ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2014/2021 от 03.12.2021 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Казакова О.Н.

Дело № 33-833/2021, № 2-2014/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 декабря 2021 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Кукшиновой О.М., Слободчиковой М.Е.,

при секретаре Каска Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Лисака А. А. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.09.2021, которым постановлено:

Иск Лисака А. А. к федеральному казённому учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 2 УФСИН России по ЕАО», управлению федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области о возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя истца Лисака А.А. - Лисак В.Н., представителя ответчика УФСИН России по ЕАО Балобановой И.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Лисак А.А. обратился в суд с иском к федеральному казённому учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» (далее - ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО) о включении в выслугу лет периодов службы, обязании зачесть периоды службы в стаж службы. В обоснование иска указал, что в период с августа 2004 г. по август 2012 г. проходил службу в должности судебного пристава по обеспечению порядка деятельности судов Управления федеральной службы судебных приставов по ЕАО (далее - УФССП). С <...> по настоящее время является сотрудником уголовно-исполнительной системы и проходит службу по контракту.

<...> он подал рапорт о включении его службы судебным приставом в стаж службы в уголовно-исполнительной системе и перерасчёте выслуги лет для назначения пенсии. Решением ответчика от <...> ему отказано.

Его требования подлежат удовлетворению, поскольку он до 01.07.2020 (с 09.08.2004 по 20.08.2012) замещал должность государственной гражданской службы в территориальном органе Федеральной службы судебных приставов.

Истец просил суд пересчитать и включить в выслугу лет период с 09.08.2004 по 20.08.2012; возложить на ответчика обязанность зачесть в стаж службы период с 09.08.2004 по 20.08.2012 в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Определением судьи от 30.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области (далее - УФСИН России по ЕАО).

Определением суда от 17.08.2021 изменён процессуальный статус УФСИН России по ЕАО с третьего лица на соответчика.

В судебное заседание Лисак А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён.

Представитель истца Добрынина Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что с января 2020 г. в соответствии с Федеральным законом № 348-ФЗ служба судебных приставов относится к службе в органах принудительного исполнения. Лисак А.А. обратился с рапортом для того, чтобы узнать размер выслуги и размер надбавки к заработной плате, а также узнать дату выхода на пенсию. При включении в стаж службы его работы в УФССП, календарный стаж истца будет составлять <...> лет.

Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО Сатарова М.Г. исковые требования не признала. Суду пояснила, что до 2012 года Лисак А.А. проходил службу в УФССП, затем - в органах уголовно-исполнительной системы, где применяется специальное законодательство. Стаж истца в УФССП мог быть включён в выслугу лет при условии его увольнения после 01.01.2020, кроме того, необходимо специальное звание. Однако Лисак А.А. уволен в 2012 году, специальное звание ему не присвоено. Таким образом, у истца отсутствует право на включение данного периода работы в выслугу лет.

Представитель ответчика УФСИН России по ЕАО Балобанова И.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что в выслугу лет сотрудников уголовно-исполнительной системы включаются периоды службы в иных органах при наличии специального звания. У истца был классный чин, специального звания не было. Просила отказать в удовлетворении иска.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Лисак А.А. просил решение суда отменить, вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Полагал, что судом нарушены нормы материального права. Не согласен с выводом суда о том, что должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов не относится ни к одному из видов государственной службы. С 09.08.2004 по 20.08.2012 он проходил службу на государственной должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Указом Президента РФ № 113 от 01.02 2005 ему присвоено специальное звание - квалификационный разряд (классный чин).

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО просил в её удовлетворении отказать. Указал, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается служба в органах принудительного исполнения в качестве лиц начальствующего состава, уволенных со службы после 01.01.2020. При этом в перечень специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения классные чины федеральной государственной гражданской службы не входят.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик УФСИН России по ЕАО, не соглашаясь с её доводами, указал, что должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, замещаемая истцом, до вступления в силу Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относилась к государственной гражданской службе, а установленный истцу классный чин специальным званием не является.

Истец Лисак А.А., представитель ответчика ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

В суде апелляционной инстанциипредставитель истца Лисака А.А. - Лисак В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика УФСИН России по ЕАО Балобанова И.А. поддержала возражения на апелляционную жалобу, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лисак А.А. приказом Управления Министерства юстиции РФ по ЕАО от <...>№ <...> лс-1 был принят на государственную службу и назначен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Межрайонного специализированного подразделения судебных приставов № <...>.

Приказом УФССП России по ЕАО от <...>№ <...>-к-1 Лисаку А.А. (судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов Биробиджанского городского отдела судебных приставов) была установлена выслуга на <...> - <...>, с ежемесячной надбавкой к должностному окладу 20%.

На основании приказа УФССП России по ЕАО от <...>№ <...>-к-1 служебный контракт от <...> с Лисаком А.А. расторгнут с одновременным освобождением от замещаемой должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Биробиджанского городского отдела судебных приставов и он уволен с федеральной государственной гражданской службы 20.08.2012 в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

С <...>Лисак А.А. является сотрудником уголовно-исполнительной системы и проходит службу по контракту в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО. С <...> занимает должность <...> данного учреждения.

<...>Лисак А.А. обратился с рапортом к начальнику ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО о перерасчёте выслуги лет для назначения пенсии и просил включить в выслугу лет период его работы в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

<...> истцу отказано во включении данного периода прохождения государственной гражданской службы в ФССП России в выслугу лет для назначения пенсии ввиду отсутствия правовых оснований.

Как следует из указанного ответа, отказ мотивирован тем, что включение периодов государственной гражданской службы в должностях, указанных в части 14 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», законодатель распространил только на сотрудников органов принудительного исполнения.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 7 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьи 6.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», принимая во внимание, что должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Перечне государственных должностей Российской Федерации, утверждённом Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», не поименована, пришёл к выводу о том, что деятельность приставов не определяется как особый вид государственной службы, в связи с чем период службы Лисака А.А. в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов включению в выслугу лет для назначения пенсии как сотруднику, проходившему службу в уголовно-исполнительной системе, не подлежит.

Судебная коллегия, соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований и считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов.

В соответствии с пунктом «а» статьи 5 и пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных и их семей веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ № 4468-1) право на пенсию за выслугу лет приобретают лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.

В силу статьи 6 данного Закона РФ № 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Согласно части 1 статьи 7 Закона РФ № 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что назначение пенсии по выслуге лет производится при увольнении и наличии права на назначение пенсии за выслугу лет, в соответствии с основаниями, установленными законом.

В соответствии с частью 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Частью 2 статьи 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.

Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов, регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

С 01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 328-ФЗ), регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника. Правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством (статья 2).

Указанным законом служба судебных приставов выведена из сферы государственной гражданской службы и отнесена к государственной службе иного вида в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 2 статьи 1).

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона № 328-ФЗ сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с названным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

Главой 4 Федерального закона № 328-ФЗ регламентировано возникновение и изменение правоотношений на службе в органах принудительного исполнения.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона № 328-ФЗ правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключённого в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.

В случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, правоотношения между Российской Федерацией и гражданином возникают в результате поступления на службу в органы принудительного исполнения по результатам конкурса (пункт 1); назначения на должность в органах принудительного исполнения (пункт 2); восстановления в должности в органах принудительного исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).

На основании части 1 статьи 36 Федерального закона № 328-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Периоды, которые включаются в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, указаны в части 2 статьи 36 Федерального закона № 328-ФЗ.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, какие периоды прохождения сотрудником службы засчитываются в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении.

Согласно части 4 статьи 36 Федерального закона № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются для назначения пенсии за выслугу лет периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определённые в соответствии с Законом РФ № 4468-1 (пункт 1).

Переходный период для федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов и гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предусмотрен статьёй 92 Федерального закона № 328-ФЗ.

Согласно части 14 статьи 92 Федерального закона № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 01.07.2020 должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным Конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

Статьёй 96 указанного Федерального закона № 328-ФЗ внесены изменения в Закон РФ № 4468-1. В частности, абзац четвёртый пункта «а» статьи 1, пункт «а» статьи 5 и пункт «а» статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 дополнены словами «органы принудительного исполнения Российской Федерации».

В соответствии со статьёй 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Статья 135 Федерального закона № 328-ФЗ о вступлении в силу данного Федерального закона не содержит указания на распространение его норм на ранее имевшиеся прекращённые правоотношения.

Из анализа названных правовых норм следует, что право на пенсионное обеспечение по выслуге лет в связи с принятием Федерального закона № 328-ФЗ и внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Закон РФ № 4468-1, имеют только сотрудники, проходящие службу в органах принудительного исполнения.

В связи с тем, что Лисак А.А. на должность в органах принудительного исполнения не назначался и службу в органах принудительного исполнения не проходил, контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения с ним не заключался, он был уволен из службы судебных приставов 20.08.2012 по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ до принятия Федерального закона № 328-ФЗ, на момент увольнения отсутствовали основания для назначения пенсии за выслугу лет, судебная коллегия считает, что истец не относится к числу лиц, указанных в статье 1 Закона РФ № 4468-1, следовательно, положения части 14 статьи 92 Федерального закона № 328-ФЗ на него не распространяются, поэтому оснований для применения к спорным правоотношениям указанных выше положений закона, у суда первой инстанции не имелось.

Поскольку истец не являлся сотрудником, проходившим службу в органах принудительного исполнения, а до 2012 года замещал должность федеральной государственной гражданской службы, ответчиком <...> обоснованно отказано Лисаку А.А. во включении периода службы судебным приставом в стаж службы в уголовно-исполнительной системе и перерасчёте выслуги лет для назначения пенсии.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.09.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Лисака А. А. - без удовлетворения.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи О.М. Кукшинова

М.Е. Слободчикова

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 09.12.2021