ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-202/2021 от 26.05.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Усманова ЕА Дело № 2-202/2021

Дело № 33-1494/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной ЛА,

судей Радикевич МА, Черных ОГ,

при секретаре Алескерове РМ

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Томска» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, возложении обязанности произвести перерасчет среднедушевого дохода

по апелляционной жалобе ответчика областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Томска» на решение Кировского районного суда г. Томска от 11 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА (помощник судьи К.), судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО1 обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Томска» (далее - ОГКУ «ЦСПН Кировского района г. Томска»), в котором просила признать незаконным решение «ЦСПН Кировского района г. Томска» об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, обязать ответчика произвести перерасчет среднедушевого дохода семьи с учетом фактических данных о доходах семьи и положений Постановления Правительства Российской Федерации № 384 от 31.03.2020. В обоснование заявленных требований указала, что 29.05.2020 обратилась в ОГКУ «ЦСПН Кировского района г. Томска» с заявлением о назначении пособия «Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно». 21.07.2020 было получено уведомление об отказе в связи с превышением уровня доходов прожиточного минимума за 2 квартал 2019 года с учетом доходов мужа от предпринимательской деятельности. Для расчета среднедушевого дохода семьи в целях исчисления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет должны были учитываться доходы работающих членов ее семьи. Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 она находилась в отпуске по уходу за трудоспособным лицом, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет, доходы у нее отсутствовали. У. является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения: доходы. Доход У. в целях расчета среднедушевого дохода семьи должен производиться исходя из доходов и расходов, указанных в книге учета доходов и расходов на 2019 год, согласно которой сумма доходов составила /__/ руб., а сумма расходов – /__/ руб., следовательно, сумма дохода семьи, применяемого для расчета среднедушевого дохода, составляет /__/ руб. Таким образом, доход семьи не превышает прожиточного минимума, установленного на 2 квартал 2019 года.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что, исходя из избранной У. системы налогообложения, сведения о расходах ИФНС по г. Томску не могли быть представлены по запросу других органов и учреждений. Данные сведения содержатся в книгах учета доходов и расходов, которые ведутся предпринимателем в соответствии с нормами законодательства и предоставляются налоговому органу только в рамках проведения проверок.

Представитель ОГКУ «ЦСПН Кировского района г. Томска» ФИО3 в судебном заседании не признал исковые требования, просил отказать в удовлетворении иска, поддержал доводы письменных возражений, согласно которым основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384. Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно утвержден постановлением Администрации Томской области от 20.05.2020 № 234а. Данными нормативными документами установлено, что документы (сведения), необходимые для назначения указанной ежемесячной выплаты, запрашиваются уполномоченной организацией в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается, исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. 29.05.2020 У. обратилась с заявлением о назначении пособия «Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно». При расчете среднедушевого дохода ее семьи должны были учитываться доходы работающих членов семьи за период с ноября 2018 года по октябрь 2019 года. В соответствии с нормативными актами был сделан запрос в ФНС России о доходах от предпринимательской деятельности У. за 2018 год и 2019 год. В соответствии с полученным ответом специалистами ОГКУ был произведен расчет, согласно которому среднедушевой доход семьи У-вых значительно превысил величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Томской области за второй квартал 2019 года.

Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1.

Обжалуемым решением суд, руководствуясь ст. 7, 38, 39, 72 Конституции Российской Федерации, ст. 23, 52, 80, 248, 252, 346.11, 346.14, 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 10.5 Закона Томской области от 16.12.2004 № 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей», п. 3, 4, 5 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», п. 1, 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, п. 4,5,7, 8 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 20.05.2020 № 234а, исковые требования ФИО1 удовлетворил, признав незаконным решение ОГКУ «ЦСПН Кировского района г. Томска», обязав ответчика произвести перерасчет среднедушевого дохода семьи ФИО1 с учетом фактических данных о доходе семьи и положений постановления Правительства Российской Федерации № 384 от 31.03.2020.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОГКУ «ЦСПН Кировского района г. Томска» ФИО4 просит решение суда отменить, в удовлетворении требований ФИО1 отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что отказ учреждения в назначении истцу выплаты является законным, поскольку среднедушевой доход семьи ФИО1 превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Томской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Со ссылкой на Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно, утвержденный постановлением Администрации Томской области от 20.05.2020 № 234а, указывает, что документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты, запрашиваются уполномоченной организацией в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. В соответствии с полученным ответом от ФНС России по Томской области специалистами ОГКУ «ЦСПН по Кировскому району г. Томска» был произведен расчет, согласно которому среднедушевой доход семьи ФИО1 с учетом единственного работающего члена семьи У., являющегося индивидуальным предпринимателем, значительно превысил величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Томской области на второй квартал 2019 года. Обращает внимание, что на основании Примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства России № 384, для органа социальной защиты не предусмотрено запрашивать документы, подтверждающие расходы индивидуального предпринимателя, для дальнейшего получения ежемесячной денежной выплаты. Полагает, что судом не дана оценка размерам дохода семьи ФИО1, что привело к вынесению необоснованного решения.

В возражениях относительно апелляционной жалобы истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика – без удовлетворения.

В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 29.05.2020 обратилась в ОГКУ «ЦСПН Кировского района г. Томска» с заявлением о предоставлении пособия «Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно».

Семья ФИО1 состоит из четырех человек: ФИО1, супруга У., детей У., /__/ года рождения, У., /__/ года рождения, что подтверждается свидетельствами о заключении брака /__/, о рождении /__/, /__/ и не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.

При этом супруг истицы У. является единственным работающим членом семьи, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применяет упрощённую систему налогообложения.

В порядке межведомственного взаимодействия ОГКУ «ЦСПН Кировского района г. Томска» был направлен запрос о предоставлении сведений из налоговых деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, за 2018 и 2019 годы.

Согласно ответам Федеральной налоговой службы сумма доходов, полученная У. за 2018 год, составляет /__/ руб. (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов, расходы – 0 руб. – т.1 л.д. 74), за 2019 год – /__/ руб. (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов, расходы – 0 руб. – т.1 л.д. 76).

Уведомлением № 03-3019-11 от 21.07.2020 в назначении выплаты ФИО1 отказано, указано, что СДД (среднедушевой доход) составляет /__/ (с учетом доходов от предпринимательской деятельности), что выше прожиточного минимума за 2 квартал 2019 года (11694 руб.).

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 указала, что расчет суммы дохода от предпринимательской деятельности супруга должен, вопреки решению ответчика, осуществляться с учетом расходов на ее ведение, отраженных в книге учета доходов и расходов и не указанных в налоговой декларации с учетом избранной системы налогообложения. При расчете среднедушевого дохода семьи ФИО1 в целях исчисления испрашиваемого пособия следовало учитывать доходы работающих членов семьи за 12 месяцев, предшествовавших 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи, т.е. – доходы ФИО1 и У. за период с ноября 2018 года по октябрь 2019 года (12 месяцев, предшествовавших 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления).

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь, в том числе, положениями налогового законодательства Российской Федерации, исходил из того, что расчет среднедушевого дохода семьи У-вых без учета документально подтвержденных расходов на ведение работающим членом семьи У. предпринимательской деятельности привел к необоснованному завышению суммы полученных семьей доходов и неверному определению суммы среднедушевого ежемесячного дохода каждого члена семьи. При этом, по мнению суда первой инстанции, отсутствие в налоговом органе сведений о расходах У. на ведение им предпринимательской деятельности, исходя из выбранной предпринимателем упрощенной системы налогообложения по объекту доходы, не должно приводить к ограничению конституционного права несовершеннолетних детей на предусмотренные законом меры социальной поддержки.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, находя доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживающими внимания.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).

Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее по тексту - основные требования).

Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 16 основных требований).

В пункте 21 Основных требований перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи, к которым согласно подп. «л» относятся доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики.

Порядок и условия предоставления выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно на территории Томской области установлены постановлением Администрации Томской области от 20.05.2020 № 234а.

Согласно п. 4 Порядка ежемесячная выплата назначается на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку совместно проживающего с гражданином ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации. Ежемесячная выплата осуществляется через подведомственные Департаменту социальной защиты населения Томской области учреждения - областные государственные казенные учреждения "Центр социальной поддержки населения" (п. 5 Порядка).

Как следует из материалов дела, принимая решение об отказе в назначении ФИО1 пособия на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, ответчик исходил из того, что на основании представленных из ФНС России через систему межведомственного взаимодействия документов средний душевой доход семьи истицы, с учетом предпринимательской деятельности супруга, составляет /__/ руб., что выше прожиточного минимума за 2 квартал 2019 года (11694 руб.).

Как следует из п. 12 Основных требований документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее - сведения)», запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.

Аналогичные требования содержаться и в Порядке, утвержденном постановлением Администрации Томской области от 20.05.2020 № 234а, согласно п. 8 которого документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", запрашиваются уполномоченным учреждением в порядке межведомственного информационного взаимодействия в органах (организациях), предусмотренных Примерным перечнем, в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления в уполномоченное учреждение.

Для назначения ежемесячной выплаты необходимы следующие документы: 1) заявление о назначении ежемесячной выплаты по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении"; 2) копия документа, удостоверяющего личность; 3) копия свидетельства о рождении ребенка (детей) в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации; 4) копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя (в случае обращения с заявлением представителя) (п. 7 Порядка). Право уполномоченного учреждения истребовать у лица, обратившегося с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, дополнительных документов нормативными актами не предусмотрено.

Как следует из п. 14 Примерного перечня документов (сведений) необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (в ред. от 29.04.2020), сведения о доходах от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики, запрашиваются органом, предоставляющим социальные выплаты, в ФНС России по запросу через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

Исходя из указанных положений Перечня, а также п. 12 Основных требований, утвержденных постановлением Правительства № 384 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), п. 7 и 8 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 20.05.2020 № 234а, в рассматриваемом случае ответчик ОГКУ «ЦСПН Кировского района г. Томска» в рамках межведомственного взаимодействия не имел обязанности запрашивать сведения о расходах члена семьи заявителя. Свою обязанность по направлению запроса в ФНС России о доходах работающего члена семьи в качестве индивидуального предпринимателя ответчик исполнил в полном объеме, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, рассчитав размер среднедушевого дохода семьи, исходя из представленных налоговым органом сведений, который, в свою очередь, значительно превысил величину регионального прожиточного минимума на 2 квартал года, предшествующего году обращения с заявлением о назначении выплат.

Таким образом, учитывая, что у органа социальной защиты обязанность запрашивать документы, подтверждающих расходы индивидуального предпринимателя для дальнейшего получения денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, отсутствовала, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований истца являются ошибочными.

Данная позиция подтверждена законодателем. Так, постановлением Правительства Российской Федерации № 489 от 31.03.2021 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384» в Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении внесены соответствующие изменения. В пункт 24 Основных требований добавлено указание на то, что в случае, если заявитель или члены его семьи получили доходы, определенные в подпункте "л" пункта 21 настоящих основных требований, осуществляя свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов в сроки, установленные пунктами 13(1) и 13(2) настоящих основных требований. В таком случае уполномоченный орган при расчете среднедушевого дохода семьи использует документы (сведения), представленные заявителем или членами его семьи.

Таким образом, и в настоящее время у уполномоченного учреждения не имеется обязанности запрашивать у лиц, обратившихся с соответствующим заявлением, дополнительные документы. Такое право принадлежит самому лицу.

При этом указанные судом нормы налогового законодательства, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения, применению не подлежат, поскольку рассматриваемые правоотношения, связанные с назначением и выплатой пособия на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, регулируются положениями специального законодательства, а именно Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 "Об утверждении Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", а также Порядком и условиями предоставления выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно на территории Томской области, установленным постановлением Администрации Томской области от 20.05.2020 № 234а, которые не содержат обязанности органа социальной защиты запрашивать у соответствующего органа либо обратившегося с заявлением лица сведения о расходах индивидуального предпринимателя.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене, исковые требования ФИО1 - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Томска» удовлетворить.

Решение Кировского районного суда г. Томска от 11 января 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Томска» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, возложении обязанности произвести перерасчет среднедушевого дохода отказать.

Председательствующий

Судьи: