ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2033/2022-33-1438/2022 от 10.08.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Юршо М.В. Дело № 2-2033/2022-33-1438/2022

УИД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.Н.

судей Тарасовой Н.В., Котовой М.А.

при секретаре Васильевой Л.М.

с участием прокурора Цветковой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе ГОКУ "Центр занятости населения Новгородской области" на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 17 мая 2022 г.,

установила:

Прокурор Крестецкого района Новгородской области обратился в суд с иском в защиту интересов Маркова А.В. к Государственному областному казенному учреждению "Центр занятости населения Новгородской области" (далее - ГОКУ "ЦЗН Новгородской области" или Учреждение) о признании незаконными и отмене приказов от 7 декабря 2021 г., от 21 января 2022 г. и о возложении обязанности выплатить Маркову А.В. пособие по безработице за период с 23 ноября 2021 г. по 5 января 2022 г. Требования мотивированы тем, что 12 января 2022 г. Марков А.В. был снят ответчиком с регистрационного учета в качестве безработного со ссылкой на неявку для перерегистрации, которая была вызвана уважительными причинами, подтвержденными выданными в установленном порядке документами.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области и ГОБУЗ "Крестецкая ЦРБ", в качестве истца привлечен Марков А.В.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 17 мая 2022 г. иск прокурора удовлетворен частично и постановлено:

Отменить приказ отдела занятости населения Крестецкого района Государственного областного казенного учреждения "Центр занятости населения Новгородской области" от 7 декабря 2021 г. о приостановлении выплаты пособия по безработице Маркову А.В. .

Признать незаконным и отменить приказ отдела занятости населения Крестецкого района Государственного областного казенного учреждения "Центр занятости населения Новгородской области" от 12 января 2022 г. о снятии Маркова А.В. с регистрационного учета.

Взыскать с Государственного областного казенного учреждения "Центр занятости населения Новгородской области" в пользу Маркова А.В. пособие по безработице за период с 23 ноября 2021 г. по 5 января 2022 г. в размере 7 139 руб. 81 коп.

В остальной части в удовлетворении иска прокурора Крестецкого района в защиту интересов Маркова А.В. отказать.

Взыскать с Государственного областного казенного учреждения "Центр занятости населения Новгородской области" в доход местного бюджета в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 698 руб. 68 коп.

В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Крестецкого района Новгородской области ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом решения, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, заслушав представителя ГОКУ "ЦЗН Новгородской области" Перехрестюка Д.Н., поддержавшего апелляционную жалобу по доводам в ней изложенным, а также выслушав прокурора Цветкову Т.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации прав на свободно избранные род деятельности и профессию и защиту от безработицы, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации.

Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в названном Законе порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты, учитывая при этом, что данная мера социальной поддержки безработных граждан с учетом ее целевого назначения, состоящего в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее, направлена прежде всего на поддержку тех граждан, которые лишились работы в силу объективных обстоятельств, в том числе по причинам, не связанным с виновным поведением (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. № 421-О).

В ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу п. 1 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе в случаях: длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.

Согласно части третьей указанной выше статьи, выплата пособия по безработице приостанавливается на один месяц, в том числе в случаях нарушения безработным (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Порядок регистрации безработных граждан урегулирован Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 г. № 1909 (далее - Правила регистрации), и содержит, в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

Исходя из п. 14 Правил регистрации центры занятости населения устанавливают безработным гражданам (за исключением граждан, осуществляющих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению центров занятости населения) сроки явки (не более 2 раз в месяц) для перерегистрации в качестве безработных граждан. Центры занятости населения направляют безработным гражданам уведомление с указанием даты явки на перерегистрацию. Дата первой явки для перерегистрации устанавливается в день постановки безработного гражданина на регистрационный учет безработных граждан, дата каждой следующей явки - в день соответствующей перерегистрации безработного гражданина.

В силу п. 15 Правил регистрации перерегистрация безработных граждан осуществляется на основании сведений и информации, указанных в пунктах 19-21 Правил, полученных центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также представленных гражданами по собственной инициативе.

В соответствии с п. 16 Правил регистрации безработные граждане, не явившиеся в установленные центрами занятости населения сроки посещения для перерегистрации в качестве безработных граждан, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.

Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан утвержден приказом Минтруда России от 15 января 2013 г. № 10н (который действовал на момент спорных правоотношений), и в качестве одного из таких документов предусматривает листок нетрудоспособности.

В силу пп. 5 п. 49 Правил регистрации, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н (далее по тексту также - Правила), основанием принятия работником центра занятости населения решения о приостановке выплаты пособия по безработице являются содержащиеся в регистре сведения о нарушении безработным (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) без уважительных причин сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Исходя из п. 60 Правил, в случае, если безработный гражданин после восстановления трудоспособности посещает органы службы занятости в первый рабочий день, следующий за днем окончания периода временной нетрудоспособности, приостановка выплаты пособия по безработице в связи с нарушением сроков перерегистрации отменяется и, в случае отсутствия в период приостановки иных нарушений законодательства о занятости населения, влияющих на приостановку выплаты пособия по безработице, предусмотренных пунктом 3 статьи 35 Закона № 1032-1, осуществляется выплата пособия по безработице за период временной нетрудоспособности. Решение о выплате пособия по безработице в период временной нетрудоспособности принимается при представлении в центр занятости населения в день, следующий за днем окончания периода временной нетрудоспособности, листка нетрудоспособности, подтверждающего окончание периода временной нетрудоспособности.

В случае, если гражданин был снят с учета в качестве безработного за неявку в органы службы занятости более месяца, а затем представил листок нетрудоспособности, подтверждающий уважительную причину неявки, приказ о снятии с регистрационного учета в качестве безработного подлежит отмене, производится выплата пособия по безработице и продолжается работа по оказанию содействия гражданину в поиске подходящей работы. При этом листок нетрудоспособности принимается только в случае, если он представлен не позднее 6 месяцев со дня окончания периода нетрудоспособности.

Безработным гражданам в период временной нетрудоспособности выплачивается пособие по безработице, за исключением случаев, когда: временная нетрудоспособность наступила в период невыплаты пособия по безработице, в том числе приостановки выплаты пособия по безработице по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 35 Закона № 1032-1 Закона о занятости населения; листок нетрудоспособности оформлен по причине отпуска по беременности и родам.

В силу п. 62 Правил основанием для отмены решений о приостановке выплаты пособия по безработице на месяц являются содержащиеся в регистре сведения о наличии уважительных причин, позволяющих пересмотреть принятое ранее решение.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 27 мая 2010 г. № 698-О-О, целевое назначение пособия по безработице как меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее. При этом пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами.

Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке. При этом отсутствие в оспариваемой норме перечня "уважительных причин" само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.

Из материалов дела следует и судом установлено, что приказом отдела занятости населения Крестецкого района ГОКУ "ЦНЗ Новгородской области" от 22 апреля 2021 г. Марков А.В. признан безработным с 12 апреля 2021 г., установлен период выплаты пособия по безработице продолжительностью 6 месяцев (с 6 июля 2021 г. по 5 января 2022 г.), а также установлены размеры и сроки выплаты пособия: в размере 75% средней зарплаты гражданина (20 273 руб.) 15204,75 руб., но не выше 12 130 руб. с 6 июля 2021 г. по 5 октября 2021 г.; в размере 60% средней зарплаты гражданина (20 273 руб.) 12163,80 руб., но не выше 5000 руб. с 6 июля 2021 г. по 5 октября 2021 г.

22 ноября 2021 г. Марков А.В. уведомлен о необходимости явки в службу занятости для перерегистрации 6 декабря 2021 г., однако в назначенную дату не явился.

В период со 2 декабря 2021 г. по 30 декабря 2021 г. Марков А. В. находился на лечении в ГОБУЗ "Крестецкая ЦРБ" в связи с заболеванием COVID-19.

Приказом отдела занятости населения Крестецкого района ГОКУ "ЦНЗ Новгородской области" от 7 декабря 2021 г. выплата пособия по безработице Маркову А.В. приостановлена на период с 23 ноября 2021 г. по 22 декабря 2021 г. в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его регистрации в качестве безработного, а именно неявка в назначенное посещение 6 декабря 2021 г.

30 декабря 2021 г. Марков А.В. обратился в отдел занятости населения Крестецкого района ГОКУ "ЦНЗ Новгородской области", представив листок нетрудоспособности, оформленный в электронном виде.

12 января 2022 г. отделом занятости населения Крестецкого района ГОКУ "ЦНЗ Новгородской области" изданы приказы и , которыми выплата Маркову А.В. пособия по безработице прекращена с одновременным снятием истца с регистрационного учета с 22 декабря 2021 г. в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями, предусмотренными ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания приказов отдела занятости населения Крестецкого района ГОКУ "ЦНЗ Новгородской области" от 7 декабря 2021 г. и от 12 января 2022 г. незаконными, исходил из того, что причина неявки Маркова А.В. 6 декабря 2021 г. в Центр занятости была вызвана уважительными причинами, поскольку Марков А.В. находился на листе нетрудоспособности, и временная нетрудоспособность Маркова А.В. подтверждается представленными листками нетрудоспособности, оформленными в форме электронного документа, при этом характер заболевания истца предусматривал необходимость соблюдения требований о режиме самоизоляции.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в данной части, поскольку данные выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Проверяя правильность судебного акта, исходя из доводов апелляционной жалобы в части несогласия ответчика со взысканием с Учреждения в пользу Маркова А.В. пособия по безработице, судебная коллегия находит данные доводы заслуживающими внимания в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор просил возложить на ответчика обязанность произвести выплату Маркову А.В. пособия по безработице за период с 23 ноября 2021 г. по 5 января 2022 г.

Суд, принимая решение по заявленным требованиям, взыскал с ГОКУ «ЦЗН Новгородской области» в пользу Маркова А.В. пособие по безработице за период с 23 ноября 2021 г. по 5 января 2022 г. в размере 7 139 руб. 81 коп.

Данный вывод суда в части правового механизма восстановления нарушенных ответчиком прав истца Маркова А.В., является неверным в связи со следующим.

ГОКУ «ЦЗН Новгородской области» является казенным учреждением.

Понятие казенного учреждения и особенности его правового положения установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе в установленном им порядке.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. .

ГОКУ «ЦЗН Новгородской области» не имеет счетов, открытых в подразделениях Центрального Банка Российской Федерации или кредитных организациях.

Лицевой счет ГОКУ «ЦЗН Новгородской области» открыт в Управлении Федерального казначейства по Новгородской области, такой счет необходим для учета операций по исполнению расходов бюджета, в том числе в целях материального обеспечения своей деятельности.

Собственником имущества ГОКУ «ЦЗН Новгородской области» является Новгородская область. Полномочия собственника имущества ГОКУ «ЦЗН Новгородской области» от имени Новгородской области осуществляет департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области.

Источником формирования имущества и финансовых ресурсов ГОКУ «ЦЗН Новгородской или» являются средства, выделяемые из бюджета Новгородской области согласно утвержденной бюджетной смете.

В соответствии с п. 2 ст. 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» финансовое обеспечение выплаты пособия по безработице осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Таким образом, указание суда на взыскание денежных средств с ответчика является ошибочным, решение суда в данной части следует изменить, указав на возложение ответчика обязанности произвести Маркову А.В. выплату пособия по безработице за период с 23 ноября 2021 г. по 5 января 2022 г., исключив из резолютивной части решения суда абзац 5, который касается выводов в выплате пособия в части денежных сумм.

Доводы жалобы о том, что в решении суда не нашло отражение то обстоятельство, что истец Марков А.В. пояснял в суде первой инстанции о готовности отказаться от иска, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку, как следует из протокола судебного заседания, данные пояснения Маркова А.В. в протокол судебного заседания занесены, однако Марков А.В. свой отказ от иска не подтвердил, в связи с чем, суд рассмотрел возникший спор по существу с постановлением по делу решения.

Доводы жалобы о том, что в нарушение закона Марков А.В. не представил в Учреждение листок нетрудоспособности в бумажном виде, также не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку, как установлено судом, Марков А.В. был лишен такой возможности по причине невыдачи ему листка нетрудоспособности в бумажном варианте медицинским учреждением. Наличие у Маркова А.М. в данном случае электронного листка нетрудоспособности подтверждает факт уважительности причин неявки к ответчику в указанный день, и незаконности изданных ответчиком приказом. Судебная коллегия отмечает, что в Перечне документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан утвержденном приказом Минтруда России от 15 января 2013 г. № 10н, указано, что к таким документам относится листок нетрудоспособности, но не указано в каком виде он может быть представлен в Учреждение.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном решении и направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем не могут являться основанием для его отмены, поскольку согласно положениям ст.ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Иное толкование ответчиком положений законодательства, иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения правильного по существу решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 17 мая 2022 г. изменить, изложив абзац 3 его резолютивной части в следующей редакции:

«Обязать ГОКУ "Центр занятости населения Новгородской области" произвести выплату Маркову А.В. пособия по безработице за период с 23 ноября 2021 г. по 5 января 2022 г.»

Исключить из резолютивной части решения абзац 5.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГОКУ "Центр занятости населения Новгородской области" – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2022 г.