ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2003/19 от 16.03.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Прохорчук О.В. Дело № 2-2003/2019

(первая инстанция)

№ 33-781/2020

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи - Жиляевой О.И.,

судей - Балацкого Е.В., Ваулиной А.В.,

при секретаре - Белановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 11 декабря 2019 года,

по гражданскому делу по иску ФИО к Общественной палате города Севастополя о признания решения недействительным, понуждении совершить определенные действия,

заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,

установила:

ФИО обратился в суд с иском к Общественной палате города Севастополя, в котором просил признать недействительным протокольное решение членов Общественной палаты города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения результатов тайного голосования, обязать ответчика на основании статьи 9 Закона города Севастополя от 25 декабря 2018 года № 467-ЗС «Об Общественной палате города Севастополя» определить одну треть (включить в состав) членов Общественной палаты города Севастополя второго созыва представителей из числа кандидатур от местных общественных объединений, зарегистрированных на территории города Севастополя, и подавших документы в аппарат Общественной палаты для выдвижения кандидатов в члены Общественной палаты; в случае включения в состав членов Общественной палаты города Севастополя второго созыва менее необходимого для назначения числа членов Общественной палаты от местных общественных объединений, обязать ответчика доизбрать в состав Общественной палаты города Севастополя кандидатов от региональных общественных объединений, представители которых не вошли в состав Общественной палаты города Севастополя.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на сайте Законодательного Собрания города Севастополя была опубликована информация о начале формирования нового состава Общественной палаты города Севастополя в соответствии с Законом города Севастополя от 25 декабря 2018 года № 467-ЗС «Об Общественной палате города Севастополя». Истец был выдвинут от Местной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Ленинского муниципального округа города Севастополя. Согласно статье 8 указанного Закона города Севастополя Общественная палата формируется в составе 33 человек. На официальном сайте Общественной палаты города Севастополя была размещена информация о том, что ДД.ММ.ГГГГ в Общественной палате состоялось тайное голосование по кандидатам, подавшим свои документы в аппарат Общественной палаты, по итогам которого были избраны еще семь членов. Истец полагал, что указанные семь членов определены с нарушением федерального законодательства, регулирующего отношения в вышеуказанной сфере. Действиями членов Общественной палаты города Севастополя нарушены права кандидатов в члены Общественной палаты от местных общественных объединений, зарегистрированных на территории города Севастополя, в том числе, нарушены права истца, поскольку он является кандидатом от местной общественной организации. Исходя из смысла статьи 9 Закона города Севастополя № 467-ЗС, законодатель устанавливает приоритет для кандидатов от местных общественных организаций быть определенными (включенными) в состав Общественной палаты. Вместе с тем, действуя в нарушение положений федерального законодательства и законодательства города Севастополя, устанавливающего порядок формирования Общественной палаты, члены Общественной палаты Севастополя определили большинство членов в состав третьей части Общественной палаты из числа представителей региональных общественных объединений, нарушив права кандидатов от местных общественных объединений, зарегистрированных на территории города Севастополя.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 11 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным решением, истец ФИО подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене.

Апеллянт указывает на то, что выводы суда первой инстанции о единогласном принятии решений на заседании и его правомочности, являются необоснованными, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о единогласном принятии решений по всем вопросам состоявшегося заседания. Считает, что суд не дал правовую оценку тому обстоятельству, что не все бюллетени голосования содержали требуемое количество отметок по 11 кандидатам, что являлось нарушением п.13 Регламента заседания, принятого ДД.ММ.ГГГГ. Также обращает внимание на то, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в суд был подан отзыв на иск, из содержания которого усматривается фактическое признание исковых требований, однако стороны по делу были лишены возможности ознакомиться с данным отзывом, поскольку с момента его поступления в суд и в последующих судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, суд об их поступлении сторон не уведомил. Кроме того, позиция ответчика, изложенная в отзыве, также не содержится в мотивировочной части обжалуемого решения, из чего следует, что она не учитывалась судом при разрешении спора. Также ссылается на несоответствие положений пункта 2 части 11 статьи 9 Закона Севастополя № 467-ЗС «Об Общественной палате г.Севастополя» нормам Федерального закона № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО и его представитель ПИ апелляционную жалобу поддержали, просили удовлетворить по изложенным в ней доводам.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно частям 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации Общественная палата субъекта Российской Федерации (далее - Общественная палата) обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации (далее - граждане), и некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации (далее - некоммерческие организации), с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, находящимися на территории субъекта Российской Федерации (далее - органы местного самоуправления), в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Преамбулой Закон города Севастополя от 25 декабря 2018 года № 467-ЗС на основании Федерального закона от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»), регулирует порядок формирования и деятельности Общественной палаты города Севастополя.

Согласно части 1 статьи 8 Закона города Севастополя № 467-ЗС Общественная палата формируется в составе 33 человек.

Статьей 9 Закона города Севастополя № 467-ЗС установлен порядок формирования Общественной палаты города Севастополя.

Так, не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий членов Общественной палаты Законодательное Собрание города Севастополя размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о начале процедуры формирования нового состава Общественной палаты.

Правом на выдвижение кандидатов в члены Общественной палаты обладают некоммерческие организации.

Каждая некоммерческая организация, деятельность которой в сфере представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп составляет не менее трех лет, вправе предложить одного кандидата из числа граждан, которые имеют место жительства на территории города Севастополя.

В течение 30 календарных дней со дня размещения Законодательным Собранием города Севастополя на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о начале процедуры формирования нового состава Общественной палаты осуществляется представление предложений о кандидатах в состав Общественной палаты:

1) Губернатору города Севастополя - от зарегистрированных на территории города Севастополя структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений;

2) Законодательному Собранию города Севастополя - от зарегистрированных на территории города Севастополя некоммерческих организаций, в том числе региональных общественных объединений;

3) в аппарат Общественной палаты - от местных и региональных общественных объединений, зарегистрированных на территории города Севастополя.

Члены Общественной палаты, утвержденные Губернатором города Севастополя, и члены Общественной палаты, утвержденные Законодательным Собранием города Севастополя, в течение 20 календарных дней со дня окончания срока, установленного частью 7 настоящей статьи, проводят заседание, на котором:

1) утверждают регламент проведения заседания (заседаний), форму и порядок голосования по кандидатурам, представленным в аппарат Общественной палаты от общественных объединений, указанных в пункте 3 части 7 настоящей статьи;

2) определяют состав остальной одной трети членов Общественной палаты из числа кандидатур, представленных в аппарат Общественной палаты от местных общественных объединений, зарегистрированных на территории города Севастополя. В случае внесения менее необходимого для назначения числа членов Общественной палаты от местных общественных объединений, рассматриваются предложения о кандидатах в члены Общественной палаты от региональных общественных объединений, представители которых не вошли в состав Общественной палаты.

Заседание, указанное в части 11 настоящей статьи, считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Общественной палаты, утвержденных Губернатором города Севастополя, и более половины членов Общественной платы, утвержденных Законодательным Собранием города Севастополя.

Согласно пункту 1 статьи 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на сайте Законодательного Собрания города Севастополя была опубликована информация о начале формирования нового состава Общественной палаты города Севастополя в соответствии с Законом города Севастополя от 25 декабря 2018 года № 467-ЗС «Об Общественной палате города Севастополя».

Постановлением Законодательного Собрания города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ членами Общественной палаты города Севастополя назначены 11 человек.

Указом Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЦГ утверждены 11 членов Общественной палаты города Севастополя из числа кандидатур, представленных зарегистрированными на территории <адрес> структурными подразделениям общероссийских и межрегиональных общественных объединений.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание членов Общественной палаты города Севастополя, утвержденных Губернатором города Севастополя, и членов Общественной палаты города Севастополя, утвержденных Законодательным Собранием города Севастополя.

На заседании присутствовали все 22 члена, что подтверждается регистрационным листом заседания членов Общественной палаты города Севастополя по определению состава остальной одной трети членов Общественной палаты.

На заседании утвержден регламент заседания членов Общественной палаты города Севастополя, которым установлен порядок проведения заседания, в том числе, установлено, что третья часть Общественной палаты определяется из числа кандидатур, предоставивших необходимый пакет документов в аппарат от местных общественных объединений, зарегистрированных на территории города Севастополя. В сложившейся ситуации явной недостаточности третьей части, избираемой из числа членов Общественной палаты от местных общественных объединений определено, что должны быть рассмотрены предложения, поступившие в аппарат о кандидатах в члены Общественной палаты от региональных общественных объединений, представители которых не вошли в состав Общественной палаты. Третья часть Общественной палаты из числа кандидатов, предоставивших необходимый пакет документов в аппарат, определяется тайным голосование.

Согласно Регламенту заседания аппаратом для оглашения заседанию были подготовлены списки кандидатов в члены Общественной палаты. Первый список, сформированный в ходе поступления предложений о кандидатах третьей части от местных общественных объединений, зарегистрированных на территории города Севастополя. Второй список, сформированный в поступления предложений о кандидатах в третью часть от зарегистрированных на территории города Севастополя некоммерческих организаций региональных общественных объединений.

Регламентом установлено осуществление голосования с использованием единого бюллетеня, составленного из двух списков: из числа кандидатов от местных общественных объединений и из числа кандидатов от региональных общественных объединений, представители которых не вошли в состав Общественной палаты (пункт 12 Регламента).

Согласно пункту 17 Регламента одиннадцать кандидатов, набравших максимальное количество голосов, но не менее 12, считаются избранными в состав Общественной палаты.

Указанный Регламент утвержден на заседании Общественной палаты города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ.

Также на заседании было принято решение об утверждении результатов тайного голосования об избрании членами Общественной палаты города Севастополя еще 7 членов.

Как следует из материалов дела, истец был представлен кандидатом в члены Общественной палаты города Севастополя от местного общественного объединения - Местной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Ленинского муниципального округа города Севастополя.

Согласно бюллетеням тайного голосования по выборам в члены Общественной палаты принимали участие 7 кандидатов от местных общественных объединений, 45 – от региональных. Согласно протоколу заседания счетной комиссии Общественной палаты города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ избранными членами общественной палаты города Севастополя стали 1 член от местного общественного объединения, 6 – от региональных общественных объединений. ФИО из необходимых 12 голосов набрал 11.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено и подтверждается материалами дела, что заседание членов Общественной палаты города Севастополя, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, являлось правомочным ввиду присутствия всех членов палаты и с соблюдением требований утвержденного Регламента, решения членами палаты принимались по всем вопросам, в том числе, об утверждении Регламента заседания и утверждения результатов тайного голосования, с соблюдением процедуры. Решение членов Общественной палаты об утверждении Регламента заседания в судебном порядке не оспорено и не отменено. Процедура голосования по избранию остальной трети состава Общественной палаты города Севастополя соблюдена.

Таким образом, в результате состоявшегося голосования ФИО не набрал необходимого количества голосов для избрания его в состав Общественной палаты, а, соответственно, его права никоим образом не нарушены. Каких-либо доказательств свидетельствующих о том, что проведенная процедура голосования единым бюллетенем за представителей из числа кандидатов от местных общественных объединений и из числа кандидатов от региональных общественных объединений, представители которых не вошли в состав Общественной палаты, повлияла на результаты голосования конкретно по кандидатуре ФИО последним не представлено.

Выдвижение в члены Общественной палаты 7 кандидатов от местных общественных объединений при наличии квоты в 11 представителей не означает, что указанные кандидаты автоматически будут избраны в состав Общественной палаты. Как уже указывалось ранее по результатам голосования, ФИО необходимого количества голосов не набрал, что не позволяет говорить о нарушении его прав.

Имеющийся в материалах дела отзыв со стороны представителя Общественной палаты города Севастополя не может расцениваться, как признание иска и быть положен в основу принимаемого судом решения, поскольку требования истца не подтверждены соответствующими доказательствами.

Нарушений норм гражданского процессуального законодательства при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, судебное решение отмене не подлежит.

руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.И. Жиляева

Судьи А.В. Ваулина

Е.В. Балацкий