ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2008/2022 от 08.09.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Шарифуллин Ш.Н.

УИД 16RS0036-01-2022-004002-43

дело № 2-2008/2022

№ 33-12227/2022

учет № 211г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гаянова А.Р.,

судей Муллагулова Р.С., Шайхиева И.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыбушкиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального казанного учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан Сабаева А.Ю. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 9 июня 2022 года, которым постановлено:

Иск Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан удовлетворить в полном объеме;

Обязать федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- В общежитии отряда № 1 обеспечить соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей, учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. Коридоры здания общежития отряда № 1 оснастить автоматической пожарной сигнализацией. В здании общежития отряда № 1 обеспечить исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией);

- Здание медицинской части оснастить автоматической системой пожарной сигнализации, системой оповещения 2-го типа, организовать проведение проверок внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

- Общежитие отряда № 12 оснастить автоматической системой пожарной защиты, системой оповещения 2-го типа, обеспечить объект первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);

- В общежитии отряда № 2 обеспечить соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей, учет их наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. В секциях №№ 3, 9, 10, 11, помещении по воспитательной работе с осужденными (ПВР), коридоре установить не менее 2- х извещателей автоматической пожарной сигнализации. В общежитии отряда № 12 обеспечить исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией);

- На участке колонии-поселения кабинеты заместителя начальника и сотрудников учреждения оснастить автоматической пожарной сигнализацией. На участке колонии-поселения обеспечить исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией) в срок до 01 июля 2023 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчиков УФСИН России по Республике Татарстан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Татарстан Косова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Нижнекамской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан в лице Галимова Б.Р., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Нижнекамская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан обратилась в суд с иском к ФКУ ИК- 8 УФСИН России по Республике Татарстан (далее ИК-8), Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан об исполнении требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование заявления указано, что Нижнекамской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан с привлечением в качестве специалиста инспектора отдела надзорной деятельности по Альметьевскому муниципальному району проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства на территории ИК-8.

Проведенной проверкой установлены следующие нарушения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности в ИК-8:

- в общежитии отряда № 1 не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. В здании общежития отряда № 1 коридоры не защищены автоматической пожарной сигнализацией. В здании общежития отряда № 1 не обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией);

- здание медицинской части не оснащено автоматической системой пожарной сигнализации, не оснащено системой оповещения 2-го типа, не организовано проведение проверок внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

- общежитие отряда № 12 не оснащено автоматической системой пожарной защиты, не оснащено системой оповещения 2-го типа, не обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);

- общежитии отряда № 2 не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. В секциях №№ 3, 9, 10, 11, помещении по воспитательной работе с осужденными (ПВР), коридоре установлено лишь по одному пожарному извещателю автоматической пожарной сигнализацией (необходимо не менее 2-х). В общежитии отряда № 12 не обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией);

- на участке колонии-поселения в здании тыловой службы кабинеты заместителя начальника и сотрудников учреждения не оснащены автоматической пожарной сигнализацией. На участке колонии-поселения не обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности) автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией);

Вышеуказанные грубые нарушения закона нарушают права и законные интересы, создают угрозу жизни и здоровью сотрудников учреждения, спецконтингента и лиц посещающих данной исправительное учреждение.

ИК-8 является учреждением с массовым пребыванием людей, с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (сотрудников, осужденных, состав которых постоянно меняется). Кроме того, в разное время в исправительном учреждении могут находиться лица, пребывающие в колонию на свидания с осужденными, а также сотрудники правоохранительных органов и иные лица, выполняющие свои профессиональные обязанности. В связи с этим, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц.

Просит обязать, ФКУ ИК-8 УФСИН России по РТ устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 26.12.2022:

- в общежитии отряда № 1 обеспечить соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей, учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. Коридоры здания общежития отряда № 1 оснастить автоматической пожарной сигнализацией. В здании общежития отряда № 1 обеспечить исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией);

- здание медицинской части оснастить автоматической системой пожарной сигнализации, системой оповещения 2-го типа, организовать проведение проверок внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

- общежитие отряда № 12 оснастить автоматической системой пожарной защиты, системой оповещения 2-го типа, обеспечить объект первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);

- в общежитии отряда № 2 обеспечить соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей, учет их наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. В секциях №№ 3, 9, 10, 11, помещении по воспитательной работе с осужденными (ПВР), коридоре установить не менее 2- х извещателей автоматической пожарной сигнализации. В общежитии отряда № 12 обеспечить исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией);

- на участке колонии-поселения кабинеты заместителя начальника и сотрудников учреждения оснастить автоматической пожарной сигнализацией. На участке колонии-поселения обеспечить исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией).

В судебном заседании Нижнекамский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РТ на удовлетворении заявления настаивал.

Представитель УФСИН по Республике Татарстан и ИК-8 иск признал частично и просил увеличить сроки устранения до 31.12.2023.

Третье лицо представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан иск прокурора поддержал.

Суд принял решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель ИК-8, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан Сабаев А.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что учитывая значительный размер необходимой суммы на ремонт, большой объем работы, необходимость проведения закупочных процедур, им необходимо предоставить срок для устранения нарушений до 31.12.2023.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Альметьевскому муниципальному району РТ УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участвующего в деле лица.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организаций обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, издающей такую опасность.

Из материалов дела видно, что Нижнекамской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан с привлечением в качестве специалиста инспектора отдела надзорной деятельности по Альметьевскому муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан ФИО8 12.05.2022 проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства на территории ИК-8.

Проверкой установлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности в ИК-8 в виде необеспечения сроков перезарядки освидетельствования и своевременной замены огнетушителей, незащищенности некоторых помещений автоматической пожарной сигнализацией и системы оповещения и управления эвакуацией, не организации проведения проверок внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения, необеспеченности первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).

Принимая решение об удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из наличия правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме. Выводы суда основаны на собранных доказательствах и соответствуют действующему правовому регулированию спорных правоотношений.

В результате бездействия и недобросовестного отношения администрации ИК-8 к соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности нарушаются права и законные интересы, создаётся угроза жизни и здоровью граждан.

Выявленные грубые нарушения норм законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации вышеуказанных объектов ставят под угрозу жизнь и здоровье людей. Нарушение норм противопожарного законодательства не исключает возможности возникновения всякого рода чрезвычайных ситуаций, повлекших массовую гибель людей, причинение вреда здоровью человека.

У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 67 ГПК Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости финансирования проведения работ по устранению выявленных нарушений на значительную сумму, большом объеме работ и необходимости проведения закупочных процедур судебной коллегией отклоняются, поскольку эти обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных законом обязанностей.

При отсутствии объективной возможности исполнения решения суда в указанный судом срок ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Имеющие правовое значение обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 9 июня 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального казанного учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан Сабаева А.Ю. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение принято в окончательной форме 13 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи

Определение12.09.2022