Судья Засядько Е.А. Дело № 2-205/2017
№ 33-55/2018
30 января 2018 года город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Выглева А.В.,
судей Бельмас И.Ю., Вилер А.А.,
при секретаре Родионовой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Магаданской области о взыскании суммы материального стимулирования, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов
по апелляционной жалобе ФИО1на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 15 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Вилер А.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Магаданской области (далее – Межрайонная ИФНС № 3 по Магаданской области) о взыскании суммы материального стимулирования за первый квартал 2017 года, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов.
В обоснование требований указала, что с 24 февраля 2015 года по 31 марта 2017 года проходила у ответчика государственную гражданскую службу в должности заместителя начальника отдела камеральных проверок.
Расторгла контракт по собственной инициативе в связи с переездом к новому месту жительства на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».
Полагает, что ответчиком на основании протокола Комиссии по оценке эффективности деятельности Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области от 19 июля 2017 года № 2 дсп незаконно не выплачены ей средства материального стимулирования за первый квартал 2017 года, поскольку в данный период времени она проходила службу и не имела дисциплинарных взысканий.
Не согласна с выводами ответчика о неуважительной причине расторжения контракта, поскольку не выехала к новому месту жительства в связи неразрешенностью вопроса о жилье.
Считает, что решение ответчика о невыплате суммы материального стимулирования за первый квартал 2017 года является следствием негативного отношения к её увольнению, дискриминацией.
С учетом изменения предмета иска просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области сумму материального стимулирования за первый квартал 2017 года в размере 34 877 рублей с учетом НДФЛ, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, возместить расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей и расходы по оформлению доверенности в размере 2 500 рублей.
Решением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 15 ноября 2017 года ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением суда, ФИО1 в апелляционной жалобе просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Полагает, что толкование уважительности причин увольнения в связи со сменой места жительства (переездом в другую местность) ответчиком необоснованно расширено, так как указано на необходимость предоставления документов, подтверждающих фактический переезд.
Указывает, что при рассмотрении комиссией вопроса о выплате ей материального стимулирования не учитывался факт её дальнейшего трудоустройства к другому работодателю после увольнения.
Считает, что отказ в выплате суммы материального стимулирования за первый квартал 2017 года не соответствует положениям частей 1 и 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, является дискриминацией, поскольку не связан с её деловыми качествами.
Ссылается, что на заседание комиссии она не приглашалась, о нем не извещалась и не имела возможности пояснить о причинах невыезда из пос. Ягодного.
Отмечает, что намерение выехать к другому месту жительства сохраняет до настоящего времени.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик указывает, что при принятии решения о невыплате истице материального стимулирования за первый квартал 2017 года наряду с отсутствием сведений о фактическом выезде к новому месту жительства начальником инспекции учтена оценка качества выполнения ФИО1 служебных обязанностей. Полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало. Межрайонная ИФНС № 3 по Магаданской области в связи с территориальной отдаленностью местонахождения просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
На основании частей 3 - 5 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Судом установлено, что ФИО1 с 24 февраля 2015 года назначена на должность государственной гражданской службы в Межрайонную ИФНС № 3 по Магаданской области, в этот же день с истицей заключен служебный контракт № 3 сроком на 1 год о прохождении службы в должности заместителя начальника отдела камеральных проверок.
Дополнительными соглашениями к служебному контракту № 1 от 16 февраля 2016 года и № 2 от 9 февраля 2017 года срок действия служебного контракта с ФИО1 продлен по 23 февраля 2018 года.
Приказом ответчика от 24 февраля 2015 года № 16 л/с на истицу возложено исполнение обязанностей начальника отдела камеральных проверок (л.д. 50).
В период с 27 февраля по 23 марта 2017 года приказом от 8 февраля 2017 года № 26к истице был предоставлен очередной отпуск.
На основании заявления ФИО1 от 17 марта 2017 года приказом ответчика от 17 марта 2017 года № 24 л/с служебный контракт от 24 февраля 2015 года № 3 расторгнут, истица освобождена от должности государственной гражданской службы с 31 марта 2017 года и уволена по собственной инициативе, пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», в связи с переездом к новому месту жительства.
Решением Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от 20 июня 2017 года № 4 дсп утвержден механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области от 26 июля 2017 года № 5дсп на основании решения Комиссии по оценке эффективности деятельности Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области от 19 июля 2017 года № 2 дсп утверждены размеры материального стимулирования федеральных государственных служащих инспекции за 1 квартал 2017 года, принято решение выплату материального стимулирования за указанный период ФИО1 не производить.
Порядок и условия возмещения морального вреда работнику определены статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
По смыслу положений статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя и зависит от его усмотрения.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ), устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты)
Частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Материалами дела подтверждается, что пунктом 9 служебного контракта от 24 февраля 2015 года № 3 ФИО1 установлено денежное содержание, которое состоит из должностного оклада в размере <.......> руб. в месяц, оклада за классный чин в размере <.......> руб., ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе 20 % от оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы 100 % от оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей.
В силу пункта 3 данного постановления материальное стимулирование осуществляется в Федеральной налоговой службе сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.
Во исполнение указанного выше постановления разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н (далее – Порядок).
Пунктами 2, 3 данного Порядка предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками инспекций межрайонного уровня, находящихся в непосредственном подчинении управления, в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов.
Для проведения оценки эффективности и качества исполнения должностных обязанностей гражданским служащим, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов налоговой службы, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.
Начальниками налоговых органов устанавливаются порядок работы комиссий и их персональный состав, а также утверждаются решения комиссии.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области от 19 апреля 2016 года № 1-дсп в новой редакции утвержден порядок работы комиссии данного налогового органа по оценке эффективности деятельности территориального налогового органа и внесены изменения в персональный состав комиссии.
В соответствии с пунктами 4 - 4.3 порядка работы комиссии при увольнении гражданского служащего комиссия вправе в каждом конкретном случае признать причину увольнения уважительной и принять решение о выплате суммы материального стимулирования за фактически отработанное время. В случае отсутствия подтверждающих документов, комиссия вправе признать причину увольнения неуважительной и принять решение не выплачивать сумму материального стимулирования.
При увольнении гражданского служащего в связи с переездом к новому месту жительства, которое на момент выплаты суммы материального стимулирования за расчетный период подтверждено документально, комиссия учитывает критерии оценки качества выполнения гражданским служащим должностных обязанностей: достижение высоких показателей при особой напряженности труда, определенной большим объемом работ в сжатые сроки, своевременность и оперативность выполнения поручений, качество выполнения работ, выполнение служебной дисциплины, наличие либо отсутствие дисциплинарных взысканий, замечаний со стороны руководства инспекции по служебной деятельности.
Согласно пункту 2.3 механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, утвержденного решением Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от 20 июня 2017 года № 4 дсп, решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты суммы материального стимулирования за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени принимает для гражданских служащих налоговых органов – руководитель (начальник) (исполняющий обязанности руководителя (начальника)) соответствующего налогового органа.
Разделом 4 механизма установлены критерии оценки качества выполнения гражданским служащим налоговых органов должностных обязанностей, которые также включают: достижение высоких показателей при особой напряженности труда, определенной большим объемом работ в сжатые сроки; своевременность и оперативность выполнения поручений, качество выполнения работ, выполнение служебной дисциплины, личное участие гражданского служащего в выполнении оформленных в установленном порядке срочных и ответственных работ и заданий, способность эффективно заменять временно отсутствующих гражданских служащих отдела и т.д.
Таким образом, материальное стимулирование гражданских служащих производится в пределах доведенных до конкретного налогового органа средств материального стимулирования, а размер суммы материального стимулирования государственного гражданского служащего определяется начальником налогового органа по представлению комиссии по эффективности деятельности налогового органа.
Как следует из протокола заседания комиссии по оценке эффективности деятельности Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области от 19 июля 2017 года № 2дсп, сумму материального стимулирования за фактически отработанное время в 1 квартале 2017 года уволенной 31 марта 2017 года ФИО1 по собственной инициативе в связи с переездом к новому месту жительства решено не производить, поскольку уволенный работник не выбыл к новому месту жительства.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 не оспаривала, что фактически к новому месту жительства до настоящего времени не выехала.
Согласно уведомлению муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования «Центр детского творчества п. Ягодное» от 6 октября 2017 года № 206 на основании приказа от 3 июля 2017 года № 130-Л с ФИО1 заключен трудовой договор о работе в должности секретаря.
Из отзыва ответчика от 6 октября 2017 года (л.д. 33-37), пояснений начальника Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области С. , данных в судебном заседании 14 ноября 2017 года, следует, что при решении вопроса о выплате ФИО1 суммы материального стимулирования в 1 квартале 2017 года начальником налогового органа наряду с решением вышеуказанной комиссии учитывались и критерии оценки качества выполнения истицей должностных обязанностей.
Согласно письму Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области от 15 февраля 2017 года № 08-24дсп/0344дсп@ Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области поручено направить пояснения причин отсутствия на информационном ресурсе «Трансфертная цена» федерального уровня бухгалтерской отчетности за 2015 год налогоплательщиков, представивших уведомления о контролируемых сделках и перечисленных в списке МИ ФНС России по ценам,.
Из ответа начальника Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области от 24 апреля 2017 года № 02-40/0349дсп следует, что причиной несвоевременной выгрузки бухгалтерской отчетности послужила низкая исполнительская дисциплина и отсутствие контроля и.о. начальника отдела камеральных проверок ФИО1 (л.д. 161). В связи с увольнением ФИО1 проведение служебной проверки невозможно.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области от 26 июля 2017 года № 5дсп принято решение о том, чтобы выплату материального стимулирования в 1 квартале 2017 года ФИО1 не производить.
Разрешая заявленные требования, установив фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд исходил из того, что разрешение вопроса о выплате указанной суммы материального стимулирования относится к исключительной компетенции представителя нанимателя, который, реализуя данные полномочия в соответствии с установленным порядком, не нашел оснований для её выплаты истице, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании указанной суммы материального стимулирования и производных требований о компенсации морального вреда.
При этом судебная коллегия отмечает, что оценка эффективности и качества выполнения работы конкретным гражданским служащим налогового органа является прерогативой работодателя, а отсутствие дисциплинарных взысканий само по себе не свидетельствует о ненадлежащей оценке работодателем выполнения истцом должностных обязанностей и необходимости выплаты ей средств материального стимулирования в определенном размере.
Вопреки доводам жалобы о несогласии с толкованием ответчиком уважительности причин увольнения в связи со сменой места жительства и необходимости предоставления документов, подтверждающих фактический переезд, выводы комиссии по оценке эффективности деятельности Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области соответствуют пунктам 4 -4.3 порядка работы указанной комиссии налогового органа, утвержденного приказом начальника Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области от 19 апреля 2016 года № 1-дсп.
Ссылки в жалобе о том, что на заседание комиссии она не приглашалась, о нем не извещалась и не имела возможности пояснить о причинах невыезда из пос. Ягодного, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с порядком работы комиссии по оценке эффективности деятельности Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области (пункты 2 - 3) в её работе участвуют только члены комиссии либо лица, замещающие должность отсутствующего, и направление уведомлений иным лица о её заседаниях не предусмотрено.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о дискриминации в отношении ФИО1, судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 15 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Выглев
Судьи И.Ю. Бельмас
А.А. Вилер