Дело № 33-600/2022 Докладчик Глебова С.В.
Суд I инстанции дело № 2-2040/2021 Судья Мысягина И.Н.
УИД33RS0002-01-2021-002393-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего судьи Никулина П.Н.
судей Глебовой С.В., Огудиной Л.В.
при секретаре Ворониной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 2 марта 2022 г. дело по апелляционной жалобе Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 ноября 2021 г., которым постановлено:
Отказать Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» в удовлетворении заявленных исковых требований к ООО «Биотехнологии» о признании в отношении неопределенного круга потребителей действий по навязыванию потребителям обработки твердых коммунальных отходов в составе коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными, обязании прекратить противоправные действия.
Заслушав доклад судьи Глебовой С.В., пояснения представителя истца МООП «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» - ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика ООО «Биотехнологии» – ФИО2, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области – ФИО3, полагавших доводы апелляционной жалобы несостоятельными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрегиональная общественная организация потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Биотехнологии» о признании действий по навязыванию потребителям обработки твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в составе коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными, обязании прекратить противоправные действия.
В обоснование иска указано, что ООО «Биотехнологии» по итогам конкурсного отбора было выбрано в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в кластере № 2 Владимирской области. Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами подписано с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области 21.12.2019.
В соответствии с действующим законодательством потребители услуги «обращение с ТКО» обязаны заключить договор с вышеуказанным региональным оператором.
На сайте ООО «Биотехнологии» размещен публичный договор на оказание услуги по вывозу ТКО с физическими лицами, т.е. потребителями услуги. Пунктом 1 Типового договора предусмотрено, что региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, определены в пункте 4 Правил № 354, в том числе, обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах (п.«ж»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 №232 Правила дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Подпунктом «а» пункта 31 Правил №354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Учет затрат регионального оператора на обработку твердых коммунальных отходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора и, соответственно, компенсация потребителем расходов регионального оператора на обработку твердых коммунальных отходов, действующим законодательством не предусматривается.
Ответчик ООО «Биотехнологии» при рассмотрении гражданского дела №2-726/2021 в Октябрьском районном суде г. Владимира утверждал, что деятельность по обработке ТКО для потребителей в состав коммунальной услуги по обращению с ТКО не включена. Следовательно, ответчик признает, что навязал потребителям услугу, не предусмотренную действующим законодательством РФ, включил навязанную услугу в предельный единый тариф в сумме 15 860,8 руб. Включение в предельный единый тариф для потребителей услуги по обработке ТКО также подтверждает Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области.
Исходя из положений законодательства, коммунальная услуга по обращению с ТКО для потребителей – это транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО. Услуга по обработке ТКО не является коммунальной услугой, следовательно, в данном случае она является навязанной потребителю. Навязывание потребителям услуги по обработке ТКО повлекло увеличение стоимости коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Представители истца Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» ФИО1, ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ООО «Биотехнологии» ФИО2 иск не признала. Пояснила, что доводы представителей истца о том, что ООО «Биотехнологии» навязывает потребителям в составе услуги по обращению с ТКО обработку отходов, не соответствуют действительности. Полагает несостоятельными доводы о том, что включение в единый предельный тариф регионального оператора стоимости услуг по обработке отходов является навязыванием данной услуги потребителям, поскольку они ошибочны, основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих вопросы ценообразования и тарифного регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Расчёт единого тарифа на услугу регионального оператора осуществляется в соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования и пунктом 7 Методических указаний по формулам, содержащимся в пункте 85 Методических указаний, и представляет собой отношение необходимой валовой выручки регионального оператора (НВВ) к объёму (массе) ТКО.
Расходы на обработку отходов принимаются во внимание при расчёте НВВ регионального оператора, а не единого предельного тарифа; расчётное значение НВВ регионального оператора осуществляется не произвольно, а в соответствии с установленной процедурой и по установленной методике расчёта. Решение о включении или невключении тех или иных расходов в НВВ регионального оператора принимается органом государственного регулирования тарифов, а не региональным оператором по обращению с ТКО. Заявление истца о навязывании услуги по обработке отходов путём включения её стоимости в единый предельный тариф регионального оператора противоречит законодательству о тарифном регулировании и не основано на фактических обстоятельствах.
Указание в тексте типового договора сведений о деятельности по обработке твёрдых коммунальных отходов и последующее размещение такого договора на официальном сайте регионального оператора в сети «Интернет», вопреки доводам истца, является исполнением требований федерального законодательства в области обращения с отходами, а не навязыванием потребителям дополнительных услуг и невыгодных условий договора.
Действующее законодательство допускает заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО на иных (по сравнению с типовой формой) условиях. Подобные изменения типовой формы возможны путём включения в договор дополнительных условий, которые не противоречат законодательству и согласованы сторонами. Однако изменение условий договора путем исключения каких-либо условий нормами действующего законодательства не предусмотрено.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что 21.12.2019 по результатам конкурсного отбора между Департаментом и ООО «Биотехнологии» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Соглашение). Предметом Соглашения является обеспечение региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Территориальной схемой обращения с отходами на территории Владимирской области (пункт 1.1. Соглашения). В Соглашении указаны все возможные виды обращения с ТКО, что не означает обязательного одновременного осуществления региональным оператором всех видов деятельности. Региональный оператор не оказывает гражданам услугу по обработке ТКО. Это услуга, которая реализуется между региональным оператором и оператором по обращению с ТКО. Граждане не вносят плату за обработку ТКО.
Плата за услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденного тарифа на услугу по обращению с ТКО и объема потребляемых коммунальных услуг в соответствии с установленными нормативами потребления коммунальных услуг. Зависимость платы от наличия или отсутствия обработки ТКО и ее объемов не предусмотрена ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни Правилами № 354. Так, потребители, находящиеся на территориях, с которых Территориальной схемой обращения с отходами на территории Владимирской области не предусмотрено направление ТКО на обработку, вносили тот же размер платы за услугу регионального оператора, что и потребители г. Владимира, с территории которого в 2020 г. ТКО направлялись на обработку.
Оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение ТКО, а региональный оператор обязуется передавать ТКО такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.
Следовательно, если по отношению к потребителю услуга по обработке ТКО не оказывается, нет самостоятельной платы за данную услугу и нет подтверждения оплаты данной услуги потребителем, то нельзя считать это навязыванием услуги. Потребитель не является стороной в отношениях в области обработки ТКО. Участники отношений по обработке – это региональный оператор и оператор по обращению с ТКО.
Расходы регионального оператора на обработку ТКО являются одним из видов расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки регионального оператора при установлении ему тарифа на услугу.
Нормативные правовые акты, которые определяют порядок установления тарифа, регулируют отношения между государством в лице уполномоченного органа по установлению тарифов и субъектом тарифного регулирования - региональным оператором.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из отзыва на исковое заявление следует, что ООО «Биотехнологии», являясь региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности №2 на территории Владимирской области, с 01.01.2020 оказывает услугу по обращению с ТКО, цена на которую регулируется государством путем установления предельных единых тарифов. Предельный единый тариф определен в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16.
Включенная в состав тарифа необходимая валовая выручка ООО «Биотехнологии» составила 969 261,63 тыс. рублей. В ее составе учтены плановые расходы на обработку ТКО в размере 15 860,80 тыс. рублей. Указанные расходы определяются путем умножения тарифа на обработку, установленного для оператора по обработке ТКО, и объема обработки ТКО, утвержденного в производственной программе оператора по обработке ТКО.
В зоне деятельности ООО «Биотехнологии» организацией, планирующей осуществлять деятельность по обработке ТКО, в 2020 году являлось ООО «Мусороперегрузочная станция», которому постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 19.12.2017 № 59/13 с 01.01.2020 по 31.12.2020 был установлен тариф на обработку ТКО в размере 344,83 руб. за 1 тонну без учета НДС. Согласно производственной программе ООО «Мусороперегрузочная станция» плановый объем обрабатываемых ТКО в 2020 году составлял 38,330 тыс. тонн.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 57 Основ НВВ регионального оператора и установленные ему тарифы ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов от их плановых значений.
Указанная корректировка тарифа регионального оператора осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 92 Методических указаний, при которой органом регулирования из состава НВВ регионального оператора на 2022 год будут исключаться необоснованно полученные доходы регионального оператора.
В случае оплаты потребителем услуг ООО «Биотехнологии» на уровне установленного предельного тарифа органом регулирования объем товарной выручки, полученной от потребителей, и не перечисленной оператору по обработке, будет рассматриваться органом регулирования к исключению при установлении тарифа на 2022 год.
При регулировании тарифов ООО «Биотехнологии» на 2021 год и НВВ предприятия были исключены плановые расходы на обработку ТКО в связи с прекращением государственного регулирования тарифов на услуги обработки ТКО, оказываемые ООО «Мусороперегрузочная станция», что явилось одной из причин снижения предельного единого тарифа ООО «Биотехнологии» в сфере обращения с ТКО на 2021 год.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Эко-Транс», ООО «Хартия», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Межрегиональная общественная организация потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указано, что противоречит действующему законодательству вывод суда первой инстанции о том, что истец в своих требованиях просит признать незаконным ведение ответчиком деятельности, предусмотренной действующим законодательством, поскольку обработка ТКО входит в состав ЕВВ. Судом нарушен принцип верховенства закона, суд не применил закон, подлежащий применению. Ссылаясь на положения ч. 8 ст. 5, ч. 5 ст. 30, ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения раздела XV (1) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232, статей 2, 5, 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», указывает, что Правилами тариф на обработку ТКО регулируется отдельно от единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. Положения Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО не могут в силу закона противоречить нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то есть Жилищному кодексу Российской Федерации, согласно которому плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ООО «Биотехнологии» и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, ООО «Эко-Транс», ООО «Хартия», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, сведения о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства также были размещены в открытом доступе на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и в возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - взнос на капитальный ремонт).
Обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно положениям пунктов 1, 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
обработка твердых коммунальных отходов;
обезвреживание твердых коммунальных отходов;
захоронение твердых коммунальных отходов;
оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором;
энергетическая утилизация.
Согласно пункту 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:
единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
тариф на захоронение твердых коммунальных отходов;
тариф на энергетическую утилизацию.
При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию твердых коммунальных отходов, за исключением затрат на энергетическую утилизацию.
Установление предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относится к полномочиям субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).
Согласно абзацу 2 пункта 1 Правил № 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354).
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил №354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе, обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подпункту «а» пункта 148(24) Правил №354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 148(28) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
Осуществление функции уполномоченного органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 01.02.2006г. № 63, возложено на Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 21.12.2019 между Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области и ООО «Биотехнологии», в соответствии с протоколом о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области (зона № 2) от 11.12.2019, заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (т. 1 л.д. 98-137).
Согласно пункту 1.1. указанного Соглашения его предметом является, в том числе, присвоение ООО «Биотехнологии» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области, обеспечение региональным оператором сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в границах зоны деятельности регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 1.3. Соглашения).
Согласно пунктам 6.2., 6.3. Соглашения статус регионального оператора присвоен ООО «Биотехнологии» на период с 01.01.2020 по 31.12.2028.
Предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Биотехнологии» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 год установлен постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30.12.2019 № 54/1.
Предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Биотехнологии» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2021 год установлен постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.12.2020 № 44/397.
Предельный единый тариф утвержден в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16, на основании протокола заседания правления департамента цен и тарифов администрации области от 30.12.2019 № 54 (на 2020 год), протокола заседания правления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области от 18.12.2020 № 44 (на 2021 год).
Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 28.11.2019 № 44/9 были установлены предельные тарифы на обработку твердых коммунальных отходов для ООО «Мусороперегрузочная станция», г. Владимир на период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области от 26.10.2021 № 35/137 «Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов» установлены и введены в действие предельные тарифы на обработку твердых коммунальных отходов для ООО «Мусороперегрузочная станция», г. Владимир на период с 01.11.2021 по 31.12.2026.
Утвержденные предельные единые тарифы на услугу регионального оператора ООО «Биотехнологии» по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными не признаны. В силу части 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулированию подлежат, в том числе, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, тариф на обработку твердых коммунальных отходов.
Исходя из установленных постановлениями Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области тарифов потребителям начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для ООО «Мусороперегрузочная станция» установлен предельный единый тариф на обработку твердых коммунальных отходов.
Для ООО «Биотехнологии» согласована величина необходимой валовой выручки, принятая при расчете единого тарифа, в размере 969 261,63 тыс. руб., включая необходимую валовую выручку организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе, в сфере обработки твердых коммунальных отходов (158 960,80 тыс. руб.).
Согласно пункту 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями пункта 85 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходам, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1628/16, необходимая валовая выручка включает в себя расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, ответчик ООО «Биотехнологии, являясь региональным оператором, не оказывает гражданам услугу по обработке твердых коммунальных отходов, и не навязывает им такой вид деятельности как «обработка твердых коммунальных отходов» в составе коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствует установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы о том, что выводы суда первой инстанции противоречат действующему законодательству, суд не применил закон подлежащий применению, несостоятельны.
Вопреки доводам апелляционной жалобы обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
С учетом изложенного решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11.11.2021 является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется. Апелляционная жалоба Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» – без удовлетворения.
Председательствующий Никулин П.Н.
Судьи Глебова С.В.
Огудина Л.В.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10.03.2022.