ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-200/20 от 26.08.2020 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Щиканов А.В.

Дело № 2-200/2020

Дело № 33-550/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 августа 2020 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Слободчиковой М.Е., Коневой О.А.,

при секретаре Мерзляковой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО на решение Ленинского районного суда ЕАО от 16.06.2020, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Лазаревского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности произвести финансирование и обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию Домов культуры расположенных на территории Лазаревского сельского поселения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО в срок до 01.12.2020 года произвести финансирование и оборудовать: - Дом культуры села Лазарево Ленинского района Еврейской автономной области - системой видеонаблюдения, ограждением, исключающим беспрепятственный проход на территорию Дома культуры, обеспечить пропускной режим на объект;

- Дом культуры села Унгун Ленинского района Еврейской автономной области - системой видеонаблюдения, ограждением, исключающим беспрепятственный проход на территорию Дома культуры.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности произвести финансирование и обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию Домов культуры расположенных на территории Лазаревского сельского поселения - системой видеонаблюдения, ограждением, организации пропускного режима на объекты отказать.

Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., прокурор Холманских Т.А., представителя ответчика администрации МО «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО Былковой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО (далее - администрация Лазаревского сельского поселения) о возложении обязанности выполнить определённые действия.

Требования мотивировал тем, что в ходе проведённой проверки установлено нарушение ответчиком требований Федерального закона «О противодействии терроризму», выразившиеся в том, что дома культуры в с. Лазарево и с. Унгун не оборудованы системой видеонаблюдения, ограждением, исключающим беспрепятственный проход на территорию объекта, в них не организован пропускной режим.

С учетом последующего уточнения, просил в срок до 01.09.2020 обязать администрацию Лазаревского сельского поселения произвести финансирование и оборудовать дома культуры с. Лазарево и с. Унгун системой видеонаблюдения, ограждением, исключающим беспрепятственный проход на территорию объекта, в доме культуры с. Лазарево организовать пропускной режим на объект.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО (далее - администрация Ленинского муниципального района).

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района Оржеховский Е.П. уточнённые требования поддержал по доводам иска.

Представитель ответчика администрации Лазаревского сельского поселения Былкова И.В. требования не признала. Пояснила, что дома культуры с. Лазарево и с. Унгун относятся к 2 и 3 категории безопасности соответственно. Утверждала, что согласно паспортам безопасности объектам 2 и 3 категории пропускной режим, ограждение и видеонаблюдение не требуются. Мероприятия, которые прокурор требует выполнить, необходимы только для объектов 1 категории безопасности. Более того, между администрациями Лазаревского сельского поселения и Ленинского муниципального района заключено соглашение, согласно которому последней переданы полномочия по обеспечению услугами организации культуры и денежные средства в размере 6 900 000 рублей на данные цели. В условия данного соглашения также входит обеспечение безопасности домов культуры. Администрация сельского поселения денежными средствами на требуемые прокурором мероприятия не располагает.

Представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района Куприенко Л.Г. не признал требования к администрации района. Пояснил, что денежные средства переданные администрацией поселения администрации района на исполнение предусмотренных соглашением полномочий, не рассчитаны на выполнение требований антитеррористической защиты. Если в следующем году аналогичное соглашение будет заключено и администрация поселения передаст необходимые для исполнения решения денежные средства, то решение будет исполнено администрацией района. Указал, что установка видеонаблюдения и ограждения в домах культуры с. Унгун и с. Лазарево нецелесообразна, так как Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» их установка не предусмотрена.

Представитель муниципального казённого учреждения культуры «Централизованная клубная система» муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО (далее - МКУК «ЦКС») в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Лазаревского сельского поселения просила решение суда отменить.

Мотивируя жалобу, указала, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения, руководствовался постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей и объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, и форм безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Однако требования антитеррористической защищённости объектов «территорий» в сфере культуры регламентируются постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Положениями данного акта установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической безопасности объектов культуры возложена на руководителей организаций (органов) в сфере культуры, являющихся правообладателями данных объектов, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов.

Полномочия по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры переданы по соглашению от 17.12.2019 администрации Ленинского муниципального района.

В целях реализации переданных полномочий администрация Лазаревского сельского поселения передала администрации Ленинского муниципального района ЕАО в безвозмездное пользование здания домов культуры и ежегодно предоставляет межбюджетные трансферты.

В связи с чем, правообладателем домов культуры в с. Лазарево и с. Унгун является администрация Ленинского муниципального района ЕАО, которая является надлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» и постановление Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 не предусматривают обязанность оборудовать дома культуры, относящиеся ко второй и третьей категории, системой видеонаблюдения и ограждением.

Вопреки выводам суда, требования антитеррористической защищённости в домах культуры с. Лазарево и с. Унгун, относящихся к 2 и 3 категории опасности, выполнены в полном объёме, в них обеспечен пропускной режим, на входе в здания в рабочее время организовано дежурство и учёт посетителей, все дополнительные двери закрыты на замок, налажено взаимодействие с органами власти, службами спасении и правоохранительными службами, разработаны инструкции для сотрудников во внештатных ситуациях, в ночное время здания охраняются сторожами.

В возражение на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ленинского района Оржеховский Е.П. просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Лазаревского сельского поселения Былкова И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор Холманских Т.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.

Представители ответчика Ленинского муниципального района и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков МКУК «ЦКС» в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения которого извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 16.03.2020 прокуратурой Ленинского района ЕАО совместно с директором МКУК «ЦКС» проведена проверка исполнения требований антитеррористической защищённости учреждений культуры, расположенных на территории Лазаревского сельского поселения.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 здания домов культуры с. Лазарево и с. Унгун не оборудованы системами видеонаблюдения, ограждением, исключающим беспрепятственный проход на территорию объектов, кроме того, в доме культуры с. Унгун не обеспечен пропускной режим, о чём составлен соответствующий акт.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 3, части 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», установив, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждено наличие нарушений требований законодательства по антитеррористической защищённости зданий домов культуры, указанных в исковом заявлении, удовлетворил исковые требования прокурора.

При этом суд пришёл к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию и выполнению мероприятий, указанных в резолютивной части решения, на администрацию Лазаревского сельского поселения, как на орган местного самоуправления и собственника зданий домов культуры, который в силу закона обязан исполнять требования по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищённости объектов (территорий) культуры.

По указанным основаниям в удовлетворении иска к администрации Ленинского муниципального района суд отказал, указав, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Судебная коллегия не согласилась с выводом суда в части удовлетворения исковых требований к ответчику администрации Лазаревского сельского поселения, поскольку он не основан на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).

Согласно пункту 1 Требований настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укреплённости объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

В силу положений пункта 7.1 и 12 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 6 и 27 статьи 3 устава муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО к вопросам местного значения сельского поселения отнесены: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Согласно пункту 1.5 статьи 1 Соглашения от 17.12.2019 администрация Лазаревского сельского поселения передала на исполнение администрации Ленинского муниципального района на 2020 год часть полномочий, в том числе по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Администрация Ленинского муниципального района осуществляет указанные полномочия через МКУК «Центральная клубная система» МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО и является его учредителем (пункт 1.2 устава МКУК «ЦКС»).

Дома культуры, расположенные в с. Лазарево и с. Унгун, являются структурными подразделениями МКУК «ЦКС», их возглавляют заведующие, которые назначаются и подчиняются директору Учреждения (пункт 5.3 устава).

Из материалов дела следует и не опровергается сторонами, что здания указанных домов культуры являются собственностью муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО.

29.12.2018 между администрацией Лазаревского сельского поселения и администрацией Ленинского муниципального района заключён договор № 8, по условиям которого администрация поселения предоставила администрации района в безвозмездное пользование для осуществления переданных полномочий по созданию условий для организации досуга населения здания домов культуры, расположенных по адресам: <...>.

Администрация Ленинского района 22.01.2019 указанные здания домов культуры передала по договору № 3 МКУК «ЦКС» в безвозмездное пользование.

Согласно статье 695 Гражданского кодекса РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на её содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Пунктами 2.2.2. и 2.3. договора безвозмездного пользования № 3 от 22.01.2019 предусмотрено, что ссудополучатель МКУК «ЦКС» обязано поддерживать полученное в пользование имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий и капитальный ремонт, нести иные расходы по содержанию имущества. Все расходы по содержанию имущества несёт ссудополучатель.

При таких обстоятельствах, правообладателем объектов культуры - зданий домов культуры с. Лазарево и с. Унгун, обязанным обеспечить их антитеррористическую защищённость, является МКУК «Центральная клубная система». Вместе с тем, настоящие исковые требования к МКУК «ЦКС» не предъявлены.

Таким образом, поскольку администрация Лазаревского сельского поселения фактически правообладателем зданий домов культуры не является, то возложение судом первой инстанции на неё обязанности по финансированию и выполнению мероприятий по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищённости зданий домов культуры неправомерно.

Помимо этого, судебная коллегия учитывает следующее.

Пункт 5 Требований предусматривает проведение категорирования объектов (территорий), в том числе и в отношении функционирующих (эксплуатируемых) территорий.

Согласно пункту 7 Требований для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).

Исходя из положений пункта 11 Требований в ходе своей работы комиссия, в том числе определяет категорию объекта (территории); определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

В соответствии с пунктом 18 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью безопасности паспорта безопасности объекта (территории).

В течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать два года со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории) (пункт 19).

В силу положений пунктов 41, 43 Требований на каждый объект (территорию) комиссией составляется паспорт безопасности, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ или подразделением вневедомственной охраны войск Национальной гвардии РФ по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления.

Таким образом, из содержания вышеназванных норм права следует, что проведение обследования, категорирования объектов культуры, а также определение необходимых мероприятий по их обеспечению антитеррористической защищённости, установление расходов на эти мероприятия и сроков их выполнения осуществляются комиссией, созданной по решению руководителя органа в сфере культуры, являющегося правообладателем этих объектов.

Из материалов дела следует, что в 2019 году межведомственной комиссией, созданной на основании приказа отдела культуры администрации Ленинского муниципального района от 26.06.2018 № 46 «О межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объектов (территорий) в сфере культуры на территории муниципального образования «Ленинский муниципальный район» проведено обследование и категорирование спорных объектов, по итогам которого на каждый объект составлен соответствующий акт, дому культуры с. Унгун присвоена третья категория опасности, дому культуры с. Лазарево - вторая категория опасности.

На основании данных актов разработаны и согласованы паспорта безопасности объектов (территорий) в сфере культуры, в которых в качестве объектов указаны дома культуры с. Унгун и с. Лазарево МКУК «ЦКС» МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО, в качестве основания пользования и владения этими объектами - договоры безвозмездного пользования, на основании которых они были переданы МКУК «ЦКС».

В данных паспортах содержатся выводы комиссии о несоответствии указанных объектов культуры требованиям антитеррористической защищённости, а также рекомендации по проведению в связи с этим в срок до 01.06.2020 необходимых мероприятий, в том числе: установить ограждение, систему видеонаблюдения.

При таких обстоятельствах, законных оснований для возложения на собственника спорных объектов - Лазаревское сельское поселение, выполнение рекомендованных в вышеназванных паспортах мероприятий, у суда не имелось.

Кроме того, ни Требования, ни иные нормативно-правовые акты не предусматривают обязательное ограждение объектов культуры, относящихся ко второй и третьей категории опасности. В связи с чем требование истца по возложению на собственника спорных объектов Лазаревского сельского поселения обязанности по выполнению мероприятий по ограждению спорных объектов, не основано на законе.

Также неправомерны требования по возложению на собственника спорных объектов обязанности по их оборудованию системой видеонаблюдения.

Требования по оборудованию мест массового пребывания людей системой видеонаблюдения предусмотрены подпунктом «а» пункта 23 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей».

Согласно пункту 10 данного постановления в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:

а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

На каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности (пункт 14).

Вместе с тем, доказательств того, что дома культуры с. Унгун и с. Лазарево включены в перечень объектов с массовым пребыванием людей и им присвоена соответствующая категория, в материалах дела не имеется и истцом не представлено. Напротив, из ответа администрации Лазаревского сельского поселения, представленного в суд апелляционной инстанции, следует, что паспортов безопасности домов культуры, как мест массового пребывания людей не имеется, а также, что на территории поселения места массового пребывания граждан не определены.

Более того, из паспорта безопасности дома культуры с. Унгун следует, что количество людей, одновременно находящихся на потенциально опасном участке, составляет до 50 человек.

Также не имеется оснований для удовлетворения требований прокурора об обеспечении в доме культуры с. Лазарево пропускного режима, поскольку из материалов прокурорской проверки и объяснений директора МКУК «ЦКС» от 20.06.2020 не следует, что на данном объекте пропускной режим не обеспечен. Доказательств обратного истцом не представлено.

На основании изложенного законных оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на администрацию Лазаревского сельского поселения обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию домов культуры с. Унгун и с. Лазарево системой видеонаблюдения и ограждением, организации пропускного режима на объект, дома культуры с. Лазарево, а соответственно и связанного с ним требования произвести финансирование этих мероприятий у суда не имелось.

В связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Вопреки доводам жалобы администрация Ленинского муниципального района надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку как было выше установлено, правообладателем спорных объектов является МКУК «ЦКС». В связи с чем решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации Ленинского муниципального района ЕАО подлежит оставлению без изменения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 16.06.2020 отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности произвести финансирование и обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию домов культуры с. Лазарево и с. Унгун, расположенных на территории Лазаревского сельского поселения, системой видеонаблюдения, ограждения и пропускного режима, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Лазаревского сельского поселения» Ленинского муниципального района ЕАО считать удовлетворённой.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи М.Е. Слободчикова

О.А. Конева