ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2-300/2021 от 25.04.2022 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Гурова Т.В. № 33-929/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №2-2-300/2021

25 апреля 2022 года город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Романовой В.В.,

судей Ватолиной Ю.А., Тимохиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Каревой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ватолиной Ю.А. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Думиничский район» на решение Сухиничского районного суда Калужской области от 14 октября 2021 года по иску прокурора Думиничского района Калужской области в интересах работников муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального района «Думиничский район» к администрации муниципального района «Думиничский район» об устранении нарушений законодательства, регулирующего функционирование единых дежурно-диспетчерских служб,

УСТАНОВИЛА:

19 августа 2021 года прокурор в интересах работников муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального района «Думиничский район» обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Думиничский район», уточнив требования, просил обязать ответчика не позднее 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, регулирующего функционирование единых дежурно-диспетчерских служб, а именно:

- обеспечить МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба МР «Думиничский район» помещением согласно п.6 Методических рекомендаций по совершенствованию и развитию дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Калужской области, утвержденных на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Калужской области, протокол №4 от 18 июля 2019 года: помещением операционного зала площадью не менее 22,5 кв.м., помещением для приема и приготовления пищи и место отдыха не менее 9 кв.м., помещением руководства площадью12 кв.м.;

- обеспечить сотрудников МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба МР «Думиничский район» формой согласно п.3.12.4 А6 (Таблица А4- Примерный перечень предметов одежды, рекомендуемых для ношения личным составом оперативной дежурной смены ЕДДС) ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные понятия»;

- провести работы для обеспечения электроснабжения технических средств МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба МР «Думиничский район» согласно п.3.13.12 ГОСТ Р 22.7.01-2021, обеспечив электроснабжение от единой энергетической системы в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой;

- с 1 января 2022 года увеличить штатную численность работников МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба МР «Думиничский район» до 11 человек, включив в штатное расписание дополнительно должности оперативного дежурного – 1 единица, оператора системы 112 ? 1 единица;

- при формировании бюджета муниципального района «Думиничский район» на 2022 год предусмотреть в нем финансирование расходов на содержание штатных единиц согласно установленной системе оплаты труда работников МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба МР «Думиничский район» оперативного дежурного – 1 единица, оператора системы 112 ? 1 единица.

В обоснование заявленных требований указано на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что существующий состав, структура, оснащение МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба МР «Думиничский район» не соответствуют действующим нормативным документам, что ставит под угрозу своевременное и качественное реагирование на возможные чрезвычайные ситуации и происшествия.

Прокурор Аксенова Н.В. в суде первой инстанции заявленные требования поддержала.

Представитель МКУ «Единая диспетчерская служба муниципального района «Думиничский район» Калужской области ФИО1 исковые требования поддержал.

Представитель администрации муниципального района «Думиничский район» в судебное заседание не явился.

Решением Сухиничского районного суда Калужской области от 14 октября 2021 года постановлено: обязать администрацию МР «Думиничский район» не позднее 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, регулирующего функционирование единых дежурно-диспетчерских служб, а именно: обеспечить МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба МР «Думиничский район» помещением операционного зала площадью не менее 22,5 кв.м, помещением для приема и приготовления пищи и место отдыха не менее 9 кв.м, помещением руководства площадью 12 кв.м; в остальной части требований - отказать.

В апелляционной жалобе ответчика поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного в части удовлетворенного требования.

На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее.

Заслушав прокурора Бисиркину И.И., полагавшую решение суда законным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая решение об удовлетворении требования прокурора о возложении на администрацию МР «Думиничский район» обязанности не позднее 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, регулирующего функционирование единых дежурно-диспетчерских служб, а именно: обеспечить МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба МР «Думиничский район» помещением операционного зала площадью не менее 22,5 кв.м, помещением для приема и приготовления пищи и место отдыха не менее 9 кв.м, помещением руководства площадью 12 кв.м, суд исходил из следующего.

На основании Постановления администрации МР «Думиничский район» Калужской области №434 от 31 мая 2013 года создано муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального района «Думиничский район» (ЕДДС).

Данная служба создана в целях реализации на территории муниципального образования «Думничский район» Калужской области положений п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 3- 5 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Постановлением администрации МР «Думиничский район» Калужской области №434 от 31 мая 2013 года в безвозмездное пользование ЕДДС передано помещение 15,54 кв.м. В помещении Единой дежурно-диспетчерской службы отсутствует кабинет руководства, комната для приготовления и приема пищи, место отдыха.

Между тем, согласно пункту 6 Методических рекомендаций по совершенствованию и развитию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Калужской области, утвержденных на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Калужской области (протокол № 4 от 18.07.2019), расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на базе требований действующих санитарных правил и норм на основе значений количества специалистов оперативной дежурной смены, численный состав которой определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий), а также исходя из количества населения в муниципальном образовании и соответственно количество звонков в сутки, с учетом средней продолжительности обработки звонка. Площадь оперативного зала для ЕДДС рассчитывается исходя из количества работников в оперативной дежурной смене, из расчета не менее 4,5 м? на 1 оператора ПЭВМ с плоскими дискретными экранами (жидкокристаллическими, плазменными). Для обеспечения бытовых условий функционирования дежурной смены ЕДДС оборудуется помещение для приготовления и приема пищи и место отдыха площадью не менее 9 м?. Также оборудуются помещения (обеспечивается доступ) для санитарно-гигиенических нужд. Площадь помещений руководства ЕДДС рассчитывается исходя из количества штатного персонала ЕДДС: до 10 чел. – 9 м?, до 20 чел. – 12 м?, свыше 20 чел. – 18 м?.

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления самостоятельно, под свою ответственность организуют мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в рамках предоставленных им полномочий и осуществляют финансирование данных мероприятий, а также создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты "г" и "з" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Согласно статье 4 названного выше федерального закона органы управления, силы и средства органов местного самоуправления входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления (абзац пятый пункта 11 данного положения).

Таким образом, по смыслу приведенных норм права органы местного самоуправления в целях защиты населения и территорий муниципальных образований от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера создают органы повседневного управления в форме ЕДДС муниципальных образований, состав и структуру которых самостоятельно и под свою ответственность определяют путем издания соответствующих муниципальных правовых актов.

Методические рекомендации по совершенствованию и развитию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Калужской области, утвержденные на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Калужской области (протокол № 4 от 18.07.2019), на которые сослался суд в обоснование принятого решения, являются документом рекомендательного характера.

Ввиду чего у суда отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности не позднее 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба МР «Думиничский район» помещением операционного зала площадью не менее 22,5 кв.м, помещением для приема и приготовления пищи и место отдыха не менее 9 кв.м, помещением руководства площадью 12 кв.м, упоминаемыми в документе рекомендательного характера, что влечет ограничение конституционных гарантий самостоятельности ответчика и нарушение закрепленного в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принципа самостоятельности местного бюджета.

При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанного требования прокурора.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 (пункт 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сухиничского районного суда Калужской области от 14 октября 2021 года отменить в части удовлетворения требования прокурора Думиничского района Калужской области о возложении на администрацию муниципального района «Думиничский район» обязанности по обеспечению МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального района «Думиничский район» помещением операционного зала площадью не менее 22,5 кв.м, помещением для приема и приготовления пищи и место отдыха не менее 9 кв.м, помещением руководства площадью 12 кв.м.

Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанного требования.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2022 года.

Председательствующий