу ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункты 1 и 2 статьи 102 Земельного кодекса).
Земли, расположенные за береговой линией и не занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, могут относиться к землям любой иной категории, кроме земель водного фонда.
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса предусмотрено, что территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами. На указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Таким образом, законодатель разделил правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами и земель, примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии.
Вместе с тем, в силу норм Водного кодекса (часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 4) водное законодательство регулирует водные отношения - правоотношения по использованию и охране водных объектов. Положения действующего водного законодательства не содержат каких-либо норм об отнесении земельных участков, находящихся в водоохранной зоне федеральных водных объектов, к собственности публично-правовых образований. Отнесение земельного участка к водоохранной зоне само по себе не означает, что у собственника водного объекта возникает право собственности на такой участок.
Отношения по использованию и охране земель регулируются не водным, а земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом в пункте 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен приоритет норм земельного законодательства как специального закона перед гражданским законодательством в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Критерии разграничения государственной собственности на землю определены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Нахождение земельного участка в границах водоохраной зоны (территорий со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) в качестве критерия разграничения публичной собственности в данной норме не названо.
Таким образом, нахождение земельного участка с кадастровыми номерами 22:16:030010:894 в водоохранной зоне федерального водного объекта реки Калманка само по себе не свидетельствует о принадлежности такого участка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалы дела истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок в силу норм земельного законодательства относится к федеральной собственности.
Напротив, как следует из справки Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества - земельном участке с кадастровым номером *** из земель сельскохозяйственного назначения площадью 0,1442 га, расположенном примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом по адресу <адрес>.
Согласно сообщению отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 29.01.2020, земельный участок с кадастровым номером 22:16:030010:894 не расположен на землях водного фонда. На основании п.5 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377 – установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Алтайского края установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края. После установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края направляет сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр. Федеральное агентство водных ресурсов после внесения в государственный водный реестр направляет сведения в Росреестр для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. На основании п.6 Правил определения местоположения береговой линии – уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется любыми заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками, пользователями и владельцами земельных участков. Согласно п. 14 Правил определения местоположения береговой линии, местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенными со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный кадастр недвижимости. До настоящего времени береговая линия (граница водного объекта) реки Калманка не определена.
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в сообщении от 29.01.2020 указало, что мероприятия по установления местоположения береговой линии (границы водного объекта), границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водных объектов, в порядке установленном Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377, в границах Калманского района не производились.
В ходе рассмотрения дела истцом не представлено доказательств установления границ береговой полосы вдоль реки Калманка, ее координат, а также нахождение арендуемого земельного участка в этих границах. При этом представитель истца ходатайство о проведении экспертизы с целью установления границ нахождения спорного земельного участка в судах первой и второй инстанций не заявлял. На вопрос суда о том, будет ли сторона истца ходатайствовать о назначении экспертизы на предмет определения границы водного объекта, ответил – нет.
При таких обстоятельствах оснований для отнесения земельного участка с кадастровым номером 22:16:030010:894 к собственности Российской Федерации не имеется.
В данном случае в отношении спорного земельного участка процедура разграничения государственной собственности не проводилась, доказательств обратного истцом не представлено.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период заключения договора аренды, определены условия предоставления в аренду земельных участков, исходя из которых допускалось заключение договора аренды земельного участка в пределах береговой полосы. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
На основании п. 2 указанной статьи земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Перечень земельных участков, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, которые изъяты из оборота, содержится в ч. ч. 4 и 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Спорный земельный участок не является объектом, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает запрета на предоставление в аренду земельных участков, расположенных в водоохранной зоне.
При таких обстоятельствах, учитывая, что у истца имелись полномочия по распоряжению спорным земельным участком, доказательств его нахождения в границах береговой линии (границе водного объекта) реки Калманка, в федеральной собственности, не представлено, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания договора аренды и постановления администрации о предоставления земельного участка в аренду недействительными.
Вопреки доводам жалобы судебная коллегия соглашается с выводом суда о пропуске истцом срока исковой давности.
Исходя из требований ст. ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу ч.1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Суд первой инстанции, исходя из того, что пунктом 4.2.2 оспариваемого договора определено, что договор со дня его подписания является актом-приема передачи земельного участка, в соответствии с которым арендодатель передал арендатору в пользование земельный участок, пришел к правильному выводу о начале исполнения спорной сделки с 12.12.2011.
С этой же даты также подлежит исчислению срок исковой давности по требованию о признании постановления о предоставлении в аренду земельного участка недействительным, поскольку на основании этого постановления с ответчиком заключен договор аренды. Кроме того, при принятии оспариваемого постановления администрация знала о месте нахождения земельного участка в близи водного объекта реки Калманка. Доказательств обратного не представлено.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что обращение в суд с иском 10 декабря 2019 года находится за пределами срока исковой давности, Администрацией Калманского района пропущен срок исковой давности для обращения в суд данным иском.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку истец ходатайств о восстановлении срока не заявлял, доказательств о пропуске срока по уважительным причинам не представил, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока исковой давности являются верными.
Вопреки доводам жалобы оснований для исчисления срока исковой давности с даты принятия прокурором Крутихинского района Алтайского края представления от 06.06.2019 не имеется, поскольку не свидетельствует о том, что именно с этого времени истец узнал о нарушении своего права или с этого момента началось исполнение сделки.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калманского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца администрации Калманского района Алтайского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: