Судья Турбина Т.А. № 33-311/2024
(№ 2-2032/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хаировой А.Х.,
судей Кривицкой О.Г., Баданова А.Н.,
при секретаре Меньшовой В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Самары Самарской области от 09 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривицкой О.Г., объяснения представителя ответчика по доверенности ФИО5, судебная коллегия суда апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛА:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в суд с иском к ФИО1 в обоснование заявленных требований указав, что между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка №, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 2,7 га для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Договор зарегистрирован в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке ДД.ММ.ГГГГ за №. Информация о лесах, содержащаяся в данном договоре, указана в соответствии с материалами лесоустройства 1995. В 2015 проведено новое лесоустройство Красноярского лесничества, в результате которого установлено существенное изменение количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка по сравнению с данными, указанными в договоре. Арендная плата за использование спорного лесного участка носит регулируемый характер и определяется в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов. В связи с новым лесоустройством изменился расчет арендной платы в части минимального размера арендной платы. Министерством произведено доначисление суммы арендной платы по договору за 2019-2020 в размере 100 200,74 рублей, в связи с чем у ФИО1 образовалась задолженность. В адрес ответчика направлено письмо с предложением подписать дополнительное соглашение и погасить задолженность, однако ответа о не последовало.
Министерство просит внести изменения в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный с ФИО1, путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, взыскать с ответчика в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области арендную плату по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 100 200,74 рублей.
В процессе судебного разбирательства истцом исковые требования уточнялись, Министерство просит суд внести изменения в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный с ФИО1 путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, взыскать с ответчика арендную плату по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 156 940,92 рублей, неустойку в размере 58 510,19 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Самары Самарской области от 09 августа 2023 года постановлено:
«Исковые требования Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды, внесении изменений в договор аренды лесного участка – удовлетворить частично.
Внести изменения в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный с ФИО1 путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт <данные изъяты> зарегистрированной по адресу: <адрес> пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области арендную плату по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 156 940,92 рублей.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес> доход бюджета государственную пошлину в размере 4 339 рублей.
В удовлетворении иска в остальной части – отказать».
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда изменить и взыскать с нее задолженность по арендной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 86 541,35 руб., учесть при расчете задолженности внесенные ею платежи по договору аренды не только в федеральный бюджет, но и местный.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО5 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, размеры, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды.
Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статьями 309,310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Судом установлено и следует из материалов дела, что между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2,7 га для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Арендная плата по договору составляет 86 670 рублей, из них 73 814 рублей уплачивается в федеральный бюджет, а 12 856 рублей в бюджет Самарской области. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 5 договора суммы до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года.
В соответствии с приложением 16 к Приказу и выпиской из Государственного лесного реестра лесной участок арендованный ответчиком по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ относится к особо защитным участкам Красноярского лесничества, а именно квартал 100, выделы 35,36,39,40 к участкам лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений. Арендная плата за использование спорного лесного участка носит регулируемый характер и определяется в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов.
Согласно пп. «а» примечания к таблице 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах установлен коэффициент - 2.
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Самарской области переданных полномочий Российской Федерацией в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий усматривается, что выборочной проверкой правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков выявлен недополученный доход федерального бюджета за 2019-2021.
В адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 13.08.2021 Федеральным агентством лесного хозяйства внесено предписание «Об устранении выявленных нарушений при исполнении Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», в связи с чем в адрес ответчика направлена претензия и дополнительное соглашение к договору аренды лесного хозяйства от 23.07.2008 № 49/07.
В соответствии с пунктом 17 договора аренды, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях указанных в размере VI договора.
Принимая во внимание, что в связи с новым лесоустройством изменился расчет арендной платы в части минимального размера арендной платы, Министерством произведено доначисление суммы арендной платы по договору за 2019 - 2021 в общем размере 156 940,92 рублей: за 2019 – 45 633,59 рублей, за 2020 – 54 567,15 рублей, за 2021 – 56 740,18 рублей, в связи с чем у ФИО1 образовалась задолженность.
Направленная ФИО1 претензия оставлена без исполнения, мер, направленных на подписание дополнительного соглашения и для погашения задолженности предпринято не было, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая, что в ходе осуществленной Федеральным агентством лесного хозяйства проверки в правильности начисления арендной платы по договору аренды лесного участка установлен недополученный доход именно федерального бюджета, в связи с применением для расчета платы повышающего коэффициента 2, пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания арендной платы по договору аренды лесного участка.
Суд апелляционной инстанции считает подлежащими отклонению доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для внесения изменения в договор аренды, путем заключения дополнительного соглашения.
Поправочные коэффициенты к ставкам платы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», зависят от характеристик конкретного лесного участка, и коэффициентами индексации ставок платы не являются. Изменение формулы расчета при таких обстоятельствах является изменением существенных условий договора аренды в части предмета и цены и в силу части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 22, 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации требует оформления соглашения в письменной форме с государственной регистрацией.
Таким образом, в рассматриваемом случае является обоснованным заключение дополнительного соглашения в целях доначисления арендной платы при исключении или добавлении поправочного коэффициента.
Согласно пункту 5 Договора арендная плата вносится в федеральный бюджет (КБК 05№) и в бюджет <адрес> (КБК 80№).
Арендная плата в федеральный бюджет в 2019 году составляла 136 900,72 рублей (по договору) оплачена платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ на общую сумму 136 900,72 рублей.
Арендная плата в областной бюджет в 2019 году составила 16 189,28 рублей (по договору), оплачена платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 16 189,28 рублей.
Арендная плата в федеральный бюджет в 2020 году составляла 163 701,39 рублей (по договору), оплачена платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ на общую сумму 163 701,39 рублей.
Арендная плата в областной бюджет в 2020 году составила 19 358,61 рублей (по договору), оплачена платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 16 189,28 рублей.
Таким образом, задолженность по арендной плате и в федеральный и в областной бюджет ответчиком была погашена в полном объеме.
Однако подпунктом «а» примечания к таблице 11 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (- Постановление №) в отношении особо защитных участков в защитных лесах установлен коэффициент - 2.
Лесной участок по договору аренды, заключенному с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ относится к особо защитным участкам Красноярского лесничества.
В целях устранения нарушений, указанных в Предписании Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании акта проверки № плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Самарской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий от ДД.ММ.ГГГГ министерством произведено доначисление суммы арендной платы по договору аренды за 2019 год в сумме 45 633,59 рублей, за 2020 год в сумме 54 567,15рублей, расчет:
Расчет размера арендной платы, подлежащей уплате за 2019 год:
182 534,31-136 900,72 = 45 633,59 рублей, где:
182 534,31 -размер арендной платы за 2019 год, в соответствии с предписанием Рослесхоза;
136 900,72 - размер арендной платы за 2019 год, в соответствии с условиями договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№;
218 268,54-163 701,39 = 54 567,15 рублей, где:
182 534,31 - размер арендной платы за 2020 год, в соответствии с предписанием Рослесхоза;
136 900,72 - размер арендной платы за 2020 год, в соответствии с условиями договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
Министерство просит взыскать с ФИО1 арендную плату по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2021г. всего в размере 156 940,92 рубля и задолженность по пени в размере 58 510,19 рублей.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, министерство направило в адрес ответчика письмо от ДД.ММ.ГГГГ № МЛХ-05-02/25170 с предложением погасить имеющуюся задолженность по договору.
Министерством произведено доначисление суммы арендной платы по договору согласно расчету задолженности: за 2019 в размере - 45 633,59 руб.; за 2020 в размере - 54 567,15 руб.; за 2021 в размере - 56 740,18 руб.
Ответ на претензию от ФИО1 не поступил.
В ходе проверки правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков Федеральное агентство лесного хозяйства установило неполучение в полном объеме денежных средств за 2019 - 2020 годы. Результаты проверки зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании этого акта министерству выдано предписание об устранении выявленных нарушений ( л.д.139-145, л.д. 137 т.1).
Министерством произведен перерасчет арендной платы по ставкам платы, утвержденными Правительством Российской Федерации, в связи с тем, что арендованный лесной участок по, договору от ДД.ММ.ГГГГ№, отнесен Федеральным агентством лесного хозяйства к особо защитным участкам лесов.
Поправочные коэффициенты к ставкам платы, установленные Постановлением N 310, зависят от характеристик конкретного лесного участка, и коэффициентами индексации ставок платы не являются. Изменение формулы расчета при таких обстоятельствах является изменением существенных условий договора аренды в части предмета и цены и в силу части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 22, 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации требует оформления соглашения в письменной форме с государственной регистрацией.
Доводы апелляционной жалобы ответчика в части отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о внесении изменений в договор аренды лесного участка путем заключения дополнительного соглашения приведены без учета указанных правовых норм.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, если арендодатель не исполнил предусмотренную договором аренды публичного земельного участка обязанность своевременно производить перерасчет арендной платы и информировать об этом арендатора и не уведомил его об изменении арендной платы, это не освобождает арендатора от обязательства заплатить за аренду в размере, установленном нормативными правовыми актами.
Применение министерством повышающих коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, не является изменением договора и соответствует закону.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.04.2018 N 1002-О отметил, что положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" призваны обеспечить баланс публичных и частных интересов, эффективное использование земли, являющейся публичной собственностью и одновременно источником доходной соответствующего уровня.
Условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный соответствующим органом в нормативном акте коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок, соответствует закону.
Данный подход поддержан также Верховным Судом Российской Федерации в его определениях от 08.12.2016 N 303-эс15-19719, от 08.11.2019 N 303-ЭС19-19910, от 26.02.2021 N310-3C21-25.
Таким образом, расчет арендной платы в части применения коэффициента 2 к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий категорию защитных лесов приведен к верным значениям.
В данном случае сумма перерасчета арендной платы представляет собой доначисленную арендную плату за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности и не освобождает арендатора от обязанности заплатить за аренду, в размере, установленными нормативными правовыми актами.
Обоснован довод апелляционной жалобы о неверном исчислении срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно пункту 3 статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Вывод суда первой инстанции о возможности исчисления срока исковой давности для Министерства со дня поступления в его адрес ДД.ММ.ГГГГ предписания № от ДД.ММ.ГГГГ ошибочен.
Министерство имело возможность правильно начислить плату в соответствии с требованиями закона до вынесения предписания в свой адрес.
Неосведомление о допущенной ошибке до того момента, когда об этом было указано органом, осуществляющим проверку, не может быть признано событием, с которого истец узнал или должен был узнать о своем нарушенном праве.
Также не имеется оснований для вывода о приостановлении течения срока исковой давности на период досудебного порядка урегулирования спора.
Ссылка Министерства на направление ответчику претензий ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с предложением погасить задолженность по договору и подписать дополнительное соглашение не может быть принята во внимание как основание для исчисления срока исковой давности предлагаемым истцом образом.
Неоднократное направление претензий не может быть основанием для продления такого срока, в противном случае толкование и применение закона подобным образом позволило бы искусственно увеличивать сроки исковой давности.
В претензии Министерством указан срок, в течение которого арендатору следует совершить указанные действия, по истечении которого истец имел возможность сделать вывод о соблюдении им досудебного порядка урегулирования спора.
Указанные претензии истцом направлены по прежнему месту жительства ответчика, при том, что письмом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уведомила Министерство об изменении адреса своего места регистрации( л.д. 102-103, 111 т.1).
Согласно пункту 7 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 5 договора суммы до истечения десятого дня текущего отчетного квартала. А за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года ( л.д. 20-21 т.1).
Срок уплаты арендной платы за 1 квартал 2019г.- по ДД.ММ.ГГГГ, за 2 квартал 2019г.-по ДД.ММ.ГГГГ.
Срок исковой давности истекает по ним соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
С исковыми требованиями Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10 т.1), следовательно, исковые требования, заявленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
Министерством за 2019г. начислено 182 534,31 руб.:4 = 45 433,57 за 1 квартал.
Подлежит взысканию за 3, 4 квартал 91 267,15 рублей ( 45 433,57 руб.х2), но за вычетом оплаченных за тот же период 68 450,46 руб. ( 136 900,72 руб.:4 = 34 225,18 руб. за 1 квартал, а за 1 и 2 сумма составляет 68 450,46 руб.) ко взысканию за 3,4 квартал 2019г. сумма 22 816,79 рублей.
За 2020г. подлежит взысканию сумма 54 567,15 рублей, за 2021г.- 56 740,18 руб. согласно расчету, произведенному истцом ( л.д. 75-77, 122-124 т.1).
Министерством учтены внесенные ФИО1 платежи по договору № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 188-189, 153-155 т.1).
Истцом произведен расчет задолженности с учетом пункта 5 договора аренды лесного участка, которым установлена арендная плата 86 670 рублей в год, из них 73 814 рублей уплачивается в федеральный бюджет, а 12856 рублей в бюджет Самарской области.
В договоре указаны для внесения платы на бюджетный счет по самостоятельным реквизитам для федерального бюджета и для бюджета Самарской области.
Такое же условие и в дополнительном соглашении № к договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 109-110 т.1).
Согласно пункту 6 договора размер арендной платы подлежит изменению в сторону увеличения пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Министерством произведен расчет задолженности с учетом внесенных платежей в федеральный бюджет.
Позиция ответчика о необходимости в этом расчете учесть все внесенные ею платежи, в том числе и в местный бюджет, не основана на условиях договора аренды лесного участка.
Условия договора не противоречат статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ( часть 4)
ФИО1 заключен договор на условиях внесения платы в федеральный бюджет и местный бюджет.
Впоследствии Министерством изменена арендная плата с применением коэффициента 2, перечисляемая в федеральный бюджет, произведен перерасчет с учетом оплаченных платежей в федеральный бюджет.
Изменение арендатором мнения относительно действительности условия договора в части внесения арендной платы в местный бюджет не может быть основанием для признания договора в указанной части недействительным в силу ничтожности.
ФИО1 согласилась заключить договор аренды лесного участка на указанных условиях, исполняла их, и изменение в дальнейшем одного из условий этого договора не может повлечь признание недействительным другой его части, как это фактически предлагается стороной ответчика в данном деле.
Довод апелляционной жалобы ФИО1 о необоснованном применении к части лесного участка коэффициента 2 вместо правильного 1,5, применяемого к нелесным землям, состоящим из дома отдыха ( квартал 100 выдел 40) удовлетворению не подлежит.
Коэффициента 2 установлен подпунктом «а» примечания к таблице 11 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для зоны особо защитных участков в защитных лесах.
Такой коэффициент подлежит применению относительного всего арендуемого лесного участка, независимо от цели его использования для размещения под дом отдыха.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 августа 2023 г. изменить в части взыскания суммы арендной платы, в указанной части постановить новое решение, которым
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес> пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области арендную плату по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 134 124, 12 руб.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес> доход бюджета муниципального образования государственную пошлину в размере 3 882 руб.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 августа 2023 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15.01.2024.