ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2-184/2021 от 30.08.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г.Сыктывкар Дело № 2-2-184/2021 (33-4886/2021)

11RS0002-02-2021-000054-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Батовой Л.А., Круковской А.В.,

при секретаре Микушевой А.И.

рассмотрела в судебном заседании 30 августа 2021 года дело по апелляционной жалобе войсковой части 97692 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года, которым

на Федеральное казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (3 финансово-экономическая служба) возложена обязанность выплатить в пользу ФИО1 компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 11 дней с учетом компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового Кодекса Российской Федерации за период с 22.12.2020 по 17.05.2021, включительно.

С Федеральное казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (3 финансово-экономическая служба) взыскана в пользу ФИО1 компенсация морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к войсковой части 97692, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», Министерству обороны РФ о признании приказа об увольнении незаконными, взыскании недополученной компенсации за особые условия труда, за работу в опасных условиях труда, недоплаты за сверхурочные часы, перерасчете среднего заработка на период отпусков с компенсацией за задержку выплаты отказано.

Заслушав доклад судьи Батовой Л.А., письменное заключение прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приказ о расторжении трудового договора № 247 от 21.12.2020 и восстановить его в должности водителя пожарной команды, взыскать недоплату компенсации за особые условия работы в размере 164736,00 руб., недоплату компенсации за опасные условия труда в размере 39536,64 руб., недоплату за сверхурочные часы в размере 196146,09 руб., недоплату компенсации за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск и недоплату за ранее предоставленные отпуска в размере 109153,88 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 97633,26 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000,00 руб. В обоснование указал, что состоял в трудовых отношениях с войсковой частью 97692 с 01.11.2018 в должности водителя пожарной команды. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.09.2019 была установлена компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% с 01.09.2019 в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации № 255 от 23.04.2014. С дополнительным соглашением о компенсационной выплате за особые условия труда истец ознакомлен 23.10.2020. Считает, что за период с 01.11.2018 по 01.08.2019 ему не выплачена компенсационная выплата. Согласно пункту 16 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12%; на работах с опасными условиями труда - на 24 %. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. Компенсации за опасные условия труда истцу не выплачена за период с 01.11.2018 по 01.08.2019. Истец, работая сменно, выполнял свои трудовые обязанности в течение 24 часов, время на отдых и питание не предоставлялось. Ответчик указывал продолжительности смены 22 часа в соответствии с нормой часов в месяц, с чем истец не согласен, считает, что ответчик не учел, а вследствие не доплатил за работу, в том числе за сверхурочные часы за период с 01.11.2018 по 31.08.2019. Также полагает, что сверхурочные часы имели место, поскольку была установлена 40-часовая рабочая неделя вместо положенной 36-часовой рабочей недели как для работников, работающих во вредных и опасных условиях труда. Истцу предоставлялся отпуск в календарных днях в размере 28 дней основного отпуска и 24 дня дополнительного отпуска, с 2019 предоставлялся дополнительный отпуск за вредные условия труда 7 дней. Отраслевым соглашением между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России Министерством обороны Российской Федерации определены обязательства в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на 2014 – 2016 годы и совместных действиях Сторон по их реализации. Однако командиром воинской части при реализации прав работников в области охраны труда, представлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск меньшей продолжительностью. Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска должна составить не менее 18 календарных дней. Кроме того, при расчете основного и дополнительных отпусков в расчет среднего заработка не вошли оплаты за работу с опасными условиями труда, компенсация за особые условия работы и за сверхурочную работу. С учетом представленных расчетов ответчик недоплатил истцу за ранее представленные отпуска и компенсацию за отпуск. Работодатель обязан выплачивать работникам заработную плату в полном размере и в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, в связи, с чем ответчик обязан выплатить компенсацию за неполную выплату заработной платы. 21.10.2020 Войсковой частью 97692 в адрес истца направлено уведомление об увольнении в связи с сокращением и исключением из штата должности с 21.12.2020. 21.12.2020 истец уволен по п. 2 ст. 81 Трудового кодека Российской Федерации. Считает, что увольнение является незаконным, поскольку реального сокращения штата и в частности должности пожарного пожарной команды не имелось, после предупреждения о предстоящем увольнении на работу в войсковую часть были приняты военнослужащие, которые фактически исполняют обязанности истца. В связи с потерей работы истец испытывал нравственные страдания, внутренний психологический дискомфорт, переживания, которые привели к ухудшению внутреннего комфорта жизни, волнение, тревогу, раздражительность, подавленность настроения, которые влияют на восприятие нормальной жизни, причиненный моральный вред оценивает в размере 50000,00руб.

Протокольным определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 16.03.2021 к участию в процессе в качестве ответчиков привлечены ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота», ФКУ «Объединенное стратегическое командование западного военного округа», Министерство обороны Российской Федерации.

Истец надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суде не присутствовал.

Представитель ответчика Войсковой части 97692 в судебном заседании требования не признал в полном объеме, по доводам, изложенным в отзыве на иск. Просил применить к исковым требованиям срок исковой давности, предусмотренный ст. 392 ТК РФ.

Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в судебном заседании участия не принимал.

Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование западного военного округа» в судебном заседании участия не принимал. В отзыве указал, что учреждения является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании участия не принимал.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе в/ч 97692 просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований истца об оплате неиспользованных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за 2020 год в количестве 11 календарных дней, выплате процентов, предусмотренных ст.236 ТК РФ, а также компенсации морального вреда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Также ссылаются на то, что обстоятельства, имеющие значение для дела, не были исследованы судом в полном объеме.

ФКУ «Объединённое стратегическое командование Северного флота» в лице «3 финансово-экономическая служба» представило отзыв на апелляционную жалобу в/ч 97692, в котором выражает согласие с доводами жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Прокурор в письменном заключении указал об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что на основании приказа командира войсковой части 97692 № 218 от 01.11.2018 ФИО1 принят на работу, на должность водителя пожарной команды. 01.11.2018 между войсковой частью 97692 в лице командира части и ФИО1 заключен трудовой договор № 1180.

Из материалов дела усматривается, что на основании директивы Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 03.06.2020 № 314\4\0590 и указания начальника штаба Северного флота от 08.10.2020 № м\34\1\0271, приказа командира Войсковой части 97692 в войсковой части 97692 проведены организационно-штатные мероприятия по сокращению штата.

Согласно выписке из перечня организационно-штатных мероприятий войсковая часть 97692 переведена со штата № 96\312 на штат № 96\319, введенный в действия указанием Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 03.06.2020.

В материалы дела представлено штатное расписание № 96\312 по состоянию на июнь 2020, из которого следует, что в штат была включена должность водителя пожарной команды. Также, в материалы дела представлено штатное расписание № 96\319 по состоянию на 05.01.2021, в котором отсутствует такое подразделение как пожарная команда и должность водителя пожарной команды. Штатом № 96\319 в штатное расписание введено подразделение – пожарно-спасательная команда. Данные обстоятельства свидетельствуют об исключении из штата войсковой части должности водителя пожарной команды.

В данном случае организационно-штатные мероприятия в войсковой части 97692 проведены путем утверждения нового штатного расписания начальником Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации 03.06.2020.

Согласно приказу командира Войсковой части 97692 от 21.12.2020 организационно-штатные мероприятия по введению нового штатного расписания окончены 21.12.2020.

Уведомлением от 21.10.2020 № 2112 ФИО1 уведомлен, что на основании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 03.06.2020 № 314/4/0590 и указаний начальника штаба Северного флота от 08.10.2020 № м/34/1/0271, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями должность водителя пожарной команды подлежит исключению из штата части 21.12.2020. При отсутствии вакантных должностей с учетом имеющейся специальности и квалификации, подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством. С указанным уведомлением ФИО1 ознакомлен 21.10.2020.

В соответствии со ст. 180 ТК РФ ФИО1 предложены вакантные должности, с которыми он ознакомлен, от вакантных должностей отказался.

Согласно выписке из приказа от 21.12.2020 № 247 ФИО1 водитель пожарной команды уволен 21.12.2020, в связи с сокращением штата, п. 2 ст. 81 ТК РФ, с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка, с 22.12.2020 по 21.01.2021. Выплачена денежная компенсация за неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы с 01.11.2020 по 21.12.2020 в количестве 8,67 календарных дней. В соответствии со ст. 152 ТК РФ произведена оплата сверхурочной работы в 2020 году в количестве 120,4 часов.

Разрешая спор в части увольнения истца, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь нормами Трудового кодекса РФ, регулирующими спорные правоотношения, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу, что у ответчика имелись основания для увольнения истца по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, так как должность, которую истец занимал, была исключена из штатного расписания, о предстоящем сокращении истец был предупрежден в установленном законом порядке и в установленный срок, ответчиком принимались меры по трудоустройству истца, от предложенных вакансий он отказался, в связи с чем требования истца о признании приказа командира Войсковой части 97692 от 21.12.2020 № 247 незаконным и восстановлении на прежнем месте работы удовлетворению не подлежат.

Поскольку решение суда в указанной части не обжалуется, то судебной коллегией, с учетом положений ст. 327.1 ГПК РФ, решение суда в данной части не проверяется.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца о взыскании компенсации за особые условия труда за период с 01.11.2018 по 01.08.2019, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.129, ст.135, ст.136, ст.349 Трудового кодекса РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583, Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583» (утратил силу 19.12.2019), и исходил из следующего.

Приказом командира Войсковой части 97692 от 24.09.2019 № 182 установлена компенсационная выплата гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружений за особые условия работы в размере 100% должностного оклада с 01.09.2019.

Дополнительным соглашением от 01.09.2019 к трудовому договору № 1180 от 01.11.2018 ФИО1 с 01.09.2019 установлена компенсационная выплата за особые условия труда в размере 100% от тарифной ставки (оклада).

Проанализировав положения Приказа Министра обороны Российской Федерации № 255 от 23.04.2014 «О мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583», трудовой договор истца, суд пришел к выводу, что право на установление данной компенсационной выплаты имеет гражданский персонал подразделения пожарной охраны, выполняющий задачи по обеспечению пожарной безопасности арсеналов, баз и складов.

Согласно трудовому договору местом работы истца являлась пожарная команда войсковой части 97692 без указания на закрепление данной пожарной команды за определенным объектом - складом вооружения.

При этом войсковая часть 97692 сама по себе не является арсеналом, базой, складом боеприпасов и вооружения или филиалом (подразделением) таковых. В состав войсковой части входит не только склад вооружения, но иные объекты, пожарную безопасность которых осуществлял истец в составе пожарной команды, что подтверждается Инструкцией взаимодействия между подразделениями ФГКУ «1 отряд ФПС по РК» и войсковой частью 97692 при тушении пожаров и приказом командира Войсковой части 97692 от 02.12.2014 № 568 и не оспаривалось истцом.

Установив указанные обстоятельства, а также то, что материалами дела не подтверждено установление истцу трудовым договором иных выплат компенсационного характера, соответствующие приказы о спорных выплатах компенсационного характера руководителем войсковой части не издавались, суд пришел к обоснованному выводу, о том, что правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании задолженности по компенсационной выплате к должностному окладу за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада за спорный период не имеется. Так же суд указал на пропуск истцом срока для обращения в суд за разрешением указанных требований. При этом суд правомерно исходил из того, то, истец, заключив дополнительное соглашение к трудовому договору 01.09.2019, достоверно знал об установлении ему спорной надбавки с указанной даты, имел возможность ознакомиться с размещенным в свободном доступе Приказом Министра обороны РФ № 255 от 23.04.2014 «О мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583», заработную плату получал в установленные для выплат дни, зная о ее размере и составе, однако с настоящим иском обратился в суд лишь 25.01.2021, пропустив предусмотренный ст.392 ТК РФ срок.

В указанной части решение суда не обжалуется, и судебной коллегией не проверяется.

Разрешая требования истца о взыскании недоплаты компенсации за опасные условия труда в размере 24 % за период с 01.11.2018 по 01.08.2019, суд, руководствуясь положениями ст.147 Трудового кодекса РФ, нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, действующим в спорный период, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку указанная компенсация устанавливается по результатам специальной оценки труда, согласно материалам дела отчет о проведении специальной оценки условий труда в Войсковой части 97692, в том числе, по специальности водителя пожарной команды, утвержден лишь 30.12.2018, соответственно, до утверждения отчета специальной оценки условий труда, истец не вправе был претендовать на такую компенсацию.

В указанной части решение суда не обжалуется, и судебной коллегией не проверяется.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца о взыскании недоплаты за сверхурочные часы за период с 01.11.2018 по 31.08.2019, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ст.ст.92, 99, 100, 106, 107, 108, 152 Трудового кодекса РФ, проанализировав положения отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014-2016 годы действие, которого было продлено на 2017-2019 годы, коллективный договор войсковой части 97692 на 2017-2019, трудовой договор, заключенный с истцом, исходил из того, что доводы истца о фактическом непредставлении ему работодателем времени для приема пищи и отдыха своего подтверждения не нашли, соответствующими доказательствами не подтверждены. Суд также не нашел оснований для признания сверхурочными часов работы, отработанных сверх 36 часов в неделю, поскольку при подписании трудовых договоров истец выразил согласие с установленной продолжительностью рабочего времени – 40 часов в неделю, и лишь по результатам специальной оценки условий труда дополнительным соглашением от 01.09.2019 к трудовому договору истцу была установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов.

В указанной части решение суда не обжалуется и в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, предметом проверки судебной коллегией не является.

Разрешая исковые требования ФИО1 о взыскании с ответчика недоплаты компенсации за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда за период с 2018 по 2020, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 45,46,48, 117 Трудового кодекса РФ, проанализировав нормы п. 36 Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014-2016 годы действие, которого продлено на 2017-2019 годы, п. 53 Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, пришел к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.

При этом суд исходил из того, что установление дополнительного отпуска в связи с работой в опасных условиях труда производится по результатам специальной оценки условий труда, и учитывая, что отчет о проведении специальной оценки условий труда в Войсковой части 97692, в том числе, по специальности водитель пожарной команды, был утвержден 30.12.2018, установив, что истцу за период работы с 20.12.2019 по 19.12.2020 предоставлен дополнительный отпуск 7 дней, что соответствует условиям дополнительного соглашения № 1265-1180 от 01.09.2019 к трудовому договору и ст.117 Трудового кодекса РФ.

Вместе с тем, установив, что Отраслевым соглашением между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, зарегистрированным в установленном порядке, и опубликованном на официальном сайте Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных сил России, определено, что гражданскому персоналу, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 4 степени или опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности: не менее 18 календарных дней, доказательств того, что ответчик отказался от присоединения к данному соглашению, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанное Отраслевое соглашение распространяет свое действие на Войсковую часть 97692, как на работодателя и обязательно к исполнению, соответственно, с учетом предоставленного истцу дополнительного отпуска в количестве 7 дней за период работы с 20.12.2019 по 19.12.2020, работодатель обязан произвести ему выплату компенсации за неиспользованные 11 дней отпуска, которая в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ подлежит компенсации в связи с несвоевременной выплатой.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находя несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика Войсковой части 97692 в силу следующего.

Согласно статье 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в ч.1 настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учётом результатов специальной оценки условий труда.

Из материалов дела следует, что на основании п. 36 ОТС на 2014-2016 гг. действие которого продлено на 2017-2019 гг., продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданского персонала, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяется коллективным договором.

Коллективным договором в/ч 97692 на 2017-2019 гг. предусматривалось, что работникам с ненормированным рабочим днём, в том числе пожарная команда (все подразделения) предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 3 календарных дня, за работу с вредными условиями труда дополнительный отпуск предусмотрен не был.

Коллективным договором в/ч 97692 на 2020-2022 гг. предусмотрено, что работникам, занятых на работах с опасными условиями труда, в том числе согласно отчёту о проведении специальной оценки условий труда в в/ч 97692 от 20.12.2018 командиру отделения пожарной команды предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней.

В соответствии с дополнительным соглашением № 1265-1180 от 01.09.2019 к трудовому договору № 1180 от 01.11.2018, с 01.09.2019 ФИО1 предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней, как занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 4 класса (подкласса) условий труда.

Из выписки из приказа от 20.07.2020 № 135 следует, что ФИО1 представлены дни дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве по 7 календарных дней за рабочий период с 20.12.2018 по 19.12.2019 и с 20.12.2019 по 19.12.2020.

Приказом командира в/ч 97692 от 21.12.2020 № 247 ФИО1 выплачена компенсация за неиспользованные дни ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда за период работы с 01.11.2020 по 21.12.2020 в количестве 8,67 календарных дней.

27.12.2019 Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министром обороны РФ подписано Отраслевое соглашение об обязательствах в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на 2020 - 2022 годы и совместных действиях Сторон по их реализации, которое вступило в силу с 01.01.2020.

Указанное соглашение распространяется на представителей Министерства обороны, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, и всех лиц гражданского персонала, работающих (проходящих федеральную государственную гражданскую службу) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, и является основой для заключения коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров в воинских частях и организациях.

Условия коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров не должны ухудшать положение гражданского персонала по сравнению с условиями законодательства Российской Федерации и настоящего Соглашения (пункта 4 Соглашения).

Пунктом 31 Отраслевого соглашения на 2020-2022 гг. предусмотрено, что командиры воинских частей (руководители организаций) обеспечивают для гражданского персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации: предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Продолжительность дополнительных отпусков в случаях, когда она не определена законодательством Российской Федерации, устанавливается в коллективных договорах (соглашениях) или локальными нормативными актами, которые принимаются с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, исходя из финансовых и производственных возможностей воинских частей, вместе с тем, п. 53 ОТС на 2020-2022 гг. предусмотрена конкретная продолжительность дополнительного отпуска для работников, занятых на работах с вредными либо опасными условиями труда. При этом работодателю предоставляется право установления максимальной продолжительности дополнительного отпуска исходя из финансовых и производственных вопросов, то есть более той, что предусмотрена соглашением.

В соответствии с п. 53 Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 гг. гражданскому персоналу, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 4 степени или опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности: не менее 18 календарных дней. Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданского персонала определяется коллективным договором с учётом финансовых и производственных возможностей воинских частей.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, то работодатель отказался от присоединения к ОТС на 2020-2022 гг., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что его положения распространяют своё действие на войсковую часть 97692, как на работодателя, и обязательны к исполнению, следовательно, с ФКУ «Объединённое Стратегическое командование Северного флота» (3 финансово-экономическая служба), в полномочия которого входит финансовое обеспечение войсковой части 97692, в пользу истца подлежит взысканию выплата компенсации за неиспользованный отпуск за 11 календарных дней.

Поскольку в связи с неправильным определением продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска истец не получил своевременно компенсацию в полном объеме, имела место просрочка выплаты, суд с учетом требований ст.236 Трудового кодекса РФ, правомерно взыскал компенсацию за задержку причитающихся выплат за период с 22.12.2020 по 17.05.2020, исходя из размера учетной ставки, действующей в указанный период.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец не доказал наличие стажа работы в опасных условиях, дающих ему право на предоставление дополнительного отпуска, судебной коллегией отклоняются, поскольку право на получение этого отпуска работодатель, издавая приказ от 20.07.2020 № 135, фактически признал, считая, что продолжительность отпуска должна быть 7 дней.

Установив факт нарушения работодателем прав работника, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцу причинен моральный вред, размер которого определен в сумме 5 000 руб.

Оснований не согласиться с размером компенсации, определенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, а доводы жалобы относительно не предоставления стороной истца доказательств, подтверждающих наличие физических и нравственных страданий, находит несостоятельными.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьёй 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 21.04.2011 № 538-О-О, часть 2 статьи 237 Трудового кодекса РФ, часть 2 статьи 237 Трудового кодекса РФ направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав. При определении размера компенсации суд действует не произвольно, а на основе вытекающих из законодательства критериев, такое правовое регулирование, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника, имеет целью защиту прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору,

Из обстоятельств дела следует, что истцу не было предоставлено право на получение дополнительного отпуска, равного 18 календарным дням, а компенсация выплачена только за 7 дней, т.е. факт нарушения трудовых прав истца нашёл своё полное подтверждение.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу войсковой части 97692 - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 03.09.2021.

Председательствующий

Судьи