Судья Карсаев А.М. дело № 33-282/2021
№ 2-1/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Элиста 19 мая 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судей Сидоренко Н.А. и Цакировой О.В.
при секретаре Кикеевой Э.М.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурораЛаганского района Республики Калмыкия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал Лагань» о признании незаконными действий по начислению платы за вывоз жидких бытовых отходов исходя из занимаемой площади жилья, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за вывоз жидких бытовых отходов исходя из фактически потребленного объема воды по апелляционной жалобе представителя ответчика Салдысова А.В. на решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 19 января 2022 г.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения представителя ответчика Салдысова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Лиджиевой В.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
прокурорЛаганского района Республики Калмыкия в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с указанным заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал Лагань» (далее по тексту – ООО «Водоканал», Общество), мотивируя следующим.
Прокуратурой Лаганского районаРеспублики Калмыкия по жалобам<…>, <…>, <…>, проживающих по адресу: <…>; <…>, <…>, проживающих по адресу: <…>; <…>, проживающей по адресу: <…>, проведена проверка деятельности ООО «Водоканал Лагань» при предоставлении услуг жильцам указанных домов по вывозу жидких бытовых отходов (далее - ЖБО). В ходе проверки установлено, что на территории Лаганского городского муниципального образования (далее по тексту – Лаганское ГМО) имеются многоквартирные дома (далее по тексту – МКД), расположенные по адресам: <…>, которые подключены к централизованной системе водоснабжения, имеют систему канализации, отведение которой заканчивается сбором в накопительной емкости в выгребной яме, но не имеют централизованной системы водоотведения. ООО «Водоканал Лагань» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Лаганского ГМО, а также занимается вывозом содержимого с выгребных ям (канализационного септика) в канализационную систему. В настоящее время состав общедомового имущества в 18 многоквартирных домах не определен, земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, и их границы не определены, право собственности на выгребные ямы не зарегистрировано, некоторые септики обслуживают несколько многоквартирных домов. В указанных домах отсутствует слив в систему водоотведения, отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод. Оказываемые Обществом услуги по вывозу жидких бытовых отходов с многоквартирных домов фактически является водоотведением, т.е. коммунальной услугой. Однако Обществом с 01 декабря 2020 г. по 28 февраля 2021 г. собственникам 18 многоквартирных домов производился расчет платы за вывоз отходов исходя из вывезенного объема жидких бытовых отходов из выгребных ям пропорционально площади жилого помещения. Ответчик приравнял данную услугу к жилищной услуге по содержанию общего имущества в многоквартирном доме при отсутствии заключенных договоров с собственниками многоквартирных домов на вывоз жидких бытовых отходов, устанавливающих порядок оплаты за данные услуги. Просил суд признать незаконными действия Общества по начислению платы за вывоз жидких бытовых отходов исходя из занимаемой площади жилья, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы собственникам многоквартирных домов, расположенных по адресам: <…>, за период с 01 декабря 2020 г. по 28 февраля 2021 г. исходя из фактического потребленного объема воды.
В судебном заседании прокурор Муткаева А.С. поддержала иск, уточнив требования в части возложения на ответчика обязанности зачесть в счет будущих платежей собственникам многоквартирных домов произведенный перерасчет платы.
Представитель ответчика Дотчаев В.Г. исковые требования прокурора района не признал. Пояснил, что в многоквартирных домах отсутствуют технические условия, и жидкие бытовые отходы скапливаются в выгребных ямах (септики). За расчетные периоды с 01 декабря 2020 г. по 28 февраля 2021 г. Обществом производилось начисление платы за вывоз жидких бытовых отходов в многоквартирных домах согласно площадям занимаемых помещений, так как данная услуга относится к категориям жилищных услуг, направленная на санитарно – техническое обслуживание многоквартирных домов.
Решением Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 19 января 2022 г. исковые требования удовлетворены. На ООО «Водоканал Лагань» возложена обязанность произвести перерасчет платы собственникам многоквартирных домов за период с 01 декабря 2020 г. по 28 февраля 2021 г. исходя из фактического потребленного объема воды и зачесть в счет будущих платежей. Дополнительным решением этого же суда от 04 марта 2022 г. с ООО «Водоканал Лагань» в пользу местного бюджета взыскан государственная пошлина в размере 6000 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО1 просил решение суда отменить, в иске отказать. Услуги по вывозу жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ, согласно которым плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку в спорных многоквартирных домах города Лагани отсутствует централизованная система водоотведения, а равно как отсутствует технологическое присоединение к централизованным сетям водоотведения, следовательно, жителям данных многоквартирных домов не может оказываться коммунальная услуга по водоотведению. Возложение судом на ответчика обязанность произвести перерасчет платы собственникам многоквартирных домов, в которых отсутствует технологическое присоединение к централизованным сетям водоотведения, исходя из фактического потребленного объема воды является незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что оказываемые Обществом услуги по вывозу жидких бытовых отходов с многоквартирных домах фактически является водоотведением, т.е. коммунальной услугой, в связи с чем размер платы за данную услугу должен рассчитываться исходя из объема водопотребления.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В силу положений статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, из положений части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491), санитарно-техническое оборудование и иное оборудование, находящееся на инженерных сетях системы холодного и горячего водоснабжения, входит в состав общего имущества.
Согласно статье 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).
Понятие жидких бытовых отходов дано в пункте 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155, которыми признаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Правил № 491 в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт «е»); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт «ж»).
Абзацем 2 пункта 5 Правил № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Из подпункта «д» пункта 11 Правил № 491 следует, что деятельность по содержанию общего имущества многоквартирного дома помимо прочего включает сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе, откачке жидких бытовых отходов, также отнесены к услугам и работам, необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества дома (пункт 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290).
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов (самотечные канализационные сети, приемные (контрольные, смотровые) колодцы, канализационные резервуары (выгреб, выгребные ямы, септики) и т.п., предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 3.7.1, 3.7.8, 3.7.12, 3.7.13), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170.
Так, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (пункт 3.7.1).
Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них жидких бытовых отходов, осуществляется по договорам с собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах собственников МКД.
Следовательно, плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Из материалов дела следует, что многоквартирные дома, расположенные по адресам<…>, подключены к централизованной системе водоснабжения, имеют систему канализации, отведение которой заканчивается сбором в накопительной емкости в выгребных ямах (всего -<…>), но не имеют централизованной системы водоотведения.
Согласно Уставу ООО «Водоканал Лагань» Общество осуществляет забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод и осуществление иной деятельности, которая прямо, или косвенно способствует осуществлению стоящих перед Обществом задач.
19 мая 2020 г.в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица ООО «Водоканал Лагань». Основным видом деятельности являются: забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод.
ООО «Водоканал Лагань» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Лаганского ГМО, а также занимается вывозом содержимого с выгребных ям (канализационного септика) в канализационную систему (Постановление Администрации Лаганского ГМО от17 августа 2020 г. № 100
Сточные воды жидких бытовых отходов с выгребных ям (септиков) с помощью ассенизационного транспорта Общества попадают в централизованные сети водоотведения – в канализационную насосную станцию, расположенную по адресу: <…>, находящуюся на праве аренды у ООО «Водоканал Лагань» согласно договору № <…>от 17 августа 2020 г.
Из письменных объяснений главы Лаганского городского муниципального образования ФИО2 следует, что на территории Лаганского городского муниципального образования имеются многоквартирные дома, которые не подключены к централизованной системе водоотведения. Администрацией ГМО проводятся конкурсы по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами, но они признаются несостоявшимися. В настоящее время земельные участки, находящиеся под многоквартирными домами, придомовая территория не зарегистрированы в Россреестре, не проведено межевание земельных участков, септики являются бесхозяйным имуществом и не поставлены на кадастровый учет. Объекты коммунального комплекса находятся в аренде в ООО «Водоканал Лагань», в том числе централизованные системы водоснабжения и водоотведения.
Договор на услугу по вывозу жидких бытовых отходов между ответчиком и собственниками вышеназванных многоквартирных домов в спорный период не заключался.
Согласно приказу № <…> от 03 ноября 2020 г. Обществом с 3 ноября 2020 г. до 3 июня 2021 г. утвержден тариф на вывоз ЖБО.
За расчетные периоды с 01 декабря 2020 г. по 28 февраля 2021 г. ответчиком производилось начисление платы за вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям исходя из площади занимаемых собственниками жилых помещений.
Прокуратурой Лаганского района РК по результатам рассмотрения обращений граждан в адрес ответчика 25 мая 2021 г. направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, произвести перерасчет платы.
Ответчиком данное представление прокурора оставлено без удовлетворения, о чем свидетельствует отзыв на исковое заявление.
Материалами дела подтверждается, что многоквартирные дома, расположенные по вышеуказанным адресам, не оборудованы системами центрального водоотведения (канализации), им не может оказываться коммунальная услуга по водоотведению.
Слив жидких бытовых отходов осуществляется в выгребные ямы (септики), в связи с чем ООО «Водоканал Лагань» фактически оказывает жилищную услугу по вывозу ЖБО из выгребных ям.
Учитывая, что септики (выгребные ямы) обслуживают помещения, находящиеся в двух и более многоквартирных домах, и расположены в пределах земельного участка одного из таких домов либо общей границы земельных участков многоквартирных домов, они относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. При этом отсутствие постановки на учет выгребных ям не освобождает жильцов от обязанности вносить плату за сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
Поскольку оказываемая услуга по сбору и вывозу ЖБО относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома, то есть является жилищной услугой, для расчета стоимости данной услуги подлежат применению положения части 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем начисление ответчиком платы за вывоз жидких бытовых отходов исходя из общей площади принадлежащего потребителю жилого помещения не противоречит требованиям действующего законодательства.
Полагая начисление платы за вывоз ЖБО за период с 01 декабря 2020 г. по 28 февраля 2021 г. незаконным, прокурор просил произвести перерасчет платы собственникам многоквартирных домов с учетом фактического потребленного объема воды и зачесть в счет будущих платежей.
Соглашаясь с указанными доводами прокурора, суд первой инстанции не учел, что при отсутствии централизованной системы водоотведения такая услуга не может быть приравнена к коммунальной услуге – отведению сточных вод.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Поскольку дополнительное решение, которым с ответчика взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета, производно от основного решения, то оно также подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а :
решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 19 января 2022 г. и дополнительное решение этого же суда от 04 марта 2022 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований прокурораЛаганского района Республики Калмыкия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал Лагань» отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи | ФИО3 ФИО4 ФИО5 |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 мая 2022 г.