Судья Яровая Т.В. | дело № 33-991/2024 (№ 33-42100/2023) |
УИД 50RS0048-01-2023-000213-46 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 10 января 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гарновой Л.П.,
судей Крюковой В.Н., Нагдасёва М.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Жихоревой А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2052/2023 по иску МОО «ЮЦЗП» в защиту истцов ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО1 к ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА-КОМФОРТ» о защите прав потребителей,
по апелляционной жалобе ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА-КОМФОРТ» на решение Химкинского городского суда Московской области от 02 мая 2023 г.,
Заслушав доклад судьи Крюковой В.Н., объяснения явившихся лиц,
УСТАНОВИЛА:
Межрегиональная общественная организация «Юридический центр защиты потребителей», выступающая в защиту ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИОФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, обратилась в суд с иском к ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА-КОМФОРТ», с требованиями о признании незаконными начислений по статье «Содержание и текущий ремонт», «Обслуживание ИТП», взыскании неустойки, штрафов, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик управлял с 01.08.2021 по 30.06.2022 многоквартирным домом по адресу: <данные изъяты>, собственниками помещений которого являются истцы, на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № ХМ61 от 16.06.2021, о выборе ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» управляющей организацией.Решением Химкинского городского суда Московской области по делу №2-1360/2022 от 22.02.2022 все решения по данному протоколу, в том числе о выборе ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» управляющей компанией, были признаны недействительными (ничтожными) в связи с подделкой бюллетеней собственников.Таким образом, ответчик управлял многоквартирным домом истцов в отсутствие заключенного договора управления и иного законного правового основания. МОО «ЮЦЗП» обратилась с претензий к ответчику об аннулировании необоснованных начислений и перерасчете. Однако претензия была оставлена без ответа. Просил с учетом уточнения исковых требований признать частично незаконными начисления ответчика по статье «Содержание и текущий ремонт», «Обслуживание ИТП» незаконными и обязать произвести перерасчет в пользу истцов согласно расчету, взыскать штраф в размере 50% от излишних начислений по ст. 156 ЖК РФ путем снижения размера задолженности по внесению платы за содержание помещения, неустойку (пени) за нарушение срока уменьшения (перерасчета) платы за услуги за период просрочки с 22.04.2022 по день фактического удовлетворения согласно ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей», компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителей и штраф за отказ удовлетворить требования потребителей в добровольном порядке согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель МОО «ЮЦЗП» ФИО, ФИО, действующие в интересах истцов, в судебное заседание явились, исковые требования с учетом уточненных расчетов, дополнительных пояснений поддержали, просили иск удовлетворить,
Представитель ответчика ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА – КОМФОРТ» ФИО в судебное заседание явилась, представила письменные возражения, против заявленных исковых требований возражала, просила в иске МОО «ЮЦЗП» в защиту истцов отказать, снизить штрафные неустойки согласно ст. 333 ГК РФ.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истцов МОО «ЮЦЗП» по доверенности ФИО, представителяООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА-КОМФОРТ» по доверенности ФИО, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Химкинского городского суда Московской области по делу №2-1360/2022 от 22.02.2022 признанынедействительными решения общего собрания собственников, оформленные протоколом № ХМ61 от 16.06.2021, о выборе ответчика управляющей организацией дома.
Истцы, являясь собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, просилипризнать частично незаконными начисления ответчика по статье «Содержание и текущий ремонт», «Обслуживание ИТП» и обязать произвести перерасчет.
В подтверждение выполнения работ и услуг в интересах собственников в период своего управления по содержанию общего имущества многоквартирного дома ответчиком представлены договор на обслуживание лифтового оборудования, а также акты к нему: Договор № 0109 ВСК-21ЛИ на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования от 01.09.2021 заключенный между ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» и ООО «ЛИФТОВЫЕ ИННОВАЦИИ»; Акт № 51 от 30.09.2021 на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования по Договору № 01/09ВСК-21ЛИ от 01.09.2021; Акт № 96 от 31.10.2021 на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования по Договору № 01/09ВСК-21ЛИ от 01.09.2021 за октябрь 2021; Акт № 97 от 31.11.2021 на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования по Договору № 01/09ВСК-21ЛИ от 01.09.2021 за ноябрь 2021; Акт № 98 от 31.12.2021 на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования по Договору № 01/09ВСК-21ЛИ от 01.09.2021 за декабрь 2021; Акт №6 от 31.01.2022 на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования по Договору № 01/09ВСК-21ЛИ от 01.09.2021 за январь 2022; Акт № 3 от 31.02.2022 на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования по Договору № 01/09ВСК-21ЛИ от 01.09.2021 за февраль 2022; Акт № 91 от 31.03.2022 на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования по Договору № 01/09ВСК-21ЛИ от 01.09.2021 за март 2022; Акт № 92 от 31.04.2022 на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования по Договору №01/09ВСК-21ЛИ от 01.09.2021 за апрель 2022; Акт № 93 от 31.05.2022 на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования по Договору №01/09ВСК-21ЛИ от 01.09.2021 за май 2022; Акт № 94 от 31.06.2022 на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования по Договору № 01/09ВСК-21ЛИ от 01.09.2021 за июнь 2022.
Работы по данному виду договора были учтены как выполненные, с чем согласилась сторона истца при уточнении требований.
Также были представлены документы на обслуживание систем противопожарной автоматики, а именно: Договор № П-11.11-П от 01.08.2021 на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем дымоудаления и противопожарной автоматики заключенный между ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» и ООО «КОМ СКЛАД»; Акт № 1 от 31.08.2021 на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № П-11.11-П от 01.08.2021 за август 2021; Акт № 2 от 30.09.2021 на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № П-11.11-П от 01.08.2021 за сентябрь 2021; Акт № 3 от 31.10.2021 на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № П-11.11-П от 01.08.2021 за октябрь 2021; Договор № П-11.11 от 01.11.2021 на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем дымоудаления (ДУ) и противопожарной автоматики (ППА) заключенный между ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» и ООО «КОМ СКЛАД»; Акт № 1 от 30.11.2021 на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № П-11.11 от 01.11.2021 за ноябрь 2021; Акт № 2 от 31.12.2021 на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № П-11.11 от 01.11.2021 за декабрь 2021; Акт № 3 от 31.01.2022 на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № П-11.11 от 01.11.2021 за январь 2022; Акт № 4 от 28.02.2022 на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № П-11.11 от 01.11.2021 за февраль 2022; Акт № 5 от 31.03.2022 на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № П-11.11 от 01.11.2021 за март 2022; Акт № 6 от 30.04.2022 на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № П-11.11 от 01.11.2021 за апрель 2022; Акт № 7 от 30.05.2022 на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № П-11.11 от 01.11.2021 за май 2022; Акт № 8 от 30.06.2022 на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № П-11.11 от 01.11.2021 за июнь 2022. Работы по данному виду договора были учтены как выполненные, с чем согласилась сторона истца при уточнении требований.
Были представлены документы на аварийно-техническое обслуживание систем инженерного оборудования: Договор № 06-22-П/АВ от 01.01.2022 на выполнение работ по аварийно-техническому обслуживанию систем инженерного оборудования МКД заключенный между ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» и ООО «ВАШ ПОДРЯД»; Акт № 1 от 31.01.2022 о приемке выполненных работ по аварийно-техническому обслуживанию систем инженерного оборудования МКД по договору № 06-22-П/АВ от 01.01.2022 по авар.работам за Январь 2022; Акт № 2 от 28.02.2022 о приемке выполненных работ по аварийно-техническому обслуживанию систем инженерного оборудования МКД по договору № 06-22-П/АВ от 01.01.2022 по авар.работам за Февраль 2022; Акт № 3 от 31.03.2022 о приемке выполненных работ по аварийно-техническому обслуживанию систем инженерного оборудования МКД по договору № 06-22-П/АВ от 01.01.2022 по авар. работам за Март 2022; Акт № 4 от 30.04.2022 о приемке выполненных работ по аварийно-техническому обслуживанию систем инженерного оборудования МКД по договору № 06-22-П/АВ от 01.01.2022 по авар.работам за Апрель 2022; Акт № 5 от 31.05.2022 о приемке выполненных работ по аварийно-техническому обслуживанию систем инженерного оборудования МКД по договору № 06-22-П/АВ от 01.01.2022 по авар. работам за Май 2022; Акт №6 от 30.06.2022 о приемке выполненных работ по аварийно-техническому обслуживанию систем инженерного оборудования МКД по договору № 06-22-П/АВ от 01.01.2022 по авар.работам за Июнь 2022. Работы по данному виду договора были учтены как выполненные, с чем согласилась сторона истца при уточнении требований.
Работы по вышеуказанным видам были учтены истцом при расчетах, и указаны в уточненном исковом заявлении, приобщенном к материалам дела.
Ответчиком были представлены документы по проведению работ по дезинсекции и дератизации, по обслуживанию индивидуальных тепловых пунктов и работы по содержанию мест общего пользования:
- Договор № 05-22-П/ДД от 01.01.2022 на выполнение работ по дезинсекции и дератизации заключенный между ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» и ООО «АЛЬФА СТАНДАРТ»; Акт № 1 от 31.01.2022 сдачи-приемки выполненных работ по дезинсекции и дератизации по договору № 05-22-П/ДД от 01.01.2022 за январь 2022; Акт № 2 от 28.02.2022 сдачи-приемки выполненных работ по дезинсекции и дератизации по договору № 05-22-П/ДД от 01.01.2022 за февраль 2022; Акт № 3 от 31.03.2022 сдачи-приемки выполненных работ по дезинсекции и дератизации по договору № 05-22-П/ДД от 01.01.2022 за март 2022; Акт № 4 от 30.04.2022 сдачи-приемки выполненных работ по дезинсекции и дератизации по договору № 05-22-П/ДД от 01.01.2022 за апрель 2022; Акт № 5 от 31.05.2022 сдачи-приемки выполненных работ по дезинсекции и дератизации по договору № 05-22-П/ДД от 01.01.2022 за май 2022; Акт № 6 от 30.06.2022 о приемке выполненных работ по дезинсекции и дератизации по договору № 05-22-П/ДД от 01.01.2022 за июнь 2022;
- Договор № 04-П-22ИТП от 01.01.2022 на техническое обслуживание индивидуальных тепловых пунктов заключенный между ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» и АО «ЖИЛЭНЕРГО»; Акт № 1 от 31.01.2022 о приемке выполненных работ по техническому обслуживанию ИТП в МКД по адресам по договору № 04-П-22/ИТП от 01.01.2022 за Январь 2022; Акт № 2 от 28.02.2022 о приемке выполненных работ по техническому обслуживанию ИТП в МКД по адресам по договору № 04-П-22/ИТП от 01.01.2022 за Февраль 2022; Акт № 3 от 31.03.2022 о приемке выполненных работ по техническому обслуживанию ИТП в МКД по адресам по договору № 04-П-22/ИТП от 01.01.2022 за Март 2022; Акт № 4 от 30.04.2022 о приемке выполненных работ по техническому обслуживанию ИТП в МКД по адресам по договору № 04-П-22/ИТП от 01.01.2022 за Апрель 2022; Акт № 5 от 31.05.2022 о приемке выполненных работ по техническому обслуживанию ИТП в МКД по адресам по договору № 04-П-22/ИТП от 01.01.2022 за Май 2022; Акт № 6 от 30.06.2022 о приемке выполненных работ по техническому обслуживанию ИТП в МКД домах по адресам по договору № 04-П-22/ИТП от 01.01.2022 за Июнь 2022;
- Договор № 11-22-ПСРХ от 01.01.2022 на выполнение работ по содержанию общего пользования, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, заключенный между ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» и ООО «ВАШ ПОДРЯД»; Акт сдачи-приемки выполненных работ № 1 от 31.01.2022 по содержанию помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества МКД по Договору № 11-22-ПСРХ от 01.01.2022 за Январь 2022;Акт сдачи-приемки выполненных работ № 2 от 28.02.2022 по содержанию помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества МКД по Договору №11-22-ПСРХ от 01.01.2022 за Февраль 2022; Акт сдачи-приемки выполненных работ № 3 от 31.03.2022 по содержанию помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества МКД по Договору № 11-22-ПСРХ от 01.01.2022 за Март 2022;Акт сдачи-приемки выполненных работ № 4 от 30.04.2022 по содержанию помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества МКД по Договору № 11-22-ПСРХ от 01.01.2022 за Апрель 2022; Акт сдачи-приемки выполненных работ № 5 от 31.05.2022 по содержанию помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества МКД по Договору № 11-22-ПСРХ от 01.01.2022 за Январь 2022; Акт сдачи-приемки выполненных работ № 6 от 31.06.2022 о приемке работ на выполнение работ по содержанию помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества МКД по Договору № 11-22-ПСРХ от 01.01.2022.
Проанализировав представленные документы, суд установил, что все работы и услуги по непосредственному содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома осуществляли привлекаемые ответчиком по договорам различные подрядные организации. Акты подтверждают выполнение только части видов работ из перечня указанного в договоре. Судом также учтено, что по данным видам работ не представлено сведений о несении расходов, каких либо документов об оплате по данным видам работ. В представленных ответчиком выписках банковских счетов отсутствует информация о несении расходов по данным видам договорах.
Отсутствие платежных документов, актов выполнения работ и первичной документации, которую должна вести управляющая организация, при выполнении услуг и работ по содержанию общего имущества само по себе указывает на ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей по регулярному осмотру общего имущества дома, подготовке предложений по его ремонту, энергоэффективности, планированию и выполнению работ по содержанию и текущему ремонту, предоставлению собственникам отчетов по управлению, раскрытие информации, добросовестной организации общих собраний и т. д.
Ответчиком был представлены также Акт пуска тепла в МКД от 20.09.2021 ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ»; Акт сезонного осмотра общего им-ва МКД от 04.04.2022; Акты № б/н осмотров ветканалов за 2021-2022 годы, составленный ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ»; Акты визуального обследования в местах общего пользования № б/н от 23.08.2021 по 29.06.2022; Акты визуального обследования придомовой территории № б/н от 26.08.2021 по 25.06.2022; Акты о приемке оказанных услуг и выполненных работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в МКД за период август-декабрь 2021 год ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ»; Отчет управляющей компании о потраченных средствах за 2021 год составленный ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ»; Паспорт готовности МКД к эксплуатации в осенне-зимний период за 2021 г., составленый ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ»; Паспорт готовности МКД к эксплуатации в осенне-зимний период за 2022 г., составленный ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ». Представленные документы можно отнести к услугам по управлению.
Согласно пунктам 2, 3 Правил управления № 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме. Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из Минимального перечня № 290.
Ответчиком не была исполнена большая часть услуг, связанных с управлением многоквартирного дома истцов. В частности, не было представлено каких-либо доказательств ведения обязательной технической документации по многоквартирному дому. Отсутствие данных документов само по себе указывает на ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей по регулярному осмотру общего имущества дома, подготовке предложений по его ремонту, энергоэффективности, планированию и выполнению работ по содержанию и текущему ремонту, предоставлению собственникам отчетов по управлению, раскрытие информации, добросовестной организации общих собраний и т.д.
Ответчиком не в полном объеме было организовано предоставление услуг и работ согласно Минимальному перечню № 290 (накопление опасных отходов, содержания оборудования для инвалидов и т.д.).
В связи с чем согласно формуле, установленной п. 10 Правил изменения платы № 491, услуги по управлению признаются выполненными ненадлежащего качества и подлежат полному перерасчету.
Более того, представленные акты выполнения работ являются ненадлежащими в связи с тем, что в соответствии со статьями 44 - 45, 161.1 ЖК РФ, Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденному Приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103, Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 от 06.05.2011 и п. 13 Постановления Правительства № 491 от 13.08.2006, такие документы от лица собственников помещений многоквартирного дома может подписывать только уполномоченный собственник многоквартирного дома, наделенный такими полномочиями через общее собрание собственников. В связи с тем, что сведения о наделении такими полномочиями в деле отсутствуют, а протокол общего собрания, который мог бы наделить подписанта такими полномочиями, признан недействительным, полномочий подписывать вышеуказанные документы отсутствуют, и они являются ненадлежащими.
Ответчиком также были представлены: Договор № 06-22АВ от 14.07.2022 на выполнение работ по аварийно-техническому обслуживанию систем инженерного оборудования МКД заключенный между ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» и ООО «ПРОСТОЙ АРГУМЕНТ»; Акт №7 от 31.07.2022 о приемке выполненных работ по аварийно-техническому обслуживанию систем инженерного оборудования МКД по договору № 06-22АВ от 14.07.2022 по авар.работам за Июль 2022; Акт № 13 от 31.08.2022 о приемке выполненных работ по аварийно-техническому обслуживанию систем инженерного оборудования МКД по договору № 06-22АВ от 14.07.2022 по авар.работам за Август 2022; Договор № 08-22ДУ на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем дымоудаления (ДУ) и противопожарной автоматики (ППА) от 01.07.2022 заключенный между ООО «КОМ СКЛАД» и ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ»; Акт № 2070 от 31.07.2022 о приемке выполненных работы на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору № 08-22ДУ от 01.07.2022 за Июль 2022; Акт № 2432 от 31.08.2022 о приемке выполненных работы на техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики по Договору №08-22ДУ от 01.07.2022 за Август 2022; Договор № 05-22ДД на выполнение работ по дезинсекции и деритизации от 14.07.2022 заключенный между ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» и ООО «ПРОСТОЙ АРГУМЕНТ»; Акт № 6 от 31.07.2022 о приемке выполненных работ по дератизации и дезинсекции по договору №05-22ДД от 01.07.2022 за Июль 2022; Акт № 12 от 31.08.2022 о приемке выполненных работ по дератизации и дезинсекции по договору № 05-22ДД от 01.07.2022 за Август 2022; Договор №04-22ИТП на техническое обслуживание тепловых пунктов заключенный между ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» и ООО «ПРОСТОЙ АРГУМЕНТ» ОТ 14.07.2022; Акт №5 от 31.07.2022 о приемке выполненных работ по техническому обслуживанию ИТП в многоквартирных домах по адресам по договору №04-22ИТП от 14.07.2022 за Июль 2022; Акт №11 от 31.08.2022 о приемке выполненных работ по техническому обслуживанию ИТП в многоквартирных домах по адресам по договору № 04-22ИТП от 14.07.2022 за Август 2022; Договор № 11-22СРХ на выполнение работ по содержанию помещений общ пользования, вход в состав общ им-ва МКД, входящих в состав общего имущества МКД от 14.07.2022 ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» и ООО «ПРОСТОЙ АРГУМЕНТ»; Акт № 1 от 31.07.2022 о приемке выполненных работ по содержанию помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества МКД по Договору №11-22СРХ за Июль 2022;Акт № 2 от 31.07.2022 о приемке выполненных работ по очистке фасадов (цоколь) от комплексных и атмосферных и почвенных загрязнений, высолов по Договору № 11-22СРХ от 14.07.2022 за Июль 2022; Акт № 3 от 31.07.2022 о приемке выполненных работ по промывке систем центрального отопления многоквартирных домов по Договору № 11-22СРХ от 14.07.2022 за Июль 2022; Акт № 4 от 31.07.2022 о приемке выполненных работ по снятию показаний ОДПУ по Договору № 11-22СРХ от 14.07.2022 за Июль 2022; Акт № 8 от 31.08.2022 о приемке выполненных работ по содержанию помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества МКД по Договору № 11-22СРХ за Август 2022; Акт № 9 от 31.08.2022 о приемке выполненных работ по очистке фасадов (цоколь) от комплексных и атмосферных и почвенных загрязнений, высолов по Договору № 11-22СРХ от 14.07.2022 за Август 2022; Акт № 10 от 31.08.2022 о приемке выполненных работ по промывке систем центрального отопления многоквартирных домов по Договору № 11-22СРХ от 14.07.2022 за Август 2022; Акт № 14 от 31.08.2022 о приемке выполненных работ по снятию показаний ОДПУ по Договору № 11-22СРХ от 14.07.2022 за Август 202; Акт № бн от 01.09.2022 осмотра ветканалов; Акт № бн от 20.06.2022 осмотра ветканалов; Акт № СО1 сезонного осмотра общего им-ва МКД от 13.03.2020; Акт Пуска тепла в МКД от 15.10.2020 АО «ПИК-Комфорт»; Паспорт готовности МКД к эксплуатации в осенне-зимний период за 2019 г АО «ПИК-Комфорт»; Паспорт готовности МКД к эксплуатации в осенне-зимний период за 2020 г АО «ПИК-Комфорт»; Чек-лист проведения осмотров МКД от 15.10.2020 подписанный АО «ПИК-Комфорт»; Чек-лист проведения осмотров МКД от 15.10.2020 подписанный АО «ПИК-Комфорт».
Указанные документы, не приняты во внимание судом, так как не относятся к периоду, заявленному в исковом заявлении.
В ходе рассмотрения гражданского дела ответчиком было заявлено о том, что часть работ выполнялись собственными силами управляющей компании, однако это не нашло своего подтверждения.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь положениями ст. 153-156, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", ст. 13, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд пришел к выводу об удовлетворении требований истцов об обязании ответчика произвести перерасчет, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии со статьей 210Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 39Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 36Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт; обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (части 1 и 3 статьи 158Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что истцыявляются собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>.
На основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № ХМ61 от 16.06.2021, ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ»управлял с 01.08.2021 по 30.06.2022 многоквартирным домом по адресу: <данные изъяты>.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 22.02.2022 признаны недействительными решения общего собрания собственников, оформленные протоколом № ХМ61 от 16.06.2021г.
По смыслу части 2 статьи 167 и статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность или не заключение договора управления многоквартирным домом, а равно и решения общего собрания о выборе управляющей организации не освобождает собственника помещения в многоквартирном доме от возмещения стоимости выполненных работ и оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома.
Как установлено судом первой инстанции на основании исследованных доказательств и не опровергнуто истцами, ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА - КОМФОРТ» в спорный период осуществлялодеятельность по управлению многоквартирным домом.
В силу статьи 156 (части 10) Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Для целей настоящих Правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил(пункт 3);
Для целей настоящих Правил установленной продолжительностью перерывов в оказании услуг и выполнении работ является предельная длительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ, определенная в соответствии с требованиями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иными требованиями законодательства Российской Федерации и условиями договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.(пункт 4).
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными Правилами(пункт 6).
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к управляющей организации (пункт 7). Заявление об изменении платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8).
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 15). Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 16).
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" наниматели (собственники) также имеют право на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Такое изменение производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации) (пункт 20).
Согласно правовой позиции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.02.2020 N 36-КГ19-12, именно на собственнике помещения лежит обязанность в определенный срок обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу вследствие оказания им услуги ненадлежащего качества, а уполномоченное лицо обязано произвести такой перерасчет на основании составленного акта о нарушении качества оказания услуг.
Таким образом, в деле не имеется каких-либо доказательств ненадлежащего исполнения услуг управляющей организацией в спорный период, как и обращений собственников помещений к управляющей организации с претензиями к качеству оказываемых услуг или оказании услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения истцами Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качестве и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в связи с чем отсутствуют основания для проведения перерасчета.
Поскольку не установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав истцов действиями ответчика, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании неустойки (пени) за нарушение срока уменьшения (перерасчета) платы за услуги за период просрочки с 22.04.2022 по день фактического удовлетворения согласно ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей», компенсации морального вреда за нарушение прав потребителей и штрафа не имеется.
На основании вышеизложенного решение Химкинского городского суда Московской области от 02 мая 2023 г. подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований МОО «ЮЦЗП» в защиту истцов ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Химкинского городского суда Московской области от 02 мая 2023 г.- отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований МОО «ЮЦЗП» в защиту истцов ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИОФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИОФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИОФИОФИО, ФИО к ООО «ФИО СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА-КОМФОРТ» о защите прав потребителей, - отказать.
апелляционную жалобу ООО «ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА-КОМФОРТ»- удовлетворить.
Председательствующий
Судьи