ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2005/2021 от 18.04.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Шубин М.Ю. УИД 18RS0005-01-2021-002224-67

Апел.производство: № 33-1431/2022

1-я инстанция: № 2-2005/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 апреля 2022 года г.Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И.Л.,

судей Пашкиной О.А., Нургалиева Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корепановой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Росгвардии по УР на решение Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 23 декабря 2021 года, которым удовлетворены исковые требования ФИО1 к Управлению Росгвардии по Удмуртской Республике об обязании предоставить жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.

С Управления Росгвардии по Удмуртской Республике за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемая военнослужащим-гражданам РФ и иным лицам, в размере 9528120 (Девять миллионов пятьсот двадцать восемь тысяч сто двадцать) рублей 00 копеек в порядке очередности на получение субсидии, установленной Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – Управление Росгвардии по УР), которым в связи с увеличением стоимости жилого помещения до 55720 руб. за 1 кв. м., просил обязать предоставить ему и членам его семьи жилищную субсидию в размере 9528120 руб.

Определением Устиновского районного суда г.Ижевска от 24.05.2021 суд перешел к рассмотрению требований ФИО1 по правилам гражданского судопроизводства

Исковые требования ФИО1 мотивировал тем, что он совместно с членами своей семьи признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части №6575 от 10.02.2015), кроме того, согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по УР №6 от 18.03.2019 включен в список признанных в качестве имеющих право на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. При этом ФИО1 и члены его семьи не желают получать в собственность жилое помещение, в котором они проживают в настоящее время по договору социального найма. По состоянию на 18.03.2019 ФИО1 и членам его семьи была положена субсидия в размере 7416957,00 руб. Вместе с тем, в настоящее время жилищная субсидия ФИО1 и членам его семьи не предоставлена, он состоит в списке очередников на получение жилищной субсидии под №2. Ежегодно на приобретение жилья военнослужащим, выделяется более ста миллиардов рублей, однако, начиная с 2015 года, субсидия ФИО1 не получена, в связи с этим полагает, что оснований для отказа в удовлетворении его требований о выплате субсидии не имеется.

Определениями суда от 17.08.2021 и от 12.10.2021 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены жилищная комиссия Управления Росгвардии по УР и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали иск по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 представила в судебное заседание возражения на исковое заявление (л.д.32-35), согласно которым каким-либо преимущественным правом на получение жилищной субсидии перед военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, истец не обладает. Кроме того, Управление Росгвардии по УР не правомочно предоставить ФИО1 и членам его семьи жилищную субсидию, при этом определить конкретные сроки предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения не представляется возможным, поскольку денежные средства для выплаты жилищной субсидии выделяются Департаментом строительства Росгвардии за счет средств федерального бюджета. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель жилищной комиссии по доверенности ФИО2 поддержала доводы возражений ответчика, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО3 в судебном заседании также поддержал доводы своих возражений на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Росгвардии по УР просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что решение принято с нарушением норм действующего законодательства. Перед истцом значится 674 человека, претендующих на получение жилищной субсидии (4 человека в Управлении Росгвардии по Удмуртской Республике), по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имеет. В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Указанное обстоятельство суд оставил без внимания, хотя, как это следует из п. 6 Порядка № 428, одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии. ФИО1, состоящему на законных основаниях на учете нуждающихся в жилом помещении, ответчик выплатит жилищную субсидию в соответствии с действующим законодательством при поступлении бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии истцу в Управление Росгвардии по Удмуртской Республике от Департамента Строительства Росгвардии в порядке очередности.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1 – ФИО4 выражает несогласие с содержащимися в ней доводами.

В суде апелляционной инстанции представитель Управления Росгвардии по УР – ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы, истец ФИО1 и его представитель ФИО4 считали доводы апелляционной жалобы необоснованными. ФИО1 пояснил, что продивает до сих пор в служебной трехкомнатной квартире, которую он отказался принимать в собственность, желает получить жилищную субсидию.

Представитель третьих лиц жилищной комиссии Управления Росгвардии по УР и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - ФИО3 согласился с доводами апелляционной жалобы.

На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё. Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в период с 21.04.2000 по 10.02.2015 истец проходил действительную военную службу во внутренних войсках МВД России в войсковой части №6575. 10.02.2015 приказом командира войсковой части №6575 №25 старший сержант ФИО1 уволен с военной службы в отставку Вооруженных Сил РФ в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Выслуга лет составляет: в календарном исчислении - 27 лет 03 месяца 18 дней; в льготном исчислении - 20 лет 02 месяца 11 дней.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 6575 №3 от 10.02.2015 ФИО1 и члены его семьи признаны нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и впредь до принятия соответствующего федерального закона, была образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по УР №6 от 18.03.2019 ФИО1 включен в список, признанных в качестве имеющих право на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Разрешая спор, суд руководствовался ст.46 Конституции РФ, Федеральным законом от 27.05.1998 №78-ФЗ «О статусе военнослужащих», Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 №76.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 имеет право на обеспечение жилищной субсидией согласно нормативов, установленных Постановлением Правительства от 03.02.2014 №76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», по основаниям, предусмотренным ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Право ФИО1 на получение жилищной субсидии по основаниям, предусмотренным ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» подтверждено следующими документами: выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 6575 №3 от 10.02.2015, выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по УР №6 от 18.03.2019, выпиской из приказа командира войсковой части 6575 №188 с/ч от 14.09.2016, выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по УР №21 от 07.10.2021, а также иными материалами дела.

Федеральный орган исполнительной власти, в котором проходил военную службу истец, уклоняется от выплаты субсидии на приобретение жилья, что нарушает права истца. Права истца были нарушены невыплатой жилищной субсидии в установленном размере.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы являются обоснованными.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Аналогичный подход сформулирован и в п. 6 Порядка предоставления военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного приказом Росгвардии № 431 от 28.09.2018. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Утвержденный приказом Росгвардии от № 428 от 28.09.2018 Порядок предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Порядок № 428).

Пункт 3 Порядка № 428 устанавливает, что жилищная субсидия является формой обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

Пункт 9 Порядка № 428 предусматривает, что жилищная субсидия вне очереди предоставляется военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Оснований для предоставления жилищной субсидии вне очереди по п.9 Порядка № 428 истец не имеет, поэтому жилищная субсидия должна быть предоставлена ему в порядке очередности.

Истец является вторым в очереди на получение жилищной субсидии в Управлении Росгвардии по Удмуртской Республике (л.д. 78).

Таким образом, перед истцом имеются люди, претендующие на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имеет, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у ФИО1, а в силу ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это судом первой инстанции не учтено.

Одним из условий для принятия решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии, что следует из п. 7 Порядка № 428.

Поэтому в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее ФИО1, следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не могло. Аналогичный подход отражен в определении Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 07.07.2016 N 210-КГ16-11.

В соответствии с подпунктом 90 пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Исходя из содержания п.6 Порядка № 428, в редакции действующей с 27.12.2021, а также п.7 данного Порядка, Управление Росгвардии по Удмуртской Республике не может осуществить выплаты жилищной субсидии ФИО1 без получения бюджетных ассигнований от Департамента Строительства Росгвардии.

Согласно представленным сведениям о размерах выделенных бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии Росгвардией Управлению Росгвардии по Удмуртской Республике за период с 10.02.2015 по настоящее время, а также сведениям о полученных бюджетных ассигнованиях Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике за вышеуказанный период времени выделенные Департаментом Строительства Росгвардии бюджетные ассигнования на предоставление жилищной субсидии в Управление Росгвардии по Удмуртской Республике за запрашиваемый период равны полученным Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике бюджетным ассигнованиям и выплачены 2 военнослужащим, имеющим преимущественное право на получение такой выплаты (вне очереди) (л.д.59,60,72,73,74,78).

Для истца денежные средства не выделялись.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что ответчик уклоняется от выплаты субсидии и нарушает права истца невыплатой жилищной субсидии в установленном размере, являются ошибочными и не основанными на законе.

Кроме того суд взыскал в пользу истца жилищную субсидию в порядке очередности на ее получение. То есть решение суда не направлено на восстановление предполагаемых нарушений прав истца, поскольку и без судебного решения жилищная субсидия будет предоставлена истцу в порядке очередности. Оснований для предоставления жилищной субсидии вне очереди не имеется.

При вышеуказанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и нарушением норм материального права (п.п. 3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ) с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца. Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 23 декабря 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Росгвардии по Удмуртской Республике об обязании предоставить жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения отказать.

Апелляционную жалобу удовлетворить.

Председательствующий И.Л. Копотев

Судьи О.А. Пашкина

Э.В. Нургалиев