Судья Лавров Д.А. Дело № 33-6979/2020
№ 2-2024/2020
№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 ноября 2020 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Беляевой Е.О.,
судей Климовой С.В., Голубева И.А.,
при секретаре Лукине Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4 к администрации Энгельсского муниципального района, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании действий незаконными, признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на участие в федеральной целевой программе, возложении обязанности восстановить в очереди по апелляционной жалобе ФИО3, ФИО4 в лице представителя ФИО5 на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 29 мая 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Беляевой Е.О., объяснения представителя ответчика ФИО6, поддержавшей доводы представленных возражений, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
установила:
ФИО3, ФИО4 обратились в суд с вышеуказанным иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – администрация).
В обоснование заявленных требований истцы указали, что постановлением администрации от 24 февраля 2012 года № их семья в составе 3-х человек, в том числе их сын ФИО1, <дата> года рождения, была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Постановлением администрации от 09 февраля 2018 года № был утвержден протокол от 08 февраля 2018 года № заседания жилищной комиссии при администрации об изменении численного состава семьи А-вых с 3-х человек на 4 в связи с рождением <дата> дочери ФИО2. Сообщение заместителя главы администрации по строительству, ЖКХ, ТЭК, транспорту и связи от 01 апреля 2019 года № свидетельствует о том, что администрация в мае 2018 года сформировала и предоставила в министерство строительства и ЖКХ по Саратовской области (далее – министерство) список молодых семей-участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году, семья А-вых в составе 4-х человек была включена в указанный список под №. В середине ноября 2019 года ФИО4 сотрудник комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации (далее – комитет) сообщил по телефону, что ее семья включена в список на получение социальной выплаты в 2020 году, в связи с чем обещал перезвонить после новогодних праздников. Обратившись 26 февраля 2020 года в комитет, ФИО3 получил извещение о том, что его семья численностью 4 человека постановлением администрации от 02 декабря 2019 года № исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в связи с достижением ФИО3 36-летнего возраста. Истцы указали, что их семья простояла в очереди 8 лет, их жилищные условия не улучшились, по состоянию на 24 февраля 2012 года семья А-вых отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты и достижение одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, не является основанием для исключения из указанного списка на текущий год, полагали постановление администрации об исключении их семьи из вышеуказанного списка незаконным.
На основании изложенного истцы просили: признать незаконными действия администрации по исключению ФИО4, ФИО3, их детей ФИО1, ФИО1 из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы», а также из участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»; признать истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а также в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; признать за истцами право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, право на участие в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; возложить на администрацию Энгельсского муниципального района обязанность по восстановлению истцов на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списках граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей 2011-2015» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей 2016-2020», а также в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»; обязать администрацию включить семью истцов в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, с 16 февраля 2012 года; обязать администрацию восстановить семью А-вых, состоящую из 4-х человек, в списках граждан-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей 2016-2020», а также в сводном списке участников мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»; выдать свидетельство (сертификат) о социальной выплате.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 29 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО4 к администрации отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, истцы подали апелляционную жалобу, в которой просят его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В доводах жалобы ее авторы ссылаются на то, что исключение их из списков-участников вышеуказанной подпрограммы является незаконным, на момент первоначального включения их в такой список их семья соответствовала всем предъявляемым законодательством требованиям, и достижение возраста 36 лет одним из членов семьи в момент, когда списки уже были сформированы на получение выплаты в 2020 году, не может являться основанием для исключения их семьи из списка.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на заседание судебной не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, от ФИО3, ФИО4, их представителя ФИО5 поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из условий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу п. 22 указанных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы являются, помимо прочего является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством РФ в рамках его компетенции.
Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, как это следует из ч. 1 ст. 38, ст. 40 и пунктов «в», «ж» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (п. «а» п. 6 Правил).
Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд РФ, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О и от 15 января 2015 года № 3-О).
Согласно Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п.п. 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года № 3-О и от 23 апреля 2015 года № 997-О).
Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержден Постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года № 356-П «О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья».
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050) формирование списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, осуществляется органами местного, самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений области.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (орган исполнительной власти субъекта РФ) согласно п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинасирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Из системного толкования вышеприведенных положений законодательства следует, что включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, не отвечает установленным требованиям закона.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 24 февраля 2012 года № семья А-вых в составе 3-х человек: ФИО4, ФИО3, ФИО1, была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 09 февраля 2018 года № был утвержден протокол от 08 февраля 2018 года за № заседания жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района, которая приняла решение внести изменения в численный состав семьи А-вых в связи с рождением <дата> у истцов дочери.
Согласно ответу администрации Энгельсского муниципального района от 01 апреля 2019 года № семья А-вых включена в список молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, изъявивших получить социальную выплату в 2019 году, и значится в нем под №.
26 февраля 2020 года ФИО5 вручено извещение от 10 декабря 2019 года № о том, что его семья, численностью 4 человека, постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 02 декабря 2019 года № исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на основании п. 5 приложения 2 к Постановлению Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года № 356-П «О некоторых вопросах предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья» в связи с тем, что ФИО3, 02 ноября 2019 года исполнилось 36 лет.
Разрешая данный спор, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку установив факт несоответствия семьи А-вых на момент составления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводных списков семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2020 году.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы истцов о том, что на момент первоначального включения их семьи в вышеуказанные списки, семья соответствовала всем требованиям государственной программы, поэтому их исключение из таких списков по достижению одного из членов семьи 36-летнего возраста является незаконным, отклоняется судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм материального права.
Согласно абзацу 2 п. 27 Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта РФ списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей-участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 7, п. 2 Постановления Правительства Саратовской области от 13 февраля 2012 года № 70-П (ред. от 08 июля 2019 года) «Об утверждении Положения о порядке предоставления молодым семьям - участникам мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) детей» основаниями для отказа молодой семье во включении в список являются:
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
несоответствие молодой семьи условиям, предусмотренным п. 2 настоящего Положения.
В соответствии с Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» право на получение дополнительной социальной выплаты имеют молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) при соблюдении следующих условий:
если молодая семья, признанная участницей мероприятия ведомственной целевой программы, включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году;
если дети были рождены (усыновлены) в период с даты представления органами местного самоуправления в установленном порядке списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, в уполномоченный орган исполнительной власти области по дату предоставления участникам ведомственной целевой программы социальной выплаты согласно п. 50 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования приложения № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила) в соответствующем году;
если молодая семья, удовлетворяющая вышеуказанным условиям, использовала полученную социальную выплату на цели, предусмотренные Правилами.
На основании п. 5 Порядка формирования списков молодых семей-участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года № 356-П «О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья» (приложение № 2) уполномоченный орган исполнительной власти области на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы из консолидированного бюджета Саратовской области на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы (далее - сводный список), а также список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в порядке, установленном Правилами.
В случае, если на момент формирования списков молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, сводного списка и списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списков молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы и из сводного списка. Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об исключении молодой семьи из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы (снятии с учета в качестве участников мероприятий ведомственной целевой программы) и в течение 5 рабочих дней письменно уведомляет указанную молодую семью о принятом решении.
Поскольку сформированный органом местного самоуправления (администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области) список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году не является окончательным, итоговый список формирует орган исполнительной власти субъекта РФ (в данном случае – Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области), именно на момент формирования итогового списка молодая семья должна соответствовать всем вышеперечисленным требованиям для включения ее в итоговый список.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемого решения, не были проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, поэтому не могут являться основаниями для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда города Саратова от 29 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3, ФИО4 в лице представителя ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи