ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2040/2022 от 03.10.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33-2596/2022

Судья: Белова Н.Р. (дело № 2-2040/2022,

УИД 68RS0001-01-2022-001891-44)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 октября 2022 года г.Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Рязанцевой Л.В.,

судей Сорокиной С.Л. и Туевой А.Н.,

при секретаре Каркавиной М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зябловой Лидии Леонидовны к управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об обеспечении жилым помещением,

по апелляционной жалобе Зябловой Лидии Леонидовны на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 16 мая 2022 г.

Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Зяблова Л.Л., *** года рождения, относилась к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Приказом управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 23.12.2021 № *** Зябловой Л.Л. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что Зябловой Л.Л., достигшей возраста 23 лет, не представлены доказательства, что она не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и не обратилась в управление социальной защиты и семейной политики области с целью включения в Список по уважительным причинам до достижения ею 23-летнего возраста.

17.03.2022 Зяблова Л.Л. обратилась в суд с иском к управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об обеспечении жилым помещением.

В обоснование иска указала, что её мать, ФИО19, умерла *** (свидетельство о смерти ******), а отец, ФИО20, умер *** (свидетельство о смерти ******).

В период с 1975 по 1976 гг. она - Зяблова (ФИО21) Л.Л. проживала с дедушкой, ФИО22, и его супругой ФИО23, не приходящейся ей (Зябловой Л.Л.) бабушкой, в городе ***. После смерти в *** году дедушки ФИО22. она, на основании решения исполкома *** районного Совета народных депутатов от ******, находилась под опекой ФИО23. Место жительства ее (Зябловой (ФИО21) Л.Л.) и ФИО23. - ***.

В период с 17.03.1981 по 30.08.1986 она была воспитанницей *** детского дома, откуда выбыла в *** техникум; на период обучения в техникуме была обеспечена общежитием.

Решением *** районного Совета народных депутатов от ****** опекунство ФИО23 было снято, и её опекуном был назначен дядя ФИО29.

*** она вступила в брак; *** у нее родилась дочь; она с супругом, дочерью и ФИО23. проживала по адресу ***. В *** году ФИО23. умерла.

В *** году дом сгорел. Ей, как погорельцу, было предоставлено жилое помещение по адресу ***, площадью *** кв.м., где она проживает до настоящего времени.

Опекуны, несмотря на то, что она нуждалась в улучшении жилищных условий, не собрали документы для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Собственного жилья она не имеет.

Приказом управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 23.12.2021 № *** ей (ФИО1) было отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи с тем, что она не представила доказательств уважительности того, что не была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и не обратилась в управление до достижения возраста 23 лет.

Данный отказ она (ФИО1) считает незаконным. Причина, по которой она не была поставлена на жилищный учет до 01.01.2013, а с 01.01.2013 не была включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

ФИО1 просила возложить на управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 16 мая 2022 г. ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об обеспечении жилым помещением.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить.

В обоснование доводов жалобы указала, что порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на жилищный учет или имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список после 01.01.2013.

В возражениях на апелляционную жалобу управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области просит решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 16.05.2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения, указав также на то, что учетное дело ФИО1 в управление не поступало до достижения ею 23-х лет, а на момент подачи искового заявления истец достигла возраста *** лет; таким образом, она не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки.

Проверив материалы дела, выслушав истца ФИО1 и ее представителя по ордеру адвоката Черемисину Е.П., поддержавших апелляционную жалобу по основаниям, в ней изложенным, представителя ответчика, по доверенности ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.

В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». До 1 марта 2005 г., когда вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были определены Жилищным кодексом РСФСР, вступившим в силу в 1983 году.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, *** года рождения, уроженка ***, относилась к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Мать ФИО1, ФИО19, умерла *** в *** (л.д.14, 15), а отец, ФИО20, умер *** в *** (л.д.16, 17).

Из искового заявления и пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что с *** года ФИО1 (ФИО21) Л.Л. проживала с дедушкой, ФИО22, и его супругой ФИО23, не приходящейся ФИО1 бабушкой, в ***; в *** году ФИО22 умер.

Решением исполкома *** районного Совета народных депутатов от ****** удовлетворена просьба ФИО23. о назначении ее опекуном над несовершеннолетней внучкой ФИО21 Л., *** года рождения (л.д.18).

Из указанного решения следует, что ФИО23., проживающая по улице ***, занимается воспитанием внучки ФИО21 Л., *** года рождения, с шестимесячного возраста, родителей у девочки нет.

Решением исполкома *** районного Совета народных депутатов от ******ФИО21 Л., *** года рождения, для дальнейшего воспитания и обучения направлена в *** детский дом в связи с тем, что родители несовершеннолетней, находящейся в школе-интернате № ******, умерли, а опекун ФИО23. ведет аморальный образ жизни (л.д.19, 138).

Решением исполкома *** районного Совета народных депутатов от ****** снято опекунство над несовершеннолетней ФИО21 Л.Л. ее бабушки ФИО23.; опекуном над несовершеннолетней ФИО21 Л.Л. назначен ее дядя ФИО29; за несовершеннолетней ФИО21 Л.Л. сохранена жилая площадь по адресу ***, до ее совершеннолетия (л.д.20).

ФИО29 умер *** (л.д.106).

В период с 17.03.1981 по 30.08.1986 ФИО1 (ФИО21) Л.Л. была воспитанником *** детского дома (л.д.21, 128-138).

С *** по *** ФИО1 (ФИО21) Л.Л. обучалась в *** техникуме на очной форме обучения; с *** по *** ФИО1 ФИО21) Л.Л. для проживания было предоставлено студенческое общежитие; *** ФИО1 (ФИО21) Л.Л. была отчислена из образовательного учреждения по собственному желанию (л.д.22).

***ФИО21 Л.Л. заключила брак с ФИО55.; после заключения брака присвоена фамилия ФИО1 (л.д.23).

*** у ФИО1 родилась дочь ФИО56 (л.д.26).

Из пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что до рождения ребенка ФИО1 с супругом возвратилась в закрепленное за ней жилое помещение по адресу ***, и проживала в нем с семьей до ***, когда в квартире произошел пожар (л.д.27).

Согласно постановлению администрации *** района города Тамбова от ******, отменено ранее принятое постановление *** района от 20.10.1994 № *** в части предоставления однокомнатной квартиры с частичными удобствами № *** площадью *** кв.м. в доме № *** по улице *** погорельцу ФИО1 на состав семьи три человека, в связи с изменением состава семьи предоставлена указанная квартира ФИО1 на состав семьи два человека (л.д.151-152, 28, 174).

05.10.2021 между МКУ «Дирекция жилищный услуг» и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения № ***, расположенного по адресу ***, общей площадью *** кв.м.

ФИО1 достигла возраста *** лет *** сентября *** г., а *** г. достигла возраста 23 лет.

В отношении ФИО1 с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Тамбовской области, опекун не обращался. Сама ФИО1 обратилась с таким заявлением в *** году в возрасте *** лет.

Учетное дело ФИО1 не формировалось и не поступало в управление социальной защиты населения Тамбовской области до достижения ФИО1 23 лет (*** год), в связи с чем, в списке лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, она не состоит, равно как не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 23.12.2021 № *** ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что ФИО1, достигшей возраста 23 лет, не представлены доказательства, что она не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и не обратилась в управление социальной защиты и семейной политики области с целью включения в Список по уважительным причинам до достижения ею 23-летнего возраста.

Не согласившись с отказом управления, ФИО1 обратилась в суд с данным иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., правильно определив и установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений; при обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. За ФИО1 было закреплено жилое помещение, при этом не представлено надлежащих документов (заключение межведомственной комиссии) о признании данного жилого помещения аварийным либо не пригодным для проживания; до 2021 года ФИО1, достигшая возраста *** лет, не обращалась в органы местного самоуправления, социальной защиты с целью обеспечения ее жилым помещением; доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, по которым истец своевременно не встала на учет нуждающихся в жилом помещении, ФИО1 не представлено; доводы истца о бездействии должностных лиц и опекунов суд признал несостоятельными. Суд первой инстанции констатировал, что истец до достижения 23 лет с письменным заявлением в органы местного самоуправления не обращалась, нуждающейся в жилом помещении не признавалась и в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не включалась, на дату обращения с настоящим иском в суд достигла возраста *** лет, в связи с чем, не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку истцом не представлено доказательств, что до достижения возраста 23 лет она обращалась в уполномоченный орган по вопросу обеспечения жилым помещением, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включения в Список, а также доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ей своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок, суд пришел к выводу о том, что ФИО1 утратила право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.

Согласно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 г., акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Право на внеочередное обеспечение жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, впервые было закреплено в Жилищном кодексе РСФСР, утвержденном 24 июня 1983 г.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 г. "О порядке введения в действие Жилищного кодекса РСФСР", Жилищный кодекс РСФСР применяется к жилищным правоотношениям, возникшим после введения в действие Кодекса, то есть с 01 января 1984 года.

На момент наступления совершеннолетия истца (*** г.), равно как и на момент достижения истцом возраста 23 лет (*** г.), действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей до 28.03.1998) было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).

При временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев (ч.1 ст.60 ЖК РСФСР).

Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях: помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37) (п.3 ч.2 ст.60 ЖК РСФСР).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 01.01.2013), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Критерии отнесения граждан к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), согласно которой лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Пункт 3 указанной статьи в той же редакции предусматривает, что в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 той же статьи).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.

Аналогичные основания предоставления дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены и Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 1215-О, положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 1229-О, от 29 января 2019 г. N 185-О и от 30 января 2020 г. N 89-О).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 г. N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вступление в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым указанные лица не были поставлены на учет для получения жилого помещения.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается, помимо пояснений истца, материалами дела, что ФИО1 после установления опеки направлялась в детское специализированное учреждение; при этом за ФИО1 в *** году было закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу *** в которое она, зарегистрировав брак, возвратилась в *** году (до достижения совершеннолетия) вместе с супругом, и проживала в нем с семьей (супруг, дочь, *** года рождения) до сентября *** года, когда в квартире произошел пожар, и ФИО1, как погорельцу, органами местного самоуправления было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу ***.

Доказательств того, что закрепленное за несовершеннолетней ФИО1 жилое помещение непригодно для проживания либо являлось аварийным, суду не представлено; акт обследования жилищно-бытовых условий ученицы *** класса школы-интерната № ******ФИО21 Л., содержащий указание на проживание семьи в аварийном доме, таковым доказательством не является, поскольку составлен учителями и воспитателями, обследовавшими семью ФИО21 Л., а не уполномоченными лицами (межведомственной комиссией).

Вопреки доводам истца в суде апелляционной инстанции, архивная выписка ГУПТИ Тамбовской области от 04.08.2021 (л.д.104), согласно которой предприятие не располагает сведениями в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу *** по причине отсутствия на техническом учете, а также архивная справка ТОГБУ «ГАТО» от 15.09.2022 (л.д.172), представленная истцом суду апелляционной инстанции, согласно которой в архивных фондах Тамбовской городской управы и Статистического бюро (губстатбюро) г.Тамбова по переписи населения за 1920, 1923, 1926 гг. сведений о домовладении № *** по ул.*** не имеется, не свидетельствуют о том, что закрепленное жилое помещение имело статус самовольной постройки, было непригодно для проживания.

Обстоятельства ненадлежащего выполнения органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучалась и воспитывалась истец, обязанностей по защите ее прав в тот период, когда она была несовершеннолетней, и иные обстоятельства, объективно препятствующие ФИО1 обратиться с заявлением о принятии ее на соответствующий жилищный учет до наступления совершеннолетия истца (*** г.), равно как и до достижения истцом возраста 23 лет (*** г.), не установлены. Не разъяснение истцу учреждениями, в которых она обучалась и воспитывалась, ее жилищных прав, нельзя положить в основу удовлетворения иска, притом, что органами местного самоуправления за истцом было закреплено право на жилое помещение, в которое истец возвратилась в 1988 году, и в котором впоследствии длительное время проживала со своей семьей.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установивший критерии отнесения граждан к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определивший основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанным лицам, был принят значительно позже наступления совершеннолетия истца (*** г.), достижения истцом возраста 23 лет (*** г.).

ФИО1 на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жильем в льготном порядке, не состояла, в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не числилась, доказательств обращения истца до достижения ею возраста 23 лет в орган местного самоуправления, не представлено, как и не представлено доказательств наличия каких-либо уважительных причин не обращения ею до достижения возраста 23 лет за реализацией права на обеспечение жильем как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в отношении ФИО1 с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Тамбовской области, опекун не обращался, и, более того, в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ не мог обратиться, поскольку истец достигла совершеннолетия в *** году; сама ФИО1 с письменным заявлением о включении в список нуждающихся в жилых помещениях впервые обратилась в 2021 году в возрасте *** лет.

Причину не обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения ФИО1 обосновывала незнанием закона и отсутствием информации о наличии у нее такой льготы. Однако указанные доводы признаются несостоятельными, поскольку сама по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня наступления совершеннолетия (*** г.), а также исполнения 23 лет (*** г.), до обращения с иском в суд по достижению истцом возраста полных *** лет, не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке ФИО1 на учет нуждающейся в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.

Объективных доказательств уважительности не обращения истца в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п., до исполнения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено, равно как не представлено каких-либо иных доказательств (собранных на те даты справок, обращений в иные органы с жалобами на действия представителя органа опеки и попечительства в отказе в приеме документов, в суд и т.п.) обращения до 23 лет с заявлениями по жилищному вопросу.

Истец, на протяжении многих лет, зная о своих жилищных условиях, не заявляла о нуждаемости, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не вставала. Фактически пояснения стороны истца и собранные по делу доказательства указывают на то, что до *** года ФИО1 не интересовал вопрос ее включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Тамбовской области.

В *** году истцу исполнилось 18 лет и она, обладая полной дееспособностью (фактически приобрела дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия, со времени вступления в брак), могла и должна была позаботиться о своих жилищных правах, в том числе прибегая к помощи государственных органов (администрации, прокуратуры, суда и т.д.)

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что до достижения 23 лет истец ФИО1 не обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, при этом факт отсутствия такого обращения не был связан с виновным бездействием органа местного самоуправления либо с незаконным отказом в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жильем, доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 аналогичны заявленным истцом при рассмотрении дела по существу, были проверены судом первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, выводов суда не опровергают, основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.

Доводы истца в суде апелляционной инстанции об обращении в органы местного самоуправления по вопросу предоставления жилого помещения как лицу, имеющему статус «дети-сироты», после произошедшего в квартире пожара, в *** года, ничем объективно не подтверждены, а из постановления администрации *** района города Тамбова от 29.12.1994 № *** следует, что жилое помещение предоставлено ФИО1 как погорельцу, и данный факт, вопреки утверждению истца, не свидетельствует о том, что жилое помещение было предоставлено под условием отказа ФИО1 от жилого помещения как лицу, имеющему статус «дети-сироты».

Ссылки истца на предоставление в *** году жилого помещения с частичными удобствами, на его износ, основанием для предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ не являются.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 16 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.10.2022