ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-204/2023 от 23.11.2023 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33-5042/2023 Докладчик Михеев А.А.

Суд I инстанции дело № 2-204/2023 Судья Синягин Р.А.

УИД 33RS0003-01-2022-003369-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Никулина П.Н.,

судей Михеева А.А., Афанасьевой К.Е.,

при секретаре Рачковой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 23 ноября 2023 г. дело по апелляционной жалобе ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 20 июля 2023 г., которым постановлено:

исковые требования Абрамовой Альбины Витальевны – удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области включить в специальный стаж Абрамовой Альбины Витальевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи тяжелыми условиями труда периоды работы электрослесарем, занятым на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики в цехе тепловой автоматики Владимирской ТЭЦ (филиале «Владимирский» ПАО «Т Плюс» с 3 сентября 1991 г. по 10 февраля 1994 г., с 1 июня 1995 г. по 30 апреля 1998 г., с 1 июня 1998 г. по 30 сентября 1998 г., с 1 ноября 1998 г. по 29 февраля 2000 г., с 1 апреля 2000 г. по 30 апреля 2000 г., с 1 декабря 2000 г. по 31 января 2001 г., с 1 июня 2001 г. по 31 января 2002 г., с 1 марта 2002 г. по 31 января 2003 г., с 1 марта 2003 г. по 31 июля 2003 г, с 1 октября 2003 г. по 25 февраля 2005 г., с 1 октября 2007 г. по 31 января 2008 г., с 1 апреля 2008 г. по 30 ноября 2008 г., с 1 января 2009 г. по 30 июня 2010 г., с 1 сентября 2010 г. по 30 ноября 2010 г., с 1 января 2011 г. по 30 июня 2012 г., с 1 сентября 2012 г. по 31 июля 2016 г.

Признать за Абрамовой Альбиной Витальевной право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области назначить Абрамовой Альбине Витальевне досрочную страховую пенсию по старости с 29 июля 2022 г.

Обязать Публичное акционерное общество «Т Плюс» представить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области корректирующие формы сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо Абрамову Альбину Витальевну в графу «особые условия труда» с кодом 2140100а-18455, за периоды с 1 января 1997 г. по 30 апреля 1998 г., с 1 июня 1998 г. по 30 сентября 1998 г., с 1 ноября 1998 г. по 29 февраля 2000 г., с 1 апреля 2000 г. по 30 апреля 2000 г., с 1 декабря 2000 г. по 31 января 2001 г., с 1 июня 2001 г. по 31 января 2002 г., с 1 марта 2002 г. по 31 января 2003 г., с 1 марта 2003 г. по 31 июля 2003 г., с 1 октября 2003 г. по 25 февраля 2005 г., с 1 октября 2007 г. по 31 января 2008 г., с 1 апреля 2008 г. по 30 ноября 2008 г., с 1 января 2009 г. по 30 июня 2010 г., с 1 сентября 2010 г. по 30 ноября 2010 г., с 1 января 2011 г. по 30 июня 2012 г., с 1 сентября 2012 г. по 31 июля 2016 г. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Т Плюс» в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованное лицо Абрамову Альбину Витальевну за периоды:

- с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. в сумме 27 810,72 руб.;

- с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в сумме 10 287 руб.;

- с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в сумме 9 990,62 руб.;

- с 1 января 2016 г. по 31 июля 2016 г. в сумме 7 299,59 руб.

В остальной части в удовлетворении исковых требований – отказать.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области и с Публичного акционерного общества «Т Плюс» в пользу Абрамовой Альбины Витальевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в равных долях, то есть по 150 руб. с каждого.

Заслушав доклад судьи Михеева А.А., объяснения представителя ответчика ОСФР по Владимирской области Кузнецовой А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и просившей отменить решение суда, объяснения истца Абрамовой А.В. и ее представителя Петрова А.Ю., возражавших против доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика ПАО «Т Плюс» Костиной Е.Ф., полагавшей апелляционную жалобу обоснованной, судебная коллегия

установила:

Абрамова А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Владимирской области (далее – ОСФР) о включении периодов работы в специальный стаж, признании права и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование своих исковых требований указала, что 30 июня 2022 г. обратилась в ОСФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой по профессии, предусмотренной Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Решением ответчика № 135472/22 от 6 июля 2022 г. ей отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, в частности, ответчиком не были включены в специальный стаж истца определенные периоды ее работы. С данным решением она не согласна.

Также, Абрамовой А.В. предъявлены исковые требования к ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский», в обоснование которых указала, что для назначения досрочной страховой пенсии по старости указанный ответчик выдал ей уточняющую справку о специальном стаже, однако впоследствии под давлением ОСФР данную справку отозвал, как выданную ошибочно, с чем она также не согласна.

На основании вышеизложенного, с учетом уточненных (дополненных) исковых требований, просила суд (т.1 л.д.3-11, т.3 л.д.216):

- обязать ответчика ОСФР включить в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 3 сентября 1991 г. по 10 февраля 1994 г., с 1 июня 1995 г. по 25 февраля 2005 г. и с 1 октября 2007 г. по 31 июля 2016 г. в должности электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающего его работу средств измерений и автоматики в цехе тепловой автоматики и измерений во Владимирской ТЭЦ (в настоящее время - ПАО «Т Плюс» филиал «Владимирский»);

- признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда;

- обязать ответчика ОСФР назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 29 июля 2022 г.;

- обязать ответчика ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» выдать уточняющую справку, подтверждающую льготный характер работы за спорные периоды работы;

- обязать ответчика ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» представить корректирующие формы сведений персонифицированного учета на истца, проставить коды в графе «особые условия труда» индивидуального лицевого счета о специальном стаже истца за спорные периоды;

- обязать ответчика ОСФР принять и разнести на лицевой счет корректирующие формы сведений персонифицированного учета о специальном стаже истца за спорные периоды с кодом «особые условия»;

- взыскать с ответчика ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» в пользу ОСФР страховые взносы по дополнительному тарифу за истца за периоды с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. в сумме 27 810,72 руб.; с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в сумме 10 287 руб., с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в сумме 9 990,62 руб.; с 1 января 2016 г. по 31 июля 2016 г. в сумме 7 299,59 руб.;

- обязать ответчика ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» начислить дополнительный тариф и разнести суммы на лицевой счет истца по периодам с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. в сумме 27 810,72 руб.; с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в сумме 10 287 руб., с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в сумме 9 990,62 руб.; с 1 января 2016 г. по 31 июля 2016 г. в сумме 7 299,59 руб., и перечислить данные страховые взносы по дополнительным тарифам за периоды работы истца с 1 января 2013 г. по 31 июля 2016 г. в должности электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающего его работу средств измерений и автоматики в цехе тепловой автоматики и измерений во Владимирской ТЭЦ (в настоящее время - ПАО «Т Плюс» филиал «Владимирский») в УФНС по Владимирской области

Определением суда от 21 апреля 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области (далее – ОСФР) в связи с реорганизацией юридического лица (т.2 л.д.186).

Определением суда от 8 июня 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены ООО «Частная пожарная охрана «Спасатель» и ИП Володин А.В. (т.3 л.д.1-2).

В судебном заседании суда первой инстанции истец Абрамова А.В. и ее представитель Петров А.В. исковые требования поддержали. В дополнение истец пояснила, что в спорные периоды работы она в силу должностных обязанностей занималась текущим ремонтом оборудования во всех основных и вспомогательных цехах предприятия, доплату за бригадирство получала вследствие сокращения должности бригадира, вместе с тем, в непосредственном подчинении у нее конкретных работников не имелось.

Представитель ответчика ОСФР Кузнецова А.С. в судебном заседании полагала исковые требования необоснованными, по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии.

Представитель ответчика ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» Костина Е.Ф. в судебном заседании также полагала исковые требования Абрамовой А.В. необоснованными. Пояснила, что проведенной аттестацией рабочего места истца право на льготное пенсионное обеспечение установлено не было, также истец с 1 июля 1998 г. получала доплату за бригадирство, что свидетельствует о совмещении должностей и опровергает доводы о полной занятости. Кроме того, полагала, что занимаемая истцом должность отнесена не к ремонтному, а к эксплуатирующему персоналу, что не дает Абрамовой А.В. право на льготное пенсионное обеспечение.

Представитель третьего лица ООО «Частная пожарная охрана «Спасатель» и ИП Володин А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежащим образом (т.3 л.д.187).

Судом постановлено указанное выше решение (т.3 л.д.237-247).

В апелляционной жалобе ответчик ОСФР (т.4 л.д.18-24) ставит вопрос об отмене решения суда в полном объеме и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска. Приводя аналогичные доводы, изложенные в суде первой инстанции, дополнительно указывает, что должность электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений цеха тепловой автоматики и измерений, в которой истец работал, относится к эксплуатационному персоналу, а не к ремонтному, в связи с чем, не нее не распространяется положение об особых условиях труда и льготном пенсионном обеспечении в соответствии со Списком № 2. Выражает несогласие с выводами судебной экспертизы, поскольку заключение составлялось на основании документов, частично затрагивающих период работы истца, которые не могут применяться ко всем спорным периодам работы. Считает, что действующее законодательство не предусматривает возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, на которой работал истец. Кроме того, работодателем представлены в пенсионный орган сведения персонифицированного учета в отношении истца без указания кода особых условий, при этом корректирующие формы им также не были поданы и не уплачены страховые взносы по соответствующим тарифам с учетом особых условий труда. Полагает, что включение периода работы истца с 1 января 2013 г. по 31 июня 2016 г. в специальный стаж возможно будет только после начисления и уплаты работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.

От ответчика ПАО «Т Плюс» поступил отзыв на апелляционную жалобу (т.4 л.д.32-42), в котором поддержал доводы ОСФР, изложенные в жалобе, полагая решение незаконным. В обоснование указал, что должность электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений цеха тепловой автоматики и измерений не входит в перечень должностей предприятия, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение. Приказом от 31 октября 1996 г. определен пофамильный перечень слесарей цеха, допущенных к ремонту и обслуживанию автоматических средств измерений электростанции в котлотурбинном цехе с правом на льготное пенсионное обслуживание, в который истец не была включена. При проведении аттестационной комиссии оценки условий труда должность истца не была включена в список должностей с особыми условиями труда. Считает, что имеющие документы в материалах дела не подтверждают постоянную занятость истца на работе, поскольку она совмещала должность бригадира в период с 1 июля 1998 г. по 30 июня 2004 г. Полагает заключение судебной экспертизы недопустимым доказательством, поскольку выводы эксперта не соответствуют действующему законодательству и представленным им документам.

Истцом Абрамовой А.В. направлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просила решение суда оставить без изменения (т.4 л.д.53-54).

В заседание суда апелляционной инстанции третьи лица ИП Володин А.В. и ООО «Частная пожарная охрана «Спасатель» не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно ст. 2 Закона о страховых пенсиях страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о страховых пенсиях.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Закону о страховых пенсиях (ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со ст. 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Закона о страховых пенсиях Правительством РФ принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с пп. «б» п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Список № 2 от 26 января 1991 г.);

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР № 235 от 8 января 1992 г. «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517», действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

Аналогичные положения содержатся в п. 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 29, действующих в настоящее время, где указано, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Таким образом, при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку № 2, производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г., юридически значимыми является установление обстоятельств выполнения работ в организациях, занятых строительством объектов: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций, по Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (за периоды после 1 января 1992 г.) установление обстоятельств выполнения работ в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в организациях, ведущих как новое строительство, так и работ по реконструкции и ремонту объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закон о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования РФ.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Закона о страховых пенсиях.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 1 ст. 14 Закона о страховых пенсиях).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Закона о страховых пенсиях).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Закона о страховых пенсиях).

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о страховых пенсиях правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила).

Согласно п. 10 указанных Правил в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11).

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. № 258 н.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).

На территории РФ на каждого гражданина РФ, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).

Исходя из положений пп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст.ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

В соответствии со ст. 28 Закона о страховых пенсиях работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в Фонд документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ.

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда РФ или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абз. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Согласно ч. 6 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы, предусмотренные п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 НК РФ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В абзаце 3 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.

В случае удовлетворения требований истца, взысканные суммы подлежат зачислению в Пенсионный фонд РФ и учитываются на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.

Судом установлено, что Абрамова А.В. 30 июня 2022 г. обратилась в ОСФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.

Решением указанного пенсионного органа от 6 июля 2022 г. № 135472/22 Абрамовой А.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа (т.1 л.д.12-14).

В частности, вышеуказанным решением пенсионного органа в специальный стаж истца не учтены спорные периоды работы с 3 сентября 1991 г. по 10 февраля 1994 г., с 1 июня 1995 г. по 25 февраля 2005 г. и с 1 октября 2007 г. по 31 июля 2016 г. в должности электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающего его работу средств измерений и автоматики, поскольку работодателем ПАО «Т Плюс» уточняющая справка № 50100-52-7-2022 от 10 февраля 2022 г. на истца была отозвана, как выданная ошибочно со ссылкой, что Абрамова А.В. не работала во вредных условиях и права на льготное пенсионное обеспечение не имеет, в выписке из индивидуального лицевого счета данные периоды сданы страхователем без кода особых условий труда. Указанным решением ОСФР специальный стаж Абрамовой А.В. по Списку № 2 не установлен.

Согласно записям в трудовой книжке истца (т.1 л.д.15-19) Абрамова А.В. в спорный период:

- 3 сентября 1991 г. принята в цех тепловой автоматики и измерений электрослесарем 3 разряда по обслуживанию автоматики и средств измерений во Владимирскую ТЭЦ;

- 11 февраля 1994 г. переведена в том же цехе начальником смены;

- 1 июня 1995 г. переведена в том же цехе электрослесарем 5 разряда по обслуживанию автоматики и средств измерений;

- 1 августа 2016 г. переведена в электрический цех электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций.

6 октября 1997 г. Абрамова А.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования (т.1 л.д.155-163).

В спорные периоды работы истца Владимирская ТЭЦ переименовывалось и реорганизовывалось в филиал «Владимирская теплоэлектроцентраль ОАО «Владэнерго», ОАО «Владимиская генерирующая компания», Владимирский филиал ОАО «ТГК № 6», филиал «Владимирский» ОАО «Т Плюс» (ПАО «Т Плюс»).

Согласно уточняющей справке № 50100-52-7-2022 от 10 февраля 2022 г., выданной филиалом «Владимирский» ПАО «Т Плюс», Абрамова А.В. работала в спорные периоды электрослесарем, занятым на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики полный рабочий день, постоянно, что предусмотрено позицией 2140000а-18455 раздела «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 (т.1 л.д.20-21).

Однако письмом от 29 марта 2022 г. филиала «Владимирский» ПАО «Т Плюс» вышеуказанная справка отозвана, как выданная ошибочно, по сведениям работодателя Абрамова А.А. не работала во вредных условиях труда и не имеет право на льготное пенсионное обеспечение (т.1 л.д.22).

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции определением от 23 декабря 2022 г. по делу была назначена судебная государственная экспертиза условий труда Абрамовой А.В.

Согласно экспертному заключению Департамента труда и занятости населения Владимирской области (в настоящее время – Министерство труда и занятости населения Владимирской области) (т.2 л.д.76-85), класс условий труда на рабочем месте «электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции», установленный по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда, определен как вредный, что соответствует условию досрочного назначения страховой пенсии по старости по ст. 30 Закона о страховых пенсиях, что подтверждается картами №№ 82, 53 и другими документами, представленными в деле. Абрамова А.В. на рабочем месте «электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции» занята выполнением работ, предусмотренных Списком № 2, в течение полного рабочего дня (100% рабочего времени) с 3 сентября 1991 г. по 10 февраля 1994 г., с 1 июня 1995 г. по 25 февраля 2005 г. и с 1 октября 2007 г. по 31 июля 2016 г., что соответствует требованиям п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 и подтверждается картами №№ 82, 53. Постановление Минтруда РФ № 18 к рабочему месту «электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции» применимо частично – Абрамова А.В. занималась обслуживанием автоматики и средств измерений всех основных и вспомогательных цехов электростанции, а не только обслуживанием автоматики и средств измерений оборудования топливоподачи. Абрамова А.В. работала с 3 сентября 1991 г. по 10 февраля 1994 г., с 1 июня 1995 г. по 25 февраля 2005 г. и с 1 октября 2007 г. по 31 июля 2016 г. в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции тепловой автоматики и измерений во Владимирской ТЭЦ во вредных условиях труда, соответственно назначение досрочной страховой пенсии по старости соответствует действующему законодательству.

Отвечая на поставленные на разрешение экспертизы судом вопросы, эксперт указал следующее.

1) Документами работодателя, представленными в материалы дела, занятость истца Абрамовой А.В. в период работы с 3 сентября 1991 г. по 10 февраля 1994 г., с 1 июня 1995 г. по 25 февраля 2005 г. и с 1 октября 2007 г. по 31 июля 2016 г. в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции цеха тепловой автоматики и измерений во Владимирской ТЭЦ в качестве работы «электрослесарем всех наименований, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающего его работы средств измерений и автоматики», предусмотренной позицией 2140000а-18455 раздела XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», в том числе по следующим показателям: - по результатам аттестации рабочего места (специальной оценки условий труда); - по лабораторным исследованиям (измерениям) факторов производственной среды, установления вредных показателей на рабочем месте – 100%; - по полноте рабочего времени с учетом фотографии рабочего дня (хронометража) с выполнением технологических операций по времени – не требуется; - по протоколу тяжести и напряженности трудового процесса – не требуется; - по наличию занятости в качестве электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающего его работы средств измерений и автоматики; - по условиям работы (занятость постоянно полный рабочий день) – 100%.

2) Фактические условия труда истца Абрамовой А.В. за спорные периоды работы с 3 сентября 1991 г. по 10 февраля 1994 г., с 1 июня 1995 г. по 25 февраля 2005 г. и с 1 октября 2007 г. по 31 июля 2016 г. в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции цеха тепловой автоматики и измерений во Владимирской ТЭЦ определены как выполнение работы течение полного рабочего дня (смены) (100% рабочего времени).

Условия труда Абрамовой А.В. по степени вредности, опасности производственной среды и трудового процесса на рабочем месте оцениваются как класс 3.3 (вредные условия труда третьей степени) (2010 г.) и 3.1 (вредные условия труда первой степени) (2014 г.).

На рабочем месте истца по условиям труда, отнесенным к классу 3.3 (вредные условия труда третьей степени) (2010 г.) и 3.1 (вредные условия труда первой степени) (2014 г.) предусмотрены следующие компенсации: - повышенная оплата труда (2010 г., 2014 г.); - дополнительный отпуск (2010 г.); - сокращенный рабочий день (2010 г.); - досрочной назначение трудовой пенсии.

3) Условия труда Абрамовой А.В. в периоды работы с 3 сентября 1991 г. по 10 февраля 1994 г., с 1 июня 1995 г. по 25 февраля 2005 г. и с 1 октября 2007 г. в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции цеха тепловой автоматики и измерений во Владимирской ТЭЦ соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, установленным для лиц, пользующихся правом на досрочное пенсионное обеспечение согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с учетом представленных ответчиком ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» лицевых счетов, расчетных листков, табелей учета рабочего времени истца, принимая во внимание заключение судебной экспертизы, пришел к выводу о доказанности факта выполнения Абрамовой А.В. работы не менее 80% рабочего времени в периоды с 3 сентября 1991 г. по 10 февраля 1994 г., с 1 июня 1995 г. по 30 апреля 1998 г., с 1 июня 1998 г. по 30 сентября 1998 г., с 1 ноября 1998 г. по 29 февраля 2000 г., с 1 апреля 2000 г. по 30 апреля 2000 г., с 1 декабря 2000 г. по 31 января 2001 г., с 1 июня 2001 г. по 31 января 2002 г., с 1 марта 2002 г. по 31 января 2003 г., с 1 марта 2003 г. по 31 июля 2003 г., с 1 октября 2003 г. по 25 февраля 2005 г., с 1 октября 2007 г. по 31 января 2008 г., с 1 апреля 2008 г. по 30 ноября 2008 г., с 1 января 2009 г. по 30 июня 2010 г., с 1 сентября 2010 г. по 30 ноября 2010 г., с 1 января 2011 г. по 30 июня 2012 г., с 1 сентября 2012 г. по 31 июля 2016 г. в должности электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики в цехе тепловой автоматики Владимирской ТЭЦ (филиале «Владимирский» ПАО «Т Плюс»), предусмотренной разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 (позиция 2140000а-18455) и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

С указанным выводом соглашается судебная коллегия ввиду следующего.

В соответствии с позицией 2140000а-18455 раздела «XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются: слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.

По смыслу приведенного положения лица, указанных в нем профессий, должны в установленных разделом XIII Списка № 2 производствах выполнять работы по обслуживанию, ремонту любого из трех видов оборудования - котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления, а также обеспечивающих работу этого оборудования средств измерений и автоматики.

При этом согласно разъяснению от 25 февраля 1994 г. № 3 «О порядке применения Списков № 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. № 591», обязательным и необходимым условием для подтверждения права на досрочную трудовую пенсию по Списку № 2 разделу XIII код позиции 2140000а-18455 является занятость слесарей, электромонтеров, электрослесарей всех наименований на обслуживании, ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования.

Данная позиция предполагает производственную взаимосвязь оборудования топливоподачи и пылеприготовления, при работе которого использовалось только твердое топливо, требующее для дальнейшей топливоподачи предварительное приготовление с использованием специального оборудования, что следует как из буквального толкования нормы, так и из ее смыслового толкования в корреспонденции с содержанием иных актов законодательства, в частности Нормативов численности рабочих котельных установок и тепловых сетей, утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 октября 1989 г. № 351/22-71 и сохранявших свое действие на день утверждения Списка № 2.

Таким образом, работа истца в должности электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений в цехе тепловой автоматики и измерения согласно смысловому содержанию позиции 2140000а-18455 раздела «XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 дает ей права на досрочное назначение пенсии по старости по Списку № 2 от 26 января 1991 г. (позиция 2140000а-18455 раздела XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство»).

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии доказательств выполнения истцом работ по Списку № 2 в течение полного рабочего времени подлежат отклонению, поскольку они опровергаются лицевыми счетами по начислению заработной платы, согласно которых начисления производились за полный рабочий день, при этом истцу производилась надбавка за вредные условия труда. Кроме того, заключением судебной экспертизы подтверждено, что истцом выполнялись работы в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня (не менее 80%).

Доплата истцу за бригадирство не опровергает ее полную занятость в должности электрослесаря, которая являлась основным местом ее работы в спорные периоды. Сведений о наличии у Абрамовой А.В. занятости на иных работах, в том числе в связи с совмещением, совместительством, переводом на другую работу, ни в трудовой книжке, ни в приказах предприятия, ни в иных документах не имеется.

Учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, истцом представлены доказательства работы на одном рабочем месте в течение спорных периодов, неизменности характера его работы, постоянной занятости данными видами работ, доказательств, опровергающих данные факты, ответчиками не представлено.

Утверждение в жалобе о том, что экспертное заключение не может применяться в качестве допустимого доказательства при включении спорных периодов работы в стаж истца и для досрочного назначения пенсии судебная коллегия отклоняет, поскольку именно с целью определения отношения работы истца и спорные периоды времени к работам, дающим право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Закона о страховых пенсиях и определения продолжительности рабочего времени истца, по ходатайству истца назначено проведение экспертизы условий труда, которое поручено Министерства труда и занятости населения Владимирской области.

При этом оценка проведенному заключению судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Вопреки доводам жалобы отсутствие в сведениях персонифицированного учета данных о льготном характере работы истца и неуплата работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу не может служить основанием для отказа во включении спорных периодов в льготный стаж, поскольку подача сведений в пенсионный орган и уплата страховых взносов относится к обязанности работодателя и не может препятствовать реализации работниками прав на своевременное и в полном объеме получение трудовой пенсии.

Разрешая исковые требования Абрамовой А.В. к ответчику ПАО «Т Плюс», суд первой инстанции, учитывая, что спорные периоды работы истца проходили во вредных условиях труда, в должности, предусмотренной Списком № 2, пришел к обоснованному выводы о возложении на ответчика обязанности представить в ОСФР корректирующие формы сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо – истца в графу «особые условия труда» с кодом 2140100а-18455, за периоды с 01 января 1997 г. по 30 апреля 1998 г., с 1 июня 1998 г. по 30 сентября 1998 г., с 1 ноября 1998 г. по 29 февраля 2000 г., с 1 апреля 2000 г. по 30 апреля 2000 г., с 1 декабря 2000 г. по 31 января 2001 г., с 1 июня 2001 г. по 31 января 2002 г., с 1 марта 2002 г. по 31 января 2003 г., с 1 марта 2003 г. по 31 июля 2003 г., с 1 октября 2003 г. по 25 февраля 2005 г., с 1 октября 2007 г. по 31 января 2008 г., с 1 апреля 2008 г. по 30 ноября 2008 г., с 1 января 2009 г. по 30 июня 2010 г., с 1 сентября 2010 г. по 30 ноября 2010 г., с 1 января 2011 г. по 30 июня 2012 г., с 1 сентября 2012 г. по 31 июля 2016 г., в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также о взыскании с ПАО «Т Плюс» в пользу ОСФР страховые взносы по дополнительному тарифу за периоды с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. в сумме 27 810,72 руб.; с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в сумме 10 287 руб.; с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в сумме 9 990,62 руб.; с 1 января 2016 г. по 31 июля 2016 г. в сумме 7 299,59 руб.

В указанной части решение суда не обжалуется и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым при полной и объективной оценке представленных по делу доказательств, с соблюдением требований материального и процессуального права.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность и обоснованность решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда, в связи, с чем являются несостоятельными.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. Принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

При подаче иска Абрамовой А.В. была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. (т.1 л.д.7).

С учетом исхода судебного разбирательства, на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, судом с ответчиков в равных долях по 150 руб. с каждого в пользу истца правильно взыскано возмещение понесенных ей расходов по оплате государственной пошлины. Доводов о несогласии с решением суда в указанной части апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 20 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий П.Н. Никулин

Судьи А.А. Михеев

К.Е. Афанасьева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 ноября 2023 г.