Судья Калиниченко Н.А. Дело № 33-5079/2020
1-я инстанция № 2-2058/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей: Дроздова В.Ю., Мироненко М.И.,
при секретаре Бессарабове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения в пенсионный орган,
по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июня 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказать»,
заслушав доклад судьи Дроздова В.Ю., объяснения истца ФИО1 и её представителя ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, объяснения представителя ответчика ФИО3, возражавшей относительно апелляционной жалобы,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее по тексту ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ханты-Мансийске), мотивируя тем, что (дата) обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку является женщиной, родившей <данные изъяты>, достигшей возраста *** лет и имеющей страховой стаж *** и стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера - ***. Решением ответчика (номер) от (дата) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с тем, что истец в период обращения за пенсией занимает должность государственный гражданской службы (адрес) и по приложению 5 названного Закона право на пенсию у нее возникает с (дата) по достижении *** лет. Полагает отказ ответчика незаконным, так как считает в данном случае подлежат применению общие положения ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и указанные нормы распространяются на всех лиц, указанных в данной статье, но при этом положениями указанного Закона установлены специальные положения, применяемые для отдельных категорий граждан, в том числе для указанных в п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Истец указывает, что названые условия являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию, считает отказ ответчика незаконным, так как она соответствует критериям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и имеет право на пенсию при достижении *** лет без применения положений приложения 5 к Закону. Просила обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с даты обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости.
Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1, представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ханты-Мансийске.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам искового заявления и ссылаясь на имеющуюся судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации.
В письменном отзыве на исковое заявление ответчик со ссылкой на обязательное применение для государственных служащих специальных норм, содержащих иные, в сравнении с общими, сроки выхода на пенсию, просил в удовлетворении требований истца отказать.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении её исковых требований в полном объеме, взыскать в пользу истца судебные расходы в размере 2600 рублей (государственная пошлина, оформление доверенности представителя). Указывает, что судом не исследовано, что должность истца не относится ни к государственной должности (адрес) - субъекта Российской Федерации, ни к должности государственной гражданской службы Российской Федерации, в связи с чем, часть 1.1 ст. 8 федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на нее не распространяется, в том числе и приложение 5 к указанному закону и не может быть применена по настоящему делу. Также ссылаясь на позицию Конституционного Суда РФ, отраженную в определении от 28.11.2019 № 3174-О указывает, что не имеет правового значения какую должность занимает истец, прежде всего ею исполнена социально значимая функция по рождению детей в условиях неблагоприятных климатических условиях и достигнут определенный возраст, что дает ей гарантированное Конституцией Российской Федерации право пенсионного обеспечения досрочно по сравнению с другими женщинами, родившими двоих детей в более благоприятных территориях для проживания по сравнению с северными районами.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истца ответчик ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ханты-Мансийске указывает на законность и обоснованность судебного решения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ (по доводам апелляционной жалобы), обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1, (дата) года рождения, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования (дата), (дата) обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ханты-Мансийске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон «О страховых пенсиях»).
Решением ответчика от (дата)(номер) в назначении досрочной страховой пенсии, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях», истцу отказано в связи с отсутствием требуемого возраста, предусмотренного приложением 5 к Закону «О страховых пенсиях».
Ответчик указал, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32, ч. 1.1. ст. 8 Закона «О страховых пенсиях», приложением 5 указанному закону право на страховую пенсию у заявителя возникнет по достижении возраста *** года, либо после оставления государственной гражданской службы с даты обращения за назначением страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях».
Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствуют требованиям закона, основан на фактических обстоятельствах, подтвержденных надлежащими доказательствами, и правильно мотивирован, оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется. Доводы апелляционной жалобы о том, что должность истца не относится ни к государственной должности (адрес) - субъекта Российской Федерации, ни к должности государственной гражданской службы Российской Федерации, в связи с чем часть 1.1 ст. 8 Закона «О страховых пенсиях» и приложение 5 к указанному закону на нее не распространяется, что занимаемая ею должность не имеет правового значения для назначения пенсии поскольку она исполнила социально значимую функцию по рождению детей в неблагоприятных климатических условиях, судебной коллегией отклоняются. В силу ст. 14 Закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии с п. 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно разъяснениям, данным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из приведенных положений законодательства и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что страховой стаж (в том числе стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости) после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица период работы истца с (дата) по (дата) в графе дополнительные сведения отмечен кодом ЗГГС.
Согласно п. 2.3.32. постановления Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п", код "ЗГГС" заполняется в графе 11 "Дополнительные сведения" в случае замещения лицом должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ч. 1).
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации) (ч. 2).
В период обращения за назначением пенсии и в настоящее время истец ФИО1 замещает должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (адрес) - <данные изъяты>.
Согласно ст. 8 Закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1).
Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1).
На основании приложения 5 к Закону «О страховых пенсиях» возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, в 2020 году увеличивается на 24 месяца относительно возраста, по достижении которого гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2016 года.
Согласно ст. 8 Закона «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на 31 декабря 2016 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на 31 декабря 2016 года и в актуальной редакции) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что у женщины, замещающей должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях» в 2020 году наступает при достижении возраста 52 года.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на определение Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 № 3174-О судебной коллегией отклоняется в связи с тем, что данное определение не имеет отношения к настоящему спору.
Иные доводы жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку основаны на субъективной оценке имеющихся доказательств и неправильном применении норм материального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не соответствуют требованиям закона, на предусмотренные ГПК РФ основания для отмены или изменения решения суда не указывают. Выводы суда являются по существу правильными, достаточно подробно мотивированы в решении, и доводами жалобы не опровергаются.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи: Дроздов В.Ю.
Мироненко М.И.