ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-203/18 от 19.06.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Митина Е.А. Гр. д. № 33-7257 /2018

(номер дела суда первой инстанции 2-203/2018)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 июня 2018 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Акининой О.А.

судей – Хаировой А.Х., Никоновой О.И.

при секретаре – Астафьевой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД России, ГУ МВД России по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 4 апреля 2018 года, которым постановлено:

Исковые требования Свар Г.А. к МВД России удовлетворить частично.

Взыскать с МВД России в пользу Свар Г.А. задолженность по заработной плате с учетом компенсации за неиспользованный отпуск в размере 86 897 рублей 71 копейки, компенсацию при увольнении в размере 74 104 рублей, компенсацию за задержку выплаты сумм за период с 01.02.2017 г. по 04.04.2018 г. в размере 40 108 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований к МВД России отказать.

В удовлетворении исковых требований к ГУ МВД по Самарской области, ликвидационной комиссии ФМС России отказать.

Взыскать с МВД России в пользу Свар Г.А. расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителя МВД России, ГУ МВД России по Самарской области – Юрченко Е.В., поддержавшего доводы жалобы, возражение относительно доводов жалобы Свар Г.А. и её представителя Морозовой И.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Свар Г.А. обратилась в суд с иском ГУ МВД России по Самарской области, о взыскании невыплаченного денежного содержания, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

Определением суда от 14.12.2017 г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены МВД России, Ликвидационная комиссия ФМС России.

Неоднократно уточнив исковые требования истица просила взыскать с ГУ МВД России по Самарской области, МВД России, Ликвидационной комиссии ФМС России задолженность по заработной плате с учетом компенсации за неиспользованный отпуск в размере 121 301,37 рублей; денежную компенсацию в размере месячного содержания за 4 месяца в размере 74 104 рублей; денежную компенсацию за задержку выплаты сумм при увольнении с 01.02.2017 г. по день фактического расчета включительно; компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; расходы за оказанные юридические услуги: по подготовке искового заявления, ведению дела в суде 1 инстанции в размере 15 000 рублей.

В обоснование требований указано, что 01.06.2016 г. председателем ликвидационной комиссии ФМС России издан приказ № 233 о ликвидации УФМС по Самарской области.

Распоряжением ФМС России №НС-1/9-192 от 01.06.2016 г. утверждена ликвидационная комиссия УФМС по Самарской области, в состав которой вошла Свар Г.А. Распоряжением ФМС России № НС-1/9-34 от 14.07.2016 г. в состав ликвидационной комиссии УФМС по Самарской области внесены изменения о назначении Свар Г.А. председателем ликвидационной комиссии.

В соответствии с Распоряжением ФМС России № НС-1/9-453 от 16.08.2016 г. в целях материального стимулирования федеральных гражданских служащих и работников, исполняющих обязанности председателей и заместителей председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФМС России, указанным лицам производилась ежемесячная выплата в размере 40 000 рублей.

На основании п. 3 Распоряжения №1025-р ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России, включая ее территориальные органы, следовало завершить до 31.12.2016 г. Приказом УФМС России по Самарской области № 787 л/с от 15.12.2016 г. истица в числе других членов ликвидационной комиссии должна была быть уволена с 31.12.2016 г. Однако, в связи с тем, что комплекс мер, необходимых для ликвидации упраздненной ФМС России до конца не был осуществлен, Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 г. № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий был продлен до 01.07.2017 г., МВД России определен органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России (п. 2 Распоряжения № 2896-р).

Согласно пункту 4 указанного Распоряжения Правительства РФ финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными распоряжением, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в Федеральном бюджете.

Приказом УФМС России по Самарской области № 788 л/с от 29.12.2016 г. отменен пункт приказа № 787 л/с от 15.12.2016 г. об увольнении Свар Г.А. В связи с досрочным окончанием всех ликвидационных мероприятий, приказом УФМС России по Самарской области № 1 л/с от 31.01.2017 г. Свар Г.А. уволена с 31.01.2017 г. с гражданской службы с должности начальника отдела кадрового обеспечения УФМС России по Самарской области.

Распоряжением от 06.04.2017 г. № РД-П4-2010 Правительство РФ поручило МВД России обеспечить в срочном порядке необходимые выплаты членам ликвидационных комиссий ФМС России за счет перераспределения имеющихся бюджетных средств, а Министерству финансов России - предусмотреть компенсацию затраченных МВД России бюджетных средств на указанные цели при корректировке федерального бюджета на соответствующий период.

Однако расчет за отработанный период времени (январь 2017 года) в качестве председателя ликвидационной комиссии истица не получила.

В связи с неисполнением МВД России распоряжения Правительства РФ от 06.04.2017 г. №РД-П4-2040, письмом заместителя Руководителя аппарата Правительства РФ от 26.04.2017 г. № 2835н-П4 дано указание МВД России о неукоснительном исполнении данного поручения Правительства РФ, направленного на завершение проводимых ликвидируемых мероприятий. Однако выплаты истице не были произведены.

Ссылаясь на изложенное, Свар Г.А. просила суд взыскать с ГУ МВД России по Самарской области, МВД России и Ликвидационной комиссии ФМС России задолженность по заработной плате с учетом компенсации за неиспользованный отпуск в размере 121 301 руб. 37 коп.; компенсацию денежного содержания за 4 месяца в размере 78 381 руб. 60 коп.; денежную компенсацию за задержку причитающихся сумм при увольнении в размере 37 540 руб. 40 коп.; компенсацию морального вреда 50 000 руб., расходы по оплате юридических услуг. Л.д. 125

Определением суда от 16.01.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

Представитель МВД России и ГУ МВД России по Самарской области просит проверить законность решения в части взыскания компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что Свар Г.А. не состояла в трудовых отношениях ни с МВД России ни с ГУ МВД России по Самарской области. ФМС России и УФМС России по Самарской области не являлись органами, подчиненными МВД России по Самарской области.

Правовые акты, издаваемые в целях реализации Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. № 516 не наделяли МВД России статусом работодателя в отношении членов ликвидационных комиссий, а лишь определяли источник финансового обеспечения расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

МВД России, хотя и несет обязанность по выплате денежного довольствия и заработной платы членам ликвидационных комиссий, однако не является работодателем по отношению к Свар Г.А.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Свар Г.А. проходила государственную гражданскую службу в должности начальника отдела кадрового обеспечения УФМС России по Самарской области. в соответствии со служебным контрактом о прохождении государственной гражданской службы РФ от 22.04.2015г. Свар Г.А. приняла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы РФ с исполнением должностных обязанностей по должности начальника отдела кадрового обеспечения УФМС России по Самарской области (л.д. 17-21).

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу.

Пунктом 2 Указа Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы:

а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

в) штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением ее на 30 процентов.

Пунктом 3 Указа установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является:

а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах;

б) правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Пунктом 4 Указа установлено, что сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

Подпунктами «в» и «ж» пункта 6 Указа Правительству Российской Федерации поручено обеспечить проведение ликвидационных процедур и решить финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией Указа.

Во исполнение данного Указа Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 26.05.2016 № 1025-р, которым установлен срок завершения ликвидационных мероприятий упраздненной ФМС России до 31.12.2016 (пункт 3), а также утверждены председатели ликвидационных комиссий.

Ликвидационные комиссии территориальных органов ФМС России создавались распоряжениями ФМС России.

Согласно Распоряжению Председателя ликвидационной комиссии ФМС России №НС1/9-34 от 14.07.2016г. Свар Г.А. назначена председателем Ликвидационной комиссии УФМС России по Самарской области.

В соответствии с Распоряжением ФМС России № НС-1/9-453 от 16.08.2016 г. в целях материального стимулирования федеральных гражданских служащих и работников, исполняющих обязанности председателей и заместителей председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФМС России, приказано производить ежемесячную выплату в размере 40 000 рублей. Премирование осуществлять за счет средств экономии в пределах средств, выделяемых территориальному органу ФМС России и пропорционально отработанному времени.

Установлено, что приказом УФМС России по Самарской области № 787 л/с от 15.12.2016 г. советник государственной гражданской службы 1 класса Свар Г.А., начальник отдела кадрового обеспечения УФМС России по Самарской области уволена с гражданской службы с 31.12.2016 г.

Однако Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 г. № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий был продлен до 01.07.2017 г., в связи с чем, пункт приказа УФМС России по Самарской области № 787 л/с от 15.12.2016 г. об увольнении Свар Г.А. был отменен.

Из материалов дела следует, что приказом УФМС России по Самарской области по личному составу № 1 л/с от 31.01.2017 г. Свар Г.А. была уволена с гражданской службы с 31.01.2017 г.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что на момент увольнения Свар Г.А. не выплачена заработная плата за январь 2017г. с учетом компенсации за неиспользованный отпуск, денежная компенсация в размере месячного содержания за 4 месяца работы.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 определено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой ФМС, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

В соответствии с пунктом 5 Распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 N 1026-р во исполнение Указа Президента РФ N 156 от 06.04.2016 Минфину России поручено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации ликвидационных мероприятий, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) сотрудникам, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий.

Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 N 2896-р продлен срок завершения ликвидационных мероприятий, до 01 июля 2017 г.

МВД России определено федеральным органом исполнительной властиЮ, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднение ФМС и ФСКН России, в том числе по предоставлению ликвидационных балансов.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с указанными мероприятиями, следует произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете

Из указанных нормативных правовых актов следует, что при продлении срока ликвидационных мероприятий на 2017 год утверждение штата УФМС России по Самарской области (территориального органа ФМС России) и тарификация ее сотрудников не предусматривались, финансирование всех мероприятий было возложено на МВД России, при этом включаемые в состав комиссии члены продолжали оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым должностям), а, следовательно, подлежали обеспечению их денежным довольствием (денежным содержанием, заработной платой).

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, проанализировав нормы материального права, которыми регулируются возникшие правоотношения, пришел к обоснованному выводу, что выплата причитающихся Свар Г.А. денежных сумм по заработной плате, компенсационных выплат при увольнении, должна быть возложена на МВД России как уполномоченный орган, ответственный за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России.

Судебная коллегия считает судебное решение в части взыскания задолженности по заработной плате и компенсации при увольнении законным и обоснованным.

Решение в указанной части не оспаривается сторонами, и у судебной коллегии отсутствуют основания для проверки законности решения в полном объеме.

Оспаривая судебное решение в части взыскания с МВД России в пользу Свар Г.А. компенсации за задержку выплаты задолженности по заработной плате в соответствии со статьёй 236 ГПК РФ, а также компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 ГПК РФ, заявитель жалобы ссылается на то, что МВД России не наделен статусом работодателя в отношении членов ликвидационных комиссий. Паровыми актами определен источник финансового обеспечения расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями.

Кроме того, Свар Г.А. не обращалась в досудебном порядке к МВД России о перечислении причитающихся ей денежных сумм, что, по мнению заявителя жалобы свидетельствует о недобросовестном поведении, поскольку МВД России узнало о задолженности и размере причитающихся Свар Г.А. выплатах лишь в ходе настоящего судебного разбирательства.

Судебная коллегия не может принять во внимание эти доводы апелляционной жалобы, и считает, что они не могут служить основанием к отмене судебного решения в оспариваемой части.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из материалов дела видно, что приказом УФМС по Самарской области от 31.01.2017 г. № 1 Свар Г.А. уволена с 31.01.2017 г. Следовательно, Свар Г.А. до указанного времени находилась на государственной гражданской службе, и состояла в трудовых отношениях с ФМС России.

Судебная коллегия считает, что к спорным правоотношениям правомерно применены нормы Трудового кодекса РФ, и обоснованно взыскана компенсация морального вреда в соответствии со статьей 237 ТК РФ, и проценты за задержку выплаты заработной платы за январь 2017 г. и компенсационных выплат при увольнении в соответствии со статьей 237 ТК РФ.

Доводы жалобы о том, что Свар Г.А. не состояла с МВД России в трудовых отношениях, и что МВД России не знало о том, что Свар Г.А. не выплачены причитающиеся ей денежные средства, не могут быть приняты во внимание, поскольку Распоряжением Правительства РФ финансирование мероприятий по ликвидации ФМС России возложено на МВД России. Следовательно именно МВД России несет ответственность, в том числе и в виде финансовых санкций, за несвоевременную выплату работнику причитающихся ему денежных средств.

При этом, судебная коллегия обращает внимание, что причитающиеся Свар Г.А. денежные выплаты не произведены ни на момент обращения с иском, ни на момент вынесения оспариваемого решения.

Доводы о том, что Свар Г.А. не обращалась в досудебном порядке к МВД России о выплате ей задолженности, не свидетельствует о недобросовестности, поскольку обязанность нормами Трудового кодекса РФ не предусмотрена такая обязанность.

При указанных выше обстоятельствах, судебная коллегия считает судебное решение законным и обоснованным и не находит оснований к его отмене или изменению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда г. Самара от 4 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МВД России, ГУ МВД России по Самарской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи