ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-19/2017 от 26.04.2017 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Фабричный И.Н.

Дело № 2-19/2017

№ 33-246/2017

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2017 года город Магадан

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Бежевцовой Н.В.,

судей Вилер А.А., Кошкиной М.Г.,

при секретаре Кулаковой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магаданского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «ADREM» о возложении обязанности создать в здравпункте аэровокзала аэропорта Омсукчан изолированное помещение для проведения медицинских осмотров

по апелляционному представлению Магаданского транспортного прокурора на решение Омсукчанского районного суда от 7 февраля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Вилер А.А., пояснения старшего помощника Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Заикиной Ю.Б., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителя ответчика Бобрышева А.А. относительно доводов представления, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Магаданский транспортный прокурор обратился в суд с указанным выше иском к обществу с ограниченной ответственностью «ADREM» (далее - ООО «ADREM», Общество), указав в его обоснование, что в ходе проверки соблюдения законодательства о защите прав пассажиров на воздушном транспорте, в том числе при оказании медицинских услуг в аэропортах выявлены нарушения законодательства об основах охраны здоровья граждан и безопасности полетов в гражданской авиации.

Проверкой установлено, что в аэропорту Омсукчан имеется кабинет фельдшера (медпункт), расположенный на первом этаже здания аэровокзала, однако в нарушение пункта 6 Требований к здравпункту аэровокзала гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от 27 марта 2012 года № 81 (далее - Требования), в медпункте аэропорта отсутствует изолированное помещение для осуществления предполетных (послеполетных) (предсменных, предрейсовых) медицинских осмотров членов экипажей воздушных судов (диспетчеров по управлению воздушным движением, водителей спецавтотранпорта).

Ссылаясь на часть 1 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1999 года № 2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 29, 45, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд возложить на ООО «ADREM» обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать в здравпункте аэровокзала аэропорта Омсукчан изолированное помещение для проведения предполетных (послеполетных) (предсменных, предрейсовых) медицинских осмотров членов экипажей воздушных судов (диспетчеров по управлению воздушным движением, водителей спецавтотранпорта).

Решением Омсукчанского районного суда от 7 февраля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.

Полагает необоснованной ссылку суда на наличие у ответчика сертификатов № ФАВТ.ОА.14-001 от 25 мая 2016 года и № ФАВТ.АБ.14-016 от 23 декабря 2016 года, выданных Северо-Восточным МБУ Росавиации, поскольку их выдача не связана с наличием и деятельностью здравпункта по осуществлению предполетных (послеполетных) (предсменных, предрейсовых) медицинских осмотров в аэропорту Омсукчан.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что создание здравпункта аэровокзала зависит от численности обслуживаемого контингента, пропускной способности аэровокзала и количества работников аэропорта в смене, так как в аэропорту Омсукчан уже имеется кабинет фельдшера (медпункт), а от пропускной способности согласно приложениям № 1 и 2 к Требованиям зависит не наличие или отсутствие здравпункта в здании аэровокзала, а его оснащение.

Указывает, что перечисленные в пункте 8.10.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128, случаи, когда предполетный медицинский осмотр не проводится и решение о допуске членов экипажа воздушного судна к полетам принимает командир воздушного судна, не являются основанием для непрохождения предполетного медицинского осмотра членами экипажа воздушных судов в аэропорту Омсукчан.

Полагает не подлежащим применению пункт 1.11 Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 года № 50, поскольку Северо-Восточным МТУ Росавиации не определен перечень смен ограниченной численности (до 12 человек), а здравпункт в аэропорту Омсукчан находится в здании аэровокзала на первом этаже и не является отдаленным от диспетчерского пункта.

Обращает внимание, что требования прокурора о необходимости проведения предсменных медицинских осмотров водителей спецавтотранспорта немотивированно отклонены судом. Со ссылкой на Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденные Минздравом России совместно с Минтрансом России 29 января 2002 года, настаивает на наличии у ответчика обязанности выделить специальное помещение для предрейсового медицинского осмотра водителей.

В возражениях на апелляционное представление ООО «ADREM» полагает решение суда от 7 февраля 2017 года законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам представления.

Изучив материалы дела, исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционного представления, поданных на него возражений, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

Согласно пунктам 2, 4 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Обеспечение соответствия аэродрома государственной авиации, вертодрома государственной авиации, аэродрома экспериментальной авиации, вертодрома экспериментальной авиации в период эксплуатации установленным требованиям возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию таких аэродромов, вертодромов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что оператором, обеспечивающим эксплуатацию аэропорта Омсукчан и его соответствие требованиям федеральных авиационных правил, является ООО «ADREM», действующее в соответствии с Уставом Общества в целях аэродромного обеспечения полетов; авиатопливного обеспечения воздушных перевозок; обеспечения авиационной безопасности и обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов; поискового, аварийно-спасательного, противопожарного обеспечения полетов, объектов аэропорта при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение пункта 53 Плана мероприятий, направленных на реализацию Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 года № 641-р приказом Минтранса России от 27 марта 2012 № 81 утверждены Требования к здравпункту аэровокзала гражданской авиации, которые содержат минимальный перечень оснащения, перечень и площади помещений здравпункта аэровокзала (далее - Требования № 81).

В силу пункта 1 указанных Требований здравпункт аэровокзала оказывает медицинскую помощь пассажирам и работникам аэропорта в соответствии с порядком оказания первичной медико-санитарной помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 июля 2005 года № 487 «Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи», порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», уполномоченным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3 Требований № 81 здравпункт (врачебный, фельдшерский) аэровокзала создается в зависимости от численности обслуживаемого контингента, пропускной способности аэровокзала и количества работников аэропорта в смене.

Прокурором требования возложении на ООО «ADREM» в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать в здравпункте аэровокзала аэропорта Омсукчан изолированное помещение для проведения предполетных (послеполетных) (предсменных, предрейсовых) медицинских осмотров членов экипажей воздушных судов (диспетчеров по управлению воздушным движением, водителей спецавтотранпорта) обосновываются положениями пункта 6 Требований № 81, которыми установлено, что в случае проведения работниками дежурной смены здравпункта аэровокзала предполетных (послеполетных) (предсменных, предрейсовых) медицинских осмотров членов экипажей воздушных судов (диспетчеров по управлению воздушным движением, водителей спецавтотранспорта) в здравпункте аэровокзала для указанных целей должно быть выделено отдельное изолированное помещение.

Из материалов дела следует, что в аэропорту Омсукчан создан кабинет фельдшера (медпункт), расположенный на первом этаже здания аэровокзала. Изолированное помещение для осуществления предполетных (послеполетных) (предсменных, предрейсовых) медицинских осмотров членов экипажей воздушных судов, диспетчеров по управлению воздушным движением, водителей спецавтотранпорта) в медпункте аэропорта отсутствует.

Порядок проведения медицинского осмотра перед заступлением на дежурство диспетчеров по управлению воздушным движением (УВД), а также членов экипажей воздушных судов установлен следующими нормативными документами.

Приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 года № 50 утверждены Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации».

Согласно пункту 45 данных Правил предполетный медицинский осмотр членов экипажей гражданских воздушных судов Российской Федерации и предсменный медицинский осмотр диспетчеров УВД перед заступлением на дежурство проводится в соответствии с Требованиями к состоянию здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов Российской Федерации и диспетчеров УВД на предполетном контроле и перед заступлением на дежурство (приложение № 14 к ФАП МО-2002) (далее - Требования № 50приложение № 14 к ФАП МО-2002).

Согласно пункту 1 Требований № 50 приложения № 14 к ФАП МО-2002 допуск к полетам (управлению воздушным движением) по состоянию здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов Российской Федерации и диспетчеров управления воздушным движением осуществляется на предполетном (предсменном) медицинском осмотре в ходе предполетного (предсменного) контроля готовности к полетам.

Как следует из пунктов 1.7 и 1.15 Требований № 50 приложения № 14 к ФАП МО-2002 предполетный медицинский осмотр членов экипажа гражданского воздушного судна, выполняющего в течение рабочего времени несколько рейсов, проводится один раз перед вылетом медицинским работником гражданской авиации в соответствии с настоящими Требованиями.

Пунктом 1.11 Требований № 50 приложения № 14 к ФАП МО-2002 установлено, что при дежурстве смен диспетчеров УВД ограниченной численности (до двенадцати человек) в отдаленных от основной базы местностях предсменный медицинский осмотр не проводится. Перечень таких смен определяется руководителем регионального управления воздушного транспорта Минтранса России на основании доклада главного специалиста управления по авиационной медицине. Решение о допуске к работе по управлению воздушным движением в этих случаях принимает руководитель полетов (старший диспетчер).

В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации разработаны и утверждены Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128 Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - Правила № 128), устанавливающие правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации.

В силу пункта 8.10 Правил № 128 члены экипажа воздушного судна эксплуатанта, персонал органов ОВД, не прошедшие установленный для них предполетный (предсменный) медицинский осмотр в соответствии с правилами «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», а также в случае выявленных нарушений пункта 2.5 настоящих Правил, к исполнению своих функций по управлению воздушного судна и обслуживанию воздушного движения не допускаются.

При выполнении международных полетов с аэродрома, находящегося на территории иностранного государства, а также при выполнении авиационных работ и других полетов с аэродромов, где отсутствует медицинский работник, который имеет право проводить медицинский осмотр, а также с посадочных площадок предполетный медицинский осмотр не проводится, решение о допуске членов экипажа воздушного судна к полетам принимает КВС (пункт 8.10.1).

Таким образом, приведенные нормы права в их взаимосвязи предусматривают возможность отсутствия в здравпункте аэродрома отдельного изолированного помещения для проведения работниками дежурной смены здравпункта аэровокзала предполетных (послеполетных) (предсменных, предрейсовых) медицинских осмотров членов экипажей воздушных судов, диспетчеров по управлению воздушным движением в случаях принятия решения о допуске членов экипажа воздушного судна к полетам и диспетчерского состава к работе по управлению воздушным движением принимают командир воздушного судна и руководитель полетов (старший диспетчер) соответственно.

Пунктом 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года № 835н (далее - Порядок № 835н), установлено, что предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

В этой связи проведение предсменного, предрейсового медицинского освидетельствования водителя спецавтотранспорта возможно только указанной категорией медицинских работников, при наличии соответствующей лицензии, к которым фельдшер медпункта не относится.

Поскольку наличие предусмотренных законом оснований, предусматривающих возможность принятия решения о допуске членов экипажей воздушных судов, диспетчеров по управлению воздушным движением, водителей спецавтотранпорта к работе, являлось обстоятельством, подлежащим установлению в ходе рассмотрения дела, то судебной коллегией на основании абзаца 2 пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», статьи 327.1 ГПК РФ приняты дополнительные (новые) доказательства.

Ответчиком представлена копия распоряжения Дальневосточного межрегионального управления Росавианавигации от 29 апреля 2009 года № 11-р, которым во исполнение пункта 1.11 Требований № 50 утверждены и введены в действие перечни диспетчерских пунктов ОВД филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в которых предсменный медицинский осмотр может не проводиться.

Согласно приложению № 2 к распоряжению Омсукчан отнесен к диспетчерским пунктам, в которых предсменный осмотр может не проводиться, состав смен составляет 2 человека.

Поскольку законодательством предусмотрена возможность не проводить медицинский осмотр при дежурстве смен до двенадцати человек, к которым руководителем регионального управления воздушного транспорта Минтранса России отнесены смены диспетчерского пункта Омсукчан, довод апелляционного представления о том, что пункт 1.11 Требований № 50 не подлежит применению к спорным правоотношениям, несостоятелен.

В силу пункта 6 Порядка № 835н обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Судом апелляционной инстанции установлено, что 9 января 2017 года ООО «ADREM» и МОГБУЗ «Омсукчанская районная больница» заключен договор №... об оказании платных медицинских услуг, по условиям которого МОГБУЗ «Омсукчанская районная больница» обязуется выполнять медицинские услуги по проведению предрейсовых (послерейсовых) осмотров водителей Общества. Медицинские осмотры проводятся фельдшером в помещении амбулаторно-поликлинического отделения МОГБУЗ «Омсукчанская районная больница» ежедневно.

При отсутствии штатного медицинского работника, имеющего лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам водителей транспортных средств, привлечение ответчиком к проведению осмотров вышеуказанного медицинского учреждения свидетельствует о надлежащем выполнении обязанностей, установленных Порядком № 835н, который вместе с тем не содержит требований к созданию специального помещения для медосмотров в здании предприятия.

Несостоятельна ссылка в апелляционном представлении на необходимость создания ответчиком изолированного помещения для проведения медицинских осмотров фельдшером ООО «ADREM» в соответствии с Методическими рекомендациями «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденными письмом Минздрава России от21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 и согласованными первым заместителем Минтранса России 29 января 2002 года.

Указанные методические рекомендации не зарегистрированы в Минюсте России и применяются в части, не противоречащей Приказу Минздрава России от 15 декабря 2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Не может быть принят во внимание довод представления о неприменении пункта 8.10.1 Правил № 128, предусматривающий случаи, когда предполетный медицинский осмотр членов экипажа воздушного судна не проводится, поскольку в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии в аэропорту Омсукчан медицинского работника, которому предоставлено право проводить медицинский осмотр, не имеется.

Ссылка в апелляционном представлении о том, что не является отдаленным диспетчерский пункт в пос. Омсукчан необоснованна, поскольку аэродром Омсукчана находится в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», который расположен в г. Магадане.

При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, не имеется.

Доводы апелляционного представления выводов суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Омсукчанского районного суда от 7 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление Магаданского транспортного прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.В. Бежевцова

Судьи

А.А. Вилер

М.Г. Кошкина