Дело № 33-8993/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург 01.07.2022
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Волошковой И.А.,
судей Седых Е.Г., Шиховой Ю.В.,
при ведении протокола помощником судьи Весовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-75/2022 по иску прокурора Ачитского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Ачитского городского округа о возложении обязанности организовать холодное водоснабжение населения,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 21.03.2022.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя ответчика ФИО1, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Беловой К.С., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ачитского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц, в котором просил обязать администрацию Ачитского городского округа в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать холодное водоснабжение населения в границах населённого пункта п.Афанасьевский Ачитского городского округа Свердловской области в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644. В обоснование требований указывал, что в ходе надзорных мероприятий, установлено, что в п.Афанасьевский Ачитского городского округа централизованные источники водоснабжения отсутствуют. Нецентрализованное водоснабжение жителей п.Афанасьевский осуществляется из источников нецентрализованного водоснабжения (колодцев), которые не находятся в муниципальной собственности, в связи с чем качество и безопасность воды не проверяется на предмет соответствия гигиеническими нормативам, как следствие, вода из колодцев не может считаться качественной и безопасной.
Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 21.03.2022 требования прокурора удовлетворены, на администрацию Ачитского городского округа возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать холодное водоснабжение населения в границах населенного пункта п. Афанасьевский Ачитского городского округа Свердловской области в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 в действующей редакции.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новое решение. Указано, что Администрация Ачитского городского округа не является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу. Для реализации организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом на территории Ачитского городского округа постановлением администрации Ачитского городского округа от 29.11.2019 № 723 создано Муниципальное казенное учреждение «Служба по работе с населением «Совет». Данное учреждение является юридическим лицом и создано для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации отдельных полномочий органов местного самоуправления. Данное обстоятельство не учтено судом при рассмотрении настоящего дела. Настаивают на своих доводах, приводимых в суде первой инстанции о том, что холодное водоснабжение в п. Афанасьевский имеется. При возложении обязанности организовать холодное водоснабжение, не конкретизировано – каким образом организовать. Судом указан заведомо нереальный срок для исполнения решения суда.
В представленных дополнениях к апелляционной жалобе ответчик указывает, что Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» закрепляет не обязанность органов местного самоуправления по организации водоснабжения, а полномочия (права), которые могут быть реализованы в данной сфере в случае необходимости. Планируется проведение опроса граждан на территории Ачитского городского округа о целесообразности организации централизованного холодного водоснабжения поселка. Ссылаются на служебную записку начальника Афанасьевского территориального управления Администрации Ачитского городского округа от 22.04.2022 о том, что нецелесообразной организацию центрального холодного водоснабжения считают 89% опрошенных граждан. Обеспечение поселка холодным водоснабжением путем постройки колодцев является также нецелесообразным. Строительство источников и сетей водоснабжения на территории Ачитского городского округа возможно исключительно в рамках государственных программ на основании соответствующего инвестиционного проекта.
От прокурора поступили возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых указано, что поскольку действующим законодательством организация водоснабжения населения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, Администрация городского округа является надлежащим ответчиком по делу, что не лишает её возможности реализовать свои полномочия через созданное им муниципальное казенное учреждение. Наличие частных скважин у некоторых жителей и безхозяйных колодцев не свидетельствует об обеспеченности населенного пункта водоснабжением, доступ к качественной и безопасной воде есть не у всех жителей населенного пункта. Считает, что указание на чрезмерно короткий срок для добровольного исполнения решения суда является необоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика настаивала на доводах апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области возражала относительно доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, указывая на их несостоятельность.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, дополнений к ней, и представленных возражений, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В этом же Законе определены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ч. 2 ст. 3 названного Федерального закона № 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
Согласно статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
На основании ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава Ачитского городского округа, согласно которому к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в адрес главы Ачитского городского округа 27.08.2021 вынесено представление прокурора Ачитского района (л.д.9-13), в котором внимание главы Ачитского городского округа обращено на нарушение санитарного законодательства в сфере холодного водоснабжения населения п.Афанасьевский.
Согласно ответу администрации Ачитского городского округа (л.д.14-15), централизованные источники водоснабжения в п.Афанасьевский отсутствуют. При проведении подворового обхода, сделан вывод о полной обеспеченности населения водоснабжением. Население обеспечивается водой из скважин и колодцев, расположенных непосредственно в домовладениях. Нецентрализованные источники водоснабжения по ул.Советская у дома № 2, ул.Советская у дома №28, ул.Механизаторов у дома № 9, ул.Трактовая у дома №19 не состоят в муниципальной казне Ачитского городского округа и не являются источниками нецентрализованного водоснабжения. Вода из данных источников нецентрализованного водоснабжения проверена на соответствие требованиям СанПиН. Требованиям соответствуют источник по адресу <...>.
Установив, что на территории п. Афанасьевский Ачитского городского округа отсутствует центральное холодное водоснабжение, холодное водоснабжение жителей п.Афанасьевский осуществляется из источников централизованного водоснабжения (колодцев и скважин) частного сектора, которые не находятся в муниципальной собственности; некоторые домовладения не имеют своих источников водоснабжения и вынуждены, при отсутствии организованного органом местного самоуправления холодного водоснабжения, пользоваться скважинами и колодцами своих соседей с их разрешения; при этом качество и безопасность воды не проверяется на предмет соответствия гигиеническими нормативам, как следствие, вода из колодцев не может считаться качественной и безопасной; при этом орган местного самоуправления мер к решению вопроса о холодном водоснабжении жителей п.Афанасьевский Ачитского городского округа не принимает, суд пришел к верному выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, позиция органа местного самоуправления, который считает, что население поселка обеспечено холодным водоснабжением за счет частного сектора и необходимость решения этого вопроса на уровне органа местного самоуправления отсутствует, противоречит принципам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым водоснабжение и водоотведение относится к вопросам местного значения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, поскольку они не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел, сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Обстоятельства дела, установленные судом на основании оценки всей совокупности представленных доказательств, подтверждают, что ответчиком нарушены требования ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают правильности выводов суда.
То обстоятельство, что администрация Ачитского городского округа реализует вышеуказанные полномочия посредством Муниципального казенного учреждения «Служба по работе с населением «Совет», которое создано на основании постановления администрации Ачитского городского округа от 29.11.2019 № 723, не освобождает уполномоченный орган местного самоуправления, от исполнения обязанностей не только в рамках полномочий по организации водоснабжения и водоотведения в п. Афанасьевский, возложенных на нее федеральными законами, но и осуществлению муниципального контроля за обеспечением населения в границах городского округа посредством организации водоснабжения качественной и безопасной водой и вопреки доводам апелляционной жалобы, не может служить основанием для освобождения данного ответчика от возложенной на него обязанности.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Ачитского городского округа является ненадлежащим ответчиком, в связи с осуществлением полномочий МКУ «Служба по работе с населением «Совет», поскольку обязанность по организации в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения прямо возложена законом на ответчика, который, будучи вправе делегировать соответствующие полномочия созданным им учреждениям, но не вправе делегировать свою обязанность и ответственность за ее неисполнение.
В свою очередь, невыполнение ответчиком требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации водоснабжения населения, в соответствии с требованиями п.п. 75, 77 СанПиН 2.1.3684-21, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность и качество потребляемой холодной воды, и как следствие, на охрану жизни, здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов.
Доводы жалобы ответчика о том, что организация водоснабжения – это полномочия (право), а не обязанность органа местного самоуправления, которая может быть реализована в случае необходимости, основана на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоснабжения и водоотведения. Исходя из смысла указанной нормы права, вопросы обеспечения права жителей п. Афанасьевское на бесперебойное водоснабжение, относящееся к вопросам местного значения, является обязанностью органа местного самоуправления, через осуществление полномочий которого реализуется право граждан на решение вопросов местного значения, в данном случае в сфере обеспечения водоснабжения. В силу действующего законодательства ответчик обязан организовать водоснабжение населения холодной водой, отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
При установленных по делу обстоятельствах доводы жалобы ответчика, настаивающего на том, что в п. Афанасьевское холодное водоснабжение имеется, является голословным, материалами дела не подтверждается.
Доводы в жалобе о том, что судом не конкретизировано – каким образом организовать холодное водоснабжение, не является основанием для отмены решения суда. Суд, возлагая на администрацию Ачитского городского округа, обязанность организовать холодное водоснабжение населения в п. Афанасьевский, сослался на положения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, пункты 71-74 которых регулируют вопросы организации органом местного самоуправления централизованного, нецентрализованного водоснабжения, подвоза воды населению.
Как следует из положений п. 20 ч. 1 ст. 31 Устава Ачитского городского округа, к полномочиям администрации городского округа относятся, в том числе, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Поэтому в связи с предоставленными полномочиями Уставом, администрация Ачитского городского округа самостоятельна в определении вида водоснабжения, которое необходимо организовать в п. Афанасьевский.
Принимая во внимание вышеизложенное, доводы дополнений к жалобе о нецелесообразности организации централизованного холодного водоснабжения и организации колодцев в указанном населенном пункте, не опровергают правильность выводов суда.
Вопреки доводам жалобы, при принятии судебного постановления, обязывающего ответчика совершить определенные действия, судом, в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставлен достаточный и разумный срок для совершения таких действий (шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения суда). Ссылки на дотационный бюджет Ачитского городского округа, на что указывал представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции, не являются обстоятельством, с безусловностью влекущим отсрочку исполнения принятого судебного акта на более длительный срок, поскольку не освобождает ответчика от обязанности по исполнению решения суда.
В соответствии с положениями норм процессуального законодательства ответчик не лишен права на подачу заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при условии представления надлежащих и достаточных доказательств совершения им всех возможных с его стороны действий по исполнению судебного акта в установленные сроки.
Иных правовых доводов апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 21.03.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий: И.А. Волошкова
Судьи: Е.Г. Седых
Ю.В. Шихова