ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2029/20 от 23.07.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Крапко В.В. дело №33-6029/2020

УИД 91RS0002-01-2020-001969-23 дело №2-2029/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2020 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.

судей Подлесной И.А. и Любобратцевой Н.И.

при секретаре Лола Е.П.

по докладу судьи Шестаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 мая 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, о признании решения незаконным, возложении обязанности по осуществлению определенных действий,

УСТАНОВИЛА:

В апреле 2020 года ФИО1 обратился с иском к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о признании незаконными решений от 05.03.2019 года и от 06.09.2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.10 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; возложении на ответчика обязанности по включению в его страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: обучения с 01.09.1977 г. по 15.07.1978 г., службы в рядах Советской армии с 21.11.1978 г. по 18.11.1980 г., работы по списку №2 с 19.07.1978 г. по 23.10.1978 г. и с 07.01.1981 г. по 24.08.1982 г., а также водителем автобуса на городских маршрутах в Херсонском АТП- 16528 с 26.03.1991 г. по 06.06.1994 г.; возложении на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным и нарушает пенсионные права истца.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично.

Постановлено: признать незаконными решения органа пенсионного обеспечения от 05.03.2019 года и от 06.09.2019 года; возложить на ответчика обязанность включить в специальный страховой стаж ФИО1 спорные периоды работы водителем

2

автобуса на городских маршрутах в Херсонском АТП-16528 с 26.03.1991 г. по 06.06.1994 г., а также в специальный стаж путем суммирования стаж истца с 19.07.1978 г. по 23.10.1978 г. и с 07.01.1981 г. но 24.08.1982 г. и досрочно назначить истцу страховую пенсию по старости согласно п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16.11.2018 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым ставит вопрос об отмене решения в части удовлетворения иска, оспаривая выводы суда первой инстанции.

В заседание суда апелляционной инстанции явились представители сторон по делу.

Истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав представителей сторон по делу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить

3

решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Разрешая гражданско-правовой спор, суд исходил из частичной обоснованности заявленных исковых требований.

Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части судебного решения соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.

Как установлено судом первой инстанции, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации.

16.11.2018 года истец обратился к органу пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставив ответчику необходимый пакет документов, в том числе трудовую книжку, справки о стаже и заработной плате, архивные справки.

Решением органа пенсионного обеспечения от 05.03.2019 года истцу отказано во включении спорных периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

29.08.2019 года истец повторно обратился к органу пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением органа пенсионного обеспечения от 06.09.2019 года истцу отказано в назначении досрочной пенсии по тем же основаниям, в связи с отсутствием необходимого количества специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии; по расчетам ответчика специальный стаж истца составил 15 лет 3 месяца 2 дня, общий стаж – 31 год 7 месяцев 16 дней.

При этом ответчиком отказано истцу во включении в специальный страховой стаж периода работы водителем автобуса на городских маршрутах в Херсонском ATП-16528 с 26.03.1991г. по 06.06.1994г. по причине отсутствия доказательств периода льготной работы водителем; не включены в подсчет специального стажа истца периоды: обучения с 01.09.1977 г. по 15.07.1978 г., службы в рядах Советской армии с 21.11.1978 г. по 18.11.1980 г., работы по списку №2 с 19.07.1978 г. по 23.10.1978 г., а также период работы с 07.01.1981 г. по 24.08.1982 г. в связи с неточностями в трудовой книжке (не указано наименование документа, на основании которой сделана запись об увольнении).

4

Период обучения истца с 01.09.1977 г. по 15.07.1978 г., а также период службы в рядах Советской Армии с 21.11.1978 г. по 18.11.1980 г., работа с 19.07.1978 г. по 23.10.1978 г. и с 07.01.1981 г. по 24.08.1982 г. включены в общий стаж.

Согласно данным трудовой книжки истца от 19.07.1978 г. он проходил обучение в ПТУ с 01.09.1977 г. по 15.07.1978 г.; служил в рядах Советской Армии с 21.11.1978 г. по 18.11.1980 г.; работал в должности, поименованной по списку №2, с 19.07.1978 г. по 23.10.1978г. и с 07.01.1981г. по 24.08.1982 г. сборщиком достройщиком судов Херсонского судостроительного завода – ГП Херсонского судостроительного производственного объединения, а также работал водителем автобуса на городских маршрутах в Херсонском АТП-16528 с 26.03.1991 по 06.06.1994 года.

В трудовой книжке указаны даты и номера приказов о приеме на работу (увольнении), квалификационные классы с указанием должности водителя пассажирского автобуса на регулярных городских маршрутах.

Факт трудоустройства истца водителем автобуса в Херсонском АТП-16528 с 26.03.1991г. по 06.06.1994 г. подтверждается справками о начислении заработной платы истцу в спорный период.

Истцом также представлены справки о стаже, заработной плате в спорные периоды, книжки водителя троллейбуса, расчетные листки работодателя.

В соответствии с ч. 6 ст.11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

Как предусмотрено ст.4 Федерального закона от 21.07.2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

5

Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно п.п.3,4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей. 30 Федерального з страховых пенсиях" применяются:

6

Список № I производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право к; пенсионное обеспечение";

Список №1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

На основании пункта 2 Правил от 11.07.2002 N 516 при досрочном назначении пенсии может производиться суммирование периодов работ в порядке, предусмотренном п.3 Правил; к периодам работы в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах могут быть суммированы работы с тяжелыми условиями труда.

В Списке №2 1956 года в пункте 3 "Котельные и судокорпусные работы" (пп. «а» "Рабочие") в разделе XV "Металлообработка" в числе профессий и должностей, занятость в которых дает право на трудовую пенсию по старости на льготных условиях, поименованы "сборщики корпусов судов".

В Списке N 2 1991 года в пункте 3 "Котельные, судокорпусные, судостроительные и судоремонтные работы" (пп. «а» "Рабочие") раздела XIV "Металлообработка" перечислены должности "изолировщики судовые" (код 2150300а-12539) и "сборщики корпусов металлических судов" (код 2150300а-18187).

В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 23. Раздел: "Судостроение и судоремонт" (утв.

7

Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 24.04.1985 N 109/10-17) предусмотрено, что занимаемая истцом должность «Сборщик-достройщик судовой 2 разряда» предусматривает занятость на работах по изготовлению, сборке, правка, установке и демонтажу простых деталей и узлов крепления судового оборудования.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2. утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п.4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п.п.1,2,3 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (Приложение к Письму Минтранса России от 2 июля 1992 г. N 13-пр) право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

8

Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.)

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ, на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием) на участие в плановых технических обслуживаниях N 1 и N 2 и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на регулярных городских маршрутах. Время выполнения указанных работ также можно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату).

Кроме того, согласно п.4 указанного Порядка при переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предпринятой в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе.

Как разъяснено в Письме Минтранса РФ от 2 июля 1992 N 13пр "О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах" (вместе с "Порядком подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованном с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от 01.06.92 N 1-2110-15)", - право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.

Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

Согласно п.2 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, утвержденного Министерством транспорта РФ и согласованного с Министерством социальной защиты РФ от 02.07.1992 г. N 13-пр. занятость водителей только на указанных маршрутах подтверждается: приказами о приеме на работу, если в них имеется запись,

9

полностью соответствующая рассматриваемой правовой норме; путевыми листами; при отсутствии приказов и путевых листов - справками с места работы со ссылкой на основания их выдачи (лицевые счета, платежные ведомости, коллективные договоры и др.). В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, - справка составляется на основании выписок из лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятия и профсоюзной организацией.

На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц.

Из положений пунктов 6, 7 раздела 2 приказа Минтранса России N 15 также усматривается, что в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

В соответствии с пп.10 п.2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии но старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. N 258н, работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах подлежит подтверждению.

Как предусмотрено Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", под регулярными городскими пассажирскими маршрутами следует понимать перевозку транспортом общего пользования пассажиров и багажа по территории города по постоянному, разработанному пути (маршруту), от начального пункта до конечного, по расписанию.

Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" (утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 10 апреля 2013 г. N 120) регулярные маршруты - это маршруты, осуществляемые в пределах черты города, выполняемые автотранспортными средствами - с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сидения водителя) более 8.

К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутных остановках.

Особенности регулирования труда и отдыха водителей автотранспорта были предусмотрены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС N 255/16 от 16 августа 1977 г., действовавшим до сентября 1999 г., которым предусматривалось, что в соответствии со

10

статьей 21 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих предприятий не может превышать 41 часа в неделю.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена для данной категории водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается по согласованию с профсоюзными органами введение суммированного учета рабочего времени (как правило, месячного) с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период по графику не превышала нормального числа рабочих часов, установленных законодательством (пункт 3).

Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации от 25 июня 1999 г. N 16, установлена нормальная продолжительность рабочего времени водителей не более 40 часов в неделю (пункт 6). В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц) (пункт 7).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Согласно ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Данное нормативное положение также установлено п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014 года.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение

11

без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у данного органа возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (Определение от 19 мая 2009 года N 541-0-0 и др.).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П также указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.

Как разъяснено в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Согласно п. «з» ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», действовавшему на территории Республики Крым в период с 01.04.1992 года по 31.12.2014 года, на льготных условиях имели право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, в частности, водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) после достижения 55 лет и при стаже работы для мужчин - не менее 25 лет, в том числе на отмеченной работе не менее 12 лет 6 месяцев.

12

На основании п.12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России N 958н от 28 ноября 2014 г., - к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", кроме документов о страховом стаже, должны быть приложены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" и Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".

В соответствии с установленным порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а также свидетельскими показаниями.

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о работе с вредными веществами определенных

классов опасности и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункты 4, 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. N 1015, пункты 3, 4 Приказа N 258н Минздравсоцразвития России).

13

Судом первой инстанции в оспариваемой части судебного решения проанализированы фактические обстоятельства по делу, доводы и возражения сторон и дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам.

Не предоставление Пенсионному фонду маршрутных карт и всех путевых листов за спорные периоды не может быть основанием лишения истца права на надлежащее пенсионное обеспечение, учитывая наличие других письменных доказательств, подтверждающих работу истца в спорные периоды водителем автобуса на регулярных пассажирских перевозках при полной занятости.

Представленные документы: справки, уточняющие характер работы и условия труда истца, о стаже и заработной плате свидетельствуют о том, что в отдельные спорные периоды, учтенные судом первой инстанции в специальный стаж, истец работал водителем пассажирского автобуса на регулярных городских пассажирских перевозках с выполнением графиков сменности.

Пенсионное законодательство, действовавшее до декабря 2014 года на территории АР Крым, не содержало правовых норм, обязывающих подтверждать занятость водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах специальными документами.

Относительно периодов работы истца по списку №2 с 19.07.1978 г. по 23.10.1978 г. и с 07.01.1981 г. по 24.08.1982 г. – сборщиком достройщиком судов Херсонского судостроительного завода – ГП Херсонского судостроительного производственного объединения, судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии исходя из следующего.

В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, предусмотрены пенсионные льготы сборщикам -достройщикам судов, занятым на работах в закрытых отсеках судов (код позиции 2150300а-18145).

Пенсионным органом необоснованно не включены данные периоды в подсчет специального стажа истца по Списку №2 в связи с неточностями в трудовой книжке (не указано наименование документа, на основании которого сделана запись об увольнении).

Так, согласно п.п.11,60 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 10.05.2017), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных

14

периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.

При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Ответственность за внесение неправильных или неточных записей в трудовую книжку несут должностные лица работодателя.

Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трут книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и вы; трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.

Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, - основным документом,

15

подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Периоды обучения с 01.09.1977 г. по 15.07.1978 г., службы в рядах Советской Армии с 21.11.1978 г. по 18.11.1980 г., работы по списку №2 с 19.07.1978 г. по 23.10.1978 г. и с 07.01.1981 г. по 24.08.1982 г. в связи с неточностями в трудовой книжке (не указано наименование документа, на основании которой сделана запись об увольнении) не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, указанных периодов обучения и воинской службы.

Согласно пп. «з» и «к» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года №590, и действовавшего в период действия Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях», в общий стаж работы засчитывались, в частности, периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Как определено в пп. «л» указанного Положения, при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и" (в том числе, учеба в техникуме), засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пп. «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

С учетом изложенного, учитывая приведенные нормы закона и оценив имеющиеся в деле доказательства, представленные истцом, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд, при отсутствии противоречий в имеющихся в деле доказательствах, приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж работы истца периодов работы по списку №2 с 19.07.1978 по 23.10.1978 и с 07.01.1981 по 24.08.1982 года, как подтвержденного относимыми и достаточными доказательствами.

Являются несостоятельными доводы ответчика о том, что в спорные периоды не подтверждена работа истца на протяжении полного рабочего дня и что данная работа не дает истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

16

Ответчик не представил в обоснование своих возражений доказательств, которые бы опровергали доказательства, представленные истцом, или позволяли бы суду прийти к иному выводу при разрешении спора.

Таким образом, учитывая суммированный специальный стаж, включенный судом первой инстанции, более 5 лет и включенный ответчиком более 15 лет, у истца имеется специальный страховой стаж в соответствующей должности более 20 лет.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В связи с изложенным у истца возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 27.12.2013 года № 400-ФЗ со дня достижения возраста 55 лет, то есть с 12 мая 2019 года.

Принимая во внимание то, что истец обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 16.11.2019 года, досрочная страховая пенсия по старости обоснованно назначена ему с указанной даты.

Согласно п.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Податель апелляционной жалобы в обоснование своих возражений не привел доводов или ссылки на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов; доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке; нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.

С учетом указанных обстоятельств и особенностей нормативного регулирования спорных правоотношений судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для отмены или изменения судебного решения в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

При разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым без

Председательствующий:

Судьи: