ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2059/2022 от 07.07.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Ибрагимова Ю.Р. дело № 33-1481/2022

№ 2-2059/2022 (12RS0003-02-2021-002104-51)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 7 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Ваулина А.А. и Протасовой Е.М.,

при секретаре Цепелевой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от , которым постановлено:

исковое заявление ФИО1 к Управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, и возложении обязанности по включению в список удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений.

Признать за ФИО1 право на обеспечение жилым помещением как лица, которое относилось к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет.

Признать за ФИО1 право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений.

Возложить на Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Протасовой Е.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», с учетом уточнения исковых требований, изложенных в заявлении от 20 мая 2021 года, просила признать незаконным решение Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 января 2021 года № 6 об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к указанной категории, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список); признать за ней право на обеспечение жилым помещением как лица, которое относилось к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло 23 лет; признать за ней право на включение в Список и обязать ответчика включить истца в указанный Список.

В иске указано, что ФИО1 является лицом, которое относилось к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигшее 23-летнего возраста. Отец истца умер, мать лишена родительских прав. В период с 20 июля 2000 года по 31 августа 2006 года она находилась на полном государственном обеспечении в детском доме. На основании постановления мэра г. Йошкар-Олы от 29 мая 2000 года за ФИО1 было закреплено жилое помещение по адресу: г. Йошкар-Ола, . 18 декабря 2020 года истец обратилась в Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о включении ее в Список. Решением Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 января 2021 года ФИО1 отказано во включении в Список по причине того, что за ней было закреплено жилое помещение, кроме того, до достижения 23 лет истец в Списке детей-сирот не состояла, на момент обращения к ответчику она достигла возраста 23 лет, в связи с чем не относится к категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем.

Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от , оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от , в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и о возложении обязанности по включению в список отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе указано, что суд сделал неверный вывод о том, что истец состояла на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как на данном учете состояла ее мать. ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин, которые препятствовали ей своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, после окончания пребывания на госвоспитании ФИО1 не пыталась реализовать свое право.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, так как суд пришел к правильному выводу, что она, получив официальный ответ об отсутствии у нее права на обеспечение жилым помещением, добросовестно заблуждалась относительно невозможности предоставления ей, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения.

Выслушав представителя ответчика ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО3, просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Из этого следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

В подпункте «г» пункта 4 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, предусмотрено, что к лицам, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Как установлено судом первой инстанции, ФИО1, года рождения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С по она находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ Республики Марий Эл «Люльпанский детский дом».

ФИО1 обратилась в Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о включении ее в Список. Решением Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от ФИО1 отказано во включении в данный Список.

за ФИО1 было закреплено жилое помещение по адресу: г. Йошкар-Ола, , которое находилось в многоквартирном доме, 1958 года постройки, его износ в 2004 году составлял 67 %. Решением от утверждена комплексная целевая программа ликвидации ветхого жилого фонда на 1990-1995 годы, в которую включен этот жилой дом.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что за истцом было закреплено жилое помещение, не пригодное для проживания, в которое она не могла вернуться по достижении совершеннолетия, является верным. Судом первой инстанции правильно учтено, что ФИО1 с рождения состояла на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, как член семьи своей матери ФИО4 по списку первоочередников.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не была лишена возможности обратиться с заявлением о включении в Список, являются необоснованными, поскольку в материалах дела имеются письменные доказательства, подтверждающие уважительность причин, препятствовавших ФИО1 реализовать свое право.

Так, депутат Государственного собрания Республики Марий Эл обратился в администрацию с депутатским запросом о разрешении жилищного вопроса, в том числе несовершеннолетней ФИО1

Согласно ответу заместителя главы администрации ФИО5 от за ФИО1, , закреплено жилое помещение по адресу: г. Йошкар-Ола, , семья Кипоть с 1987 года включена в список первоочередников для получения жилого помещения.

С учетом исследованных письменных доказательств, судом правильно сделан вывод о том, что истец, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получив официальный ответ от администрации , добросовестно заблуждалась относительно наличия у ее права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (до ).

Судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Е. Соснин

Судьи А.А. Ваулин

Е.М. Протасова

Мотивированное апелляционное определение составлено 13 июля 2022 года.

Определение11.08.2022