ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-19/20 от 27.08.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Сайфутдинов Р.А. УИД: 16RS0033-01-2019-000402-90

Дело №2-19/2020

№ 33-9619/2020

Учет № 093 г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2020 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Сахиповой Г.А.,

судей Новосельцева С.В., Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола помощником судьи Ахметовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан – Шайдуллина И.Н. на решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 4 марта 2020 года, которым иск Галимова И.М. был удовлетворен и постановлено: взыскать с Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан в пользу Галимова И.М. сумму недополученной социальной выплаты в размере 909200 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12292 руб., всего 921492 руб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ответчика Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан Галяутдиновой Э.В., Руновой Т.В., пояснения представителя истца Токтарова Ю.В., возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Галимов И.М. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о взыскании недополученной суммы социальной выплаты.

В обоснование требований указывается, что он является участником Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Согласно нормативам на достроительство жилья его семье из четырех человек должны были выплатить субсидию в размере 1159200 руб. Однако, было выплачено по частям всего 250 000 руб., хотя в соответствии с законодательством субсидия должна выплачиваться один раз и в полном объеме. В выплате оставшейся суммы субсидии Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района отказал.

На основании вышеизложенного, истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу недоплаченную сумму субсидии в размере 909 200 руб.

В судебном заседании истец Галимов И.М. и его представитель Токтаров Ю.В. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчика Шайдуллин И.Н., Галяутдинова Э.В. и Рунова Т.В. с иском не согласились.

Представитель третьего лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Гиниятуллин И.И. в судебное заседание не явился.

В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, что истец был согласен на получение субсидии по частям, однако достроил дом, поэтому он не был включен в очередной транш на 2019 год.

Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, будучи извещенным о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явился.

С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года№264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одной из основных целей государственной аграрной политики является: обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2012 года №717 в целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» Правительство Российской Федерации утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа), в рамках которой также утверждена подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» с определением параметров и сроков финансирования до 2020 года.

В целях реализации вышеуказанной федеральной подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2018 года №407 «О развитии подпрограммы «Устойчивое развитие села» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты). В приложении №2 к указанным Правилам утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Типовое положение).

До этого действовало Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение №3 к Правилам предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов), утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 октября 2014 года №724 (далее – Типовое положение от 2014 года).

В соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приложение № 2 к Правилам предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты). Социальные выплаты гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и (или) местных бюджетов. Социальные выплаты, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и (или) средств местного бюджета, составляют не более 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Доля собственных (в том числе заемных) средств граждан составляет не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Как следует из пункта 4 Типового положения, гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства);

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений;

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, осуществляемое органами местного самоуправления по месту постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно пункту 8 Порядка предоставления социальных выплат гражданам, гражданин, которому предоставляется социальная выплата, имеет право ее использовать:

а) на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и не полнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает;

б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома);

в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.

Согласно пункту 11 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство).

В соответствии с пунктом 20 Типового положения министерство на основании представленных исполнительными комитетами муниципальных районов списков, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а также уведомляет исполнительные комитеты муниципальных районов о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные сводные списки.

В случае, если размер субсидии недостаточен для предоставления социальной выплаты одному получателю, в сводный список включается участник мероприятия (с его согласия) на условиях частичного предоставления социальной выплаты в размере, соответствующем этому размеру субсидии. При формировании следующего сводного списка на соответствующий финансовый год указанный участник включается в список под номером 1 для предоставления оставшейся части социальной выплаты.

Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются приказом Министерства.

Из материалов дела следует, что Галимов И. М. в 2013 году с письменным заявлением обратился руководителю Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района о включении его семьи в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по федеральной целевой программе (далее – ФЦП) как молодая семья, проживающая в сельской местности, с приложением всех необходимых документов, в том числе о готовности строящегося дома на 30%. В составе членов семьи указал супругу и двоих детей.

Советом Черемшанского сельского поселения Черемшанского муниципального района РТ от 15 июля 2013 г. № 125 принято решение о включении семьи Галимова И.М. в список участников мероприятия по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей, молодых специалистов.

Далее, решением Общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района Республики Татарстан (далее - Общественная жилищная комиссия) от 9 августа 2013 года № 270 семья Галимова И.М. была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», в последующем переименованной в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» как граждане, проживающие в сельской местности (т.1 л.д. 7).

Расчетная стоимость строительства жилья определяется на основании Положения о предоставлении социальных выплат строительства (приобретение) жилья гражданам, проживающим и работающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 мая 2012 года № 397 и составила для семьи из 4 человек в размере 1159 200 руб.

На основании решений Общественной жилищной комиссии от 5 июня 2016 года и от 12 апреля 2017 года в соответствии с расходно-кассовыми ордерами от 15 июля 2016 года, 22 июля 2016 года, 27 июля 2016 года, 16 августа 2016 года, 6 сентября 2016 года, 10 октября 2016 года, 30 мая 2017 года Галимову И. М. всего выплачено 250 000 руб., недофинансировано – 909200 руб.

В последующем на основании решений последующих заседаний Общественной жилищной комиссии по распределению субсидий от 14 июня 2018 года, 20 декабря 2018 года, 24 мая 2019 года Галимов И.М. в списки не был включен, причины не включения в списки в решениях Общественной жилищной комиссии отражения не нашли.

А решением от 23 декабря 2019 года семья Галимова И.М. в список участников 2 транша 2019 года не была включена ввиду не представления в распоряжение Комиссии документов о готовности дома для определения остатка сметной стоимости строительства (т.2 л.д.3-9).

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик в нарушение пункта 20 Типового положения после частичного предоставления субсидии, при формировании следующего сводного списка на соответствующий финансовый год не включил Галимова И.М. в список под номером 1 для предоставления оставшейся части социальной выплаты, тем самым незаконно лишил его права на получение недополученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда о наличии в действиях Исполкома нарушений Типового положения, вместе с тем не может признать правильным решение суда об удовлетворении иска.

Согласно пункту 24 Типового положения перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией:

а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;

б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда или договоре строительства хозяйственным способом на строительство жилого дома для получателя социальной выплаты;

в) застройщику, указанному в договоре участия в долевом строительстве жилых домов (квартир), в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, оформленном в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты;

д) кредитной организации или юридическому лицу, указанному в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление гражданину кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья, в том числе ипотечного.

В силу пунктов 25 и 29 Типового положения указанные в пункте 24 настоящего Типового положения договоры до их представления в кредитную организацию проходят проверку в Исполкоме на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах.

Аналогичные требования и порядок осуществления социальной выплаты были предусмотрены Типовым положением от 2014 года.

Таким образом, социальные выплаты путем выдачи банком наличных денежных средств с банковского счета получателей не производятся, как это было сделано в случае получения истцом социальной выплаты в сумме 250000 руб.

Истец получил указанную сумму на основании расходных кассовых ордеров от 15 июля 2016 года, 22 июля 2016 года, 27 июля 2016 года, 16 августа 2016 года, 6 сентября 2016 года, 10 октября 2016 года, 30 мая 2017 года (т.1 л.д. 14-20).

В данном случае, Исполкомом действительно были допущены нарушения пунктов 20, 24, 25 Типового положения.

В данном случае, Исполкомом действительно были допущены нарушения пунктов 20, 24, 25 Типового положения.

При этом, указанные в пункте 24 Типового положения документы (договор купли-продажи жилого помещения, либо договор подряда или договор строительства хозяйственным способом на строительство жилого дома, либо договор участия в долевом строительстве жилого дома, либо договоры купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты) на заявленную сумму 909200 руб. истцом представлены не были.

Представленные по запросу суда апелляционной инстанции документы на общую сумму в размере 271 930 руб. в качестве обоснования расходов приняты быть не могут.

Из заключения Исполкома об их достоверности следует, по представленным фотографиям, датированным 20 июля 2013 года, виден дом, расположенный по адресу: по <адрес> и возведенный из газобетона. По данным технического паспорта, составленного по состоянию на 12 мая 2016 года Черемшанской группой МРФ №11 от РГУП БТИ в разделе 1 «Общие сведения» в разделе «Примечание» указано: «<данные изъяты> находится на II этапе строительства, процент готовности 30%, фундамент бутовый ленточный, стены керамзитобетонные блоки, облицовка силикатным кирпичом, перегородки - керамзитные блоки, перекрытия - деревянные, полы - дощатые, крыша - профнастил, площадь застройки 90,5 кв.м.».

Согласно раздела 25 локального ресурсного сметного расчета, акта выполненных работ за январь-май 2016 года указано: «кирпич керамический лицевой, размером 250x120x65, марка 150», в локальном сметном расчете не заложена облицовка стен силикатным кирпичом т.е. идет отклонение от сметной стоимости и приведению к завышению стоимости строительных материалов

Согласно локального сметного расчета №2-1 от 25 мая 2016 года, всего сметная стоимость строительства одноэтажного дома составляет – 1630 406 руб.

По датированным 24 июля 2013 года фотографиям стены исследуемого дома изготовлены из керамзитобетонного блока облицовка стен из кирпича, крыша профнастил, окон не имеется.

При этом, товарные чеки:

- на сумму 17266 руб. от 19 августа 2016 года;

- на сумму 18120 руб. от 20 октября 2016 года;

- на сумму 35449 руб. от 4 сентября 2016 года;

- на сумму 19057 руб. от 23 сентября 2016 года не заверены печатями,

Таким образом, общая сметная стоимость строительства по локальному сметному расчету составляет 1630406 руб., в то время как расходы на строительство жилого дома представлены на сумму 271930 руб., из которых обоснованность расходов подтверждена на сумму 181 684 руб.

Таким образом, представленные документы подтверждает только расходы на сумму уже полученной истцом социальной выплаты. При этом, документы на сумму 909 200 руб., им не представлены.

С учетом изложенного, при отсутствии документов, указанных в пункте 24 Типового положения, перечисление социальной выплаты в порядке, предусмотренном пунктом 24 Типового положения, было невозможным истцу и в 2016, и 2017 годах.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований и для удовлетворения требований о взыскании социальной выплаты в размере 909 200 руб.

В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктами 2 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 4 марта 2020 года отменить и принять новое решение.

В удовлетворении иска Галимова И.М. к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о взыскании недополученной суммы социальной выплаты отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи