ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-201/2021 от 25.01.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело №2-201/2021 Председательствующий - судья Степонина С.В.

УИД 32RS0027-01-2020-009529-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-161/2022 (№ 33-3763/2021)

г.Брянск 25 января 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Маклашова В.И.,

судей областного суда Алейниковой С.А., Горбачевской Ю.В.,

при секретаре Пешей Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Брянска от 11 августа 2021 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Брянска (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, включении периодов в специальный стаж.

Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ОПФР по Брянской области ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что решениями Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Брянска (межрайонное) ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого законом стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж не включены следующие периоды работы:

с 1 января 1992 года по 31 июля 1992 года - главный кондуктор грузовых поездов на станции Полпинская Брянского отделения московской железной дороги;

с 1 августа 1992 года по 31 октября 1992 года - оператор поста централизации на станции Полпинская Брянского отделения московской железной дороги;

1 ноября 1992 года по 12 мая 1994 года - главный кондуктор грузовых поездов на станции Полпинская Брянского отделения московской железной дороги;

3 октября 1994 года по 31 января 1996 года - обходчик искусственных сооружений на Брянск - Льговской дистанции пути Брянского отделения МЖД;

2 мая 1997 года по 31 декабря 2001 года - монтер пути на Брянской дистанции пути Брянского отделения МЖД;

2 июня 2002 года по 18 июля 2005 года (в том числе отпуск без сохранения заработной платы в 2004 - 2 дня) - монтер пути на Брянской дистанции пути Брянского отделения МЖД.

С данным решением Пенсионного фонда не согласен, полагает его незаконным и необоснованным, в связи с чем просил суд:

1. Признать за ФИО1 право на досрочное назначение пенсии по старости;

2. Обязать УПФР в городском округе г.Брянска (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы в должностях:

с 1 января 1992 года по 31 июля 1992 года - главный кондуктор грузовых поездов;

с 1 ноября 1992 года по 12 мая 1994 года - главный кондуктор грузовых поездов;

с 1 августа 1992 года по 31 октября 1992 года - оператор поста централизации;

с 3 октября 1994 года по 31 января 1996 года - обходчик искусственных сооружений на Брянск-Льговской дистанции пути Брянского отделения Московской железной дороги;

с 2 мая 1997 года по 31 декабря 2001 года - монтер пути;

с 2 июня 2002 года по 18 июля 2005 года - монтер пути.

3. Обязать УПФР в городском округе г.Брянска (межрайонное) назначить досрочную пенсию по старости с 19 апреля 2019 года.

Решением суда от 11 августа 2021 года исковые требования удовлетворены частично.

Суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе г.Брянска (межрайонное) включить в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды работы:

с 1 января 1992 года по 31 июля 1992 года - главный кондуктор грузовых поездов на станции Полпинская Брянского отделения московской железной дороги;

с 1 ноября 1992 года по 12 мая 1994 года - главный кондуктор грузовых поездов;

с 2 мая 1997 года по 31 декабря 1998 года – монтер пути на Брянской дистанции пути Брянского отделения Московской железной дороги.

В остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просил отменить решение суда в части не включения в специальный стаж периода работы с 3 октября 1994 года по 31 января 1996 года - обходчик искусственных сооружений на Брянск-Льговской дистанции пути Брянского отделения Московской железной дороги, поскольку в данный период выполнял работу полный рабочий день при положенной интенсивности движения, а факт недоказанности описания работ, которые он проводил, не является безусловным доказательством отсутствия проводимых работ в период интенсивности движения поездов. Также просил отменить решение в части не включения периода работы с 1 января 1991 года по 18 июля 2005 года - монтер пути, поскольку представленными в материалы дела справками подтверждается особый характер работы.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 января 2022 года в связи с реорганизацией ответчика произведена замена ответчика с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе г.Брянска (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области.

Судебная коллегия, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие ФИО1, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в его отсутствие не поступало.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом первой инстанцией установлено, что 19 апреля 2019 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе г.Брянска (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 2, 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решениями Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Брянска (межрайонное) №270792/19 от 23 июля 2019 года и от 18 сентября 2019 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 2, 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Ответчиком не зачтены в специальный стаж периоды работы в должностях: с 1 января 1992 года по 31 июля 1992 года главный кондуктор грузовых поездов, с 1 ноября 1992 года по 12 мая 1994 года главный кондуктор грузовых поездов, с 1 августа 1992 года по 31 октября 1992 года оператор поста централизации, с 3 октября 1994 года по 31 января 1996 года обходчик искусственных сооружений на Брянск-Льговской дистанции пути Брянского отделения Московской железной дороги; с 2 мая 1997 года по 31 декабря 2001 года монтер пути; с 2 июня 2002 года по 18 июля 2005 года монтер пути.

В трудовой книжке истца имеются записи о всех вышеназванных периодах работы. Стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на 19 апреля 2019 года, указанный в решении ответчика, составил 3 года 05 месяцев 10 дней.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе экспертное заключение Управления Государственной службы по труду и занятости населения Брянской области N 2-2021 от 31 мая 2021 года, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж истца периодов его работы с 1 января 1992 года по 31 июля 1992 года по профессии главный кондуктор грузовых поездов на станции Полпинская Брянского отделения московской железной дороги; с 1 ноября 1992 года по 12 мая 1994 года - главный кондуктор грузовых поездов; с 2 мая 1997 года по 31 декабря 1998 года в должности монтера пути на Брянской дистанции пути Брянского отделения Московской железной дороги, поскольку характер и условия труда соответствует требованиям Списка N 272 от 24 апреля 1992 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца в части включения в специальный стаж периода работы с 1 августа 1992 года по 31 октября 1992 года в качестве оператора поста централизации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанная профессия по наименованию и характеру работы не относится к Списку N 272 от 24 апреля 1992 года.

Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца в части включения в специальный стаж периодов работы с 3 октября 1994 года по 31 января 1996 года в качестве обходчика искусственных сооружений на Брянск-Льговской дистанции пути Брянского отделения Московской железной дороги; с 1 января 1991 года по 18 июля 2005 года в должности монтера пути, суд первой инстанции исходил из того, что действующим пенсионным законодательством досрочное назначение пенсий при неполном стаже (при наличии не менее половины требуемого стажа) предусмотрено только в отношении лиц, которым пенсия устанавливается в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на основании Списка N 1 и Списка N 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272 утвержден Список, профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда.

В указанный Список включены монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а также ремонтники искусственных сооружений, занятые на участках с интенсивным движением поездов магистральных железных дорог. Должность обходчика искусственных сооружений в Списке не поименована.

Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" установлено, что интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки; особо интенсивное движение поездов - количество движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных более 48 пар в сутки.

Согласно пункту 5 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

При досрочном назначении страховой пенсии по старости, лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 применяется Список №2 производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», для учета периодов выполнения соответствующих работ до 1 января 1992 года.

При разрешении спора о включении периодов работы в специальный стаж юридически значимыми обстоятельствами является не только установление характера и условий труда по определенным профессиям и должностям, предоставляющим право на досрочное пенсионное обеспечение, но и интенсивность такого труда, а именно постоянная занятость выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

В материалы дела предоставлены справки, уточняющие особый характер работы истца за периоды работы:

с 1 января 1992 года по 31 июля 1992 года - главный кондуктор грузовых поездов;

с 1 ноября 1992 года по 12 мая 1994 года - главный кондуктор грузовых поездов;

с 16 мая 1994 года по 30 апреля 1997 года - монтер пути,

с 1 мая 1997 года по 31 декабря 1998 года - монтер пути;

с 1 января 2000 года по 31 декабря 2000 года - монтер пути;

с 1 января 2003 года по 18 июля 2005 года - монтер пути.

Согласно акту №9 от 24 января 2019 года внеплановой проверки архивных фондов Управления пенсионного фонда РФ за периоды работы с 1 мая 1997 года по 31 декабря 1998 года, с 1 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 1 января 2003 года по 18 июля 2005 года индивидуальные сведения за 1998, 2000, 2003-2005 годы признать достоверными или опровергнуть не представляется возможным в связи с ликвидацией предприятия.

Согласно акту проверки №19 от 12 февраля 2019 года Управления пенсионного фонда РФ, проверен факт работы истца в период с 1994 по 1997 годы, исследованы приказы, лицевые счета по заработной плате, карточки формы Т-2, Устав работодателя. Подтвержден факт работы в должности монтер пути с 16 мая 1994 года по 3 октября 1994 года, с 1 февраля 1996 года по 1 мая 1997 года, участок – 13,9 околоток, периодов, не подлежащих включению в специальный стаж работы, нет.

Согласно акту проверки №63 от 12 июля 2019 года Управления пенсионного фонда РФ, кроме приказов по личному составу за 1997-1998, 2000, 2003-2005 годы, лицевых счетов за 1997-1998, 2000, 2003-2005 годы, иных документов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в архив не поступали.

Все акты проверок Управлением Пенсионного фонда РФ составлены со ссылкой на анализ наблюдательного дела №042-004-0013042 Брянск-Льговской дистанции пути Брянского отделения Московской железной дороги-филиала ОАО «Российские железные дороги», в материалах которого имеется справка №176 от 15 октября 2008 года отдела статистического учета и отчетности Брянского отделения МЖД-филиал ОАО «РЖД» о количестве пар, проследовавших грузовых, пассажирских и пригородных поездов с 1970 по 2007 годы, согласно которой, на 13 околотке с 1994, 1996, 1997 годы движение интенсивное – более 50 пар в сутки.

В ходе рассмотрения дела судом проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки фактических условий труда на рабочем месте ФИО1 за периоды его работы.

В соответствии с экспертным заключением №2/2021 от 31 мая 2021 государственного эксперта Управления Государственной службы по труду и занятости населения Брянской области для включения в стаж на досрочное назначение пенсии в соответствии с требованиями Списка профессий № 272 могут быть рассмотрены периоды работы ФИО1 по профессии «монтер пути» на основании подтверждения интенсивности движения поездов на обслуживаемых ФИО1 участках Брянск-Льговская дистанция пути в периоды с 1 февраля 1996 года по 1 мая 1997 года (1 год 3 месяца) и с 2 мая 1997 года по 31 декабря 1998 года (1 год 8 месяцев) участках Брянской дистанции пути.

Вместе с тем, при наличии достаточной интенсивности движения поездов через участок Брянск-Орловский-Брянск-Льговский в период работы ФИО1 с 3 октября 1994 года по 31 января 1996 года по профессии «обходчик искусственных сооружений» сделать вывод о тождественности соответствующей профессии, включенной в Список профессий № 272, не представляется возможным из-за отсутствия сведений о характере фактически выполняемой работы.

Заключение эксперта сторонами не оспаривалось, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в том числе справки, на которые ссылается истец в апелляционной жалобе, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о не включении в его страховой стаж периодов работы: с 3 октября 1994 года по 31 января 1996 года в качестве обходчика искусственных сооружений на Брянск-Льговской дистанции пути Брянского отделения Московской железной дороги, поскольку не подтвержден характер работы истца в указанный период в условиях, предусмотренных Списком N 272 от 24 апреля 1992 года; с 1 января 1991 года по 18 июля 2005 года в должности монтера пути, поскольку не подтверждена постоянная занятость истца в течение полного рабочего дня в указанный период в условиях, предусмотренных Списком, движение поездов на участке работы истца не было интенсивным (менее 24 пар в сутки).

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в указанной части судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции в рамках дела обстоятельства, в материалах дела не имеется и истцом не представлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Брянска от 11 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Брянска в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

В.И. Маклашов

Судьи

С.А. Алейникова

Ю.В. Горбачевская

Апелляционное определение изготовлено в мотивированном виде 1 февраля 2022 г.