Судья Бондарева Н.В. № 2-2-201/2020
Докладчик Назаркина И.П. Дело № 33-234/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей Назаркиной И.П. и Смелковой Г.Ф.,
при секретаре Лебедевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 февраля 2021 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия к ФИО1 о взыскании денежных средств по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО2 на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 19 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Назаркиной И.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В обоснование иска указало, что 21 октября 2014 г. в администрацию Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от ФИО1 поступило заявление о включении её в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. 19 мая 2015 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия было выдано свидетельство № 52 о предоставлении ФИО1 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 814 851 рубль (562 247 рублей – средства федерального бюджета, 240 963 рублей – средства республиканского бюджета, 11 641 рублей – средства местного бюджета). Указанные средства были перечислены на счёт ответчика согласно платежным поручениям.
Администрация Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия представила в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия сведения о выполнении ответчиком принятых на себя обязательств по исполнению предоставленной социальной выплаты – строительство жилого помещения. Однако, в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий Управлением Федеральной службы безопасности России по Республике Мордовия были выявлены нарушения условий реализации федеральной целевой программы ответчиком, выразившиеся в нецелевом использовании социальной выплаты. Из постановления о прекращении уголовного дела в отношении ФИО3 от 31 октября 2019 г. следует, что допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 пояснила, что по полученному сертификату она открыла лицевой счёт в АО «Россельхозбанк», на который была перечислена социальная выплата в размере 814 851 рубль на строительство дома, однако, строительство дома она не осуществляла, а за счёт средств ранее полученной ипотеки в ОАО «Россельхозбанк» в сумме 500 000 рублей и собственных накоплений купила дом по адресу: <адрес>, в котором осуществила ремонт за счёт социальной выплаты. Ответчику было выдано разрешение от 7 декабря 2015 г. № 13-ru 13504000-21-2015 на ввод объекта в эксплуатацию начальником отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации, которая включила заведомо ложные сведения о постройке индивидуального жилого дома.
28 мая 2020 г. истец в адрес ответчика направил претензию с требованием предоставить документы, подтверждающие строительство жилого дома. Ответа на указанную претензию не поступило.
С учётом уменьшения исковых требований Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия просило взыскать со ФИО1 в пользу республиканского бюджета Республики Мордовия денежные средства в размере 803 210 рублей (том 1 л.д. 94).
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 19 ноября 2020 г. исковые требования Министерства удовлетворены в полном объёме. Со ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия взысканы денежные средства в размере 803 210 рублей. Со ФИО1 в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия взыскана государственная пошлина в сумме 11 232 рубля.
В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 и третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО2 выражают несогласие с решением суда, просят его отменить, приводя доводы о том, что суд необоснованно удовлетворил требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и взыскал в его пользу денежные средства, поскольку главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство финансов Российской Федерации, поэтому именно оно могло обратиться с иском о взыскании средств федерального бюджета, либо Федеральное казначейство в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия. Полагают, что иск Министерства подлежал отклонению, по крайней мере, в части взыскания в его пользу средств федерального бюджета.
Указывают на то, что в соответствии с целями федеральной целевой программы и Типовым положением ФИО1 на приобретение дома <адрес> потратила средства предоставленной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия выплаты, полученной в ОАО «Россельхозбанк» ипотеки и собственные накопления; за счёт этих же средств были произведены реконструкция и ремонт приобретённого дома, поскольку проживание в нём было невозможно, в связи с чем вывод суда о том, что средства социальной выплаты должны быть израсходованы исключительно на строительство жилого дома является несостоятельным и противоречащим закону.
В администрации Большеберезниковского муниципального района все отчётные документы от ФИО1 были приняты, претензий относительно нецелевого использования социальной выплаты ей не предъявлялось. Получатель выплаты не должен нести ответственность за то, что должностное лицо неверно истолковало требования целевой программы, некомпетентно исполняя свои обязанности, оформила разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Полагают, что суд формально подошёл к рассмотрению данного дела, не учёл обстоятельства того, что социальная выплата была предоставлена молодой семье, проживающей в сельской местности; на полученные денежные средства С-вы приобрели и отремонтировали своё единственное жильё; место жительства они изменять не собираются. Считают, что в данном случае целевая направленность предоставления социальной выплаты была достигнута – удовлетворена потребность молодой семьи в благоустроенном жилье.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ФИО4 просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу С-вых – без удовлетворения.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО2, представитель ответчика ФИО1 адвокат Демина Т.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили и отложить разбирательство дела суд не просили. При этом представитель администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия ФИО5 просила суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя районной администрации.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения ответчика ФИО1, её представителя адвоката Федотовой Т.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ФИО6, возразившей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее – Программа).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. №373 утверждена государственная программа устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 24 марта 2015 г. ФИО1 обратилась в администрацию Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о включении её в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, в рамках вышеуказанной Программы по категории «молодой специалист». ФИО1 указала, что жилищные условия планирует улучшить путём строительства жилого индивидуального дома в Большеберезниковском муниципальном районе и подтвердила, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» ознакомлена и обязуется их выполнять (том 1 л.д. 5-6).
19 мая 2015 г. ФИО1 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 52, согласно которому ей предоставляется социальная выплата в размере 814 851 рубль, в том числе за счёт средств федерального бюджета 562 247 рублей, за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации 240 963 рублей, за счёт средств местного бюджета 11 641 рублей (том 1 л.д. 7-8).
В этот же день, 19 мая 2015 г., между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, ФИО1 и ООО «Кировское» заключен трёхсторонний договор № 13, предметом которого является осуществление сторонами мероприятий, предусмотренных Программой. По условиям данного договора Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия предоставляет получателю господдержки социальную выплату на строительство (приобретение) жилого помещения в размере 803 210 рублей, ООО «Кировское» обязалось оформить трудовые отношения с получателем господдержки, получатель господдержки обязался работать в ООО «Кировское» не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.
Получатель господдержки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.1 договора) (том 1 л.д. 15-17).
При получении свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности ФИО1 дана расписка о том, что она ознакомлена с требованием Программы о необходимости завершения строительства жилого дома в течении года со дня выдачи свидетельства; предупреждена о возможном истребовании в судебном порядке средств социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого дома в собственность (том 1 л.д. 9).
20 мая 2015 г. ООО «Владис» и ФИО1 заключили договор №15 купли-продажи строительных материалов на общую сумму 240 963 рубля, в котором стороны предусмотрели, что денежные средства за купленный товар будут оплачиваться за счёт средств бюджета Республики Мордовия на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №52, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия 19 мая 2015 г. Приобретены радиаторы, унитаз-комплект «Комфорт», аппараты водонагревательные газовые бытовые, блоки оконные пластиковые, обшивка наружная и внутренняя из древесины, блоки дверные, плиты теплоизоляционные, металлочерепица с покрытием, ванная купальная прямобортная (том 1 л.д. 101-103)
20 мая 2015 г. ООО «Владис» и ФИО1 заключили договор №16 купли-продажи строительных материалов на общую сумму 562 247 рублей, в котором стороны предусмотрели, что денежные средства за купленный товар будут оплачиваться за счёт средств бюджета Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №52, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия 19 мая 2015 г. Приобретены счётчик однофазный, люстра, счётчик газовый, дверь входная металлическая, щебень из природного камня, кирпич силикатный, камни бетонные стеновые, плита газовая напольная, кирпич керамический одинарный, доски для покрытия полов (том 1 л.д. 73-76).
Платёжными поручениями № 866464 от 2 июня 2015 г. и № 3350 от 1 июня 2015г. на открытый ФИО1 в ОАО «Россельхозбанке» счёт УФК по Республике Мордовия (Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия) перечислены денежные средства в сумме 562 247 рублей и 240 963 рубля соответственно. В назначении платежей указано на то, что это субсидия на улучшение жилищных условий и имеется ссылка на договоры купли-продажи строительных материалов №15 и №16 от 20 мая 2015 г. (том 1 л.д. 13, 14).
30 июня 2015 г. ФИО1 и ФИО2 (покупатели) заключили с ФИО7 и ФИО8 (продавцы) договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, по условиям которого покупатели купили у продавцов в собственность земельный участок общей площадью 2995 кв.м и расположенный на нём жилой дом общей площадью 132, 2 кв.м по адресу: <адрес>. Стороны установили продажную стоимость жилого дома: 700 000 рублей, земельного участка 250 000 рублей. Указанные жилой дом и земельный участок приобретены покупателями за счёт собственных средств в размере 450 000 рублей и за счёт средств ипотечного кредита в размере 500 000 рублей, которые будут перечислены со счёта покупателя ФИО2 посредством безотзывного покрытого аккредитива в уполномоченном банке ОАО «Россельхозбанк» д/о №3349/20/13 в п. Чамзинка Мордовского регионального филиала. Денежные средства в сумме 450 000 рублей переданы покупателями продавцам наличными до подписания настоящего договора (том 2 л.д. 5-7).
8 июля 2015 г. произведена государственная регистрация права общей долевой собственности ФИО1 на жилой дом, назначение: жилой дом, 1-этажный, по адресу: <адрес>. Документы основания: разрешение на ввод в эксплуатацию от 15 июня 2015 г. № 13-ru 13504000-1-2015, договор дарения 1/2 доли жилого дома от 30 июня 2015 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (том 1 л.д. 22).
7 декабря 2015 г. ФИО1 администрацией Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 13-ru 13504000-21-2015, согласно которому администрация Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в соответствии со статьёй 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешает ввод в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 18).
Действие Программы прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы».
Из постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в связи с истечением сроков давности от 31 октября 2019 г. в отношении ФИО3, вынесенного старшим следователем Чамзинского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия ФИО9, следует, что 7 декабря 2015 г. начальник отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия ФИО3, достоверно зная о том, что ФИО1 денежные средства в виде социальной выплаты выделялись на строительство жилого помещения на земельном участке, расположенном в <адрес>, а последней полученные денежные средства израсходованы не на строительство жилья, а на его приобретение на вторичном рынке, в нарушение требований статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изготовила и подписала разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 7 декабря 2015 г. № 13ru 13504000-21-2015, включив в него заведомо ложные сведения о вводе в эксплуатацию построенного жилого дома.
В процессе расследования уголовного дела в отношении ФИО3 ФИО1 допрашивалась в качестве свидетеля. Из её показаний следует, что после получения сертификата она открыла лицевой счёт в АО «Россельхозбанк», на который была перечислена социальная выплата в размере 814 851 рубль на строительство дома, однако, строительство дома она не осуществляла, а за счёт средств ранее полученной ипотеки в ОАО «Россельхозбанк» в сумме 500 000 рублей и собственных накоплений купила дом по адресу: <адрес>, в котором осуществила ремонт за счёт социальной выплаты (том 1 л.д. 24-32).
5 февраля 2020 г. в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия поступило сообщение заместителя начальника Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Мордовия ФИО10 от 31 января 2020 г. о том, что в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий были получены сведения о нарушениях условий реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 г.». В частности ФИО1 в рамках Программы получила субсидию на улучшение жилищных условий работников сельского хозяйства, проживающих в сельской местности, в размере 814 851 рубль. Согласно условиям ФЦП получатель субсидии должен был осуществить строительство индивидуального жилого дома по адресу, указанному в выданном ему администрацией Большеберезниковского района Республики Мордовия разрешении на строительство, однако, ФИО1 строительство индивидуального жилого дома и иных объектов не осуществляла, а на полученные денежные средства приобрела ранее построенный дом (том 1 л.д. 33).
28 мая 2020 г. первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ФИО11 в адрес ответчика ФИО1 направлено письмо, в котором ответчику предложено в течение 30 дней со дня получения настоящего требования вернуть в республиканский бюджет Республики Мордовия денежные средства использованной не по целевому назначению социальной выплаты, предоставленной на строительство жилья в сельской местности, в сумме 803 210 рублей (том 1 л.д. 34-35, 36).
Ответа на указанное письмо не поступило. Денежные средства в сумме 803 210 рублей в бюджет Республики Мордовия ответчиком не возвращены.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15 сентября 2020 г. № <данные изъяты> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 и ФИО2 с 8 июля 2015 г., основание государственной регистрации: договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 30 июня 2015 г. (том 1 л.д. 67-68).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», действовавшего до 1 января 2018 г., и исходил из того, что ФИО1, обращаясь с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, выбрала способ использования средств именно на строительство жилого индивидуального дома, однако, средства социальной выплаты использовала не по целевому назначению, не на строительство жилого дома, а на его приобретение и ремонт; обязательство, данное истцом при получении социальной выплаты нарушено, в связи с чем средства социальной выплаты подлежат возврату.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия на основании абзаца второго части второй статьи 327.1 ГПК РФ полагает необходимым в интересах законности проверить решение суда в полном объёме, не связывая себя доводами апелляционной жалобы ответчика и третьего лица.
Под интересами законности, которые дают суду апелляционной инстанции право выйти за пределы апелляционной жалобы, как следует из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», с учётом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределённого круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
Интересам законности в данном случае не отвечает нарушение судом первой инстанции норм процессуального права при разрешении искового требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия о взыскании со ФИО1 в пользу республиканского бюджета Республики Мордовия денежных средств в размере 803 210 рублей, а именно положений части третьей статьи 196 ГПК РФ, предусматривающих, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, ФИО1 использовала предоставленную ей Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия социальную выплату в размере 803 210 рублей не по целевому назначению, вследствие чего полученная ею социальная выплата подлежит возврату, поскольку он сделан с учётом совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьёй 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
Согласно положениям статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».Реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения ряда целей, в том числе создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путём: предоставления социальных выплат за счёт средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности; софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала; увеличения объёмов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, установлен Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющемся приложением № 4 к Программе (далее – Типовое положение).
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
В соответствии с пунктом 12 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – орган исполнительной власти).
В соответствии с пунктами 8,16 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе её использовать: на приобретение жилого помещения в сельской местности; на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности. В случае предоставления социальной выплаты на завершение ранее начатого строительства жилого дома размер социальной выплаты ограничивается остатком сметной стоимости строительства жилого дома.
Как указывалось ранее, ФИО1, обращаясь в администрацию Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о включении её в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, в рамках Программы по категории «молодой специалист», указала, что жилищные условия планирует улучшить именно посредством строительства жилого индивидуального дома, а не за счёт его приобретения жилого дома или завершения ранее начатого строительства.
С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, в рамках Программы она была ознакомлена и обязалась их выполнять (том 1 л.д. 6).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
ФИО1, как участник Программы, была ознакомлена с её условиями, заключила трёхсторонний договор, воспользовалась предоставленными ей по условиям Программы и договора денежными средствами, потратив их не на строительство жилого дома, а на покупку строительных материалов. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был приобретён истцом по договору купли-продажи 30 июня 2015 г. за счёт собственных денежных средств и денежных средств, предоставленных банком в кредит. Он был введён в эксплуатацию до того, как продан ФИО1, что подтверждается указанием в свидетельстве о государственной регистрации права на разрешение на ввод в эксплуатацию от 15 июня 2015 г. № 13-ru 13504000-1-2015. Таким образом, ФИО1 нарушила условия и Программы и договора, при этом доказательств отсутствия своей вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства суду не представила.
Доводы заявителей апелляционной жалобы о том, что социальная выплата использована истцом в соответствии с целями федеральной целевой программы на приобретение жилого дома; за счёт этих же средств были произведены реконструкция и ремонт приобретённого дома, поскольку проживание в нём было невозможно, несостоятельны.
Согласно пунктам 8, 9, 11, 13 и 16 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе её использовать:
а) на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестёр), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает;
б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.
Следует отметить, что реконструкцию и ремонт приобретённого дома указанный перечень не предусматривает.
Жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть:
а) пригодным для постоянного проживания;
б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение);
в) не меньше размера, равного учётной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
В случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения и включения его в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, формируемый органом местного самоуправления.
Использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам (займам) не допускается.
В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство (приобретение) жилья размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом).
Предоставление социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство (приобретение) жилья осуществляется на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей гражданину кредит (заём), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом).
Расчётная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утверждённой органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года.
В случае предоставления социальной выплаты на завершение ранее начатого строительства жилого дома размер социальной выплаты ограничивается остатком сметной стоимости строительства жилого дома.
При этом стоимость не завершённого строительством жилого дома, определённая в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, учитывается в качестве собственных средств гражданина в софинансировании строительства жилого дома в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, приобретённый истцом по договору купли-продажи 30 июня 2015 г. за счёт собственных денежных средств и денежных средств, предоставленных ФИО2 банком в кредит, был введён в эксплуатацию еще 15 июня 2015 г. до того, как продан ФИО1 30 июня 2015г. То есть он не являлся объектом незавершённого строительства, как утверждает ответчик.
Средства социальной выплаты не были израсходованы на покупку этого дома, поскольку они были потрачены ответчиком на приобретение строительных материалов.
Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не приобретался на средства социальной выплаты.
При этом сам по себе факт покупки ответчиком 20 мая 2015 г. строительных материалов не подтверждает, что строительство указанного жилого дома было не завершено, а жилой дом был непригоден для проживания.
Следует отметить, что по условиям Программы жилое помещение, на приобретение которого предоставляется социальная выплата, должно быть пригодным для постоянного проживания
Вопреки доводам заявителей апелляционной жалобы судом первой инстанции дана оценка представленным ответчиком договорам купли-продажи строительных материалов от 20 мая 2015 г. и договору подряда на производство работ по монтажу газопровода.
Представленный ответчиком договор №1542 подряда на производство работ по монтажу газопровода без даты и приложенный к нему акт о приёмке выполненных работ по газоснабжению жилого дома и бани, также без указания даты, договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения от 28 октября 2015 г., а также договор на электроснабжение от 20 августа 2015 г., заключенный со ФИО2, не подтверждают тот факт, что купленный 30 июня 2015 г. С-выми жилой дом являлся объектом незавершённого строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Факт выдачи продавцам жилого дома ФИО12 15 июня 2015 г. разрешения на его ввод в эксплуатацию № 13-ru 13504000-1-2015, на которое имеется ссылка в свидетельстве о государственной регистрации права ФИО1 на жилой дом, подтверждает, что строительство дома было выполнено в полном объёме до его продажи ФИО13.
Усовершенствование купленного жилого дома, создание более комфортных условий для проживания в нём за счёт его ремонта не отвечает целям предоставления социальной выплаты.
В заявлении, поданном в администрацию Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, ФИО1 собственноручно написала, что жилищные условия планирует улучшить путём строительства жилого индивидуального дома, а не за счёт приобретения жилого помещения с последующим его ремонтом.
Расчёт социальной выплаты ФИО1 произведён не из остатка сметной стоимости строительства жилого дома, а исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утверждённой органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учётом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года.
При таких обстоятельствах ФИО1 должна была осознавать, что предоставленная ей социальная выплата, расходуется ею не по целевому назначению, не в соответствии с условиями Программы, и потому не могут быть приняты во внимание доводы её апелляционной жалобы о том, что её вины в нецелевом использовании социальной выплаты нет, поскольку это произошло по причине некомпетентности начальника отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Большеберезниковского района ФИО3
Соответствие ФИО1 и ФИО2 условиям Программы, проживание и осуществление ими трудовой деятельности в сельской местности, не освобождает ответчика ФИО1 от обязанности возвратить денежные средства социальной выплаты, использованной не по целевому назначению.
Доводы заявителей апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно удовлетворил требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия о взыскании денежных средств федерального бюджета, поскольку главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство финансов Российской Федерации, поэтому с иском именно оно могло обратиться с иском о взыскании средств федерального бюджета, либо Федеральное казначейство в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Социальная выплата предоставлена ответчику в соответствии с Порядком реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющимся приложением №9 к Государственной программе устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 г., утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. №373 (далее – Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка доли средств федерального и республиканского бюджетов составляют в совокупности 69 процентов от расчётной стоимости строительства (приобретения) жилья в сельской местности и определяются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. №598 (далее – Правила).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (далее – граждане), в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности за счёт средств федерального бюджета.
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Согласно пункту 12 Правил перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учёта поступлений и распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом предоставление субсидии осуществляется субъекту Российской Федерации, в том числе Республике Мордовия, на софинансирование расходных обязательств субъекта без учёта и указания конкретных получателей социальных выплат.
В соответствии с пунктом 5 Порядка социальные выплаты предоставляются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия в порядке и на основании документов, предусмотренных Правилами, Типовым положением и настоящим Порядком.
Таким образом, средства федерального бюджета, за счёт которых ответчику была предоставлена социальная выплата, после их получения Республикой Мордовия в республиканский бюджет в виде субсидии, становятся средствами республиканского бюджета Республики Мордовия и соответственно они должны быть возвращены в республиканский бюджет Республики Мордовия.
Вопрос о дальнейшем использовании возвращённых в бюджет Республики Мордовия средств федерального бюджета, за счёт которых ответчику была предоставлена социальная выплата, их перераспределении или возврате в федеральный бюджет, подлежит разрешению в рамках межбюджетных отношений Республики Мордовия и Российской Федерации, регулируемых бюджетным законодательством Российской Федерации.
Текущее управление реализацией Государственной программы осуществляло Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, являющееся ответственным исполнителем.
Согласно пункту 11 данного Порядка Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия несёт ответственность за осуществление расходов республиканского бюджета Республики Мордовия и осуществляет контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления денежных средств, источником финансового обеспечения которых являются социальные выплаты, в соответствии с условиями их предоставления
С учётом изложенного, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, являясь ответственным исполнителем по реализации федеральных и республиканских бюджетных средств, выделенных для осуществления мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и лицом, осуществляющим контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления денежных средств, имело право обратиться в суд с иском об истребовании в бюджет Республики Мордовия полученной ФИО1 суммы социальной выплаты, использованной ею не по целевому назначению.
Вместе с тем, констатируя правильность вывода суда первой инстанции о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика суммы предоставленной социальной выплаты в связи с её использованием не по целевому назначению, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о взыскании со ФИО1 денежных средств в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
Размер взыскиваемых истцом с ответчика денежных средств социальной выплаты 803 210 рублей представляет собой сумму перечисленных платёжными поручениями № 866464 от 2 июня 2015 г. и № 3350 от 1 июня 2015г. на открытый ФИО1 в ОАО «Россельхозбанке» счёт Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия денежных средств (562 247 рублей и 240 963 рубля), которыми были оплачены договоры купли-продажи строительных материалов №15 и №16 от 20 мая 2015 г., заключенные между ООО «Владис» и ФИО1 (том 1 л.д. 13, 14), согласно следующему расчёту: 562 247 рублей + 240 963 рубля = 803 210 рублей.
Из искового заявления и заявления об уменьшении размера исковых требований следует, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия просило взыскать со ФИО1 денежные средства в размере 803 210 рублей не в свою пользу, а в пользу республиканского бюджета Республики Мордовия.
Согласно части третьей статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако может выйти за пределы заявленных требований в случаях предусмотренных федеральным законом.
По смыслу положений статьи 39 и части третьей статьи 196 ГПК РФ право определения предмета иска и способа защиты гражданских прав принадлежит только истцу, в связи с чем все иные формулировки и толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.
Верховый Суд Российской Федерации в пункте 5 постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» обратил внимание судов на то, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
В данном случае у суда первой инстанции правовых оснований для выхода за пределы исковых требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия не имелось.
Взыскав со ФИО1 денежные средства в размере 803 210 рублей в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, суд тем самым допустил нарушение части третьей статьи 196 ГПК РФ, вследствие чего в этой части решение суда нельзя признать законным и оно подлежит изменению.
Учитывая, что иск Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия судом обоснованно удовлетворён, в соответствии с его предметом денежные средства в размере 803 210 рублей подлежат взысканию со ФИО1 в республиканский бюджет Республики Мордовия.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным и по доводам заявителей апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 19 ноября 2020 г. в той части, в которой суд взыскал со ФИО1 денежные средства в размере 803 210 рублей в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия изменить.
Взыскать со ФИО1 денежные средства в размере 803 210 (восемьсот три тысячи двести десять) рублей в республиканский бюджет Республики Мордовия.
В остальной части решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 19 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи И.П. Назаркина
Г.Ф. Смелкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 февраля 2021 г.
Судья И.П. Назаркина